АЗАН И ИКАМАТ
Азан в Коране и в хадисе
Азан – один из обрядов религии. Проявлять уважение и любовь к азану – это требование имана для каждого верующего. Считать его незначительным и пустяковым, принимать его за шутку и забаву является признаком неверия (куфра). В суре “Аль-Маида” Аллах Та‘аля сказал:
َاِذَا نَادَيْتُمْ اِلَى الصَّلوٰةِ اتَّخَذُوْهَا هُزُوًا وَّلَعِبًاط. ذَالِكَ بِاَنَّهُمْ قَوْمٌ لاَّ يَعْقِلُوْنَ (آية ۵٨
«И когда вы зовёте к молитве, они, т.е. кафиры, принимают это за шутку и забаву. Это – потому, что они не разумеют». («Трапеза» 58)
Этот аят является доказательством законности азана, кроме этого, следующий аят суры “Аль-Джум‘а” тоже является доказательством законности азана:
اِذَانُوْدِىَ لِلصَّلوٰةِ مِن يَّوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا اِلىٰ ذِكْرِاللهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ (جمعه ٩
«Когда возглашено на молитву в день джум‘а, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю». («Джум‘а» 9)
Малик ибн Хувейрис (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
صلواكمارأيتمونى اصلى فاذاحضرت الصلوة فليؤذن لكم احدكم وليؤمكم اكبركم (بخارى ج١ ص٨٨
«Читайте намаз так, как видите меня читающим намаз, поэтому, когда приходит время намаза, пусть один из вас сделает азан, затем старший из вас становится имамом». (Бухари т.1, стр. 88)
Слова азана и икамата следуют из хадиса, который передал ‘Абудуллах ибн Зейд (радиаллаху ‘анху), в котором говорится, что во сне ангел научил его азану и икамату. Проснувшись, он пришёл к Посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и рассказал ему сон. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) одобрил его и велел научить Биляля (радиаллаху ‘анху). Тогда ‘Абдуллах ибн Зейд (радиаллаху ‘анху) рассказывал слова азана, и Биляль (радиаллаху ‘анху) повторял их. Услышав азан, ‘Умар (радиаллаху ‘анху) тоже прибежал из своего дома и сказал: «О Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям)! Клянусь Аллахом, я видел тот же самый сон, который видел ‘Абдуллах ибн Зейд (радиаллаху ‘анху)». (Бухари т.1, стр. 85, ибн Маджа стр. 51, Тирмизи т.1, стр. 26 и т.д.)
Слова азана и икамата
Слова азана следующие:
اَلله ُاَكْبَرُ، اَﷲ ُ اَكْبَرُ
اَﷲ ُ اَكْبَرُ، اَﷲ ُ اَكْبَرُ
اَشْهَدُاَنْ لَّآاِلٰهَ اِلاَّ الله
اَشْهَدُاَنْ لَّآاِلٰهَ اِلاَّ الله
اَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّدًارَّسُوْلُ اللهِ
اَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّدًارَّسُوْلُ اللهِ
حَىَّ عَلَى الصَّلٰوةِ
حَىَّ عَلَى الصَّلٰوةِ
حَىَّ عَلَى الْفَلاَحِ
حَىَّ عَلَى الْفَلاَحِ
اَلله ُاَكْبَرُ، اَلله ُاَكْبَرُ
لاَ اِلٰهَ اِلاَّ اللهُ
Аллаху Акбар
Аллаху Акбар.
Аллаху Акбар
Аллаху Акбар.
Ашхаду алля иляха илляллах.
Ашхаду алля иляха илляллах.
Ашхаду анна Мухаммадаррасулюллах.
Ашхаду анна Мухаммадаррасулюллах.
Хайя ‘аляс салях.
Хайя ‘аляс салях.
Хайя ‘аляль фалях.
Хайя ‘аляль фалях.
Аллаху Акбар,
Аллаху Акбар.
Ля иляха илляллах.
Перевод:
Аллах велик. (4 раза)
Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха. (2 раза)
Свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха. (2 раза).
Спешите на намаз. (2 раза).
Спешите к успеху. (2 раза)
Аллах велик. (2 раза).
Нет бога, кроме Аллаха.
(См. подробности о словах азана в Бухари т.1, стр. 85, Ибн Маджа стр. 51, Абу Дауд т.1, стр. 87, Тирмизи т.1, стр. 27).
Слова икамата те же самые, что произносятся в азане. Разница заключается в том, что в икамате после слов “Хайя ‘аляль фалях” надо произносить:
قَدْ قَامَتِ الصَّلٰوةُ
“кад каматис-салят”, т.е. на два предложения больше, чем слова азана.
Слова азана и икамата надо произносить по два раза (см. Тирмизи т. 1, стр. 27). Кроме этого, “Ибн Шейба” передаёт:
عن عبدالرحمن بن ابى ليلٰى قال حدثنا اصحاب محمد ﷺ اَنَّ عبد الله بن زيد الانصارى جاءالى النبىﷺفقال يارسول الله رأيت فى المنام كانّ رجلا قام وعليه بردان اخضران فقام على حائط فاذن مثنٰى و اقام مثنٰى (مضف ابن شيبه ج١ ص٢٠٣
‘Абдуррахман ибн Аби Ляйля рассказывает, что сахабы Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) рассказали им хадис, как ‘Абдуллах ибн Зейд Аль-Ансари (радиаллаху ‘анху) пришёл к Посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)! Я видел во сне, как будто бы один человек стоит, на нём две зелёные накидки, он поднялся на стену и сделал азан, и слова азана произнёс по два раза, и сделал икамат, и произнёс слова икамата по два раза». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 203).
В другом хадисе сказано:
الاسودبن يزيد ان بلا لاكان يثنى الاذان ويثنى الاقامة وانه كان يبدأ بالتكبير ويختم بالتكبير (مصنف عبدالرزاق ج١ ص٤٦٢،شرح معانى الآثار ج١ ص٦٦ ، وارقطنى )
Асвад ибн Зейд (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Биляль (радиаллаху ‘анху) произносил слова азана по два раза и слова икамата по два раза. С такбиром, т.е Аллаху акбар, начинал азан и этими словами заканчивал. (“Мусаннаф Абдурраззак” т.1 стр. 462, «Шарах Ма‘ани Аль-Асар» т.1, стр. 66, Дар Кутни).
В хадисе Абу Махзура (радиаллаху ‘анху) тоже упомянуто про семнадцать предложений икамата. Это означает, что слова икамата тоже надо произносить по два раза. Их число стало семнадцать из-за того, что к пятнадцати предложениям азана прибавились слова “кад каматис салят”, произносимые два раза. (см. Тирмизи т.1, стр. 27, Абу Дауд т.1, стр. 89, Насаи т.1, стр. 103, Ибн Маджа стр. 52, «Мишкат т.1 стр. 63, Муснад Ахмад, Дарми и т.д.).
Кроме этого, в хадисе Сувейда ибн Гафла, Салама ибн Аква‘ и Саубана (радиаллаху ‘анхум) имеется явное подтверждение, что, как и азан, слова икамата тоже надо произносить по два раза. (см. «Шарх Ма‘ани Ал-Асар» т.1, стр. 65, «Аср Ас-сунан» т. 1, стр. 53).
В азане нет “тарджи‘”, т.е. нельзя произносить слова “Ашхаду алля иляха илляллах” и “Ашхаду анна Мухаммадаррасулюллах” сначала тихим голосом, а второй раз громким голосом. А надо произносить только громким голосом, потому что хадис ‘Абдуллы ибн Зейда (радиаллаху ‘анху), в котором он видел сон и передал азан ангелов, и который ‘Умар (радиаллаху ‘анху) тоже подтвердил, является основой азана, и в нём упомянуто всего пятнадцать предложений без тарджи‘. (См Тирмизи т.1, стр. 27, Абу Дауд т.1, стр. 87, Ибн Маджа стр. 51). Кроме этого, в сборнике хадисов Муслима (т.1, стр. 167) в хадисе, который передал ‘Умар (радиаллаху ‘анху), где он рассказывает про ответ азана, нет тарджи‘.
В азане Биляля (радиаллаху ‘анху), который являлся муэдзином во время Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), нет тарджи‘. (Бухари т.1, стр. 85). Хадисы, которые являются доказательством отсутствия тарджи‘, в отношении степени достоверности являются сильными и по количеству их много. Количество предложений в азане муэдзина мечети Куба Са‘да ибн Карза (радиаллаху ‘анху) было пятнадцать, а в икамате было обычно семнадцать предложений. Практикой людей Медины тоже было отсутствие тарджи‘. («Кашфуль му‘дилат» стр. 165).
Хадисы об отсутствии тарджи‘ являются ясными, с другой стороны, в хадисах о присутствии тарджи‘ имеется много других предположений.
Утренний азан
Утренний азан такой же, как и другие, только после «Хайя ‘аляль фалях» надо говорить два раза:
اَلصَّلٰوةُ خَيْرٌمِّنَ النَّوْمِ
«Ассаляту хайрум-минан наум». (Намаз лучше, чем сон).
После этих слов надо читать два раза «Аллаху акбар» и закончить азан. (Абу Дауд т.1, стр. 88).
Как совершать азан и икамат
Слова азана надо читать медленно, не торопясь, а икамат надо читать быстро. (Тирмизи т.1, стр. 27). При произнесении азана надо держать оба указательных пальца в ушах.
В Ибн Маджа передаётся:
ان رسول الله ﷺ امربلا لا ان يجعل اصبعيه فى اذنيه قال انه ارفع بصوتك (ص۵٢
Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) велел Билялю (радиаллаху ‘анху), чтобы он держал оба указательных пальца в ушах, делая азан, и сказал, что это сделает его голос громким.
Ответ на азан и икамат
Ответ на азан имеет большие ценности. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) дал хорошую весть о джаннате человеку, который отвечает на азан. (Муслим т.1, стр. 167). В ответ на азан надо повторять те же слова, которые произносятся в азане. Но вместо «Хаййа ‘аляс салят» надо говорить:
لاَحَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ اِلاَّ بِاللهِ الْعَلِىِّ الْعَظِيْمِ
«Ля хауля уаля куввата илля билляхиль ‘алийиль ‘азым».
Отвечать на икамат надо теми же словами, которые произносятся в икамате, но вместо “Кад каматис салят” оба раза надо сказать اقا مها الله و ادامها “Акамахаллаху уа адамаха”. (Абу Дауд т.1, стр. 94).
Ду‘а после азана
Джабир (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто прочитал следующее ду‘а после азана, для того в День Суда моё заступничество стало обязательным».
اَللّٰهُمَّ رَبَّ هٰذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ، وَالصَّلٰوةِ الْقَآئِمَةِ اٰتِ مُحَمَّدَنِ اْلوَسِيْلَةَ وَالْفَضِيْلَةَ وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَّحْمُوْدَنِ الَّذِىْ وَعَدْتَّه اِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيْعَادِ. (بخارى ج ۱ ص ٨٦ , بيهقى ج ۱, ص ٤۱٠
«Аллахумма рабба хазихи да‘уатит таммати, уассалятиль каимати, ати Мухаммаданиль уасилята, уаль фадылята уаб‘аçху макаман махмуданиллязи уа‘адтаху, иннакя ля тухлифуль ми‘ад».
«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению, и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему». (Бухари т.1, стр. 86, Бейхаки т.1, стр. 410).
Толкователи говорят, что в этом хадисе указывается, что читающий это ду‘а после азана умрёт в состоянии имана, потому что заступничество Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) будет только для верующих.
Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Книга: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»