Ценности джама‘ата
Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорит:
صلوٰة الجماعة تفضل صلوٰة الفذ بسبع وعشرين درجة (بخارى ج١ ص٨٩ عن عبدالله بن عمر)
«Намаз с джама‘атом лучше, чем намаз по отдельности, в 27 раз». (Бухари т.1, стр. 89, передаёт ‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума))
В другом хадисе сказано: «Клянусь Тем, в Чей власти моя душа, я бы приказал собрать дров и призвать людей на намаз, назначив кого-нибудь имамом, а потом пойти к тем, кто не явился на намаз, и сжечь их дома вмести с ними». (Бухари т.1, стр. 89)
В другом хадисе добавлено: «Если бы я не думал об их детях и женщинах (то, что они погибнут невиновными), то обязательно сделал бы это». («Мишкат» т.1, стр. 98, «Муснад Ахмад»)
Однажды один слепой сахаба спросил: «О Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), нет никого, кто бы мог меня привести в мечеть, можно ли мне читать намаз дома?». Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) разрешил ему, но когда он начал уходить, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) позвал его и спросил: «Слышишь ли ты азан?» Он ответил: «Да». Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал ему: «Тогда обязательно участвуй в джама‘ате». (Муслим т.1, стр. 232)
‘Абдуллах бин Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) говорит: «Если человек хочет встретить Аллаха в Судный день мусульманином, он должен читать пятикратный намаз в месте, где произнесён азан». Затем он сказал: «Если вы, оставив мечети, начнёте читать свои намазы в домах, как лицемеры, тогда это означает, что вы оставляете суннат своего Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям). И как только вы оставляете его сунну, то вы сбиваетесь с прямого пути». (Муслим т.1, стр. 232)
Минимальное количество людей в джама‘ате
Если есть два человека, то можно читать джама‘атом, один становится имамом, а другой муктади.
عن ابى موسٰى الاشعرى قال قال رسول الله ﷺ اثنان فما فوقهما جماعة (ابن ماجه ص٦٩)
Абу Муса Аш‘ари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Два или больше есть джама‘ат». (Ибн Маджа, стр. 69)
В этом случае имам должен поставить муктади чуть позади по правую сторону от себя. Если присоединяется ещё один муктади, то он должен встать в левую сторону от него, и имам в намазе продвигается вперёд (если есть место продвигаться вперёд), иначе муктади должны отходить назад и стать как в обычном джама‘ате. (Бухари т.1, стр. 100)
Кто имеет право стать имамом?
Тот человек имеет право стать имамом, кто имеет больше всех знаний. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) во время предсмертной болезни назначал Абу Бакра (радиаллаху ‘анху) имамом (Бухари т.1, стр. 93), хотя Убай ибн Ка‘б читал Коран красивее его. Сам Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «Самый хороший кари (чтец) из вас – это Убай ибн Ка‘б».
Но несмотря на то, что он присутствовал, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал Абу Бакру (радиаллаху ‘анху) проводить намаз. Имам Бухари (рахматуллахи ‘алейхи) назвал эту главу следующим образом: «Люди, обладатели знания, имеют больше прав стать имамом».
Выравнивания рядов:
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
سوّوا صفو فكم فان تسوية الصفوف من اقامة الصلوة متفق عليه الا ان عن مسلم من تمام الصلوٰة (بخارى ج١ ص١٠٠، مسلم ج١ ص١٨٢)
«Выравнивайте свои ряды, так как выравнивание рядов является частью совершенства намаза». (Бухари т.1, стр. 100)
А в сборнике Муслима сообщается: «Является одним из признаков совершенства намаза». (Муслим т.1, стр. 182)
Выравнивать ряды надо так, чтобы люди стояли плечом к плечу.
عن ابى مسعود الانصارى قال كان رسول الله ﷺ يمسح مناكبنا فى الصلوٰة ويقول استووا و لا تختلفوا فتختلف قلوبكم (مسلم ج١ ص١٨١)
Абу Мас‘уд Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что обычно (перед началом) намаза Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), брал нас за плечи и говорил: «Выравнивайте и не нарушайте единообразия, иначе ваши сердца разобщатся». (Муслим т.1, стр. 181)
В другом хадисе сказано:
رصّوا صفوفكم وقاربوا بينهما وحاذوا بالاعناق فوالذى نفسى بيده انى لارى الشيطان يدخل من خلل الصف كانها الحذف (ابو داؤد ج١ ص١٠٤)
«Смыкайте ваши ряды, сближайте их друг с другом и держите шеи на одной линии, клянусь тем, в Чьей власти моя душа, я вижу, как шайтан проникает через промежутки, подобно маленькому ягнёнку». (Абу Дауд т.1, стр. 113)
В другом хадисе приводится:
خياركم الينكم منا كب فى الصَّلوٰة (ابو داؤد ج١ ص١١٤)
«Лучшим из вас является тот, кто держит свои плечи мягкими». (Абу Дауд т.1, стр. 114)
Т.е. если кто-нибудь трогает вас за плечо и тем самым просит выровнять ряд, не следует противиться ему из-за упрямства.
Несколько хадисов о том, что надо стоять плечом к плечу:
سوّوا صفوفكم وحاذوا بين مناكبكم وليّنوا فى ايدى اخوانكم وسدوا الخلل رواه احمد (مشكوٰة ج١ ص٩٩)
«Выравнивайте свои ряды, стойте плечом к плечу, уступайте рукам ваших братьев и заполняйте пустоты». («Мишкат» т.1, стр. 99)
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт:
اقيموا الصفوف وحاذوا بين المناكب رواه ابوداؤد (مشكوٰة ج١ ص٩٩)
«Выравнивайте свои ряды и держитесь плечом к плечу». («Мишкат» т.1, стр. 99)
Порядок рядов
Ряды надо строить таким образом, чтобы имам стоял посередине, затем построить сначала первый ряд, и когда он заполнится, то строить второй и после этого третий. Но надо обратить внимание, чтобы в первом ряду стояли совершеннолетние люди. Детей надо поставить в другом ряду, отдельно, и за ними должен быть ряд гермафродитов. (Абу Дауд т.1, стр. 114, передал Абу Малик Аль-Аш‘ари)
عن ابى هريرة قال قال رسول الله ﷺ توسطوا الامام وسد وا الخلل (ابو داؤد ج١ ص١١۵)
Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Поставьте имама посередине и заполните пустые места». (Абу Дауд т.1, стр. 115)
‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
ليلنى منكم اولوا الاحلام والنهى ثم الذين يلونهم ثلاثا (مسلم ج١ ص١٨١)
«Те из вас должны стоять рядом со мной, кто является разумным, совершеннолетним, а затем те, кто следует за ними». Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) повторил эти слова три раза. (Муслим т.1, стр. 181)
Анас (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
اتموا الصف الاول ثم الذى يليه فان كان من نقص فليكن فى الصف المؤخر (نسائى ج١ ص١٣١)
«Заполняйте первый ряд, затем второй, а если не хватает рядов, то пусть это будет последний ряд». (Насаи т.1, стр. 131)
Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Книга: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»