Фикх Хадис

Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Часть 7: Положение о вуду (омовении). Фарзы омовения 

ПОЛОЖЕНИЯ О ВУДУ (ОМОВЕНИИ)

В предыдущих хадисах вместе с намазом упомянуто и омовение также. Омовение является обязательным для намаза, нет намаза без омовения.

قال اللهُ تعالى: يآ أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوْا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلوٰة فاغْسِلُوْا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوْا بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ (المائده

Аллах Та‘аля сказал: «О вы, которые уверовали, когда встаёте на намаз, то мойте ваши лица и руки до локтя, протирайте голову и мойте ваши ноги до щиколоток». («Трапеза» 6).

В этом аяте упомянуты фарзы омовения и сказано: Когда встаёте для намаза, то помойте такие-то части тела и протрите такие-то части тела, т.е. совершите омовение.

عن جابر قال قال رسول اﷲﷺ مفتاح الجنة الصلوٰة ومفتاح الصلوٰة الطهور رواه احمد (مشكوٰة ج١ ص٣٩

Джабир (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Ключ от джанната – это намаз, и ключ от намаза – это омовение». («Мишкат» т. 1, стр. 39).

В другом хадисе сказано:

لا تقبل صلوٰة بغير طهور (مسلم ج١ ص١١٩ عن ابن عمر

«Никакой намаз не принимается без омовения». (Муслим т.1, стр. 119, передаёт ибн ‘Умар, радиаллаху ‘анху).

В другом хадисе сказано:

لا تقبل صلوٰة من احدث حتى يتوضأ (بخارى ج١ ص٢۵ عن ابى هريرة

«Кто испортил омовение, его намаз не засчитывается, пока не сделает омовение». (Бухари т.1, стр. 65, передаёт Абу Хурайра, радиаллаху ‘анху).

كان رسول اﷲ ﷺ يتوضأ لكل صلوٰة وكان احدنا يكفيه الوضو ما لم يحدث رواه الدارمى (مشكوٰة ج١ ص٤٧

Анас (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) для каждого намаза совершал омовение, а нам достаточно совершить только один раз, пока не осквернились (пока не испортили омовение). (Мишкат, т. 1, стр. 47).

ДЕЛАТЬ ОМОВЕНИЕ, КАК СЛЕДУЕТ

Омовение также надо делать, как следует, соблюдая его фарзы, суннаты и мустахабат (желательное), чтобы получить те награды, которые обещаны в хадисах, и уберечься от наказания за омовение, совершенное неправильно.

عن عبد اﷲ بن عمروقال رجعنا مع رسول اﷲ ﷺ من مكة الى المدينة حتى اذاكنا بماء بالطريق تعجل قوم عند العصر فتوضؤا وهم عُجَّال فانتهينا اليهم واعقا بهم تلوح لم يمسها الماء فقال رسول اﷲﷺ ويل للاعقاب من الناراسبغوا الوضوء (مسلم ج١ ص١٢۵)

‘Абдуллах ибн ‘Амр (радиаллаху ‘анху) передаёт: «Мы возвращались вместе с Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) из Мекки в Медину. Когда мы проходили через воду, то некоторые люди спешили на ‘аср. Они сделали омовение в спешке, а когда мы подошли туда, то обнаружили, что их пятки остались сухими, на что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Гибель пяткам в джаханнаме! Совершайте омовение, как следует». (Муслим т. 1, стр. 125).

Это было предостережение о наказании за омовение, совершенное небрежно. А с другой стороны, люди, которые совершают омовение, как следует, и не оставляют сухого места на омываемых частях тела из-за спешки, соблюдая его фарзы, суннаты и мустахабаты, получают награды, которые приведены в хадисах:

من توضا فاحسن الوضوء خرجت خطاياه من جسده حتى تخرج من تحت اظفاره (مسلم ج١ ص١٢۵ عن عثمان

«Кто сделает омовение, как следует, его грехи смываются с его тела, даже из-под ногтей». (Муслим т.1, стр. 125).

В другом хадисе Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил:

ان امتى يدعون يوم القيامة غرالمحجلين من اٰثار الوضوء فمن استطاع منكم ان يطيل غرّته فليفعل (بخارى ج١ ص٢۵)

«Мою общину позовут в День Суда. И из-за следов омовения их лица, руки и ноги будут блестеть. Кто из вас может увеличить свой блеск, пусть увеличит». (Бухари т.1, стр. 25).

ФАРЗЫ ОМОВЕНИЯ

Как было сказано выше, в аяте Корана:

يآ أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوْا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلوٰة الصَّلوٰة الخِ

«О вы, которые уверовали, когда встаёте на намаз» — упомянуты фарзы омовения. Ещё раз посмотрите перевод этого аята, там упоминаются только четыре фарза из обязательных действий омовения:

1. Мыть лицо.
2. Мыть обе руки, включая локти.
3. Протереть голову (масах головы).
4. Мыть обе ноги, включая щиколотки.

В священном аяте сказано протирать голову, но какую часть головы? Достаточно ли совершить масах одной-двух волосинок, или надо протереть всю голову или половину, или надо совершить масах одной четвертой части головы? В аяте нет подобных объяснений. Поэтому Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) растолковал краткое выражение аята своим действием, указав тем самым, что фарзом является протирание одной четвертой части головы.

Мугира (радиаллаху ‘анху) рассказывает:

ان النبى ﷺ توضأ فمسح بناصيته (مسلم ج١ ص١٣٤

«Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершил омовение и сделал масах равно размеру своего лба».

В другом хадисе сказано:

مسح على الخفين ومقدم راسه (مسلم ج١ ص١٣٤،ابوداؤد ج١ ص٣١

«Совершил масах ичигов и передней части головы».

Передняя часть головы или лоб означают одно и то же, потому что лоб равен одной четвертой части головы.

Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Из книги: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *