
Муж, обеспечивающий семью пропитанием, одеждой и жильём, имеет десять прав:
- Послушание в обычном (то есть в том, что не противоречит Шариату). Мужчина — глава семьи, и он — господин, которому следует подчиняться. На него возложено руководство семьёй, которое должно быть продуманным и мудрым, и управление её делами. Он планирует и решает, что необходимо сделать для того, чтобы семья занимала достойное место в обществе и была счастливой. Он защищает её и обеспечивает ей любовь и уважение со стороны людей. Он оберегает семью от опасностей нашего времени, искушений и порока, и делает всё для того, чтобы она наслаждалась безопасностью, покоем, благополучием и стабильностью. А достичь этих целей можно только одним путём — путём послушания и покорности: покорности жены мужу и покорности детей родителям. Плод этой покорности — довольство Всевышнего и Сады вечности, ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
الْوَالِدُ أَوْسَطُ أَبْوَابِ الْجَنَّةِ
«Родитель — срединные врата Рая». (Ат-Тирмизи, хадис хасан-сахих; Ахмад; Ибн Маджа; аль-Хаким. Со слов Абу ад-Дарды)
Вот замечательный пример, наглядно показывающий важность почтительного отношения к родителям. Му‘авийа ибн Джахима ас-Сальми (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Я пришёл к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал ему: “О Посланник Аллаха! Поистине, я желаю сражаться на пути Аллаха вместе с тобой, стремясь к довольству Аллаха и вечной Обители!” Он сказал: “Горе тебе, жива ли твоя мать?” Я сказал: “Да”. Он сказал: “Возвращайся и проявляй почтение к ней”. Тогда я подошёл к нему с другой стороны и сказал ему: “О Посланник Аллаха! Поистине, я желаю сражаться на пути Аллаха вместе с тобой, стремясь к довольству Аллаха и вечной Обители!” Он сказал: “Горе тебе, жива ли твоя мать?” Я сказал: “Да, о Посланник Аллаха”. Он сказал: “Возвращайся и проявляй почтение к ней”. Тогда я подошёл к нему спереди и сказал ему: “О Посланник Аллаха! Поистине, я желаю сражаться на пути Аллаха вместе с тобой, стремясь к довольству Аллаха и вечной Обители!” Он сказал: “Горе тебе, жива ли твоя мать?” Я сказал: “Да, о Посланник Аллаха”. Он сказал: “Горе тебе! Будь у ног её, ибо там — Рай!”» (Ибн Маджа)
Если отец умирает или временно отсутствует, покровительство над семьёй берёт на себя старший сын.
Послушание женщины своему мужу в обычном — его первое право, а под словом «обычное» подразумевается всё то, что Шариат разрешает и одобряет. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не может быть подчинения творению в том, что является ослушанием Творца». (Ахмад; аль-Хаким. Со слов ‘Имрана ибн Хусейна, аль-Хакама ибн ‘Умара аль-Гифари, да будет доволен Аллах ими обоими. Достоверный хадис)
Он также сказал:
لاَ طَاعَةَ فِى مَعْصِيَةِ اللَّهِ إِنَّمَا الطَّاعَةُ فِى الْمَعْرُوفِ
«Не может быть покорности ни одному человеку в том, что является ослушанием Аллаха. Поистине, послушание только в благом [одобренном Шариатом]». (Аль-Бухари; Муслим; Абу Дауд; ан-Насаи. Со слов ‘Али)
В версии аль-Бухари говорится: «Женщина не должна подчиняться мужу в том, что является ослушанием Аллаха». То есть женщина обязана делать всё, что велит ей муж, кроме того, что запретил Аллах.
Право покорности появилось так: Шариат предоставил отцу семейства право руководства, главенства и покровительства — Всевышний сказал:
«Согласно установленному порядку, жёны имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению. Аллах — Могущественный, Мудрый». (2:228)
Всевышний также сказал:
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества». (4:34)
В первом аяте Всевышний поставил мужчину над женщиной, поручив ему распоряжаться делами семьи и руководить ею. А во втором аяте Всевышний сообщает нам о том, что Он наделил мужчину правом покровительства над женщиной — то есть властью над ней и правом распоряжения. Однако он обязан руководить семьёй продуманно и мудро, а не низводить членов своей семьи до положения бесправных рабов, существующих лишь для того, чтобы исполнять его желания, и вынужденных терпеть несправедливое отношение с его стороны и его дурной нрав.
Правом на послушание мужчина наделён по двум причинам, и даже если отсутствует одна из них (то есть женщина содержит семью, а не мужчина), то остаётся вторая причина.
— Устройство мужчины. Всевышний Аллах сотворил мужчину более крепким и решительным, сильным и мудрым, к тому же у него больше жизненного опыта, тогда как женщина обычно слабее мужчины и часто колеблется при принятии решений. Её эмоции постоянно одерживают верх над разумом. Это вполне очевидно, и данные утверждения точны и соответствуют истине. Такой вывод сделан мною на основе почти сорокалетнего опыта семейной жизни. Несомненно, принятие правильного решения требует большей рассудительности и мудрости и лучшего изучения обстоятельств, чем то, на которое способна женщина. К тому же для принятия решения необходимо, чтобы разум преобладал над чувствами, а не наоборот. Очень важную роль играет и жизненный опыт. А женщина по природе своей, или же в силу своей мягкости, предпочитает находить временные и частичные решения, да и её жизненный опыт обычно меньше, чем опыт мужчины. Поэтому для всей семьи лучше, когда ответственность за принятие мудрых решений в семейных делах, а также в том, что касается переездов, работы и так далее, возложено на мужчину. Отсюда следует, что это покровительство — скорее бремя и ответственность, чем почёт и дар. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
كُلُّكُمْ رَاعٍ ، وَكُلُّكُمْ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، الإِمَامُ رَاعٍ وَمَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالرَّجُلُ رَاعٍ فِى أَهْلِهِ وَهْوَ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالْمَرْأَةُ رَاعِيَةٌ فِى بَيْتِ زَوْجِهَا وَمَسْئُولَةٌ عَنْ رَعِيَّتِهَا…
«Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Имам — пастырь, и он несёт ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для семьи своей, и он несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего, и она несёт ответственность за свою паству…» (Ахмад; аль-Бухари; Муслим; Абу Дауд; ат-Тирмизи; ан-Насаи. Со слов Ибн ‘Умара)
Следует отметить, что мужчина с его положением в семье упомянут после положения правителя (имама), и если мужчина несёт ответственность за свою семью, то женщина ответственна за дом. Она обязана заботиться о доме, поддерживать в нём порядок и создавать уют.
— Мужчина расходует на женщину свои средства. Он даёт ей махр, а также обеспечивает её жильём, одеждой, пищей и всем необходимым. Если муж обеспечивает её, а она при этом не подчиняется ему, она считается непокорной женой и лишается права на содержание.
Сунна для мужа — советоваться со своей женой, как поступал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Он советовался со своими жёнами и сподвижниками (да будет доволен Аллах ими всеми). Всевышний сказал: «…и советуйся с ними в делах». (3:159)
Всевышний также сказал, упоминая о свойствах верующих: «…совещаются между собой о делах». (42:38)
В Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мы находим данное женщине повеление подчиняться мужу во имя обретения блага и избежания вреда. Так, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إِذَا صَلَّتِ الْمَرْأَةُ خَمْسَهَا وَصَامَتْ شَهْرَهَا وَحَفِظَتْ فَرْجَهَا وَأَطَاعَتْ زَوْجَهَا قِيلَ لَهَا ادْخُلِى الْجَنَّةَ مِنْ أَىِّ أَبْوَابِ الْجَنَّةِ شِئْتِ
«Если женщина совершает пять обязательных молитв, постится месяц [рамадан], оберегает свои половые органы от запретного и подчиняется мужу своему, она войдёт в Рай». (Аль-Баззар. Со слов Анаса; Ахмад. Со слов ‘Абду-р-Рахмана аз-Зухри; ат-Табарани. Со слов ‘Абду-р-Рахмана ибн Хасана. Достоверный хадис)
А в версии Ибн Хиббана говорится: «Если женщина совершает пятикратную молитву, оберегает свое лоно от запретного и подчиняется своему мужу, она войдет в Рай через те ворота, через которые пожелает».
