
Сахабы
Вопрос: Кто такие сахабы?
Ответ: Сахаба – это человек, который видел Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) или присутствовал в его окружении в состоянии имана и с иманом умер.
Вопрос: Сколько всего сахабов?
Ответ: Насчитываются тысячи тех, кто приходил к Посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), принимал ислам и уходил из жизни с иманом.
Вопрос: Все сахабы одинаковы по степени или нет?
Ответ: Есть разница между степенями сахабов, но все они превосходнее всей остальной общины.
Вопрос: Кто самый лучший среди сахабов?
Ответ: Среди всех сахабов четверо самые выдающиеся.
- Абу Бакр (радиаллаху ‘анху) – самый выдающийся из всей общины.
- ‘Умар (радиаллаху ‘анху) – лучший из всей общины после Абу Бакра (радиаллаху ‘анху).
- ‘Усман (радиаллаху ‘анху) – лучший из всей остальной общины после Абу Бакра и ‘Умара (радиаллаху ‘анхума).
- ‘Али (радиаллаху ‘анху) после Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана (радиаллаху ‘анхум) превосходнее всей остальной общины.
Эти четыре благочестивых человека стали халифами (наместниками) после Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям).
Вопрос: Что значит халифа?
Ответ: Тот, кто стал заместителем Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после его смерти в управлении делами религии и продолжил установленную им систему, называется халифа. Слово халифа означает заместитель и наместник. После смерти Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) все мусульмане единогласно выбрали Абу Бакра (радиаллаху ‘анху) его наместником. Поэтому он первый халифа. После него, вторым халифой был ‘Умар (радиаллаху ‘анху), третьим стал ‘Усман (радиаллаху ‘анху), а после него ‘Али (радиаллаху ‘анху). Их также называют «Хулафаи арба‘а», или «Хулафаи рашидин», или «четыре друга».
Вилаят и аулия
Вопрос: Кто такой уали?
Ответ: Мусульманин, который выполняет приказы Аллаха и Его Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям), много поклоняется, оберегается от грехов, любит Аллаха и Его Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям) больше всего в этом мире. Он становится приближенным и возлюбленным Аллаха и называется уали.
Вопрос: Какие признаки у уали?
Ответ: Уали должен быть мусульманином, богобоязненным, набожным и много поклоняться. В нём преобладает любовь к Аллаху и Его Посланнику (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Он не жаждет этого мира и постоянно думает об ахирате.
Вопрос: Можно ли называть сахабов Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) аулия (мн.ч. слова «уали»)?
Ответ: Да, все сахабы были аулия, потому что, благодаря общению с Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), в их сердцах любовь к Аллаху и Его Посланнику (салляллаху ‘алейхи уа саллям) превзошла любовь к этому миру. Они были покорны Аллаху и Его Посланнику (салляллаху ‘алейхи уа саллям).
Вопрос: Может ли какой-нибудь сахаба или уали равняться в степени с каким-либо пророком?
Ответ: Нет, никогда сахабы или аулия, какую бы великую степень они не имели, не могут равняться в степени ни с каким пророком.
Вопрос: Может ли уали, не являющийся сахабой, равняться или превосходить в степени какого-либо сахабу?
Ответ: Нет. Сахабы занимают очень высокое положение, поэтому никакой праведник, не являющийся сахабой, не может быть равным им или превосходить их.
Вопрос: Некоторые люди нарушают нормы шари‘ата, (например, не читают намаз или бреют бороду), и люди считают их уали. Правильно ли считать такого человека уали?
Ответ: Нет, абсолютно неправильно. Надо помнить, что человек, который поступает против шари‘ата, никогда не может быть уали.
Вопрос: Есть ли среди аулия такие, кто освобождён от выполнения требований шари‘ата, например, от намаза и уразы?
Ответ: Нет, пока человек в здравом уме, имеет возможности и силы, пропуск какого-либо вида поклонения ему не прощается. Также ему не разрешается совершать какие-либо грехи. Кто, находясь в здравом уме и имея возможности и силы, не совершает поклонения, идёт против шари‘ата и говорит, что это ему позволительно, тот нерелигиозный человек и никогда не может являться уали.
Му‘джиза и карамат
Вопрос: Что такое му‘джиза?
Ответ: Иногда Аллах Та‘аля руками пророков показывал какие-нибудь сверхъестественные явления, показать которые обычные люди этого мира не в силах, чтобы, увидев их, люди поняли, что это от Аллаха. Такие явления называются му‘джиза (чудеса).
Вопрос: Какие му‘джиза показывали пророки?
Ответ: Пророки показывали по воле Аллаха много чудес. Некоторые наиболее известные из них следующие:
Посох Мусы (‘алейхис салям) превратился в змею и проглотил всех магических змей. Руку Мусы (‘алейхис салям) Аллах Та‘аля делал светящейся настолько, что её свет превосходил свет солнца. Для Мусы (‘алейхис салям) были открыты сухие проходы через реку Нил, и он вместе со своими людьми прошёл через них. Когда войско Фараона решило перейти по этим проходам, и они дошли до середины реки, вода сомкнулась, и Фараон вместе со своим войском утонул.
‘Иса (‘алейхис салям) по приказу Аллаха оживлял мёртвых, давал зрение слепым от рождения, излечивал больных проказой, делал из глины птиц, оживлял их и отпускал летать.
Самое большое му‘джиза нашего Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) – это Коран. Прошло четырнадцать веков, но до сих пор большие учёные арабского языка, несмотря на неимоверные старания, не смогли сочинить подобного даже самой маленькой суре Корана. И не смогут этого сделать до Дня Суда.
Второе чудо – это вознесение на небеса (ми‘радж).
Третье – это разделение луны на две части.
Четвёртое – предсказание по сообщению Аллаха многих событий, которые произошли позже именно так, как он говорил.
Пятое – благодаря ду‘а Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), едой на одного или двоих насыщались сотни людей.
Кроме них, есть ещё множество чудес, которые вы можете прочитать в больших книгах.
Вопрос: Что такое ми‘радж (вознесение)?
Ответ: По приказу Аллаха Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ночью в состоянии бодрствования сел верхом на Бурак (животное, похожее на коня), перенёсся из Мекки в Байтуль Мукаддас и оттуда на седьмое небо, и туда, куда было угодно Аллаху. В эту же ночь он увидел джаннат и джаханнам, а затем вернулся обратно на своё место. Это называется ми‘радж (вознесение).
Вопрос: Что означает разделение луны?
Ответ: Имеется в виду случай, когда язычники Мекки попросили Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) показать им чудо. Он разделил луну на две части, и все присутствующие увидели две половинки луны. Затем она сошлась обратно и приобрела прежний вид.
Вопрос: Что такое карамат?
Ответ: Для того чтобы возвысить честь своих рабов, Аллах Та‘аля иногда показывает через них какие-нибудь необычные сверхъестественные явления, которые не могут совершить другие люди. Это называется карамат. Совершение караматов благочестивыми людьми и аулия – правда.
Вопрос: Чем отличается му‘джиза от карамата?
Ответ: Сверхъестественное явление, показанное человеком, который является посланником, называется му‘джиза. А необычное явление, которое показал не посланник, но богобоязненный, остерегающийся грехов человек, все дела которого соответствуют шари‘ату, называется карамат. Если же что-то необыкновенное показывает не религиозный человек, не соблюдающий шари‘ат, то оно называется истидрадж.
Вопрос: Обязательно ли аулия Аллаха должны показывать карамат?
Ответ: Нет, необязательно, чтобы уали показывал карамат. Возможно, человек является уали Аллаха, и в течение всей своей жизни он никогда не показывал никакого карамата.
Вопрос: Некоторые не религиозные, нарушающие шари‘ат люди показывают такое, что другие совершить не могут, как надо воспринимать таких людей?
Ответ: Если люди, не живущие по шари‘ату, показывают нечто подобное, то надо считать, что это колдовство или истидрадж. Караматом такое быть не может. Считать их уали и показанное ими сверхъестественное явление караматом есть обман шайтана.
Автор: Муфтий Мухаммад Кифаятуллах ад-Дехляви (у. 1372 г. х)
Из книги: «Та‘лимуль Ислам»