Если человек пришёл в мечеть в такое время, когда джама‘ат уже начался, то ему надо сразу присоединиться. Если это время зухр намаза, тогда даже суннат читать не надо. Необходимо присоединиться к джама‘ату, суннат надо читать после завершения намаза с джама‘атом.
عن ابى هريرة قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم اذا اقيمت الصلوٰة فلا صلوٰة الا المكتوبة (مسلم ج١ ص٢٤٧
Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда сделали икамат для намаза, не разрешается читать никакой намаз, кроме фарза». (Муслим т.1, стр. 247)
Положение сунната фаджра
Конечно же, суннат фаджра является исключением. Если джама‘ат уже начался, то суннат фаджра надо читать, пока есть уверенность, что после сунната можно будет читать минимум один рака‘ат вместе с джама‘атом, потому что прочитавший один рака‘ат вместе с джама‘атом тоже получает награду за джама‘ат. Поэтому, пока есть надежда получить награду за джама‘ат, надо читать суннат фаджра, а если не успеваешь присоединиться даже на один рака‘ат, тогда надо оставить суннат и читать его после восхода солнца каза.
Для сунната фаджра было сделано исключение по той причине, что не было так велено читать другие суннаты, как утренний. И столько ценностей для других суннатов, сколько для него, не приводится.
عن عائشة رضى الله عنها قالت قال رسول الله ﷺ ركعتا الفجر خير من الدنيا وما فيها (مسلم ج١ ص ٢۵١
‘Айша (радиаллаху ‘анха) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Суннаты фаджра лучше, чем этот мир и всё, что в нём есть». (Муслим т.1, стр. 251)
В другом риваяте ‘Айши (радиаллаху ‘анха) сказано:
لم يكن النبى ﷺ على شئ من النوافل اشد تعا هدًا منه على ركعتى الفجر (بخارى ج١ ص١۵٦
«Ни один из нафль намазов Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) не совершал с такой непреклонностью, как два рака‘ата утром». (Бухари т.1, стр. 156, Муслим т.1, стр. 251)
Также о важности сунната фаджра становится известно из того, что при чтении каза намазов суннаты не надо читать каза, а восполнить надо только фарзы и ваджибы, но Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в “ляйлятут-та‘рис”, когда читал каза намаза фаджр, читал и каза сунната фаджр также. (Муслим т.1, стр. 238, Абу Дауд т.1, стр. 79, «Сахих Ибн Хузейма» т.2, стр. 100)
Кроме этого, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) не соблюдал другие суннаты так, как соблюдал этот суннат. (Муслим т.1, стр. 251, хадис передала ‘Айша, радиаллаху ‘анха)
Общине велено читать этот суннат в следующем хадисе:
عن ابى هريرة قال قال رسول الله ﷺ لا تد عوا ركعتى الفجر ولوطردتكم الخيل (ابوداؤد ج١ ص١٩۵
Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Не оставляйте два рака‘ата фаджра, даже если вас растаптывают кони». (Абу Дауд т.1, стр. 195)
На этой же странице Абу Дауда перед этим хадисом приведён хадис, переданный Билялем (радиаллаху ‘анху), из которого становится ясно, как сильно Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) проявлял заботу о суннате фаджра.
Надо поразмыслить над тем, что, с одной стороны, в вышеприведённом хадисе сказано, что когда сделали икамат, то никакой намаз не разрешается читать, кроме фарз намаза. А с другой стороны, имеются эти хадисы, из которых становится известно, что суннат фаджра в любом случае читать надо, что бы ни случилось. Поэтому из-за “джам‘ан байналь хадисейн” в противоположность другим суннатам для сунната фаджра предоставили возможность читать его. Его нельзя оставлять, пока есть надежда получить награды за джама‘ат, и надо читать вовремя, т.е. раньше фарза. Если есть опасность, что из-за него человек может потерять награды за джама‘ат, тогда придётся его отложить и участвовать в джама‘ате. После восхода солнца их надо восполнить. Нельзя читать его сразу после джама‘ата, так как после намаза фаджра до восхода солнца не разрешается читать нафль и т.д., как было приведено подробно в главе “Запретные периоды”.
Практика сахабов (радиаллаху ‘анхум)
Из практики сахабов тоже подтверждается, несмотря на то, что джама‘ат фаджра уже стоит, можно читать суннат фаджра. Конечно же, его надо читать, отойдя от рядов, в каком-нибудь углу.
عن مالك بن مغول قال سمعت نافعًا يقول ايقظت ابن عمر لصلوٰة الفجروقد اقيمت الصلوٰة فقام فصلّى ركعتين (طحا وى شريف ج١ ص١٨٣
Малик ибн Магул (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что он слышал, как Нафи‘ (рахматуллахи ‘алейхи) говорил: «Я разбудил Ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума) для фаджр намаза и икамат уже был сделан. Он встал и прочитал два рака‘ата». (Тахави т.1, стр. 183)
Про Абу Дарду (радиаллаху ‘анху) приведён такой же риваят:
انه كان يد خل المسجد والناس صفوف فى صلوٰة الفجر فيصلى الركعتين فى ناحية المسجد ثم يدخل مع القوم فى الصَّلوٰة . (طحا وى شريف ج١ ص١٨٣
«Абу Дарда (радиаллаху ‘анху) заходил в мечеть, и люди уже находились в рядах для утреннего намаза, он прочитал в углу мечети два рака‘ата, затем присоединился к намазу вместе с людьми». (Тахави т.1, стр. 183)
Та же самая практика приводится от ‘Абдуллы ибн Мас‘уда, Абу Мусы Аль-Аш‘ари и ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (радиаллаху ‘анхум), а среди таби‘инов от Абу ‘Усмана, Масрука и Хасана Басри (рахматуллахи ‘алейхим). (См.: Тахави т.1, стр. 183, «Асар Ас-сунан» т.2, стр. 30, «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2, стр. 250)
Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Книга: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»