В другом хадисе сказано:
لَوْ كُنْتُ آمِرًا أَحَدًا أَنْ يَسْجُدَ لِغَيْرِ اللَّهِ لأَمَرْتُ الْمَرْأَةَ أَنْ تَسْجُدَ لِزَوْجِهَا وَالَّذِى نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ لاَ تُؤَدِّى الْمَرْأَةُ حَقَّ رَبِّهَا حَتَّى تُؤَدِّىَ حَقَّ زَوْجِهَا
«Если бы мог я повелеть кому-то совершить земной поклон не Аллаху, я повелел бы женщине совершить земной поклон мужу своему. Клянусь Тем, в Чьей власти душа Мухаммада, не сможет женщина соблюсти право Господа своего, не соблюдая право мужа своего!» (Ахмад; Ибн Маджа. Со слов ‘Абдуллаха ибн Абу ‘Ауфа)
Так что лучшее для женщины — научиться держать себя в руках, быть мудрой и, заботясь о своём же благе, слушаться мужа, ибо это поможет ей снискать довольство её Господа и войти в Его Рай. Кроме того, ей следует приучить детей слушаться отца, и сама она должна стать для них лучшим примером в этом.
Если же она отказывается слушаться мужа, то её ожидает гнев Всевышнего Аллаха и Его проклятие. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إِذَا دَعَا الرَّجُلُ امْرَأَتَهُ إِلَى فِرَاشِهِ فَأَبَتْ ، فَبَاتَ غَضْبَانَ عَلَيْهَا ، لَعَنَتْهَا الْمَلاَئِكَةُ حَتَّى تُصْبِحَ
«Если мужчина позвал свою жену на супружеское ложе, а она не подчинилась ему, и он лёг спать, гневаясь на неё, ангелы будут проклинать её до утра». (Аль-Бухари; Муслим. Со слов Абу Хурайры)
- Выход из дома только с позволения мужа. Ревность мужчины, его право на единоличное пользование женой, а также необходимость исполнять обязанности жены и беречься искушений требуют от неё, чтобы она находилась дома, делая домашние дела и исполняя прочие обязанности. Ведь она должна поддерживать в доме чистоту и порядок, воспитывать детей и помогать мужу.
Это вовсе не ущемление прав женщины и не ограничение её свободы, как утверждают женщины, которые считают себя «раскрепостившимися», хотя на самом деле они просто распущенные. Раскрепощение есть освобождение мышления и отказ следовать за кем-то, кроме Всевышнего Аллаха, а не пустословие в собраниях, подозрительные встречи и все прочие «проявления свободы», которые вводят женщину в искушение, толкают её навстречу пороку и позволяют другим использовать её красоту в корыстных целях.
Если женщина целый день проводит на улице или в гостях, то у неё, конечно же, не хватит времени на то, чтобы заботиться о доме и как следует делать домашние дела. Для того чтобы исполнять свои обязанности должным образом, она должна быть дома.
Всевышний Аллах сказал:
«Оставайтесь в своих домах, и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества». (33:33)
Хотя это — обращение к жёнам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), оно предполагает побуждение всех остальных женщин следовать примеру Матерей верующих.
Эта обязанность вкупе с обязанностью подчиняться мужу предполагает, что женщина не должна выходить из дома без позволения мужа, кроме случаев крайней необходимости. Даже если речь идёт о посещении родителей раз в неделю (или согласно обычаю), она должна спросить разрешения мужа. И даже если она хочет навестить их во время их болезни или пойти на их похороны, ей следует спросить у мужа разрешения. Он, в свою очередь, не должен препятствовать ей, потому что иначе это грозит порыванием родственных связей, не говоря уже о том, что запрет будет подталкивать женщину к тому, чтобы ослушиваться мужа и возражать ему. (Аль-мугни, т. 7, стр. 220)
Необходимостью для женщины является, например, уход за больными родителями, если за ними некому ухаживать, кроме неё. Если же о них есть кому позаботиться, она может выйти только с позволения мужа. Ибн Батта передаёт в «Ахкам ан-ниса» от Анаса сказанное Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) о посещении женщиной своих родителей или её присутствии на их похоронах: «Бойся Аллаха и не перечь мужу своему».
Женщина также может выйти из дома без разрешения мужа для совершения обязательного хаджа, если только у неё есть близкий родственник (из категории махрам), который сопровождал бы её туда и обратно. То же относится и к обязательному посту в месяц рамадан. Что же касается добровольных (дополнительных) постов, то их женщина может соблюдать только с разрешения мужа, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не дозволяется женщине поститься, если муж её дома, кроме как с его разрешения». (Аль-Бухари; Муслим. Со слов Абу Хурайры)
Конечно, есть женщины, которые, выходя из дома, делают всё для того, чтобы избежать искушений, зла и порока, однако им можно противопоставить множество других женщин, в основном молодых, которые попадают в сети искушений и соблазнов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
الْمَرْأَةُ عَوْرَةٌ ، وَإِنَّهَا إِذَا خَرَجَتِ اسْتَشْرَفَهَا الشَّيْطَانُ ، وَإِنَّهَا أَقْرَبُ مَا تَكُونُ إِلَى اللَّهِ وَهِيَ فِي قَعْرِ بَيْتِهَا
«Поистине, женщина — ‘аура [то есть, то, что должно быть сокрыто], и когда она выходит из дома, Шайтан устремляется к ней со своими наущениями, а ближе всего к милости Господа своего она бывает тогда, когда пребывает в доме своём». (Ат-Тирмизи. Со слов Ибн Мас‘уда)
- Оберегание чести и имущества. Женщина обязана оберегать супружеский дом, не впуская никого без разрешения мужа. Ведь в хадисе, упомянутом нами ранее, говорится: «… и женщина — пастырь в доме мужа своего, и она несёт ответственность за свою паству». Ей вверено имущество мужа, и она не может распоряжаться им (даже подавать милостыню) без его разрешения. Как мы знаем, хорошая жена — та, посмотрев на которую, муж радуется, и когда он велит ей что-нибудь, она подчиняется ему, а если он покинет её на время, она сохранит его имущество и честь…
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в прощальном хадже:
سَبِيلاً أَلاَ إِنَّ لَكُمْ عَلَى نِسَائِكُمْ حَقًّا وَلِنِسَائِكُمْ عَلَيْكُمْ حَقًّا فَأَمَّا حَقُّكُمْ عَلَى نِسَائِكُمْ أَلاَّ يُوطِئْنَ فُرُشَكُمْ مَنْ تَكْرَهُونَ وَلاَ يَأْذَنَّ فِى بُيُوتِكُمْ لِمَنْ تَكْرَهُونَ أَلاَ وَحَقُّهُنَّ عَلَيْكُمْ أَنْ تُحْسِنُوا إِلَيْهِنَّ فِى كِسْوَتِهِنَّ وَطَعَامِهِنَّ
«Поистине, у вас есть право в отношении ваших жён, и у ваших жён есть право в отношении вас. Что касается вашего права в отношении них, то вы имеете право на то, чтобы на ваши подстилки не садился тот, кого вы не желаете видеть там, и чтобы в ваши дома не входил тот, кого вы не желаете видеть там. А их право в отношении вас — чтобы вы хорошо обеспечивали их одеждой и едой». (Ибн Маджа; ат-Тирмизи. Со слов ‘Амра ибн аль-Ахуаса. Ат-Тирмизи назвал его достоверным)
Право на оберегание имущества предполагает, что женщина не должна никому давать ничего из имущества мужа, даже в качестве милостыни, без его позволения. Абу Умама передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщина не должна ничего отдавать из дома мужа, кроме как с его позволения». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! Даже еду?» Он сказал: «Это — лучшее из нашего имущества». (Ат-Тирмизи. Хороший хадис)
А Абу Хурайра сказал, отвечая на вопрос о женщине, которая подаёт милостыню из имущества мужа: «Она не должна ничего расходовать, кроме своего пропитания. Награда — между ними, и ей не дозволяется подавать милостыню из средств мужа, кроме как с его разрешения».
- Выполнение домашней работы. С точки зрения религии женщина должна выполнять домашнюю работу — готовить пищу и питьё, поддерживать чистоту и порядок, стирать и так далее. Если женщина из тех, кто обычно имеет прислугу, и у мужчины есть средства для того, чтобы нанять ей служанку, он должен сделать это, но я лично считаю, что ей лучше обойтись своими силами, потому что присутствие в доме служанки может стать искушением для мужчины. К тому же она может плохо влиять на детей. И в итоге вместо пользы получится настоящая катастрофа…
А доказательством того, что женщина обязана делать это, является история ‘Али и Фатымы, когда они пожаловались Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) на то, что им трудно справляться с повседневной работой, и он разделил обязанности между ними, возложив на Фатыму работу по дому, а на ‘Али — работу вне дома.
Однако с точки зрения судопроизводства женщина не обязана делать всё это. Ибн Кудама сказал: «Женщина не обязана прислуживать мужу — месить тесто, печь хлеб, готовить и делать другие подобные дела. Таково мнение Ахмада». (Аль-мугни, т. 7, стр. 21)
- Женщина обязана украшать себя для мужа, и он обязан украшать себя для неё. Муж имеет право требовать от жены, чтобы она украшала себя для него в соответствии с его желаниями и вкусами. Это помогает достичь гармонии и согласия в отношениях между супругами, а также уменьшает вероятность того, что мужчина увлечётся другими женщинами. Доказательством этого является хадис, который приводится у аль-Бухари, Муслима и Ахмада. Джабир ибн ‘Абдуллах передаёт: «Мы были с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из военных походов, а по возвращении хотели уже отправиться по домам, но он сказал: “Подождите… Войдём [в город] вечером, чтобы причесалась непричёсанная и удалила волосы с лобка та, чей муж отсутствует”».
Мужчина, в свою очередь, также обязан украшать себя для своей жены, потому что она любит видеть в нём то же, что он любит видеть в ней. Ибн ‘Аббас сказал: «Поистине, я украшаю себя для своей жены точно так же, как она украшает себя для меня. Поистине, Аллах — Прекрасен, и любит прекрасное».
- Применение воспитательных мер согласно обычаю. Если женщина проявляет неповиновение, отказывается слушаться мужа или ослушивается Аллаха, муж имеет право наказать её в воспитательных целях. Это наказание должно осуществляться в четыре этапа, в соответствии со сказанным в следующих двух аятах. Всевышний сказал:
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны [мужьям] и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и ударяйте [несильно]. Если же они станут послушными, то не ищите пути против них. Поистине, Аллах — Возвышенный, Великий. Если вы опасаетесь разлада между ними [супругами], то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Поистине, Аллах — Знающий, Ведающий». (4:34–35)
Первый аят указывает на то, что праведные и соблюдающие предписания религии женщины вообще не нуждаются в исправлении, воспитании и наказаниях. Что же касается остальных, то есть не слушающихся своих мужей и сбившихся с прямого пути, то они нуждаются в исправлении и воспитании, а иначе дело может дойти до распада семьи. А осуществляется это исправление и воспитание следующим образом:
— Наставления и увещания. Мужчина увещевает свою жену с мудростью и по-доброму, обращая её внимание на её проступки посредством намёков, слов или же лёгких, негрубых упрёков. Как именно делать всё вышеперечисленное, мужчина должен решать сам, исходя из своего знания характера жены и наилучших способов воздействия на неё.
— Покидание в супружеской постели. Если увещания не помогли, мужчина покидает жену в супружеской постели — он уходит спать на другую постель или в другую комнату. Это приём психологического воздействия на женщину. Подобный поступок мужа причиняет ей душевные муки и заставляет её одуматься и образумиться. Срок покидания не должен превышать четырёх месяцев, ведь именно такой срок установлен для мужчин, которые дают клятву не приближаться к своим жёнам.
— Лёгкие удары. Само собой разумеется, что удары не должны быть сильными или оставлять следы. Бить по лицу нельзя. Это подходящее воспитание для сварливой и упрямой женщины с дурным характером, не желающей отступаться от своего мнения и менять своё поведение, и которой не приносят пользу увещание или покидание в супружеской постели. Факыхи говорят, что эти удары должны быть чисто символические — три удара сиваком или чем-то подобным или ладонью по верхней части плеча. К исламу не может быть никаких претензий из-за этого предписания, поскольку удары эти не наносят никакого вреда. К тому же некоторых женщин можно перевоспитать только таким способом, и до битья доходит, только если женщина совсем уж упряма и никак не желает слушаться мужа. А обоснованием этого способа воспитания является сказанное Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) во время прощального хаджа:
«Обходитесь с женщинами хорошо, ибо поистине, они у вас словно пленники, и вы не имеете права ни на что, кроме этого, если только они не совершат явную мерзость. Если они сделают это, покидайте их на ложе и бейте их несильно. И если они подчинятся вам, то не ищите пути против них. Поистине, у вас есть право в отношении ваших жён, и у ваших жён есть право в отношении вас. Что касается вашего права в отношении них, то вы имеете право на то, чтобы на ваши подстилки не садился тот, кого вы не желаете видеть там, и чтобы в ваши дома не входил тот, кого вы не желаете видеть там. А их право в отношении вас — чтобы вы хорошо обеспечивали их одеждой и едой». (Ат-Тирмизи; Ибн Маджа. Со слов ‘Амра ибн аль-Ахуаса. Ат-Тирмизи назвал его достоверным)
А в другом хадисе говорится, что один человек спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Каково право женщины в отношении мужа?» Он ответил: «Ты должен кормить её, когда ешь сам, одевать её, когда одеваешься сам, не бить её по лицу и не оскорблять, и если и покидать её на ложе, то только оставаясь в том же доме». (Ахмад; Абу Дауд; Ибн Маджа. Со слов Му‘ауии аль-Кушайри)
То есть если у него возникла причина для того, чтобы покинуть её на ложе, он в любом случае должен при этом оставаться в одном доме с ней, никуда не уходя и не заставляя уходить её. Это средство — последнее лекарство, к помощи которого прибегают только в случае острой потребности или крайней необходимости. Если же мужчина переходит в перевоспитании жены установленные границы, он считается преступающим границы, установленные Всевышним, и в этом случае он несёт ответственность за свой поступок.
— Третейский суд (примирение посредством вмешательства родственников). Если ни одно из перечисленных выше средств не помогло, и посредством них не удалось перевоспитать и образумить женщину, остаётся последний способ. Мужчина идёт к судье и объясняет ему сложившуюся ситуацию, чтобы тот назначил его и её родственника в качестве третейских судей. Их задача — примирить супругов. Если же это им не удаётся, брак расторгают по причине возникшего конфликта. (Аль-Мугни, т. 10, стр. 262, Заки ад-дин Ша‘бан. «Аль-ахкам аш-шар‘иййа ли-ль-ахуаль аш-шахсыййа», стр. 352)
Исправление мужа: если же проблема в муже и скверное поведение имеет место с его стороны, жена должна постараться исправить его, используя различные приёмы на своё усмотрение, ради сохранения брака. Ведь Всевышний Аллах сказал:
«Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от неё, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение — лучше». (4:128)
- Проживание в доме мужа. Мужчина обязан подготовить для своей жены подходящее жильё — такое, чтобы она могла жить в нём, не испытывая трудностей и стеснения. Она не обязана жить вместе с родственниками мужа. Если же нет подходящего жилья — например, дом стоит на отшибе, так, что, живя в нём, женщина не чувствует себя в безопасности, или же в нём нет необходимых для жизни приспособлений, или же там дурные соседи, или же дом таков, что в нём невозможно жить нормальной супружеской жизнью, муж должен найти подходящую замену. Жильё должно соответствовать финансовым возможностям супруга, поскольку Всевышний сказал:
«Поселяйте их там, где вы живёте сами — по вашему достатку». (65:6)
А жена обязана следовать за мужем и жить вместе с ним — и не только на одном месте, но и если он решит переехать или отправиться в путешествие. В этом случае она должна сопровождать его, если только при заключении брака она не ставила условие о том, чтобы она не будет сопровождать его в путешествии, и не будет выезжать из своей страны. ‘Укба ибн ‘Амир передаёт такой хадис:
إِنَّ أَحَقَّ الشَّرْطِ أَنْ يُوفَى بِهِ مَا اسْتَحْلَلْتُمْ بِهِ الْفُرُوجَ
«Более всего достойны соблюдения те условия, посредством которых вы делаете дозволенными лона».
А ‘Амр ибн ‘Ауф передаёт такой хадис:
الْمُسْلِمُونَ عَلَى شُرُوطِهِمْ إِلا شَرْطًا حَرَّمَ حَلالا ، وَأَحَلَّ حَرَامًا
«Мусульмане стоят на своих условиях, кроме условия, которое запрещает дозволенное или дозволяет запретное».
Имеется в виду, что они не отступаются от этих условий. Что же касается условия о невыезде из страны, то соблюдение его не является обязательным с точки зрения судопроизводства.
Если имеется подходящее жильё, но жена отказывается жить в нём, муж имеет право обратиться в шариатский суд, чтобы её обязали подчиниться ему, однако ислам не одобряет насильственное принуждение к покорности, и если жена отказывается делать то, к чему её обязывают, не имея законного основания, она лишается права на содержание на всё время своей непокорности и становится словно подвешенной, то есть не женой и не разведённой.
- Уход за больным мужем. Женщина обязана ухаживать за своим мужем, если он заболеет или окажется прикованным к постели в результате какого-либо происшествия или несчастного случая. Ведь, попав в подобную ситуацию, он как никогда нуждается в уходе и заботе, а она — самый близкий для него человек, знающий его секреты и видящий то, чего не видят люди, и именно она должна обеспечить ему необходимое питание, готовить или покупать лекарства и делать всё, что требуется делать в таких случаях. Упоминание об этом есть в Сунне. ‘Аиша передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), заболев той болезнью, от которой он умер, спрашивал: «Где я буду завтра? Где я буду завтра?» — желая, чтобы поскорее настал день ‘Аиши. И его жёны согласились на то, чтобы он сам выбрал, где ему быть, и он выбрал дом ‘Аиши. Там он и скончался. (Аль-Бухари; Муслим. Со слов ‘Аиши)
- Развод и возвращение. Муж имеет право дать жене развод и вернуть её после этого без её согласия или желания. Развод может быть запретным, нежелательным, обязательным, желательным или разрешённым. Запретный развод — новоизобретённый, осуществляемый не так, как он должен осуществляться по Шариату. Это развод во время менструации жены или в период после менструации, в который он уже вступал в близость с ней. Нежелательный развод — это развод без причины, когда у супругов всё в порядке. Автор книги «Мунтака аль-ахбар ма‘а нейль аль-аутар» назвал одну из глав в ней «Глава о дозволенности развода при необходимости и нежелательности его при отсутствии необходимости, и о покорности родителю в этом».
Обязательный развод — это развод в случае, когда между супругами возникает конфликт, который, по мнению третейских судей из числа родственников, невозможно уладить.
Желательный развод — это развод в случае, если жена не сохраняет целомудрие.
Разрешённый развод — это развод в случае, если мужчина не любит жену и не желает содержать её, потому что не получает удовольствия и радости от жизни с ней. (Нейль аль-аутар, т. 6, стр. 643)
А доказательством нежелательности развода являются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), переданные Ибн ‘Умаром: «Самое ненавистное для Аллаха из дозволенного — развод». (Абу Дауд)
Развод — исключительное право мужчины.
Развод считается и когда человек говорит серьёзно, и когда он говорит подобные слова в шутку. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Три вещи одинаково действительны, независимо от того, всерьёз они сказаны или в шутку: заключение брака, развод и возвращение жены после неокончательного развода». Развод имеет определённые последствия — это расставание с женой в том случае, если было сказано прямо: «Ты разведена» — или нечто подобное, ясно указывающее на развод, или же было сказано образно, например: «Ты отделена от меня», однако с намерением дать развод.
Мужчина имеет право дать жене развод два раза. Если же он даёт ей развод в третий раз, она становится запретной для него, и он не может жениться на ней вновь до тех пор, пока она не выйдет замуж за другого и не разведётся с ним. Всевышний сказал:
«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются несправедливыми. Если он развёлся с ней в третий раз, то ему не дозволяется жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого». (2:229–230)
Если муж имеет право дать жене развод, то женщина, в свою очередь, имеет право совершить хуль‘. Это расторжение брака по инициативе женщины, которая при этом выплачивает мужчине определённое возмещение. Он может осуществляться как посредством формулы, употребляемой для хуль‘, так и посредством формулы, употребляемой для развода. Кроме того, женщина имеет право требовать расторжения брака через суд по причине наличия у мужа физического недостатка или жестокого обхождения и плохого отношения к ней с его стороны или на основании того, что он не обеспечивает её, а также в случае, если муж пропал без вести или же попал в заключение или в плен. Есть ещё расторжение брака по причине клятвы о неприближении к жене (иля’) — это когда муж клянётся Всевышним Аллахом или одним из Его Атрибутов, что он не будет приближаться к своей жене четыре месяца и более, или же ставит в качестве условия для приближения к ней нечто трудное для него. Есть ещё расторжение брака по причине призыва проклятия друг на друга (ли‘ан) — в ханафитском мазхабе это свидетельства мужа и жены, подтверждаемые клятвами и завершаемые призывом на себя проклятия Всевышнего в случае лжи со стороны мужа и призванием на себя гнева Всевышнего в случае лжи со стороны жены.
- ‘Идда. Это право мужа в отношении жены — чтобы она соблюдала ‘идду после разлуки с ним по причине его кончины или развода. ‘Идда — это срок после расставания с мужем, определённый Шариатом, в течение которого женщина не имеет права выходить замуж. Это необходимо для того, чтобы выявить беременность, и чтобы не получилось так, что ребёнок был от первого мужа, а его отцом все считали второго. Это в случае, если женщина способна рожать детей. Если же она уже состарилась или наступление беременности невозможно по иным причинам, то ‘идда в её случае будет правом Всевышнего Аллаха (или Шариата) — она нужна для общего блага — а также правом мужа — ведь соблюдая ‘идду и отказываясь от украшений, женщина как бы демонстрирует, что потеря мужа повлияла на неё, не прошла бесследно. Кроме того, это указание на важность брака.
‘Идда бывает трёх видов: та, которая определяется по периодам менструации и периодам чистоты между ними; та, которая рассчитывается по месяцам (три месяца для женщины, у которой нет менструации по причине пожилого или, напротив, слишком юного возраста, и четыре месяца и десять дней — для женщины, муж которой умер, и год без менструации для женщины, у которой периоды чистоты между менструациями очень большие); ‘идда беременной — заканчивается, как только женщина родит.
Право мужчины (обязанности жены) в современной трактовке
Таких прав восемь:
- Послушание жены мужу в обычном, то есть в том, что не является грехом. Это право утверждено Шариатом, который побуждает к его соблюдению. ‘Али передаёт хадис: «Не может быть подчинения творению в том, что является ослушанием Творца». (Аль-Бухари; Муслим)
- Забота женщины о доме. Она должна поддерживать в нём чистоту и порядок, создавать уют, оберегать имущество мужа и ничего не отдавать из этого имущества и не выходить из дома без его разрешения. Ибн ‘Умар передаёт такой хадис: «… и она не должна ничего никому отдавать без его разрешения, а если она сделает это, на неё ляжет грех, и от неё не будет принято это». (Аль-Байхакы)
- Женщина не должна поститься добровольно ни одного дня без разрешения мужа. Что же касается обязательного поста, то для него разрешение мужа не требуется. Ибн ‘Умар передаёт такой хадис: «… и она не должна отказывать ему, когда он желает её, даже если при этом она сидит верхом на верблюде, и она не должна поститься без его разрешения ни одного дня, а если она сделает это, на неё ляжет грех, и от неё не будет принято». (Аль-Байхакы)
- Женщина должна вести себя скромно и сдержанно в отсутствие мужа и придерживаться праведности и благочестия, и возвращаться к радости, веселью и развлечениям в его присутствии.
- Женщина должна обеспечивать мужу душевное спокойствие и комфорт и уделять ему больше внимания, чем всем остальным.
- Женщина должна заботиться о чувствах мужа, избегая слов, дел и поведения, которое ему не по душе, а также учитывать его финансовые возможности и социальное положение.
- Женщина не должна выходить из дома мужа без его разрешения и его выраженного довольства, и она не должна показывать свою красоту чужим мужчинам, чтобы муж её был спокоен.
А Ибн Мас‘уд передаёт такой хадис: «Ближе всего к Всевышнему Аллаху женщина бывает тогда, когда находится в своём доме». (Ат-Табарани)
Ибн Мас‘уд также передаёт такой хадис:
الْمَرْأَةُ عَوْرَةٌ ، وَإِنَّهَا إِذَا خَرَجَتِ اسْتَشْرَفَهَا الشَّيْطَانُ
«Женщина — ‘аура, и когда она выходит из дома, Шайтан устремляется к ней со своими наущениями». (Ат-Тирмизи)
- Женщина должна быть усердной в исполнении своих религиозных обязанностей, совершая обязательное и изучая религию. Она должна стараться делать это как можно лучше вместе с мужем и детьми. Это поможет ей снискать довольство Аллаха и Его прощение. (Ибрахим Маридини. «Нахуа усрат му’минат са‘ида», стр. 14–27)
Автор: Шейх Вахба ибн Мустафа аз-Зухейли
Из книги: «Мусульманская семья в современном мире», стр. 91-108