Коран Фикх Хадис

Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Часть 4: Упоминание пятикратного намаза в Коране и хадисах 

Упоминание пятикратного намаза в Коране

В Коране в следующих аятах упоминается пятикратный намаз:

(وَأَقِمِ الصَّلوٰة طَرَفَى النَّهَارِ وَزُلَفًا مِّنَ اللَّيْلِ إِنَّ الْحَسَنَاتِ يُذْهِبْنَ السَّـيِّئَاتِ ذَالِكَ ذِكْرْىٰ لِلذَّاكِرِينَ (هود

1. «Выстаивай намаз в обоих концах дня и в ближнюю часть ночи. Истинно, хорошие дела уничтожают плохие. Это есть напоминание для вспоминающих». («Худ» 114).

Соответственно мнениям толкователей Корана, «в обоих концах дня» рассказано о времени намазов фаджр, зухр и ‘аср, «и в ближнюю часть ночи» указывается на время магриба и ‘иша намазов. (см. тафсир Абу Са‘уда ‘Али Хамша «Тафсир кабир» т.5, стр.145 и стр.142, тафсир «Рухуль ма‘ани» т.12, стр. 156 и тафсир «Джалалейн» т. 1, стр. 189)

فَسُبْحٰنَ اللهِ حِيْنَ تُمْسُوْنَ وَحِيْنَ تُصْبِحُوْنَ ﴿﴾ وَلَهُ الْحَمْدُ فِى السَّمٰوٰتِ وَالْأَرْضِ وَعَشِيًّا وَّحِيْنَ تُظْهِرُوْنَ﴿﴾ يُخْرِجُ الْحَىَّ مِنَ الْمَيِّتِ ويُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَىِّ وَيُحْىِ الْاَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا ط وَكَذٰلِكَ تُخْرَجُوْنَ﴿﴾ (روم

2. «Хвала же Аллаху, когда настает для вас вечер и когда начинается утро. Слава Ему на небесах и на земле, во время предвечернее и в полдень. Выводит Он живое из мёртвого и мёртвое из живого, оживляет Он землю, после того как иссохла она. Таким же образом будете выведены и вы (из могил)». («Римляне» 17-19).

В этом аяте упомянуто четыре слова: “маса”, “субх”, “‘аши” и “зухр”. Под “субх” и “зухр” имеется в виду фаджр (утренний) намаз и зухр (полуденный) намаз – это очевидно. «‘Аши» означает последнюю часть дня, когда солнце бывает ближе к заходу, и ясно, что под этим имеется в виду ‘аср намаз. Слово “маса” включает в себя оба намаза, магриб и ‘иша. (см. тафсир «Джалалейн» т. 2, стр. 342 и тафсир “Рухуль ма‘ани” т.21, стр. 28).

(فَاصْبِرْ عَلٰى مَا يَقُولُونَ وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ قَبْلَ طُلُوعِ الشَّمْسِ وَقَبْلَ الْغُرُوبِ. وَمِنَ اللَّيْلِ فَسَبِّحْهُ وَأَدْبَارَ السُّجُودِ. (ق

3. «(О Посланник!) Терпи же, что они говорят (кафиры), и прославляй хвалою Господа твоего до восхода солнца и перед заходом, и ночью прославляй Его, и при конце поклонения». («Каф» 39,40).

“До восхода солнца” имеется в виду фаджр намаз, “перед заходом солнца” означает ‘аср намаз и под “ночью прославляй” говорится о намазах магриб и ‘иша. Таким образом, здесь упомянуто о временах четырех намазов, но, по мнению некоторых толкователей Корана, слово “перед заходом солнца” включает в себя оба намаза: ‘аср и зухр. Следовательно, упомянуто время пяти намазов. (см. тафсир “Джалалейн” т. 2, стр. 143, тафсир “Рухуль ма‘ани” т.26, стр. 193 стр. 142 и “Тафсир кабир” т.7, стр. 245).

(أَقِمِ الصَّلوٰة لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلٰى غَسَقِ اللَّيْلِ وَقُرْآنَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا. (الاسراء

4. Аллах Та‘аля сказал Посланнику (салляллаху ‘алейхи уа саллям): «Выстаивай намаз с того времени, когда солнце начнёт склоняться (после полудня), до ночного мрака (т.е. зухр, ‘аср, магриб и ‘иша намазы), и читайте Коран (в намазе) утром. Истинно, Коран утром свидетельствуется (ангелами)». («Ночной Перенос» 78).

В этом аяте, указывая на пять намазов, упомянуто о фаджр намазе особо, потому что в это время присутствуют и дневные, и ночные ангелы. (Ибн Маджа стр. 245).

(حَافِظُوْا عَلَى الصَّلَوَاتِ والصَّلوٰة الْوُسْطَى وَقُومُوْا لِلّٰهِ قَانِتِينَ (بقره

5. «Охраняйте молитвы и молитву среднюю и стойте (в намазе) с кунутом (почтением) к Аллаху». («Корова» 238).

В этом аяте приказано охранять свои намазы и особенно подчеркивается средний намаз. Какой намаз имеется в виду под “средней молитвой”, в этом учёные расходятся во мнениях. Соответственно более предпочтительному мнению – это означает намаз ‘аср. (Муслим т.1, стр. 226). И причиной, по которой особенно подчеркивается данный намаз, является то, что, как во время фаджра, в это время тоже присутствуют и дневные, и ночные ангелы, которые записывают поступки людей. (Бухари т.1, стр. 79, передатчик хадиса Абу Хурайра, радиаллаху ‘анху).

Упоминание пятикратного намаза в хадисах

Упоминание пяти намазов часто встречается в хадисах. Из хадисов о ми‘радже (вознесении) становится известно, что вначале было сделано фарзом пятьдесят намазов, но, послушав Мусу (‘алейхи салям), Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) несколько раз возвращался и обращался к Аллаху Та‘аля. Таким образом, количество намазов уменьшилось до пяти, но награды за них как за пятьдесят.

هى خمس وهى خمسون (بخارى ج١، ص۵١

«Этих намазов пять, но по наградам они равны пятидесяти намазам». (Бухари т.1, стр. 51).

1. Однажды кто-то спросил у Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям) о фарзах в исламе. Самые первые слова, которые произнёс Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в ответ были следующие:

خمس صلوات فى اليوم والليلة (مسلم ج١، ص٣٠

«Пять намазов в течение суток». (Муслим т.1, стр. 30 ).

عن عبادة بن الصامت قال قال رسول اﷲﷺ خمس صلوات افترضهن اﷲ الخ (نسائى ج١، ص٨٠

2. ‘Убада ибн Самит (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Есть пять намазов, которые Аллах Та‘аля сделал фарзом». (Насаи т.1, стр. 80).

3. В риваяте от Абу Умамы сказано:

صلوا خمسكم (مشكوٰة ج١، ص۵٨

«Читайте свой пятикратный намаз». («Мишкат» т.1, стр. 58).

Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Книга: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *