Коран Фикх

Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Часть 19: Кыраат маснуна, т.е. чтение Корана по суннату

Для намаза фаджр: В фаджр намазе Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) иногда читал суру “Каф” قٓ وَالْقُراٰنِ الْمَجِيْد “Ат-Такуир” وَاللَّيْلِ اِذَا عَسْعَسَ и “Аль-Муминун”, а иногда 12 аятов суры “Бакара” قُولُوْا آمَنَّا بِاللهِ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْنَا начиная с 136 аята, и аяты суры “Аль-‘Имран”, начиная с 64 аята:

يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْا إِلَى كَلِمَةٍ سَوَاء بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ

Иногда читал  “Ат-тур”, “Ат-такуир” اِذََالشَّمْسُ كُوِّرَتْ…. (Абу Дауд т.1, стр.134. Бухари т.1, стр.106, Насаи т.1, стр. 151)

В пятницу в первом рака‘ате фаджр намаза читал суру “Ас-сажда”, а во втором рака‘ате читал “Аль-инсан”. (Бухари т.1, стр. 122)

Для зухр намаза: В зухр намазе Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал суру «Аль-Ляйль» وَاللَّيْلِ اِذَا يَغْشٰى и “Аль-А‘ля” سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلٰى («Мишкат» т. 1, стр. 79)

В одном хадисе сказано: «Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в зухр намазе делал кыям столько времени, за которое можно читать суру “Ас-Сажда” الم تنزيل السجده». В некоторых хадисах сказано, что он делал кыям, равный чтению 30 аятов. (Муслим т.1, стр. 185)

Для ‘аср намаза: В ‘аср намазе Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал суру “Аль-Ляйль” и “А‘ля”. А иногда читал суру “Аль-Бурудж” وَالسَّمَاءِ ذَاتِ الْبُرُوْجِ и суру “Ат-Тарик”. («Мишкат» т.1, стр. 79, Абу Дауд т.1, стр. 133)

Абу Са‘ид Аль-Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в первых двух рака‘атах ‘аср намаза делал кыям, равный половине кыяма первых двух рака‘атов намаза зухр. (Муслим т.1, стр. 185)

Для магриб намаза

В магриб намазе Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) иногда читал суру “Ат-Тур” или “Аль-Мурсалят”, а иногда в обоих рака‘атах читал полностью суру “Аль-А‘раф” также читал суру “Ад-Духан” حم الدخان, “Аль-Кафирун” и “Аль-Ихляс”. (Бухари т.1, стр. 105, Муслим т.1, стр. 187, Ибн Маджа, стр. 60)

Для ‘иша намаза

В намазе ‘иша Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал иногда суру “Ат-Тин”, а иногда суру “Аль-Ляйль”. (Бухари т.1, стр. 105, Муслим т.1, стр. 187)

Также он велел читать в намазе ‘иша суру “Аш-Шамс”, “Аль-Ляйль” и “Аль-А‘ля”. (Насаи т.1, стр. 155)

Для уитр намаза

Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в первом рака‘ате уитр намаза читал суру “Аль-А‘ля”, во втором рака‘ате ―  “Аль-Кафирун”, а в третьем рака‘ате читал суру “Аль-Ихляс”. (Тирмизи т.1, стр. 61, Насаи т.1, стр. 251)

Иногда в трёх рака‘атах читал девять сур, т.е. в каждом рака‘ате читал по три суры и последняя из них бывала сура “Аль-Ихляс”. (Тирмизи т.1, стр. 61)

Для джум‘а намаза

В первом рака‘ате намаза джум‘а Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал суру “Аль-Джум‘а”, во втором рака‘ате читал “Аль-Мунафикун” اِذَا جَاءَكَ الْمُنَافِقُوْنَ. Иногда читал суру “Аль-А‘ля” и “Аль-Гашия”. (Муслим т.1, стр. 287-288)

Для намаза обоих ‘идов

В ‘ид намазах Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал те же самые суры, которые читал в намазе джум‘а. А если ‘ид наступал в день джум‘а, то в обоих намазах читал одни и те же суры. (Муслим т.1, стр. 288)

В намазах ‘ида он иногда читал суру “Каф” и “Аль-Камар” اِقْتَرَبَتِ السَّاعَةُ. (Муслим т.1, стр. 291)

Из подробностей, переданных сподвижниками Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) о чтении Корана в намазах, в общем порядке становится известно, что является суннатом и мустахабом в намазах фаджр и зухр читать “тыуали муфассаль”, в ‘аср и ‘иша намазах “аусаты муфассаль” и в магриб намазе “кысари муфассаль”. (Насаи т.1, стр. 154, «Мишкат» т.1, стр. 80)

Тыуали муфассаль: начиная с суры “Аль-Худжурат” («Покои») двадцать шестого джуза до “Аль-Бурудж” (“Знаки зодиака”).

Аусаты муфассаль: начиная с суры “Ат-тарик” (“Ночной путник”) до суры “Аль-Байина” (“Ясное знамение”).

Кысари муфассаль: начиная с “Аз-зильзаль” (“Землетрясение”) до “Ан-нас” (“Люди”).

Длинные суры надо читать в том случае, если есть время спокойно почитать намаз. Иначе во время путешествия или других важных нужд, соответственно обстоятельствам, вместо больших сур можно читать маленькие, и это доказано практикой Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Однажды Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в первом рака‘ате утреннего намаза прочитал суру “Аль-Кафирун”, а во втором рака‘ате прочитал “Аль-Ихляс”. Иногда в обоих рака‘атах читал суру “Аль-Зильзаль”. (Абу Дауд т.1, стр. 134)

Однажды во время путешествия в первом рака‘ате утреннего намаза прочитал суру “Аль-Фаляк”, а во втором рака‘ате прочитал суру “Ан-Нас”. (Насаи т.1, стр. 151)

В обоих рака‘атах утреннего намаза и в первых двух рака‘атах магриба и ‘иша Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал Коран вслух, также он читал Коран вслух в намазе джум‘а и обоих ‘идов. Во всех рака‘атах намазов зухр и ‘аср, и в третьем рака‘ате магриба и в двух последних рака‘атах ‘иша намаза он читал Коран про себя. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал другую суру после суры “Фатихи” только в первых двух рака‘атах, а в третьем или четвёртом рака‘ате читал только суру “Фатиха”. В первом рака‘ате он читал Коран больше, чем во втором. (См.: «Мишкат» т.1 стр. 78, “Баб Аль-Кыраат фис-салят”).

В рака‘атах, где читается Коран ещё после “Фатихи”, надо читать какую-нибудь суру или несколько аятов. Если аяты маленькие, то надо читать минимум три аята, а если аят большой, то один, но он должен быть равен трём маленьким. Так как это подтверждается из практики Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и его сподвижников.

Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Книга: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *