
Судный День
Вопрос: Какой день называется Днём Суда?
Ответ: Днём Суда называется день, когда умрут все люди и всё живое, вся вселенная будет разрушена. Горы будут летать, как пух, звёзды погаснут и упадут. Словом, всё будет разрушено и уничтожено.
Вопрос: Каким образом умрут все люди и всё живое?
Ответ: Исрафиль (‘алейхис салям) затрубит в трубу. Её звук будет настолько сильный и страшный, что из-за него умрёт всё живое, а всё остальное будет уничтожено.
Вопрос: Когда наступит Судный День?
Ответ: Судный День приближается, но когда он будет точно, не знает никто, кроме Аллаха. Известно лишь, что наступит он в день джум‘а 10-ого мухаррама. Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) рассказал о некоторых признаках Дня Суда. Наблюдая их, можно будет узнать о приближении Судного Дня.
Вопрос: Каковы признаки Дня Суда?
Ответ: Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что когда станет много грехов, люди не будут слушаться родителей и будут с ними грубы, когда не будут возвращать доверенное, когда распространятся пение и танцы, потомки начнут ругать своих предков, необразованные и малообразованные люди станут вождями народа, пастухи начнут строить высокие дома, некомпетентные люди начнут получать высокие должности, то Судный День близок.
Предопределение
Вопрос: Что такое предопределение?
Ответ: В знаниях Аллаха для всего хорошего и плохого назначена определённая мера, и Аллах Та‘аля знает о своём творении раньше, чем его сотворил. Эти знания и определённые меры Аллаха называются предопределением. Нет ничего хорошего или плохого, что не было бы в знаниях и мерах Аллаха.
Воскрешение после смерти
Вопрос: Что означает воскрешение после смерти?
Ответ: В День Суда, когда всё будет уничтожено, Исрафиль (‘алейхис салям) подует в трубу ещё раз. И всё появится заново, и люди воскреснут.
Они предстанут перед Аллахом на площади воскресения. Будет расчёт, и будет дано воздаяние за хорошие и плохие дела. День, в который всё это будет происходить, называется يَوْمُ الْحَشْرِ «яумуль хашр» (День собрания), или يَوْمُ الْجَزَآءِ и يَوْمُ الدِّيْنِ «яумуль джаза» и «яумуд дин» (День воздаяния за религию) или يَوْمُ الْحِسَابِ «яумуль хисаб» (День расчета).
Вопрос: Может ли стать мусульманином тот, кто не будет признавать какие-нибудь один два пункта из семи, упомянутых в иман муфассаль?
Ответ: Никогда человек не может стать мусульманином, пока не будет верить в единство Аллаха, в ангелов, в писания Аллаха, в пророчество посланников, в Судный День, в предопределение и в воскрешение после смерти.
Вопрос: Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что ислам основан на пяти столпах, но среди них он не упомянул веру в ангелов, в Судный День, в писания Аллаха, в предопределение и т.д.?
Ответ: Среди этих пяти столпов упоминается вера в Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Когда человек уверовал в Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), то необходимо признавать всё, что он сказал. Также становится необходимым верить в книгу Аллаха, которую принёс Его Посланник (салляллаху ‘алейхи уа саллям). А всё, что упоминается в иман муфассаль, следует из книги Аллаха Корана и слов Его Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям).
Вопрос: Является ли мусульманином тот, кто уверовал во всё упомянутое сердцем и утверждает языком, но не читает намаз или не выплачивает закят, или не держит уразу, или не совершает хадж?
Ответ: Да. Хотя он и мусульманин, но большой грешник и непокорный Аллаху. Такого человека называют фасик. Подобного рода люди, пройдя наказание, будут, в конце концов, освобождены.
Вера и добрые дела
Вопрос: Что такое иман?
Ответ: Иман – это верить сердцем в Аллаха Та‘аля, в Его качества, в ангелов, в небесные писания, в посланников; считать истиной всё, о чём рассказал нам Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям); и утверждать всё вышесказанное языком.
Убеждение в сердце и утверждение языком являются сутью имана. Но иногда, при необходимости или вынужденно, утверждение языком в некоторых случаях становится необязательным, как, например, иман немого человека без утверждения языком тоже засчитывается.
Вопрос: Что значит «добрые дела»?
Ответ: Добрыми делами называется поклонение и те дела, которым Аллах Та‘аля и Его посланники учили людей и велели их совершать.
Вопрос: Являются ли поклонение и хорошие поступки показателем настоящего имана?
Ответ: Да, добрые дела входят в совершенство имана. Благодаря хорошим поступкам, в имане появляется свет и совершенство, а в противном случае иман неполноценный.
Вопрос: Что означает поклонение?
Ответ: Поклонение означает проявление покорности. Для всех нас с вами по-настоящему достоин поклонения только один Аллах, который создал нас и весь мир. Все мы являемся Его рабами. Он приказал нам поклоняться Ему, поэтому поклонение для нас обязательно.
Вопрос: Кто из творений Аллаха Та‘аля получил приказ поклоняться?
Ответ: Люди и джинны. Их называют «мукаллаф». Ангелы и другие живые существа поклоняться не обязаны.
Вопрос: Кто такие джинны?
Ответ: Джинны тоже являются одним из великих творений Аллаха. Они созданы из огня. Их тело настолько тонкое, что нам они не видны, но их становится видно, когда они превращаются в человека или в животного. Аллах Та‘аля дал им способность изменять свой вид, принимать облик людей или животных. Среди них есть мужчины и женщины. У них рождаются дети.
Вопрос: Как нужно поклоняться?
Ответ: Существует множество видов поклонения: 1) читать намаз, 2) держать уразу, 3) платить закят, 4) совершить хадж, 5) приносить в жертву животное, 6) делать и‘тикаф, 7) приказывать добро, 8) запрещать зло, 9) уважать и почитать родителей, учителей и старших, 10) строить мечеть, 11) строить медресе, 12) учиться религии, 13) обучать религии, 14) помогать тем, кто учится религии, 15) сражаться на пути Аллаха против Его врагов, 16) помогать бедным в нужде, 17) кормить голодных, 18) поить жаждущих водой. Помимо этого, все те дела, которые соответствуют приказам и довольству Аллаха, входят в поклонение. Их и называют добрыми делами.
Автор: Муфтий Мухаммад Кифаятуллах ад-Дехляви (у. 1372 г. х)
Из книги: «Та‘лимуль Ислам»