Фикх Хадис

Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Часть 11: Что не нарушает омовение 

1. Не портится омовение, если покушал еду, которая готовится на огне, будь то мясо верблюда, козы или другого животного, или любое другое блюдо. ‘Абдуллах ибн Аббас (радиаллаху ‘анху) рассказывает:

ان رسول الله ﷺ اكل كتف شاة ثم صلى ولم يتوضأ (بخارى ج١ ص٣٤، مسلم ج ١ ص١۵٧)

«Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) поел переднюю ногу козы и после этого прочитал намаз, не совершив омовение». (Бухари т.1, стр. 34, Муслим т.1, стр. 157)

Уммуль муэминин Маймуна (радиаллаху ‘анха) рассказывает, что однажды Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) съел в её доме козлиную лопатку, затем прочитал намаз, не совершив омовение. (Бухари т.1, стр. 34, Муслим т.1, стр. 157)

Таким образом, однажды у Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) Абу Бакр и ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) поели мясо с хлебом, но (после этого) никто из них не совершил омовение. (Ибн Маджа стр. 38).

2. Не портится омовение от прикосновения к женщине.

كنت انام بين يدى رسول الله ﷺ ورجلاى فى قبلته فاذا سجدغمزنى فقبضت رجليّ فاذا قام بسطتهما قالت والبيوت يومئذليس فيها مصابيح (بخارى ج١ ص٧٣ مسلم ج١ ص١٩٨)

‘Айша (радиаллаху ‘анха) рассказывает: «Обычно я спала напротив Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), протягивая ноги в ту сторону, куда он обращался во время намаза. Когда он совершал сажда, то касался меня, и тогда я подбирала ноги. Когда же он вставал, я снова вытягивала их, и в то время в наших домах не было ламп». (Бухари т.1, стр. 73, Муслим т.1, стр. 198)

‘Айша (радиаллаху ‘анха) также рассказывает:

ان النبى ﷺ كان يقبل بعض نسائه ثم يصلى ولا يتوضأ رواه البزارواسناده صحيح (آثارالسنن الجزإلاول ص٣٩ و ابن ماجه ص٣٨)

«Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) целовал некоторых из своих жён, после этого читал намаз, не совершив омовение». («Асар ас-сунан» т.1, стр 39, Ибн Маджа стр. 38). Передал этот хадис “Баззар”, и иснад его является достоверным.

‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Нет омовения после поцелуя». (“Китабуль Асар” имам Абу Юсуф стр. 5).

3. “Масс закар” (касание полового члена) не портит омовение.

عن طلق بن على قال قال رجل مسست ذكرى اوقال الرجل يمسه ذكره فى الصلوٰة أعليه وضوء فقال النبى ﷺ لا انماهو بضعة منك (ابوداؤد ج١ ص٣٦، ترمذى ج١ ص١٣ ، ابن ماجه ص٣٧)

Талак ибн ‘Али (радиаллаху ‘анху) передаёт, что один человек пришёл к Посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и спросил: «Если я прикоснулся к своему половому члену в намазе или кто-нибудь прикасается к своему половому члену, надо ли будет ему совершать омовение?» Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил ему: «Нет, это же часть твоего тела» (т.е. как из-за прикосновения к другим частям тела не надо совершать омовение, также из-за прикосновения к нему тоже не надо совершать омовение). (Абу Дауд т.1, стр. 36, Тирмизи т.1, стр.13, Ибн Маджа стр. 37)

Противоположно этому, из другого хадиса, переданного Басрой (радиаллаху ‘анху), становится известно, что из-за прикосновения к половому члену омовение нарушается. Об этом споре ‘Аллама Нимави (рахматуллахи ‘алейхи), объясняя решающую точку зрения в этих хадисах, говорит:

اخرجه الخمسه وصححه ابن حبان والطبرانى وابن حزم وقال ابن المدينى هواحسن من حديث بسرة (آثارالسنن الجزءالاول ص٣٦)

«Хадис Талака ибн ‘Али (радиаллаху ‘анху) передан пятью сборниками хадисов (т.е. Абу Дауд, Насаи, Тирмизи, Ибн Маджа и имам Ахмад). И ибн Хиббан, Табрани, ибн Хазам (рахматуллахи ‘алейхим) согласны с тем, что этот хадис является сахих. Ибн аль-Мадини сказал, что хадис Талака ибн ‘Али (радиаллаху ‘анху) лучше.

‘Абдуллах ибн Мас‘уд, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, ‘Али, Хузейфа ибн Ямани, Са‘д ибн Аби Вакас, Абу Дарда (радиаллаху ‘анхум) и т.д. не согласны с тем, что прикосновение к половому члену портит омовение, неважно, есть ли посередине ткань или нет». (См. «Шарх Ма‘ани аль-асар» т.1, стр. 40, «Муатта имама Мухаммада» стр. 50).

4. Не портится омовение, если выпить молоко.

Конечно же, человеку, который выпил молоко и т.д. или съел что-нибудь, надо прополоскать рот.

عن ابن عباس رضى الله عنهما انه شرب اللبن فصلّٰى (آثارامام ابويوسف ص۸)

Рассказывают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) однажды выпил молоко, затем прочитал намаз (не совершив омовение). («Асар имам Абу Юсуф» стр. 8)

В “Муснад Хариси” передаётся, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) сказал:

رأيت رسول الله ﷺ شرب لبن11;ا فتمضمض وصلّٰى ولم يتوضأ (حواله مذكوره حاشيه ص٦)

«Я видел Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), он выпил молоко, после этого прополоскал рот и прочитал намаз, не совершив омовение». («Асар имам Абу Юсуф» стр. 8, сноска, 6).

Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Книга: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *