Фетвы Фикх

Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Часть 18: Обязанности имама и муктади

Обязанности имама

Имам должен смотреть за состоянием муктади. И нельзя ему читать кыраат длиннее, чем то, что является сунной, или делать долгие руку‘ и сажда, в которых можно прочитать тасбихат больше, чем положено по сунне. Конечно же, если он читает намаз отдельно, то пусть читает долго, сколько пожелает.

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

اذا صلى احد كم للناس فليخفف فان فيهم الضعيف والسقيم و الكبير واذاصلى احد كم لنفسه فليطول ماشاء (بخارى ج١ ص٩٧)

«Когда кто-нибудь из вас проводит намаз, то пусть проводит лёгкий намаз, потому что в джама‘ате находятся разные люди: слабые, старики и больные. И когда читает намаз отдельно, пусть удлиняет, сколько пожелает». (Бухари т.1, стр. 97)

В другом хадисе сказано:

فايكم ماصلى بالناس فليتجوز فان فيهم الضعيف والكبير وذا الحاجة (بخارى ج١ ص٩٧)

«Когда из вас кто-нибудь проводит намаз, то пусть читает немного быстрее, потому что в джама‘ате также участвуют слабые, старики и те, у кого есть дела». (Бухари т.1, стр. 97)

Обязанности муктади

Муктади должен следовать полностью за своим имамом. Надо сделать намерение с имамом и вместе с ним надо совершить руку‘, сажда, каума, джальса, салям и т.д., не раньше имама, а чуть позже. То есть не разрешается начинать намаз, совершать руку‘, сажда и салям раньше имама и также нельзя сильно задерживаться. Например, если имам уже поднял голову из сажда, а ты только пошёл в сажда, в этом случае намаз не будет действительным.

 ذات يوم فلما قضى صلاته اقبل عليهنا بو جهه فقال ايها الناس انى امامكم فلاتسبقونى بالركوع ولا بالسجود ولا بالقيام (مسلم ج١ ص١٨٠)

Анас (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Однажды Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) провёл намаз, а после завершения намаза обратился к нам и сказал: «О люди! Я ваш имам, так не опережайте меня в руку‘е, сажда и кыяме». (Муслим т.1, стр. 180)

В той версии этого хадиса, которую передал Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) сообщается:

لاتبادر وا الامام اذا كبّر فكبّروا (مسلم ج١ ص١٧٢)

«Не опережайте имама. Когда он произнесёт “Аллаху акбар”, тогда вы произнесите “Аллаху акбар”». (Муслим т.1, стр. 172)

Человек, который поднимает голову раньше имама во время руку‘а и сажда, для него приведены сильные предупреждения о наказании.

 اما يخشى الذى يرفع راسه قبل الامام ان يحول اﷲ راسه راس حمار (بخارى ج١ ص٩٦ ، مسلم ج١، ص١٨١)

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Разве не боится тот человек, который поднимает свою голову раньше имама, что Аллах превратит его голову в ослиную». (Бухари т.1, стр. 96, Муслим т.1, стр. 181)

Муктади должен повторять весь намаз за имамом, но не читать Коран вместе с имамом, будь то сура «Фатиха» или какая другая сура. Ему надо молча слушать кыраат имама.

 انما جعل الامام ليؤتم به فاذاكبر فكبّروا واذاقرأ فانصتوا (ابن ماجه ٦١)

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Имама сделали для того, чтобы за ним следовали. Когда он произнесёт “Аллаху акбар”, вы тоже произносите “Аллаху акбар”, а когда он читает Коран, то молчите». (Ибн Маджа, стр. 61)

Тот же самый хадис приведён в Насаи т.1, стр. 146.

В хадисе Муслима, который передали Абу Хурайра и Катада (радиаллаху ‘анхума), также сказано:

واذا قرأ فانصتوا (مسلم ج١ ص١٧٤)

«И когда читает Коран, то молчите». (Муслим т.1, стр. 174)

Муктади должен присоединиться к имаму, в каком бы состоянии тот ни был. Если он успел присоединиться в руку‘е, то успел на данный рака‘ат, иначе рака‘ат не засчитывается.

 شيئا ومن ادرك ركعة فقد ادرك الصلوٰة (ابو داؤد ج١ ص١٤۵)

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда вы приходите на намаз, если мы находимся в сажда, то вы тоже идите в сажда и не засчитывайте его, а кто успел на рака‘ат, тот успел на намаз». (Абу Дауд т.1, стр. 145)

Все единодушно согласны, что в этом хадисе рака‘ат означает руку‘ (смотрите дополнительные подробности по этому вопросу на стр. 272)

В другом хадисе, который передали ‘Али (радиаллаху ‘анху) и Му‘аз ибн Джабаль (радиаллаху ‘анху), Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

اذا اتى احد كم الصلوٰة والامام على حال فليصنع كما يصنع الامام (ترمذى ج١ ص٧٦)

«Если кто-нибудь из вас приходит на намаз, и имам находится в каком-то состоянии, то он должен совершать то, что совершает имам». (Тирмизи т.1, стр. 76)

Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Книга: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *