
Основу текста составляет лекция, которую я прочитал на «медийной площадке» 10-го Фестиваля мусульманской молодежи (ФММ 10) в августе 2020 года. Хорошие люди – да воздаст им Аллах благом! – по собственной инициативе превратили аудиозапись лекции в текст. «Не пропадать же их работе», – решил я и отредактировал стенограмму, что-то убавил, а кое-что и добавил.
Все сказанное дальше – мое собственное мнение, которое может не совпадать с мнением организаторов фестиваля, а также не отражает позиции любой официальной организации и т. п. Если что не так – все претензии лично ко мне.
Текст получился длинным, так что решено публиковать его по частям. Он также не претендует на полноту раскрытия темы – это все-таки вольная устная речь, а не исследование и даже не научный доклад.
Абу Яхья
Часть 1. Этика поведения мусульманина в интернете
Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху, уважаемые участники форума!
Тема, которая заявлена на сегодня – это этика поведения мусульман в социальных сетях.
Эту лекцию можно свести к одной фразе: этика и нормы Шариата в соцсетях точно такие же – на 100 процентов – как и в офлайне, в реальной жизни. Всё, лекция закончена, расходимся. Шучу.
В сети те же самые обязанности и те же самые грехи, что и в офлайне – какие-то из них более распространены в силу специфики интернета и соцсетей, а какие-то встречаются реже.
Заходя в интернет, важно не забывать, что это такая же часть жизни, как и офлайн. На самом деле этого разделения на онлайн и офлайн уже как такового нет. Сейчас все — от годовалого малыша до столетней бабушки — уже в интернете, жизнь плавно без переходов перетекает из онлайна в офлайн и обратно. В 2020-м жизнь без интернета – это либо удел людей совсем далеких от цивилизации – в тундре, в пустыне, в джунглях – либо сознательная и весьма радикальная позиция.
Я постоянно говорю о важности намерения: все нужно делать с правильным намерением. Если человек самые обычные бытовые свои дела будет делать с намерением ради Аллаха, то есть с намерением заслужить Его довольство, то это будет вознаграждаемое дело. То же самое и в интернете, мы можем себе легко представить, каким образом мы можем получить награду, находясь в интернете. Какие действия в интернете в принципе вознаграждаемы?
Аудитория: Распространение знаний.
Да. Распространение знаний. Но для начала их получение. Не знаю, как вы, но я постоянно что-то гуглю. Здесь присутствуют мои студенты, они знают, что я даже на занятиях в университете я периодически что-то гуглю, если забыл дату или имя.
Так вот, люди молодые удивляют меня тем, что они нередко задают такие вопросы: «Хазрат, а кто это? Хазрат, а что это? А где купить? А где найти?». Хочется спросить, дорогой мой, тебя в гугле забанили?
Работа для меня без интернета немыслима — даты, события, сложные правила грамматики — тут интернет действительно выручает.
Это привычка к постоянной самопроверке, к фактчекингу – я считаю ее полезной. И когда ты обращаешься к интернету за полезной религиозной информацией – это вознаграждаемое дело, при наличии соответствующего намерения, конечно.
Но, сами знаете, обратная сторона поиска религиозной информации в интернете – это «шейх гугл, шейх яндекс». Все, думаю, слышали шутки на эту тему. Но проблема здесь скорее не в интернете, а в привычке людей пользоваться непроверенными, ненадежными источниками информации.
Сама идея информационного поля интернета – условной википедии – в том, что кто угодно может зайти и что угодно написать. Внести любую правку, любое искажение. Пока модераторы проснутся — кто-то уже успел этой искаженной информацией воспользоваться.
Именно поэтому базовые знания, которые касаются акыды, халяля и харама, основ поклонения, не следует брать из интернета. Либо – если нет другого пути – мы должны опираться на проверенные, надежные источники информации.
К сожалению, феномен соцсетей в том, что Анонимус – абсолютно неизвестно кто – выкладывает несколько цитат и картинок по религиозной тематике, и у него тут же начинают просить фетву, начинают задавать ему вопросы об Исламе. Так ни в коем случае делать нельзя. От саляфов передается: «Эти знания – твоя религия, так смотрите, откуда вы берете вашу религию».
Будьте разборчивы в источниках информации. Нельзя кому попало задавать вопросы, нельзя откуда попало черпать информацию. Если неоткуда больше черпать базовую информацию об Исламе, хотя бы потрудитесь разобраться, каким источникам можно доверять. На этой стадии нужно высунуть голову в холодный и страшный мир офлайна. Подойдите к тем хазратам, имамам, преподавателям религиозных наук, которым вы доверяете, и спросите у них, где можно найти ту или иную достоверную информацию об Исламе.
О доверии к местным имамам и духовному управлению
Меня, честно, очень пугает ситуация, когда мне задают, скажем, в директ инстаграма, какой-то вопрос по религии, добавляя при этом: «Только не отправляйте меня к местным имамам, я им не доверяю». О Аллах! Я не знаю вас, вы не знаете меня, для вас я просто аккаунт в инстаграме, имамы же на местах – это живые люди, которые много лет трудятся на местах, решают проблемы махалли – местной религиозной общины.
В России сейчас получить компетентный ответ, хвала Всевышнему, стало легко. Работает бесплатный номер горячей линии Отдела фетвы (даруль-ифта) ДУМ РТ: 8 800 222 76 67. Там отличные специалисты работают. Вот, пожалуйста, точка начала поиска, точка опоры. Звоните! Можно спрашивать и про заслуживающие доверия интернет-сайты.
Кстати, вот часто спрашивают насчет Духовных управлений мусульман. У нас многие люди не понимают один момент. Мы обращаемся к ним и принимаем их решения не обязательно потому, что доверяем им, а потому что они взяли на себя такую ответственность перед Аллахом – сами взяли, добровольно – отвечать за нас, простых мусульман в определенных организационных вещах. Определение времен намазов, начала и конца поста в Рамадан, открытие и закрытие мечетей. Они принимают решения, читать намаз смыкая ряды или на социальной дистанции в полтора метра.
В книгах по фикху говорится, что, если у мусульман нет своей администрации, судей и так далее, община должна сама выдвинуть таких людей, кто будет решать необходимые организационные вопросы, назначать имамов, платить зарплату нужным махалле специалистам.
Ваши имамы могут не быть самыми богобоязненными, знающими и нравственными. Я допускаю, что люди могут не доверять духовному управлению, их у нас больше 80 только в России, как говорится, не все муфтияты одинаково полезны. Но мы к ним обращаемся не потому, что они такие прекрасные и самые крутые в этой сфере, а потому что они сами взяли на себя эту ответственность.
В Судный день у каждого из нас будет полное право указать на них пальцем, сказав: «Я следовал за ними». В общине мусульман всегда должны быть те, кто проводит намазы, собирает людей на праздничный намаз, читает никяхи, собирает ʼушр-садака, распределяет благотворительные средства. Каждый человек не может сам лазить по горам и отмечать время намазов, или следить за луной – тогда просто вся работа у людей встанет, все будут заниматься только этим. Одна группа людей делает это за всех. Мы к ним обращаемся поэтому, и фетвы их принимаем поэтому. А не потому, что хазраты – это какой-то особый привилегированный класс, озаренный святым духом – в Исламе нет духовенства, и попытки его создать – это плохое новшество.
Но если у вас в регионе совсем все плохо, звоните в наш отдел фетв, в Духовное управление мусульман республики Татарстан, спрашивайте у них. Им можно доверять. Критиковать же духовные управления легко.
Это то, что касается именно основной информации по Исламу. Какую-то деталь, небольшую информацию – дату, полное имя сподвижника или ученого и т. п. – можно и в гугле посмотреть. Нет информации на русском – можно на других языках посмотреть, если владеете языками.
Мы понимаем, что у интернета, как и у большинства явлений в этой жизни, есть и польза, и есть вред.
Сейчас, конечно, роль интернета будет расти – это четкая тенденция. Появится полноценное интернет-образование, в том числе исламское. Это неизбежно.
Про лайки и репосты
Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «Передайте от меня хотя бы один аят». Это довод, побуждающий нас распространять те полезные знания, которыми мы обладаем. Это также проявление благодарности Всевышнему Аллаху за полезные знания, которые Он нам дает: распространи, передай дальше, не оставляя себе!
Для того, чтобы передавать знания, не нужно обязательно быть ученым. Узнали что-то полезное и достоверное – передайте дальше. Полезную ссылку нашли – расшарьте, как говорили раньше, то есть распространите ее дальше.
Пример для нас в этом отношении – скончавшийся не так давно в Казахстане брат Бахтияр (рахимахуЛлах), администратор сайта azan.ru. Кто не знает: это большой портал с ценными статьями, книгами и уроками по Исламу, высококлассный сайт (я благодарен Всевышнему, что тоже к этому сайту причастен). Так вот, этот брат не был ученым, но он долгие годы, не жалея сил и здоровья, распространял полезные исламские знания. Работал круглыми сутками на пути Аллаха, придумывал и реализовывал проекты, находил финансирование, находил людей, выносил все эти трудности, которые бывают в работе с людьми, организовывал благотворительные проекты, сам помогал многим. Он буквально ночами не спал, если знал, что кому-то нужна помощь, обдумывая, как лучше подать ту или иную важную религиозную информацию. И Всевышний забрал его на этом пути. Это очень хорошая смерть, иншааЛлах.
Однако у того же хадиса Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям), где он говорит сначала «Передайте другим от меня…», есть вторая часть: «Кто будет лгать на меня намеренно, пусть готовит себе место в Аду». То есть вы должны проверять достоверность передаваемой информации.
Известный хадис есть в сборнике имама Муслима: «Чтобы стать лжецом, достаточно просто передавать все, что ты услышал». Это касается не только религиозной информации. Это в целом фундаментальный принцип поведения в жизни и в интернете.
Сейчас стать лжецом стало очень легко – для этого бывает нужно просто нажать одну кнопку: «репост». Вы прочитали какую-то сенсацию: лечение рака содой, миром правят рептилоиды, Билл Гейтс чипирует народы, что угодно… Достаточно просто это перепостить или кому-то отправить – и все, вы стали лжецом сами, согласно достоверному хадису. Если вы будете передавать все, что слышите, делиться всем, что вы читаете или видите, вы рано или поздно распространите недостоверную информацию. Если вы не фильтруете информацию на выходе, то рано или поздно вы передадите ложь, ненамеренно став лжецом.
Да, ненамеренно. Но все равно за это есть ответственность. Почему? Потому что эта информация была у вас в руках, у вас была возможность ее проверить. Это серьезная проблема в наши дни: фейк-ньюс, постправда.
Поэтому лучше вообще перепостами не злоупотреблять. На нас лежит ответственность за ту информацию, которую мы распространяем. Есть аят со смыслом: «Если нечестивец принесет вам (какое-либо) известие, то проверьте (его на достоверность), чтобы по незнанию не навредить людям, и чтобы после не пожалеть о содеянном». (сура «аль-Худжурат», 6 аят)
Это прямое повеление Всевышнего Аллаха и принцип, которым мы должны руководствоваться в повседневной жизни. Если человек, которому вы доверяете, который не был замечен в подлогах, обмане, распространении неверной информации, который вызывает у вас доверие, вам что-то передает, вы можете это со ссылкой на него передать эти сведения дальше. Когда вы ссылаетесь на источник, вы тем самым снимаете с себя ответственность, при условии, что этот источник заслуживает доверия. Ссылка на заведомо недостоверный источник не снимает с вас вины за распространения лжи. Сейчас в интернете существуют целые информ-агентства, специализирующиеся на фейковых новостях.
А если у вас нет способа проверить достоверность информации, нет необходимых для этого знаний – просто пропустите ее.
Вопрос из аудитории: А является ли лайк согласием? Если ты лайкнул что-то, то это значит, что ты поддерживаешь это мнение?
Да, я думаю, что является. Лайк – это форма одобрения и согласия. Тем более, вы знаете, как выглядит изображение лайка на фейсбуке, в инстаграме это и вовсе «сердечко». При этом не обязательно своим лайком вы говорите, что вы радуетесь. Приведу простой пример: информация о чьей-то смерти. Сейчас эпидемия, ковид, достаточно много ученых ахлю-сунна покинуло нас. И вот ты лайкнул новость о смерти шейха. Является ли твой лайк формой выражения радости? Нет, конечно. Но это одобрение, ты этим соглашается с дуа, которое обычно сопровождает такую новость. Как будто ты «амин» говоришь на дуа. До изобретения лайков на форумах обычно писали: «Подписываюсь под каждым словом» или «Согласен с предыдущим оратором».
Но если в посте что-то греховное, запретное – то лайкать это не нужно, так как лайк сам по себе – это форма одобрения, поощрения, побуждения. Лайки мотивируют тех, кто эти посты выкладывает, к продолжению. Люди, которые занимаются блогингом профессионально, смотрят на статистику, анализируют лайки. Если это собрало больше всего лайков, то значит, что нужно продолжать делать похожий контент. Если я тут танцую с девушкой непокрытой, значит, что надо продолжать в этом направлении. А если, наоборот, я выложил что-то серьезное и умное, и это собрало мало лайков, значит, аудитории это не нужно. Так что, ставя лайки разному непотребству, вы способствуете увеличению его количества и побуждаете к его распространению.
Репост же не является по умолчанию формой одобрения. Я тоже делаю, например, на фейсбуке, репосты того, с чем не согласен, при этом добавляя к ним комментарий. Что-то меня возмутило, какая-то явная ложь – и ты делаешь репост с комментарием.
Вопрос из аудитории: А если девушка сфотографировалась не откровенно, но, например, руки открыты немного, платок съехал, и ты такое лайкнул?
Те же правила, что и в офлайне. Аурат девушки в интернете тот же, что и в обычной жизни. Лайк же мотивирует ее продолжать делать подобное.
Блогеры: как к ним относиться?
Теперь я хотел бы поговорить с вами о таком явлении, как блогерство. Как бы к нему ни относились, нужно признать, что это наша реальность. Стоять на пути прогресса, будто одинокий бунтарь перед колон-14 ной танков на площади Таньаньмэнь (кто не в курсе, загуглите!) – это героизм, но он малоэффективен. Я понимаю, что блогерство будет развиваться дальше, нравится нам это или нет. Сейчас очень популярны разговоры о том, как вести блог, люди делятся секретами, лайфхаками, личным опытом. Что публиковать, а что не стоит, как настраивать таргет и т. д.
Я, разумеется, буду говорить не об этом, а о негативных сторонах блогинга. Может быть то, что я скажу, вам не понравится. Вы решите, что «хазрат ворчит». Но, поскольку меня сюда пустили, то я воспользуюсь этим случаем.
Во-первых, надо определиться с терминами. Кого считать блогером? Кто-то может сказать: «Вы же тоже блогер, у вас есть блог — маленький инстаграм и телеграм-канал». И я вам отвечу: «Нет, я не блогер!». Поэтому давайте для начала решим: кто такой блогер вообще? В вашем понимании. Как вы отличаете блогер от неблогера в интернете?
■ Голоса из зала: Блогеры выкладывают каждый свой шаг… Сначала они определяются с тематикой…
Свое мнение, свою жизнь… И они это делают, чтобы в последующем зарабатывать, на рекламе, на продукции своей…
У меня нет готового ответа на этот вопрос. Я думал об этом, прежде чем прийти сегодня к вам: как отличить блогера от специалиста в определенной области, который просто ведет блог в интернете?15
■ Аудитория: Блогер – тот, кто зарабатывает на своем блоге.
Да, безусловно, блогеры выросли из журналистов и сейчас вытесняют профессиональную журналистику, об этом сегодня тоже много говорят. Люди почти не читают газеты, а толстые журналы на грани вымирания. Топовые блогеры стали активно заниматься журналистикой: дают аналитику, комментируют события. Селебрити, известные дизайнеры и т. п., все чаще становятся профессиональными блогерами и делятся своим абсолютно некомпетентным мнением, и у них есть своя преданная аудитория.
Для себя я вывел такой критерий отличия блогера от профессионала, который ведет блог. Вы можете со мной не согласиться. Мне кажется, мы называем человека в интернете блогером, когда он не примечателен больше в жизни ничем, кроме того факта, что у него есть блог, на который подписано некоторое количество людей, и для этих людей он авторитетен. Это определение блогера в негативном значении. Мы иногда говорим: «Да кто он такой! Он просто блогер!».
Если же человек врач, строитель, историк, у которого есть блог, и он делится там информаций по своей профессии, мы вряд ли скажем про него «блогер». Биолог, который снимает занимательные ролики по биологии для youtube, он не блогер, а «популяризатор науки». Чувствуете разницу?
На самом деле, в ютубе сегодня масса полезной информации. Этого не было еще десять лет назад. Если тебе надо освоить какой-то навык, узнать, как починить пылесос или положить плитку, как цветок пересадить, чем кормить кота – все это можно найти сейчас в ютубе. Парень, который на старый телефон в полутьме дрожащей камерой снял ролик, покажет тебе, как решить твою проблему. Это положительный момент.
Для мусульманина это может стать даже ибадатом, если он будет делиться полезными знаниями при условии, что у него соответствующее намерение. Помогать другим – это поклонение, это приближение к Аллаху, даже если это не касается религиозной сферы, даже в вопросах дунья. Как лампочку в фаре машины поменять, как помидоры вырастить, как сарай сложить, как кур разводить.
К таким блогерам, которые выкладывают что-то полезное, делятся навыками, лайфхаками – на самом деле полезными, а не так, как было в моем детстве в программе «Очумелые ручки», где учили, как из двух пластиковых бутылок сделать пластикового слоника или другую абсолютно бесполезную ерунду – к таким блогерам претензий нет никаких. Я и сам подписан на одного англоязычного мусульманина индийского происхождения, который выкладывает всякие полезные вещи по методикам обучения: показывает, как эффективно конспектировать, как продуктивно использовать в работе планшеты, какие новые программы появляются для учебы. И это интересная мне область, поэтому я слежу за этим. Если что-то мне нужно починить, я тоже иду в ютуб.
Не секрет, что за явлением профессионального блогерства стоят крупные корпорации, которым нужны блогеры для продвижения своей продукции. Они создают блогеров, а те рекламируют их продукты. Я сам наблюдал это, у меня есть знакомые в сфере IT и пиара, которые для продвижения проектов нанимают блогеров. Они просчитывают, к какому блогеру обратиться и выбирают того, чье направление совпадает с их целевой аудиторией. В исламской среде это тоже распространяется.
Также мы знаем, как появляются блогеры-звезды, чем привлекательна фигура блогера для молодежи: это «свой парень», guy/girl next door, который поднялся из народа, вышел из какого-нибудь депрессивного городка к свету софитов. Блогерство – это такой социальный лифт, которого еще 10 – 15 лет назад не было.
Мусульманин же должен стараться в своей жизни делать одно из двух: либо заниматься тем, что приносит практическую пользу, либо тем, что почетно и достойно. Например, изучать то, что в религии восхваляемо, даже если никакой практической пользы от этого нет. Изучать нашу акыду углубленно – это тоже хорошее дело, потому что это изучение того, что наиболее величественно и достойно: Всевышнего Аллаха, ангелов, пророков.
Фейк-ньюз и постправда: о достоверности в интернете
Следующая проблема – это та, о которой мы говорили уже в самом начале: достоверность. Насколько достоверна та информация, которую предлагает блогер. Как вообще проверить их компетентность? Эта проблема остро встает в религиозной сфере – люди, которые прошли только два тома Мединского курса или книги «Арабия байна ядайк», начинают записывать уроки, рассказывают людям о религии.
Похожая проблема есть и в других сферах жизни. Люди объявляют себя психологами, врачами, тогда как на самом деле специалистами в этих областях не являются. Возможно, вы слышали эту нашумевшую историю о девушке, которая представлялась врачом в инстаграме, назначала женщинам лечение – огромные дозы БАДов и витаминов. Я не буду называть имени, потому что упоминание имен приводит только к увеличению их популярности, а у нее и без того сотни тысяч подписчиков. Когда врачи доказательной медицины увидели это безобразие, они пришли в ужас: мало того, что большая часть ее советов бесполезна, так некоторые из них еще и опасны для жизни. Она назначала беременным препараты, которые могут привести к гибели плода. Врачи поняли шум, выяснилось, что и диплом у нее поддельный, но в результате этого скандала подписчиков у нее только прибавилось.
Это существенная проблема блогерства, по поводу которой я могу ворчать бесконечно! Что это значит? То, что в наших интернетах полностью отсутствует институт репутации. Допустим, ты позиционируешь себя как врач в Инстаграме, и завтра докажут, что твой диплом поддельный, но ты всё равно будешь продолжать делать то же самое: не обращать внимания на замечания, банить хейтеров и продолжать «лечить». И подписчики будут только приходить. Вот это проблема!
Или, например, какой-нибудь религиозный деятель, в отношении которого завтра будет доказано, что на самом деле он мошенник и присваивал пожертвования, собранные для бедных детей в Африке, а он после этого все равно будет продолжать делать то же самое, собирать деньги, выступая с позиции «вы все врёте», и число его сторонников только возрастет. Вот эта сторона блогерства, с которой я не готов мириться, и которая меня бесконечно раздражает.
Ещё одна её сторона, возмущающая меня не меньше – это, конечно же, вот эти блогеры, которые берут деньги за определенный заказ. Есть абсолютно достоверная история, я не буду сейчас называть имена. Эти люди берут деньги за то, что они какую-то историю освещают в выгодном для спонсора свете. Это вот блогеры аналитического направления, которые дают комментарии к каким-то новостям, событиям. Им платят деньги за то, что они в определенном свете подают какую-нибудь историю, либо за участие в скандале: за то, что они выступают в защиту, или, наоборот, нападают на фигуранта этого скандала. Речь идет о мусульманах сейчас!
Вторая история — она тоже возмутительна — о человеке, который позиционирует себя как философ, но он тоже на самом деле блогер. Они находят какой-то компромат на каких-то региональных чиновников и берут с них деньги за то, чтобы этим материалы не были опубликованы. И я не про девяностые годы говорю, это происходит здесь и сейчас. А вся их красивая медийная деятельность – это ширма для такой вот грязной работы.
И эти люди в своих блогах выставляют себя защитниками интересов мусульман. Вот это – та сторона блогерства, с которой я не готов мириться. Это ненормально. Этого не должно быть в принципе!
Но есть такие механизмы в самом явлении блогерства, которые к этому подталкивают. Во-первых, что важно для аудитории? Хайп. Скандалы, интриги – что-то такое, что цепляет внимание людей. Всем интересно, что скажут топовые блогеры: Варламов, Артемий Лебедев. Мало кого волнует, что Варламов – архитектор, на самом деле очень хороший урбанист; Артемий Лебедев – очень хороший дизайнер, был когда-то по крайней мере. Но они совершенно не специалисты в областях, которые обсуждают — в политике, экономике, культуре, религии, национальном вопросе — а люди принимают их мнение за истину. Когда люди некомпетентные, которые не разбираются в том, о чем говорят, дают свои комментарии – это умножает некомпетентность, растет информационный пузырь невежества.
К сожалению, в религиозной сфере тоже есть такое. Блогеры-мусульмане, у которых сложилась лояльная аудитория, не могут устоять перед соблазном и начинают высказываться на темы религии. Если человек, допустим, психолог, это не значит, что он разбирается в религии! Но это не мешает ему давать ошибочные фетвы, высказывать свои суждения космического масштаба и космической же глупости. Все усложняется во много раз, если у человека есть диплом медресе или исламского вуза (как правило, вечернего или заочного отделения). Но диплом – не автоматическая гарантия наличия знаний! Я преподаю в исламском университете и знаю, какой бывает уровень знаний у отдельных выпускников, особенно вечерников и заочников! Бывают счастливые исключения, но всё же…
Но лояльная аудитория на то и лояльная, чтобы верить своему блогеру. Люди часто не способны разделить эти сферы: забывают, что человек может быть хорошим психологом, при этом не обладать знаниями по Исламу.
Важный вопрос: как остаться в сфере своей компетентности, не вый ти за ее рамки? Для вас, если вы ведете блоги, это тоже важно. Действительно, если у тебя есть своя аудитория, появляется соблазн стать таким гуру. Когда у тебя пятьдесят или сто тысяч подписчиков, которые ловят каждое твое слово – неизбежно возникает такой соблазн – выдавать фетвы и раздавать советы. Может быть, тебе кажется, что ты в теме, ты сам в это искренне веришь, но если ты не специалист в этой области – зачем брать на себя ответственность за других?
И ещё. Отпишитесь от меня и не слушайте меня, если я когда-нибудь начну говорить: «Читайте только мои книги, задавайте вопросы только мне». Хотя, я знаю одного такого хазрата, который на любые вопросы отвечает: «Читайте мои книги, желательно, с карандашом». А дальше что: учить их наизусть или прикладывать к больным местам?
Что не так с блогерами?
Что еще не так в деятельности блогеров? Всякие нехорошие с точки зрения этики вещи: например, потакание страстям, человеческим слабостям. Люди что любят? Люди любят скандалы, разборки, разоблачения и так далее. С этим надо бороться, а блогеры, получается, на этом паразитируют.
Среднестатистический блогер не старается сделать людей лучше, наоборот, его ведет аудитория, его ведет толпа. В Коране Всевышний Аллах часто говорит про «большинство людей», и что же Он говорит про большинство людей? «Они не верят», «они не соображают», «они не понимают», «они не благодарны». Большинство – это толпа, безликая безмолвная толпа, которая всегда идет не туда.
Спасение в Исламе всегда индивидуальное, всегда личностное. А толпа всегда будет переть не туда. А эти люди – горе-блогеры – получается, эту толпу возглавляют, идут впереди, со знаменем.
Понятно, нет ничего плохого в богатстве, но, если человек постоянно, с утра до ночи говорит на тему «как быстро разбогатеть» – это нездорово. Человеческие помыслы должны немного в другую сторону направляться. Как говорится, «вот тебе пальто, носи и мечтай о чем-нибудь великом». Пожалуйста, если у вас есть какие-то дельные советы по инвестициям, по тому, как квартиру выгодно купить, при этом халяльно – это супер, делитесь. Но во всем должна быть мера.
Если это тренинги и марафоны, пусть будет чтото полезное. Чаще всего это вода и очевидные вещи. Аудитория подсаживается на это. Людям просто нравится, им психологически комфортно, «Вот я хожу на тренинги – значит, иду в направлении своей мечты, и когда-нибудь открою свой бизнес». И годами ничего не происходит. Действительно, какой процент посетителей тренингов по бизнесу в итоге открывают свой бизнес?
Блогеры, коучи, мотивационные ораторы и тренеры личностного роста паразитируют на этом. В конечном счете это потакание страстям, мечтам о быстром обогащении, демонстрация красивой жизни, вызывание зависти, я уже не говорю про такие вещи, как демонстрация и одобрение харама.
И в итоге ролевыми моделями становятся люди, которые в принципе не должны быть примером для подражания. Это скорее относится к более молодому поколению, кому сейчас от 10 до 16 – для них блогеры значат больше, чем для нынешних тридцатилетних.
Я сам наблюдаю за блогосферой, я люблю интернет, в нем прошла вся моя взрослая жизнь, я наблюдаю за его тенденциями, и мне не нравится то, что в нем происходит сейчас. Блогеры становятся кумирами, героями для подрастающего поколения. И я не знаю, что с этим делать.
Прогресс не остановить. Процессы происходят естественно, и мы на них повлиять не можем. Эта толпа нас просто растопчет, если мы попытаемся встать на ее пути. Что можно сделать? Можно стать «блогером здорового человека». Можно попытаться отрезать себе кусочек внимания людей. Но это тоже опасный путь для того, кто по нему идет. Сложно не поддаться соблазнам, не возомнить себя гуру, не почувствовать себя ролевой моделью, не начать брать деньги за пропаганду ценностей, в которые ты сам не веришь, сложно не потерять себя в этом. Это как профессия дрессировщика льва: вроде как круто, интересно, адреналин, но при этом в любую минуту тебя могут сожрать.
Но, с другой стороны, всегда надо предлагать альтернативу тому, что нам не нравится. Просто ворчать в духе: «Чему эти блогеры учат наших детей?» – непродуктивно. Критикуешь — предлагай варианты решения проблемы. Если мы, религиозные деятели, всегда будем вещать только в мечетях и университетах, если мы не будем выходить в онлайн, нас там заменят те, кто заполнит головы людей неверными убеждениями.
■ Голос из зала: Уже заполняют.
– Заполняют. Но они раньше начали. Учитывайте, что у них фора во времени. Исламский интернет в 2005 году – это 95% ваххабитов. Может быть, еще пара сайтов духовных управлений, и на этом все. Сейчас, альхамдулиЛлях, работа идет. И результата, конечно, нельзя достичь за один день.
Так вот, нужно предлагать альтернативу. Но не все готовы на это. Я сам, например я уже не пойду в тикток, мне 37 лет, я туда просто не хочу. Когда в свое время мы только-только начинали заниматься дааватом, создавали сайт Дарульфикр.ру, ребята сказали: «Надо создать группу вконтакте». Я тогда сказал: «Ни в коем случае, это помойка!»
В начале нулевых были тематические форумы, потом появился Livejournal (ЖЖ, Живой журнал, который сегодня находится в предсмертной агонии), и вся жизнь переместилась туда. Потом появился Фейсбук, году в 2005 –2006 годах, все перешли туда. Каждый раз это были одни и те же люди, единый костяк. Все эти инфлюенсеры, публичные интеллектуалы – они все перешли сначала в лайфджорнал, оттуда в Фейсбук. Примерно в 2008 году увеличилась роль Вконтакте, там собрались мусульмане, и даават начался там.
И на тот момент я считал, что никакого Контакта нам не нужно. Я последним туда зашел, у меня там была страница, которую я впоследствии благополучно удалил, когда начались процессы за репосты. Ведь Вконтакте – это первая социальная сеть, к которой обращаются товарищи майоры в поисках компромата, чтобы клепать дела по экстремистским статьям. И я удалил страницу, о чем совершенно не жалею.
Когда инстаграм появился, у меня была такая же реакция: «Нет, ну какой инстаграм? О чем вы вообще?». Инстаграм у меня появился в 2013 году. Тогда он, кстати, мне понравился: там были живые люди, которые общались, выкладывали свои бытовые зарисовки, еду, которую они ели, книжки, которые они читали, виды, на которые смотрели. Все в целом было очень мило. Потом туда пришли большие деньги, и инстаграм стал таким, какой он сейчас. Я до сих пор не могу с этим смириться. Видимо, после определенного возраста уже начинается проблема адаптации к реальности. Я все еще, например, не могу принять этот даават по законам маркетинга, когда ты должен постоянно рекламировать сам себя, напоминать о своем существовании, набирать подписчиков, «ставьте лайки и делайте репосты». Меня коробит от этого. Адаптироваться с возрастом тяжелее.
Сейчас уже, конечно, инстаграм и ютуб – две основных площадки даавата в соцсетях. Но в Тик-ток я уже не пойду. Но если кто-нибудь туда пойдет с дааватом – это здорово. У меня есть друг в Дагестане, так вот он говорит: «Я пойду туда, где есть мусульмане и буду предоставлять им правильную нужную информацию. Надо будет в тик-ток – пойду в тик-ток, все перейдут в Одноклассники или Вайбер – я пойду в Одноклассники и Вайбер, все полетят на Луну – я полечу с ними на Луну». Это прекрасный подход. Но сам я не готов к такому. Инстаграм – это, наверное, мой предел. Дальше – тишина. Я вернулся в инстаграм в 2018-м году, и мне до сих пор там неуютно, я не могу там ничего серьезного делать. Хотя меня регулярно просят вести прямые эфиры и выкладывать побольше всего. А у меня в голове сохраняется образ инстаграма образца 2013 года, в котором книжки, котики, кофе. Я не могу перестроиться. С годами гибкость пропадает. Так что какие-то навыки приобретать и новые горизонты покорять лучше сейчас – идите и делайте, пока вы молоды.
Так вот. Вернемся к «блогеру здорового человека». С одной стороны, это нужно, с другой стороны – это опасный путь, риски большие. Но надо, чтобы кто-то это делал. Должен быть кто-то, кто осознает все сложности онлайн-даавата и тем не менее готов этим заниматься: терпеливо рассказывать одно и то же о необходимости следования мазхабу, рассказывать, что акыда ашаритов – правильная, говорить о заблуждениях, отвечать троллям, банить хейтеров и так далее. Это информационный джихад, в нем свои трудности, это тяжелая, но совершенно необходимая работа. Должны быть такие люди, и я таких знаю.
Примечательно, что такие энтузиасты порой не имеют особого религиозного образования, не знают арабский язык в достаточной степени, но за годы постоянного поиска и распространения информации они самообразовываются и в итоге лучше многих устазов или имамов ориентируются в вопросах акыды, методологии следования мазхабу и т.д. Они постоянно читают и развиваются. Это здорово. Я знаю лично таких людей. Они — пример того, что для дела важны не дипломы или официальный статус духовного лица, а твои реальные знания, умения и понимание реальности.
И помощь с правильным намерением может быть не только в религиозной сфере. Я уже, кажется, рассказывал про одного нашего заочника-студента, который подошел ко мне и спросил: «Хазрат, я работаю в дилерском центре (тут название марки автомобилей), что я могу сделать полезного для мусульман?».
Этот вопрос должен себе постоянно задавать каждый мусульманин вне зависимости от профессии, уровня религиозного знания. Что я могу сделать полезного для мусульман? В том числе через свой блог. Может быть, я могу научить класть плитку, высаживать цветы, выращивать помидоры, шить, верстать книги, снимать видео, владею новыми образовательными методиками – неважно. Любая полезная информация, которая может пригодиться мусульманам, при условии правильного намерения, будет вознаграждаемой.
Инфлюенсеры и селебрити: как это выдержать?
Еще одно понятие, от которого меня тошнит – это инфлюенсер.
Инфлюенсер (от английского influence – влиять) — человек, который может влиять на других людей, на мнения и вкусы аудитории. Это явление тоже сейчас подпитывается корпорациями. Есть онлайн-университет «Нетология», который держит нос по ветру и все эти новые тенденции монетизирует в виде курсов.
Они вас обучают различным навыкам. Новый навык появился вчера, а сегодня они уже про это выкатили онлайн-курс. Тоже по-своему молодцы. Вот у них есть курс «инфлюенсер-маркетинга».
Что они говорят?
«У каждого, кто выбрал блогинг как работу, есть своя целевая аудитория, своя тема и ниша. Бывают бьюти-блогеры, фэшн-блогеры, трэвел-блогеры, фуд-блогеры, ЗОЖ/фитнес/лайфстайл/гейминг-блогеры, автоблогеры, секс-блогеры, коучинг-блогеры, киноблогеры и так далее».
Это я из анонса курса читаю.
Итак, что получается? Общий пирог интересов аудитории поделен на сегменты, и каждый в своем сегменте влияет на людей. Те дети, для которых блогеры стали кумирами — как раньше кумирами были певцы, актеры, футболисты – это будущие потребители контента инфлюенсеров. Это нарастает, и блогеры будут еще больше влиять на умы людей. Этот процесс проконтролировать нельзя. Раньше были журналисты, а чтобы стать журналистом, надо было отучиться как минимум пять лет, хорошо писать, сделать себе имя. А блогером-инфлюенсером может стать любой человек, обладающий соответствующим талантом цеплять аудиторию или специально обученный для нужд каких-то корпораций.
Мы с вами застанем скорее всего гибель профессиональной журналистики – она станет элитной, нишевой, как бумажные книги. Бумажные книги совсем не исчезнут, они будут всегда, так же всегда будет фигура публичного интеллектуала со своей аудиторией, пусть она будет маленькая, но она будет лояльна ему. Массовое же скопление – а сейчас все люди в информационном пространстве, а еще десять лет назад охват интернета был не такой большой… И массовая публика – большинство людей, о которых говорит Аллах в Коране, будет обслуживаться именно вот этими инфлюенсерами-блогерами. И мы с этим ничего сделать не можем.
Раз вы собрались на медийной площадке, значит, тема медиа вам интересна. Можете попытаться сами стать инфлюенсерами и оказывать на людей положительное влияние. Но тут важно, повторю, правильно рассчитать свои возможности: сможете ли вы стойко противостоять искушениям. А они непременно будут – вам будут предлагать деньги за пропаганду того, во что вы не верите, вы будете говорить то, что не соответствует Шариату: если ты все время говоришь публично, по двадцать часов в сутки, ты обязательно скажешь что-то неправильное. Это неизбежно. Ошибки будут, будут и соблазны. Важно понимать, насколько это твоя стихия и способен ли ты не потерять себя.
С понятием инфлюенсера связано еще такое понятие «селебрити». Это не просто любая знаменитость, а селебрити как термин. Один современный культуролог дал очень хорошее определение этому слову: «Селебрити – это люди, знаменитые тем, что они знамениты». Они формально могут быть кем-то еще – певцом, актером и так далее. Но, как правило, их способности в этой сфере несопоставимы с их медийным охватом. Это могут быть очень плохие певцы, посредственные футболисты, непримечательные актеры, которые тем не менее довольно знамениты (или скандально знамениты). Их влияние на умы тоже может стать проблемой. Мусульмане все равно на них подписываются, читают их и смотрят. Есть вещи, которых я никогда не пойму…
Но что делать?
Что мы можем противопоставить этому со своей стороны? Мы можем стать высококлассными специалистами в своей области, выбрать себе область, пусть даже это будет блогинг и транслировать правильные ценности, стараться жить согласно нормам Ислама, соблюдать в жизни правила халяля и харама и постоянно задаваться вопросом «что я могу сделать для мусульман?». А в конце каждого дня спрашивать себя: «Что я сегодня сделал ради Аллаха?». На самом деле это одно и то же: если ты что-то делаешь для мусульман, это уже дело ради Аллаха. Всевышний Аллах поручил мусульман друг другу, чтобы мы друг о друге заботились.
Конечно, начинать надо с ближнего: со своей семьи, родственников, затем делать хорошее дальним родственникам, потом соседям и друзьям, своей махалле, а потом уже для всей уммы в целом.
Стать высококлассным специалистом в своей области и помогать мусульманам, помогать Исламу. Аллах так устроил религию Ислам, что у нас нет деления, как у христиан, на духовенство и мирян. Духовенство у них с утра до ночи занимается поклонением, молится за грехи мирян, которые живут непонятно как. У нас такого нет. Мы все одинаковы перед Аллахом, у нас одинаковые фарды, единые базовые обязаности. И отвечать за свои способности, которыми Аллах нас наделил, мы будем сами: на пользу или во вред мы их использовали, или же вообще закопали талант в землю и не использовали его. Если вы можете делать что-то хорошо – делайте это!
В Исламе ты можешь приносить пользу по-разному. Можешь учить – учи. Можешь зарабатывать деньги и поддерживать финансово тех, кто на пути религии – жертвуй, помогай имуществом. Кто может технически помогать даавату в интернете, создавать, например, мобильные приложения или снимать видео – занимайтесь этим. Кто-то может помочь в бытовых вопросах – помогайте. А кто вообще ничего не может – возьмите веник и подметите наши пыльные мечети, как один устаз сказал. Каждому в Исламе найдется применение.
Конечно, необходимо больше времени проводить офлайн. Для сохранения трезвого ума, чтобы быть начеку, отслеживать изменения в себе, надо периодически выходить из интернета и проводить какое-то время офлайн. Про цифровой детокс слышали? Это обязательно! Человек устроен так, что, если он во что то вовлекается, ему кажется, что весь мир сосредоточен там же. На самом деле это не так. Большая часть мира в действительности все еще существует офлайн. И самые интересные вещи происходят в офлайне. Это банальная мысль, но оттого не менее справедливая. Нельзя жить в сети с утра до ночи, устраивайте себе цифровые детоксы для сохранения свежей перспективы.
Ну и, конечно, еще важно приучать себя воспринимать фундаментальные вещи: читать не только посты, но и книги – целиком от начала и до конца, смотреть не только короткие ролики. Мне иногда говорят: «Вы записываете слишком длинные видео, а я максимум могу посмотреть десять минут». Ну что я могу ответить? Раздели на две части, посмотри сегодня десять минут, и завтра десять! В этом плане мне нравится Юрий Дудь, который делает и трех- и четырехчасовые фильмы. Он мне не нравится целиком и весь, но он пытается сделать что-то социально ответственное, рассказать своей молодой аудитории, которая жаждет хайпа, про какие-то серьезные вещи – например, про Колыму, про сталинские репрессии. Он приучает людей смотреть четырехчасовые видео, и потом обсуждать увиденное.
Также привыкайте слушать не только проповеди, но и уроки. Ученые говорят, что одна из причин упадка Ислама в том, что у нас очень мало ученых и слишком много проповедников. Проповедь – это всегда фрагмент знания, отрывок какой-то темы. Ты послушал, воодушевился, вроде что-то полезное вынес, кажется, будто иман вырос. Но эффект этот, как правило, кратковременный. Проповеди, ваазы – это не фундаментальное знание. Старайтесь получать фундаментальное знание.
Возьмите, например, фикх. Он огромный, как слон. Как съесть слона? Разделить его на маленькие кусочки. Возьмите для начала раздел очищения – тахарат. Разделите его на темы мельче. Малое омовение. Там есть еще деление: фарды малого омовения, потом сунны, потом адабы, потом что нарушает малое омовение, что нежелательно и так далее. Весь фикх уже со времен имама Абу Ханифы порезан на кусочки для вашего удобства. Возьмите книгу или аудиоуроки.
В интернете на русском языке есть уроки по ханафитскому фикху. По «Нур аль-идах», по «Мухтар». Возьмите тот уровень, что вам подходит. И установите себе план: урок в день, например. Не забывайте переслушивать и перечитывать пройденное, конспектируйте… В общем, применяйте те методы обработки информации, которыми владеете. Цель – знания, чтобы они были у вас в голове. Чтобы учиться, в наше время не обязательно поступать в медресе, можно учиться вечерами, в выходные, в свободное время. В живых уроках есть особая польза, и особая барака (благодать), но если нет возможности учиться вживую, читайте или слушайте уроки. Делайте хоть что-нибудь! Я люблю одну фразу и всем ее повторяю: если не получается что-то делать как следует, делай как поучается. Перфекционизм и позиция «либо всё, либо ничего», часто вредны.
Даже если вы учились уже, прошли фикх, всегда что-то, что нужно освежить в памяти, расширить и углубить. Разобрали раздел тахарата? Отлично, теперь возьмите намаз, потом пост и так далее. Наш девиз: системность и постоянство!
Сначала учите то, что обязательно знать каждому – фардуль-айн. Садждату-с-сахву, нарушение поста, что требует кафары, а что – нет, тахарат. Все это фардуль-айн.
Получайте фундаментальные знания в своей профессии – читайте надежные труды по своей специальности, это тоже нас защитит от клипового мышления, фрагментарности, которые нам навязывает интернет. Все равно люди, которые читают книги, будут всегда иметь преимущество перед теми, кто смотрит телевизор. Или youtube.
Решения принимают люди в офлайне. У многих крупных бизнесменов нет даже смартфона. Я сам таких видел, это не шутка. Если вы деловой человек – это простой лайфхак – заведите себе ежедневник, блокнот для работы и купите кнопочный телефон. И не таскайте с собой лишних устройств. Не пользуйтесь смартфонами постоянно.
В завершение напомню то, с чего я начал: Шариат в интернете такой же, как и в офлайне. Те же категории халяля и харама, этика такая же, все принципы ровно те же. Вот и все. Просто веди себя там, как тут.
Автор: Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Скачать: https://darulfikr.ru/knigi/musulmanin-i-internet-ot-ljubvi-do-nenavisti/