:نحمده ونصلي على رسوله الكريم أما بعد
Многоуважаемые отцы, матери и сестры по вере, слушающие эту программу, ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Всемогущий Аллах (Свят Он и Велик) говорит нам в священном Коране:
إِنَّ فِى ذَٰلِكَ لَـَٔايَـٰتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ
إِنَّ فِى ذَٰلِكَ لَـَٔايَـٰتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
Аллах (Свят Он и Велик) говорит о Своей силе, мощи, величии и величественности, о разных Своих творениях. И после этого Аллах (Свят Он и Велик) говорит нам, что в этих Его творениях – знамения для думающих людей. В Его творениях – знамения для размышляющих людей.
Когда человек задумывается, размышляет о творении Аллаха (Свят Он и Велик), то мощь Аллаха (Свят Он и Велик) становится явной для него. Выдающимся качеством человека является разум. Аллах (Свят Он и Велик) дал мозг, чтобы мы размышляли. Посредством мозга мы можем думать и заниматься размышлениями. И из-за данного нам разума у нас есть превосходство над всеми творениями Аллаха (Свят Он и Велик), даже над ангелами.
Когда Аллах (Свят Он и Велик) создал Адама (мир ему), Аллах (Свят Он и Велик) сказал ему пойти к ангелам и спросить у них названия различных объектов.
أَنۢبِـُٔونِى بِأَسْمَآءِ هَـٰٓؤُلَآءِ إِن كُنتُمْ صَـٰدِقِينَ
– Скажите мне их названия, если вы правы. (Коран, 2:31)
Ангелы их не знали.
وَعَلَّمَ ءَادَمَ ٱلْأَسْمَآءَ كُلَّهَا
«Аллах научил Адама названиям всех объектов». (Коран, 2:31)
Аллах (Свят Он и Велик) обучил Адама (мир ему) информации о различных объектах: их названиям, сути, особенностям, качествам. И из-за этого знание, разум, которые Аллах (Свят Он и Велик) дал Адаму (мир ему), стали средством превосходства над всеми творениями Аллаха (Свят Он и Велик), даже над ангелами.
В одном из хадисов указывается на слова благородного пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что Аллах (Свят Он и Велик) создал разум, только один лишь разум. Далее Аллах (Свят Он и Велик) сказал разуму:
– Приблизься.
Разум ответил на веление Аллаха (Свят Он и Велик) и приблизился. Далее Аллах (Свят Он и Велик) велел разуму:
– Возвратись.
И разум возвратился. Далее Аллах (Свят Он и Велик) сказал:
– Я не создал ничего более великого, ценного и лучшего, чем ты.
Это тот самый разум, который Аллах (Свят Он и Велик) вложил в человека. И посредством этого разума, когда мы применяем свой ум и думаем о творении Аллаха (Свят Он и Велик), мы способны приблизиться к Аллаху (Свят Он и Велик), мы способны признать Его.
Поэтому в суре «Вакиа» Всемогущий Аллах (Свят Он и Велик) задает нам четыре разных вопроса о четырех основах жизни.
أَفَرَءَيْتُم مَّا تُمْنُونَ
Муж с женой вступают друг с другом в половую близость. В результате выходит нечистая жидкость, которая делает человека нечистым, из-за этого обязательным становится гусль. Просто выходит жидкость.
Когда же после этого она проходит в матку и производит оплодотворение, тогда вы видите мощь Аллаха (Свят Он и Велик): в результате получается человек. Совершенно нечистая жидкость – и вот вы видите человека с двумя впечатляющими, на многое способными глазами, двумя впечатляющими, на многое способными ушами, а также ртом, посредством которого человек может говорить. Со временем, когда сила и энергия входят в тело, человек может ходить и делать все в своей жизни.
И Аллах (Свят Он и Велик) говорит:
أَفَرَءَيْتُم مَّا تُمْنُونَ
«Видели семя, которое извергаете?» (Коран, 56:58)
ءَأَنتُمْ تَخْلُقُونَهُۥٓ أَمْ نَحْنُ ٱلْخَـٰلِقُونَ
«Вы ли создали (ребенка, выходящего из материнской утробы), или это Мы создали?» (Коран, 56:59)
Кто сделал это? Чья это сила и мощь? Это – проявление мощи Аллаха (Свят Он и Велик).
Далее Аллах задает другой вопрос:
أَفَرَءَيْتُمُ ٱلْمَآءَ ٱلَّذِى تَشْرَبُونَ
«Видели воду, которую пьете?» (Коран, 56:68)
Мы просто открываем кран, вода выходит, и мы ее пьем. Но задумывались ли мы над сущностью воды?
ءَأَنتُمْ أَنزَلْتُمُوهُ مِنَ ٱلْمُزْنِ أَمْ نَحْنُ ٱلْمُنزِلُونَ
«Вы ли ниспосылаете воду из туч, или это Мы ниспосылаем?» (Коран, 56:69)
И снова это мощь Аллаха (Свят Он и Велик). Что за жизнь была бы без воды?
أَفَرَءَيْتُمُ ٱلنَّارَ ٱلَّتِى تُورُونَ ﴿﴾ ءَأَنتُمْ أَنشَأْتُمْ شَجَرَتَهَآ أَمْ نَحْنُ ٱلْمُنشِـُٔونَ
«Видели ли огонь, который высекаете? Вы ли создаете деревья для него, или это Мы создаем?» (Коран, 56:71-72)
Это сделал Аллах. Он задает нам эти различные вопросы, чтобы мы задумались, поразмыслили над творением Аллаха (Свят Он и Велик).
Имама Шафии (да смилуется над ним Аллах) спросили, каким образом он признал Аллаха (Свят Он и Велик), как он узнал мощь Аллаха (Свят Он и Велик). И имам Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал, что он признал Аллаха (Свят Он и Велик) через обычный лист дерева.
Мы смотрим на деревья, на листья, но какие уроки мы из этого извлекаем? А теперь обратите внимание на праведников, набожных, близких к Аллаху (Свят Он и Велик) людей: они смотрят на различные творения Аллаха (Свят Он и Велик), задумываются и размышляют, и посредством этого признают Аллаха (Свят Он и Велик).
Итак, имам Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал, что признал Аллаха (Свят Он и Велик) через лист дерева. Когда его попросили объяснить, он сказал:
а) посмотрите на червя: он ест лист, а в итоге у него получается шелк;
б) но тот же лист, съеденный газелью, приводит к образованию мускуса;
в) если его съедят овцы и козы, получится навоз;
г) и в зависимости от качества листа пчела, севшая на него, может произвести мед.
Один лист – и четыре разных результата. Кто привел к изменению во всем этом? Не кто иной, как Всемогущий Аллах (Свят Он и Велик).
Поэтому нас призывают, побуждают: если хотим приблизиться к Аллаху (Свят Он и Велик), размышления над различными творениями крайне желательны.
На этой неделе я просматривал книги и встретил некоторые высказывания праведных предшественников о размышлении над творением Аллаха (Свят Он и Велик). И мне хотелось бы поделиться ими с вами.
Шейх Сулейман Дарани говорил:
«Когда я выхожу из дома и вижу различные блага и творения Аллаха (Свят Он и Велик), то про себя я думаю, что в этом творении Аллаха (Свят Он и Велик) имеется благо для меня, и в нем есть то, над чем мне стоит задуматься».
Хасан Басри (да смилуется над ним Аллах) говорил:
«Небольшое размышление полезнее богослужения (ибадата) в течение всей ночи».
То есть просто задуматься, поразмыслить! И сколь ближе можно стать к Аллаху (Свят Он и Велик)! Аллах дал нам для этого инструмент, Он дал нам разум. Просто задуматься, поразмыслить над творением Аллаха (Свят Он и Велик) – и столь быстро вы можете продвинуться в близости к Аллаху (Свят Он и Велик).
Есть также следующее высказывание:
«Размышление – это зеркало, через которое отражается хорошее и плохое (даже нас самих»).
Мы должны искренне применить свой разум и задуматься, поразмыслить.
Суфьян ибн Уяйна говорил:
«Размышление само по себе является светом, который Аллах (Свят Он и Велик) вложил в сердце, и которое отражается в сердце».
Также иногда цитируют стих о том, что когда человек размышляет, то во всем, над чем он размышляет, будет определенный совет и урок для него.
Иса (мир ему) говорил:
«Какое счастье выпало человеку, который, когда говорит, поминает Аллаха, а когда молчит, размышляет о творении Аллаха, а когда смотрит, делает это, чтобы извлечь урок!»
Умар ибн Абдульазиз говорил:
«Поминание Аллаха (Свят Он и Велик) – очень хороший поступок. Но размышление над творениями Аллаха (Свят Он и Велик) – величайшее богослужение».
Все эти высказывания пришли к нам от наших праведных предшественников.
Господин Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах), проходя через руины и открывая старую дверь, с глубоким сожалением говорил, обращаясь к дому:
«Где же твои обитатели, дом? (Раньше ты был столь богатой обителью с роскошью и удобствами. Где же твои обитатели, дом?)»
Затем сам же давал ответ: все они ушли в могилу, останется лишь Аллах (Свят Он и Велик).
Бишр ибн Харис говорил:
«Если б люди только задумывались над величием Аллаха (Свят Он и Велик), они бы никогда не ослушивались Его».
В некоторых книгах приводится ссылка на тафсир, который называют тысячетомным. Представьте объем информации в нем! Так вот, ссылаясь на данную книгу, рассказывают историю о том, как в эпоху Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах) один человек, которому на тот момент было почти 75-80 лет, прошел путь из Сирии в Медину. Столь длинный путь занимал очень много времени. Когда человек прибыл в Лучезарную Медину, Умар (да будет доволен им Аллах) увидел, что лицо старика полностью обгорело на солнце, и он спросил его:
– В столь пожилом возрасте вы проделываете такой колоссальный путь. С какой целью?
Старик в ответ сказал:
– Я прошел весь этот путь сюда из Сирии, только чтобы выучить «Ат-тахыйя́ту лилля́хи уас-саляуа́ту уат-тойиба́т».
То есть «ат-тахият», который читают в намазе. Причем не то, чтобы этот человек не знал его. Нет, он знал. Но «ат-тахият» приводится от 22 различных сподвижников. И в 40 известных салаватах, которые мы произносим, вы видите разные версии «ат-тахията»:
اَلتَّحِيَّاتُ لِلّٰهِ وَالصَّلَوَاتُ وَالطَّيِّبَاتُ…
اَلتَّحِيَّاتُ الزَّاكِيَاتُ لِلّٰهِ…
То есть имеются разные версии «ат-тахията», и кто-нибудь может задаться вопросом, почему они есть. Это связано с тем, что одна версия приводится от Абдуллы ибн Масуда, другая – от госпожи Аиши, еще одна – от Джабира ибн Абдуллы, еще одна – от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах). Это из наиболее известных, а всего имеются версии от 22 сподвижников. То есть практически речь идет о 22 различных версиях «ат-тахията».
И старик, пришедший к Умару (да будет доволен им Аллах), прошел весь свой путь, лишь чтобы узнать, как жители Медины читают «ат-тахият». Умар (да будет доволен им Аллах) услышал о таких огромных стараниях, да еще и при том, что старик знал «ат-тахият», знал о наличии разных его версий, но пришел непосредственно к жителям Медины, чтобы узнать, как они читают «ат-тахият». И, согласно рассказу, Умар (да будет доволен им Аллах) заплакал так, что вся его борода стала влажной от слез.
Посмотрите на рвение, энтузиазм этого человека! Он осознавал величие Аллаха (Свят Он и Велик) в своем сердце, от чего и прошел такой путь ради знаний.
Амр ибн Кайс говорил, что от большого количества сподвижников он слышал следующее:
«Свет веры – в размышлении».
Из всех этих высказываний мы понимаем, насколько важно нам задумываться, размышлять над творением Аллаха (Свят Он и Велик).
И из некоторых слов наших праведных старейшин мы понимаем, что если человек наслаждается благами Аллаха (Свят Он и Велик), но при этом не задумывается над благами Аллаха (Свят Он и Велик), то его сердце черствеет. Он наслаждается и принимает блага как нечто само собой разумеющееся.
Если мы задумываемся над теми благами, которыми обладаем и наслаждаемся, то посредством этого мы становимся ближе к Аллаху (Свят Он и Велик).
Да дарует нам Аллах тауфик и наставление на то, чтобы ценить блага Аллаха (Свят Он и Велик), задумываться и размышлять над ними!
И потому Аллах повторяет в Коране после приведения большого количества благ:
إِنَّ فِى ذَٰلِكَ لَـَٔايَـٰتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ
إِنَّ فِى ذَٰلِكَ لَـَٔايَـٰتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
В этом – знамения для разумеющих людей.
В этом – знамения для размышляющих людей.
Да дарует нам Аллах тауфик!
وآخر دعوانا أن الحمد لله رب العالمين
Из книги: «Маджлисы», стр. 15-21