Сира

Муфтий Кифаятуллах ад-Дехляви: Учение Ислама в вопросах и ответах. Часть 3

Посланники Аллаха (‘алейхимус-салям)

Вопрос: Кто такой «расуль» (посланник)?

Ответ: Они были людьми и рабами Аллаха. Он назначил их доносить до людей Свои повеления. Посланники были правдивы, никогда не говорили ложь и не совершали грехи. Они доносили до людей послания Аллаха полностью, без добавления и убавления чего-либо, и ничего не скрывая.

Вопрос: Что означает слово «наби» (пророк)?

Ответ: Наби означает то же самое, что и расуль. Анбия (мн.ч. наби) были людьми и рабами Аллаха. Они доносили послания Аллаха до людей. Они были правдивы, никогда не говорили ложь и не совершали грехи. Послания Аллаха доносили полностью, без добавления и убавления, и ничего не скрывая.

Вопрос: Есть ли разница между наби и расуль, или оба слова имеют одинаковое значение?

Ответ: Между ними есть небольшая разница. Расуль – это посланник, которому даны новый шари‘ат и писание. Каждый посланник является наби, несмотря на то, что дан ему новый шари‘ат и книга или нет. А просто наби следует только предыдущему шари‘ату и предыдущему писанию.

Вопрос: Может ли кто-нибудь стать посланником через свои усердия и поклонение?

Ответ: Нет, посланником становится только тот, кого назначает Аллах Та‘аля. Личное старание и намерение не играет в этом никакой роли. Эту степень дарует только Аллах.

Вопрос: Сколько посланников и пророков было послано?

Ответ: В этот мир приходили очень много посланников и пророков, но их точное количество знает только Аллах Та‘аля. Мы с вами должны признавать и считать истинными всех посланников, которые были посланы Аллахом.

Вопрос: Точное количество и имена всех пророков неизвестны, но назовите имена некоторых известных посланников?

Ответ: Имена некоторых известных пророков следующие: Адам, Шис, Идрис, Нух, Ибрахим, Исма‘иль, Исхак, Я‘куб, Юсуф, Дауд, Сулейман, Муса, Харун, Закария, Яхья, Ильяс, Юнус, Лут, Салих, Худ, Шу‘айб, ‘Иса (‘алейхимус салям), Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

Вопрос: В Коране Аллах Та‘аля говорит:

وَ اِنْ مِّنْ اُمَّةٍ اِلَّا خَلَا فِيْهَا نَذِيْرٌ

«Нет ни одного народа, в который не пришёл бы увещеватель!» (35 Ангелы: 24)

В другом месте сказано:

 لِكُلِّ قَوْمٍ هَادٍ

«И у всякого народа есть наставляющий!» (13 Гром: 7)

Из этих аятов следует, что в каждой стране, каждому народу Аллах Та‘аля посылал посланника. Значит в Индию тоже были посланы посланники?

Ответ: Да, несомненно, согласно этим аятам каждому народу Аллах посылал увещевателя и наставляющего. Возможно, что в Индию тоже приходил какой-нибудь посланник!

Вопрос: Можно ли говорить, что индусские предводители, как, например, Кришна и Рам чандра, были посланниками Аллаха?

Ответ: Нет, нельзя, потому что пророчество было особой должностью, которую Аллах Та‘аля давал избранным людям. До тех пор, пока не будет подтверждено шари‘атом, что такому-то человеку было даровано Аллахом пророчество, мы не имеем права говорить, что данный человек был посланником Аллаха. Если мы станем считать кого-либо посланником без доказательства на то шари‘ата, основываясь только на своём мнении, а на самом деле он не был посланником, то мы будем спрошены перед Аллахом за неправильную веру. Мы можем называть посланниками из предыдущих народов только тех, пророчество которых подтверждается шари‘атом, кого назвали посланником в Коране или в хадисах. Самое большее, что мы можем сказать о предводителях индусов или других народов, это то, что если у них была правильная вера и деяния, их учение не противоречило небесному, и они стремились наставлять на прямой путь рабов Аллаха, то, быть может, они были посланниками. Но этого нельзя утверждать, поскольку это всего лишь предположение, у которого нет доказательств.

Вопрос: Кем был Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?

Ответ: Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) был рабом Аллаха Та‘аля, Его посланником и пророком.

Вопрос: Как мы узнали, что Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) – посланник Аллаха?

Ответ: Он совершил такие поступки, показал и рассказал то, чего не может показать или рассказать никто, кроме посланников.

Вопрос: Где родился наш посланник Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?

Ответ: Он родился в Аравии, в городе Мекке.

Вопрос: Как звали его отца и деда?

Ответ: Имя его отца – ‘Абдуллах, деда – ‘Абдульмутталиб.

Вопрос: К какому племени арабов Аравии относится Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?

Ответ: Он относится к племени Курейш. Среди всех арабов племя Курейш самое благородное и почитаемое. Их считали вождями других племён. Бану Хашим был кланом племени Курейш, который был самый почитаемый из всех кланов Курейша, и Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) принадлежал к этому клану. Поэтому его также называли Хашими.

Вопрос: Кто был Хашим, чьё потомство называется Бану Хашим?

Ответ: Хашим был прадедом Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Так родословная Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) следующая: Мухаммад сын ‘Абдуллаха сын ‘Абдуль Мутталиба сын Хашима сын ‘Абд Манафа.

Вопрос: Были ли среди предков Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям) посланники после Адама (‘алейхис салям)?

Ответ: Да, он является потомком Исма‘иля (‘алейхис салям), а Исма‘иль (‘алейхис салям) – сын Ибрахима (‘алейхис салям). Кроме них, Нух, Идрис и Шис (‘алейхимус салям) входят в число предков Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

Вопрос: Где жил Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?

Ответ: До 53 лет он жил в Мекке, после чего по приказу Аллаха переехал в Медину, прожил там 10 лет и в возрасте 63 лет умер.

Вопрос: В каком возрасте Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) получил пророчество?

Ответ: Ему было сорок лет, когда он получил первое откровение.

Вопрос: Сколько лет Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) жил после начала пророчества?

Ответ: 23 года: 13 лет в Мекке и 10 лет в Медине.

Вопрос: Почему он переселился в Медину?

Ответ: Когда Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) начал призывать людей к единобожию, прекратить поклоняться идолам и уверовать в одного Аллаха, люди стали его врагами. Они были язычниками и считали идолов своими богами, по этой причине они начали преследовать его. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) выносил все мучения и трудности, призывал их к единобожию и доводил до них приказы Аллаха. Но когда они перешли все пределы вражды и собрались убить его, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) по приказу Аллаха оставил свой родной город Мекку и переселился в Медину. Народ Медины уже к тому времени принял ислам и сильно желал, чтобы Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) переселился к ним. Когда он переехал в Медину, мусульмане помогали Посланнику (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и его товарищам всем, чем было возможно.

Услышав весть о переселении Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в Медину, мусульмане, которых угнетали неверные, постепенно стали переселяться туда. Это переселение Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) из Мекки в Медину называется хиджра. Мусульмане, которые, оставив свои дома и дела, переселились в Медину, называются мухаджирами, а мусульмане Медины, которые помогали Посланнику (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и мухаджирам (переселенцам), называются ансарами (помощниками).

Вопрос: Каково было мнение людей Аравии о Посланнике Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) до того, как он объявил о своём пророчестве?

Ответ: До объявления о том, что он посланник Аллаха, все люди считали его правдивым, благочестивым, надёжным человеком. Его называли Мухаммад амин, что значит, в их глазах он был высоко почитаемым и честным человеком. И все люди уважали и почитали его.

Вопрос: Кто был самым первым посланником?

Ответ: Первым посланником был Адам (‘алейхис салям).

Вопрос: Кто был самым последним посланником?

Ответ: Самым последним посланником был Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

Вопрос: Придёт ли ещё какой-нибудь посланник после Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?

Ответ: Нет. Пророчество закончилось на Мухаммаде (салляллаху ‘алейхи уа саллям), после него до Судного Дня другого посланника не будет. Кто заявит о себе, что он посланник, после Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям), тот будет лжецом.

Вопрос: Какое существует доказательство того, что Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) есть последний посланник, и после него другого посланника не будет?

Ответ: Во-первых, в Коране Аллах называл его печатью пророков, это означает, что он завершающий из всех посланников. Во-вторых, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сам сказал:

اَنَا خَاتَمُ النَّبِيِّيْنَ لَا نَبِىَّ بَعْدِىْ

«Я последний посланник, после меня посланников больше не будет».

В-третьих, Аллах Та‘аля сказал в Коране:

اَلْيَوْمَ اَكْمَلْتُ لَكُمْ دِيْنَكُمْ  وَ اَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِىْ وَ رَضِيْتُ لَكُمُ الْاَسْلَامَ دِيْنًا.

«Я завершил для вас сегодня религию, и проявил вам сполна Свою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией». (5 Трапеза: 3)

Это доказывает, что через Своего Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям) Аллах завершил религию, раз и навсегда ислам стал совершенным и законченным. Поэтому необходимости в других посланниках больше нет.

Вопрос: Кто из посланников наивысший?

Ответ: Наш посланник Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) является самым лучшим и самым великим из всех посланников. Но он тоже является покорным рабом Аллаха. После Аллаха он занимает наивысшую степень.

Вопрос: Каково подтверждение того, что Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям) выше в степени других посланников?

Ответ: Превосходство Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям) доказано многими аятами Корана, и сам он сказал:

اَنَا سَيِّدُ وُلْدِ اٰدَمَ يَوْمَ الْقِيٰمَةِ

«Я буду предводителем всех детей Адама (‘алейхис салям) в День Суда».

И, очевидно, что все пророки тоже входят в число детей Адама (‘алейхис салям), следовательно, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) превосходит всех и является предводителем всех пророков.

Вопрос: Какая вера у нас должна быть о Посланнике Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?

Ответ:

1) Он был человеком, рабом и посланником Аллаха.

2) Он лучший из всех творений Аллаха.

3) Он чист от грехов.

4) Аллах Та‘аля ниспослал ему Коран.

5) В ночь вознесения (ми‘радж) Аллах поднял его на небеса и показал ему джаннат, джаханнам и т.д.

6) По воле Аллаха Та‘аля он показал много чудес.

7) Он был покорным Аллаху и очень много поклонялся.

8) Он имел нрав и поведение самой высокой степени.

9) Аллах Та‘аля давал ему знание о многих предыдущих и последующих событиях, о которых он рассказывал своей общине.

10) Аллах Та‘аля дал ему знаний больше, чем всем творениям, но он не обладал знанием о сокрытом (кроме того, что открывал ему Аллах). Знание о сокрытом принадлежит только Аллаху.

11) Он – печать пророков. После него не будет другого посланника. Да, конечно же, ‘Иса (‘алейхис салям) спустится с небес. Раньше он был посланником Аллаха, а теперь он будет следовать исламскому шари‘ату.

12) Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) является посланником как для людей, так и для джиннов.

13) В День Суда с изволения Аллаха он будет заступаться за грешников. И Аллах Та‘аля примет его заступничество.

14) Общине необходимо совершать деяния, которые он велел, и отстраняться от того, что он запретил. Общине необходимо принимать и верить в события так, как он о них рассказывал.

15) Каждому мусульманину необходимо любить и проявлять к нему уважение. Но имеется в виду то уважение, которое соответствует законам шари‘ата. Считать уважением или любовью то, что противоречит шари‘ату – это глупость.

Вопрос: Что означает «он чист от грехов»?

Ответ: Это означает, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) никогда ни по ошибке, ни намеренно не совершал никаких ни больших, ни малых грехов. Все посланники были чисты от грехов.

Вопрос: Вознесение (ми‘радж) Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) на небеса было физическим или во сне?

Ответ: Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) был вознесён на небеса вместе со своим телом. Поэтому его вознесение было физическое. Помимо физического, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) несколько раз был вознесён на небеса во сне. Сон Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и также сны других посланников были истинными, в них не может быть сомнений и ошибок. Поэтому вознесение Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям) один раз было физическим и четыре или пять раз во сне.

Вопрос: Что означает заступничество?

Ответ: В День Суда Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) будет просить за грешников перед Аллахом. Он уже удостоился этого права, но для проявления почтения к славе и могуществу Аллаха, он будет просить разрешения заступничества у Аллаха и будет заступаться после получения разрешения.

Кроме Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), будут заступаться и другие посланники, а также аулия, шахиды и т.д., но никто не сможет заступаться без разрешения.

Вопрос: За прощение каких грехов будет заступничество?

Ответ: Кроме неверия и многобожия, за все остальные грехи можно будет заступаться. Совершившие большие грехи будут больше нуждаться в заступничестве, так как малые грехи могут быть прощены в этом мире, благодаря поклонению.

Автор: Муфтий Мухаммад Кифаятуллах ад-Дехляви (у. 1372 г. х)
Из книги: «Та‘лимуль Ислам»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *