Фикх

Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Часть 14: Мустахаб (лучшее) время 

МУСТАХАБ (ЛУЧШЕЕ) ВРЕМЯ

До этого рассказали о начале и конце времени пяти намазов, теперь рассказывается о временах, в которых читать пятикратные намазы является мустахаб (желательнее).

МУСТАХАБ ВРЕМЯ ФАДЖР НАМАЗА.

Самое лучшее время для утреннего намаза – это когда становится светло, и чтобы оставалось столько времени до восхода солнца после совершения намаза, чтобы можно было повторить намаз, соответственно сунне, в случае ошибки.

عن رافع بن خديج قال سمعت رسول الله ﷺ يقول اسفروا بالفجر فانه اعظم للاجر (ترمذى ج١ص٢٢

Рафи‘ ибн Хадидж (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Читайте фаджр намаз, когда хорошо рассветёт, потому что это имеет большие награды». (Тирмизи т.1, стр. 22)

В Насаи приводится:

ما اسفر تم بالصبح فانه اعظم للاجر (ج١ ص٩٤

«Чем светлее в фаджр намазе, тем больше наград». (стр. 94)

В Ибн Маджа и Абу Дауде передали хадис:

اصبحوابالصبح فانه اعظم لاجوركم اولاجركم (ابن ماجه ص٤٩، ابوداؤد ج١ ص٧٦

«Читайте утренний намаз, когда наступает утро, как следует, потому что из-за этого вы получаете большие награды». (Ибн Маджа стр. 49, Абу Дауд т.1, стр. 76)

В книге “Мусаннаф ибн Аби Шейба приводится, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал Билялю (радиаллаху ‘анху):

نوربصلاة الصبح حتى يبصر القوم مواقع نبلهم من الاسفار (مصنف ابن ابى شيبه ج ۱ ص۳۲۱

«Читай утренний намаз, когда станет светло так, что люди начнут видеть цель стрельбы из лука». (т.1, стр. 321)

МУСТАХАБ ВРЕМЯ ЗУХР НАМАЗА

Зухр намаз летом лучше оттягивать, а зимой читать раньше. Как уже был приведён хадис Бухари и Муслима про зухр намаз:

فاذا اشتد الحرفابردو ابالصَّلوٰة (بخارى ج١ ص٧٧ ، مسلم ج١ ص٢٢٤

«Если сильная жара, то читайте намаз в прохладное время». (Бухари т.1, стр. 77, Муслим т.1, стр. 224)

Или как сказано в другом хадисе:

اذاكان اليوم الحار فابردوابالصلوٰة فان شدة الحرمن فيح جهنم (مسلم ج١ ص٢٢٤

«Если это жаркие дни, то откладывайте намаз, пока не будет прохладнее, ибо, поистине, сильная жара от дыхания ада». (Муслим т.1, стр. 224)

Следующий хадис является подтверждением того, что зимой надо читать зухр намаз раньше.

عن انس قال كان رسول الله ﷺ اذا كان الحرابرد بالصلوة واذا كان البرد عجّل. (نسائى ج١ ص٨٧، بخارى ج١ ص١٢٤)

Анас (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) летом читал зухр намаз в прохладное время, а зимой раньше». (Насаи т.1, стр. 87, Бухари т.1, стр. 124)

МУСТАХАБ ВРЕМЯ ‘АСР НАМАЗА

Откладывать ‘аср намаз является мустахабом (см. Тирмизи т.1, стр. 23 хадис передала Умми Салама (радиаллаху ‘анха), «Тафсир Кабир» т.5, стр. 142, под толкованием аята اَقِمِ الصَّلٰوةَ طَرَفَىِ النَّهَارَ… الخ, Бухари т.1, стр. 79, Абу Дауд т.1, стр. 59). Но нельзя откладывать настолько, чтобы солнце стало близко к заходу.

Анас (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

قال رسول الله ﷺ تلك صلوٰة المنافق يجلس يرقب الشمس حتى اذا اصفرت وكانت بين قرنى الشيطان قام فنقرها اربعًا لايذكرالله فيها الاقليلا (مسلم ج١ ص٢٢۵

«Это намаз мунафика (лицемера), если человек сидит и ждёт, когда солнце становится жёлтым и близко к заходу, тогда он встаёт и быстро четыре раза клюёт. И он не вспоминает Аллаха в своём намазе, или вспоминает очень мало». (Муслим т.1, стр. 225)

МУСТАХАБ ВРЕМЯ МАГРИБ НАМАЗА

Магриб намаз надо читать сразу после захода солнца, не откладывая.

عن ابى ايوب قال قال رسول الله ﷺ لايزال امتى بخير اوقال على الفطرة مالم يؤخروا المغرب الٰى ان تشتبك النجوم (ابوداؤد ج١ ص٧۵، ابن ماجه ص۵٠ عن عباس ومشكوٰة ج١ ص٦١

Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Моя община всегда будет во благах (или сказал: «будет в присущем им от рождения состоянии (то есть в исламе)») до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз до появления звёзд». (Абу Дауд т.1, стр. 75, Ибн Маджа, стр. 50, передал ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) и «Мишкат» т.1, стр. 61)

ВРЕМЯ ‘ИША НАМАЗА

Откладывать ‘иша намаз до полночи или до первой трети ночи лучше. (Бухари т.1, стр. 81, 77)

عن ابى هريرة قال قال رسول الله ﷺ لولا ان اشق على امتى لامرتهم ان يؤخروا العشاالٰى ثلث الليل اونصفه (ترمذى ج١ ص٢٣ ، ابن ماجه ص۵٠

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Если бы это не было тягостным для моей общины, я бы обязательно приказал им откладывать ‘иша намаз до половины или до первой трети ночи». (Тирмизи т.1, стр. 23, Ибн Маджа стр. 50)

Но если из-за откладывания намаза существует опасность, что много людей не будет участвовать в джама‘ате, из-за чего джама‘ат станет маленьким, тогда не надо оттягивать до этого времени. Как наступит время ‘иша намаза, надо читать его тогда, когда в нём сможет участвовать больше людей.

Джабир (радиаллаху ‘анху) рассказывает о привычке Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) относительно ‘иша намаза:

والعشاء اذاكثرالناس عجّل واذا قلّوا اخّر .(بخارى ج١ ص٨٠ ، ابوداؤد ج١ ص٧٣

«А ‘иша намаз он начинал в разное время, ибо когда он видел, что люди уже собрались, то начинал его пораньше, а когда видел, что люди медлят, то задерживал его (чтобы в намазе участвовало больше людей)». (Бухари т.1, стр. 80, Абу Дауд т.1, стр. 73)

Из этого следует, что надо учитывать количество людей. Намаз джама‘атом надо читать в такое время, в которое есть вероятность участия большего количества людей. И не надо назначать такое время для намаза, в котором есть опасение, что многие люди не будут в нём участвовать, потому что из-за количества людей в джама‘ате зависит награда за намаз.

МУСТАХАБ ВРЕМЯ ВИТР НАМАЗА

Человеку, который уверен, что проснётся раньше рассвета, лучше не читать витр намаз сразу после ‘иша намаза, а ему следует проснуться перед рассветом и читать витр.

عن جابر قال قال رسول الله ﷺ من خاف ان لايقوم من اٰخر الليل فليوتراوله ومن طمع ان يقوم آخره فليوتر آخرالليل مشهودة وذالك افضل (مسلم ج١ ص٢۵٨،مشكوٰة ج١ ص١١١

Джабир (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто боится, что не проснётся в последней части ночи, тому надо читать витр намаз в начале ночи, а кто надеется, что в конце ночи встанет, тому надо читать витр в конце ночи, потому что в намазе, который читается в конце ночи, участвуют ангелы. И это лучше». (Муслим т.1, стр. 258, «Мишкат» т.1 стр. 111)

Но человеку, который боится, что не проснется раньше рассвета, необходимо читать витр намаз вместе с намазом ‘иша, как это становится известно из самого хадиса. И “начало ночи” не означает раньше намаза ‘иша. Это значит после ‘иша, так как время витр намаза начинается после ‘иша, как было приведено в хадисе о времени витр намаза.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ НАЧАЛО ВРЕМЕНИ

Из вышеприведённых хадисов следует, что не каждый намаз читать в начале времени является суннатом и мустахабом. Иногда суннатом и мустахабом является откладывать какой-то намаз, а иногда читать его пораньше. Например, со ссылкой на Бухари и Муслима были приведены обе практики Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) касательно ‘иша намаза, (т.е. читать пораньше и откладывать). Таким же образом, при облачной погоде ‘аср намаз приказано читать пораньше. (Бухари т.1, стр. 83). Летом зухр намаз приказано читать в прохладное время, а зимой надо читать пораньше, об этом уже приведены хадисы. Также приведён хадис о фаджр намазе, что ради того, чтобы в нём участвовал большой джама‘ат, надо читать, когда рассветёт. Таким же образом, о витр намазе тоже было сказано, что тому, кто может проснуться перед рассветом, лучше читать витр намаз перед рассветом, а кто боится, что не проснется перед рассветом, тому надо читать его после ‘иша намаза.

Все приведённые хадисы являются ясным доказательством того, что считать суннатом и мустахабом чтение всех намазов в начале времени есть неосведомленность в хадисах. Например,

يا على ثلث لاتؤ خرها الصلوٰة اذا اتت والجنازة اذا حضرت والا يم اذا وجد تها لها كفواً (ترمذى ج١ ص٢٤

«О ‘Али! Не откладывай три вещи: намаз, когда его время наступило, похороны, когда всё готово, и замужество одинокой женщины, когда для неё нашёлся подходящий супруг». (Тирмизи т.1, стр. 24)

То есть: О ‘Али! Не откладывай намаз, когда наступает его мустахаб время. А в другом хадисе сказано:

الوقت الاول من الصلوٰة رضوان الله والوقت الآخر عفوالله (ترمذى ج١ ص٢٤ عن ابن عمر

«Начало времени намаза – это причина довольства Аллаха, а конечное время намаза – это прощение от Аллаха Та‘аля». (Тирмизи т.1, стр. 24 передал Ибн ‘Умар, радиаллаху ‘анху)

В другом хадисе сказано:

عن ام فروة قالت سئل النبى ﷺ اى الاعمال افضل قال الصلوٰة لاول وقتها (ترمذى ج١ ص٢٤ ، ابوداؤد ج١ ص٧٦)

Умми Фарда (радиаллаху ‘анха) передаёт, что у Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) спросили: «Какой наилучший поступок?». Он ответил: «Намаз, прочитанный в начале времени». (Тирмизи т.1, стр. 24, Абу Дауд т.1, стр. 76)

Здесь тоже “в начале времени” означает начало мустахаб времени, а не начало всего времени намаза.

Также есть другой хадис:

عن ابى ذرقال قال لى رسول الله ﷺ يا اباذركيف انت اذا كانت عليك امراء يميتون الصلوٰة اوقال يؤخرون الصلوٰة قلت يا رسول الله فما تامرنى قال صل الصلوٰة لو قتها فان ادركتها معهم فصله فانها لك نا فلة. (ابوداؤد ج١ ص٧٧)

Абу Зарр (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «О Абу Зарр! Как ты будешь поступать, когда придут над вами такие правители, которые погубят намаз» (или он сказал: «которые будут откладывать намаз»). Абу Зарр (радиаллаху ‘анху) спросил: «О Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям)! Что вы прикажете мне?». Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Читай намаз в своё время, а если придётся читать после этого с ними, то читай с ними тоже, это будет для тебя нафлем». (Абу Дауд т.1, стр. 77)

В одном хадисе сказано:

عن ابن مسعود قال قال لى رسول الله ﷺ كيف بكم اذا اتت عليكم امراء يصلون الصلوٰة لغير ميقا تها الخ . (ابوداؤد ج١ ص٧٧)

‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал ему: «Что будет с тобой, когда вами будут править такие, кто будет читать намаз, но в другое время». (Абу Дауд т.1, стр. 77)

В риваяте ‘Убады ибн Самита приводится:

تشغلهم اشياء عن الصلوٰة لوقتها حتى يذهب وقتها (ابوداؤد ج١ ص٧٨

«Мирские вещи будут отвлекать их от намаза, так что будет проходить его время». (Абу Дауд т.1, стр. 78)

В хадисе Кабисой ибн Уаккаса (радиаллаху ‘анху) сказано:

يؤخرون الصلوٰة (ابوداؤد ج١ ص٧٨

«Будут откладывать намаз». (Абу Дауд т.1, стр. 78)

Все эти хадисы означают, что эти правители будут заняты делами государства и, пренебрегая намазом, будут читать его, пропустив мустахаб время, потому что читать намаз, когда его время прошло, или погубить намаз можно тогда, когда его читают в макрух время.

Вкратце, если в этих хадисах “начало времени” не будем считать “мустахаб время”, то в этих и предыдущих хадисах появится явное противоречие, а с другой стороны, в достоверности всех этих хадисов нет разногласия. Поэтому “джам‘ан бейнал ахадис”, т.е. объединением хадисов необходимо, чтобы под началом времени понималось начало мустахаб времени, а не начало самого времени намаза. 

Для подробности см. “Сахих ибн Хузейма” т.1, стр. 169, где имам Ибн Хузейма (рахматуллахи ‘алейхи) ясно написал, что, несмотря на то, как обычно понимается время наступления намаза, в приведённых выше хадисах под началом времени понимается мустахаб время.

Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Книга: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *