Фикх

Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Часть 10: Что нарушает омовение

1. Всё, что выходит через задний или передний проход, портит омовение, будь то моча, кал, мази, воздух или черви и т.д.

Аллах Та‘аля сказал:

اَوْجَاءَ اَحَدٌ مِنْكُمْ مِّنَ الْغَائِطِ (مائده آية ٦)

«Или кто-нибудь из вас пришёл из отхожего места». («Трапеза» 6)

Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

ولاتقبل صلوٰة من احدث حتى يتوضأ.

«Не принимается намаз осквернившегося человека, пока он не совершит омовение».

Этот хадис передал Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху). Когда этот хадис он рассказал в Хазрамауте, кто-то спросил: «О Абу Хурайра! Что такое осквернение?» Он ответил: «Пускать воздух без звука или со звуком». (Бухари т.1, стр. 25, Муслим т.1, стр. 119)

‘Али (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Я спросил у Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) про мази». Он ответил:

سألت النبى ﷺ عن المذى فقال من المذى الوضوء ومن المنى الغسل (ترمذى ج۱ ص۱٦)

«После мази (выделения) надо совершить омовение, а после мани (спермы) надо совершить гусль». (Тирмизи т.1, стр. 16)

2. Сон, из-за которого человек расслабляется, портит омовение.

قال رسول الله ﷺ وكاءالسّه العينان فمن نامَ فليتوضأ (ابوداؤد ج۱ ص٣٩، عن على)

Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Ремень ягодиц – это оба глаза, поэтому, кто заснул, пусть совершает омовение». (Абу Дауд т.1, стр. 39, от ‘Али, радиаллаху ‘анху)

قال رسول الله ﷺ ان الوضوء على من نام مضطجعًا فانه اذا اضطجع استرخت مفاصله (ترمذى ج۱ ص۱۲، ابوداؤد ج۱ ص٣۹)

Ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Совершить омовение необходимо для того, кто лёг набок. Кто ложится набок, тот расслабляется». (Тирмизи т.1 стр.12; Абу Дауд т.1, стр. 39)

Поэтому спать лежа на спине или заснуть, прислоняясь к чему-нибудь таким образом, что если убрать эту вещь, то человек может упасть, портит омовение, потому что во всех данных случаях части тела расслабляются. Но, помимо этого, если стоя, сидя, в состоянии руку‘а или в сажда человек заснёт, то омовение не портится, потому что части тела не расслабляются. Из-за опьянения, потери сознания, сумасшествия также портится омовение, так как в этих состояниях части тела тоже расслабляются, и тут даже расслабление намного больше, чем во сне.

3. “Дам сайл” (текущая кровь), если выходит из тела и доходит до места, которое моют во время омовения или гусля, портит омовение, будь то кровь из носа или другой части тела.

عن عائشة قالت قال رسول الله ﷺ من اصابه قئ اورعاف اوقلس اومذى فلينصرف فليتوضأثم ليبن على صلٰوته وهوفى ذالك لايتكلم (ابن ماجه ص٨٧ ، بلوغ المرام  ص٧)

‘Айша (радиаллаху ‘анха) передаёт, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Если кого-то во время намаза вырвало, пошла кровь из носа, он отрыгнул, или вышли мази, то пусть идёт совершать омовение и продолжает свой намаз, при условии, что он не разговаривал» (т.е. где прервал намаз, пусть с того места и продолжает).

عن نافع ان عبد الله بن عمر كان اذارعف انصرف فتوضأثم رجع فبنى ولم يتكلم (ص١٤ و موطاامام محمد ص٦٢)

В «Муатта имам Малик» (стр. 14) передаётся от Нафи‘ (рахматуллахи ‘алейхи), что когда у Ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума) текла кровь из носа, он уходил, совершал омовение и возвращался продолжать свой намаз с того места, где оставил, и ни с кем не разговаривал. («Муатта имам Мухаммад» стр. 62)

4. Рвота тоже портит омовение, с условием, если она была в полный рот.

В хадисе, переданном ‘Айшой (радиаллаху ‘анха), упомянуто о том, что рвота нарушает омовение. Кроме этого, в Тирмизи (т.1, стр. 13) передаётся следующий хадис:

عن معد ان بن ابى طلحه عن ابى الدرداء ان رسول الله ﷺ قاء فتوضأ فلقيت ثوبان فى مسجد دمشق فذكرت ذالك له فقال صدق اناصبت له وضوء ه.

Ма‘дан ибн Аби Талха передаёт, что Абу Дарда (радиаллаху ‘анху) сказал: «Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вырвало, поэтому он сделал омовение». Передатчик этого хадиса говорит, что он встретил Саубана (радиаллаху ‘анху) в мечети Дамаска и рассказал ему об этом хадисе, на что он сказал: «Абу Дарда сказал правду, я сам принес воду Посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) для омовения».

5. Громкий смех совершеннолетнего, здравомыслящего человека в намазе тоже портит омовение.

عن ابى موسٰى قال بينما رسول الله ﷺ يصلى بالناس اذادخل رجل فتردى فى حفرة كانت فى المسجد  وكان فى بصره ضرر فضحك كثيرمن القوم وهم فى الصلوٰة فامررسول الله ﷺ من ضحك ان يعيد الوضوء ويعيد الصلوٰة رواه الطبرانى فى الكبيرورجاله ثقات والارسال صحيح فى الباب (آثارالسنن الجز الاول ، ودارقطنى  ص۵٩)

Абу Муса Аш‘ари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что однажды Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вёл намаз, один человек зашёл в мечеть. Он плохо видел и упал в яму (которая находилась в мечети). Из-за этого многие из людей засмеялись в намазе. Людям, которые смеялись, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал совершить омовение и перечитать намаз. Передал этот хадис Табрани в “Му‘джам Кабир”, и передатчики этого хадиса являются сильными, и здесь “ирсаль”, т.е звено, также является сахих. («Асар ас-сунан» т.1, Дар Кутни стр. 59)

В книге “Мусаннаф ибн Аби Шейба” Абуль ‘Алия передал тот же самый хадис (т.1, стр. 388). Ибн Рашид Ундлиси тоже признаёт этот хадис “мурсаль сахих”, см. “Бидаят ал-муджтахид”. (т.1, стр. 34).

Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Из книги: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *