:نحمده ونصلي على رسوله الكريم أما بعد
أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
بِسْمِ ٱللَّـهِ ٱلرَّحْمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ
هُوَ ٱلَّذِى بَعَثَ فِى ٱلْأُمِّيِّـۧنَ رَسُولًا مِّنْهُمْ يَتْلُوا۟ عَلَيْهِمْ ءَايَـٰتِهِۦ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ ٱلْكِتَـٰبَ وَٱلْحِكْمَةَ وَإِن كَانُوا۟ مِن قَبْلُ لَفِى ضَلَـٰلٍ مُّبِينٍ
صدق الله العظيم
Многоуважаемые отцы и друзья, матери и сестры по вере, слушающие эту программу, АсСаламу Алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Я прочел вам один аят священного Корана, в котором Всемогущий Аллах (Субханаху уа Та‘аля) говорит о трех задачах посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
а) первая – читать людям аяты священного Корана;
б) вторая – обучать;
в) третья – тазкия (очищение души, устранение неправильных вероубеждений и всех недугов сердца, удаление этого и очищение человека, посредством чего он добывает близость ко Всемогущему Аллаху (Субханаху уа Та‘аля)).
То есть в этом аяте Всемогущий Аллах (Субханаху уа Та‘аля) говорит о трех задачах посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). И каждая из этих трех задач в равной степени важна. Как важно чтение священного Корана и донесение послания посредством этого (таблиг), так же важно и обучение людей (таглим). И как важно донесение послания Аллаха до людей (таблиг), как важно обучение людей (таглим), так же важно и очищение души (тазкия). Все задачи дополняют друг друга.
Соответственно, если человек участвует в обучении людей, то очищение души и поддержка распространения послания ислама улучшат его обучение людей. Поэтому важно иметь весьма сбалансированный подход.
Человек не должен говорить: занимайтесь только обучением, а очищение души и распространение послания ислама не важны. Не следует также говорить: занимайтесь лишь распространением послания Аллаха, а обучение и очищение не важны. Наконец, неверен и такой подход: идите только в суфийский центр, занимайтесь только очищением души, это самое важное, и особо не беспокойтесь об обучении и распространении послания ислама. Это тоже неверный подход.
Иногда мы активно занимаемся только одной из этих трех задач пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и нам сложно принимать активное участие в двух других. Но при этом нам важно поддерживать другие две задачи и признавать их. А вот считать их неважными, полностью забрасывать другие две задачи, активно участвуя в третьей, такой подход контрпродуктивен.
Как бы то ни было, в приведенном аяте священного Корана Аллах (Субханаху уа Та‘аля) говорит о трех задачах пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и одна из них – обучение людей.
В одном из хадисов приводятся слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
بعثت معلما
«Я направлен в качестве учителя».
Посредством этого пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) доносил до людей послание Аллаха. Посредством этого он очищал души людей.
В сборниках хадисов рассказывается, как однажды благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) вместе со сподвижниками совершал намаз. Пришел еще один сподвижник и, услышав чье-то чихание, сказал: «Ярхамукялла́х». То есть он присоединился к намазу, после чего сказал: «Ярхамукялла́х». Другие сподвижники стали смотреть на него круглыми глазами. Он стал думать, что же не так он сделал, ведь просто сказал: «Ярхамукялла́х», – то есть совершил мольбу за человека: «Милость тебе Аллаха!» – почему же вдруг все смотрят на него круглыми глазами? Поэтому прямо в намазе он спросил их. В то время разрешалось говорить в намазе. Соответственно, он спросил: что не так? что вам не понравилось? что плохого я сделал?
Люди не ответили ему, а лишь похлопали по своим бедрам. И как рассказывал сподвижник: я понял, что они хотят, чтобы я замолчал; я очень рассердился, но сдержал себя, а после намаза благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) с большой любовью, милосердием и добротой позвал меня.
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал ему:
إِنَّ هَذِهِ الصَّلَاةَ، لَا يَصْلُحُ فِيهَا شَيْءٌ مِنْ كَلَامِ النَّاسِ
«…В намазе не следует разговаривать».
На начальной стадии ислама во время намаза разрешалось разговаривать, но потом это было изменено.
Этот сподвижник говорил:
مَا ضَرَبَنِي وَلَا كَهَرَنِي وَلَا شَتَمَنِي
«Он не бил меня, не ругал, не обвинял».
Прекрасным образом благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обучал людей.
В хадисах подчеркивается важность того, чтобы обучаться знаниям. В одном из хадисов говорится, что пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
من خرج فى طلب العلم فهو فى سبيل الله حتى يرجع
«Кто отправляется в поисках знаний, тот – на пути Аллаха до своего возвращения».
В хадисе сообщается, что благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
من طلب العلم كان كفارة لما مضى
«Кто идет в поисках знаний, тому поиск знаний будет средством искупления за все его грехи».
Если во время поиска знаний человек совершает раскаяние, то ему будут прощены и большие грехи.
Одним из выдающихся качеств сподвижников было то, что больше всего они стремились к знаниям, информации, посредством которой они могли улучшить себя, узнать больше об Аллахе и Его посланнике, что позволило бы в максимальной степени угодить Аллаху и Его посланнику.
У господина Умара (радиаЛлаху ‘анху) было соглашение со своим соседом: в один день он ходил на маджлис посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и затем передавал всю полученную информацию соседу, а в другой день туда ходил его сосед и затем передавал все господину Умару (радиаЛлаху ‘анху). Так они стремились к знаниям и обогащали себя ими.
Каждый аят священного Корана, каждый хадис совершенно бесценны. В каждом хадисе и аяте священного Корана заключено большое количество информации. Но есть один особенный хадис, о котором благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал учить ему других и самим учиться ему.
На сегодняшнем маджлисе я собираюсь последовать словам пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) о побуждении к тому, чтобы обучать этому хадису и учиться ему. В частности, это касается мольбы в хадисе. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) побуждал нас выучить эту мольбу. Поэтому присутствующим будут выданы буклеты, чтобы они могли практиковать данный хадис.
Хадис передан от господина Муаза ибн Джабаля (радиаЛлаху ‘анху). Хадис весьма достоверен и надежен. Имам Тирмизи (рахимахуЛлах), процитировав данный хадис, говорил, что спрашивал своего учителя, имама Мухаммада ибн Исмаила Бухари (рахимахуЛлах), об этом хадисе, и тот подтвердил абсолютную надежность хадиса и его достоверность.
Хадис – следующий:
أَنَّ مُعَاذَ بْنَ جَبَلٍ رضي الله تعالى عنه قَالَ: احْتَبَسَ عَلَيْنَا رَسُولُ اللَّهِ ذَاتَ غَدَاةٍ عَنْ صَلَاةِ الصُّبْحِ حَتَّى كِدْنَا نَتَرَاءَى قَرْنَ الشَّمْسِ
«Однажды утром пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) задержался на фаджр-намаз настолько, что солнце вскоре должно было взойти.
فَخَرَجَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سَرِيعًا فَثُوِّبَ بِالصَّلَاةِ وَصَلَّى وَتَجَوَّزَ فِي صَلَاتِهِ
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) быстро вошел в мечеть, был дан икамат на намаз, и пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершил фаджр-намаз, но намаз был коротким (поскольку солнце должно было вот-вот взойти).
فَلَمَّا سَلَّمَ
Далее пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) дал салям.
قَالَ: كَمَا أَنْتُمْ عَلَى مَصَافِّكُمْ
Он сказал:
«Оставайтесь на местах (не выходите сейчас из мечети, мне нужно вам кое-что сказать)».
ثُمَّ أَقْبَلَ إِلَيْنَا
Далее пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) повернулся после намаза к нам.
И пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
إِنِّي سَأُحَدِّثُكُمْ مَا حَبَسَنِي عَنْكُمْ الْغَدَاةَ
«Я объясню вам, почему задержался на фаджр-намаз».
Это было очень необычно для пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), ведь он обычно всегда приходил вовремя, а этим утром задержался настолько, что солнце должно было вот-вот взойти. И он дал им объяснение, сказав:
إِنِّي قُمْتُ مِنَ اللَّيْلِ فَصَلَّيْتُ مَا قُدِّرَ لِي
«Я проснулся ночью и совершил положенное (для этого времени, тахаджуд)».
فَنَعَسْتُ فِي صَلَاتِي حَتَّى اسْتَيْقَظْتُ
«Совершая намаз, я заснул (в земном поклоне) и потом проснулся».
أَنَا بِرَبِّي فِي أَحْسَنِ صُورَةٍ
Это случилось в земном поклоне тахаджуда. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) рассказывал:
«Тут я понял, что видел Всемогущего Аллаха (Субханаху уа Та‘аля) в наипрекраснейшем виде».
И Аллах (Субханаху уа Та‘аля) сказал ему:
أَتَدْرِي فِيمَ يَخْتَصِمُ الْمَلَأُ الْأَعْلَى
«Знаешь, что группа наверху (ангелы) обсуждает?»
قُلْتُ: لَا أَدْرِي يَا رَبِّ
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Я не знаю, Господи (я не знаю, что они обсуждают)».
Тогда Аллах (Субханаху уа Та‘аля) сказал ему:
يَا مُحَمَّدُ فِيمَ يَخْتَصِمُ الْمَلَأُ الْأَعْلَى
То есть во второй раз задал тот же вопрос. И ответ был такой же:
لَا أَدْرِي رَبِّ
«Я не знаю, Господи».
И пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) рассказывал:
فَرَأَيْتُهُ وَضَعَ كَفَّهُ بَيْنَ كَتِفَيَّ حَتَّى وَجَدْتُ بَرْدَ أَنَامِلِهِ بَيْنَ صَدْرِي
«Я увидел, что Аллах (Субханаху уа Та‘аля) ставит ладонь на мои плечи, пока я не почувствовал прохладу Его пальцев между моими плечами».[1].
فَتَجَلَّى لِي كُلُّ شَيْءٍ وَعَرَفْتُ
«Когда это произошло, все в моем сердце озарилось, и ко мне пришло понимание».
В отношении этого хадиса об Аллахе (Субханаху уа Та‘аля), пальцах Аллаха (Субханаху уа Та‘аля) и лицезрении Аллаха (Субханаху уа Та‘аля) учёные говорят, что данный вид хадисов – муташабих.
Для упрощенного пояснения скажем, что, как в священном Коране есть аяты «Алиф – лям – мим», «Алиф – лям – мим – сод», «Кяф – ха – йа – айн – сод» – это начала сур, они относятся к категории «муташабих», и никто не знает их (истинное) значения, это известно лучше Аллаху и Его посланнику, – так же и в случае с этим хадисом мы не углубляемся в то, как пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) видел Аллаха (Субханаху уа Та‘аля), как рука Аллаха (Субханаху уа Та‘аля) была на груди пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), это лучше известно Аллаху и Его посланнику (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
Аллах (Субханаху уа Та‘аля) снова спросил пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
يَا مُحَمَّدُ فِيمَ يَخْتَصِمُ الْمَلَأُ الْأَعْلَى
«Знаешь, что группа наверху (ангелы) обсуждает?»
И тогда пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал, поскольку его сердце открылось, озарилось, и теперь он был способен знать это:
فِي الْكَفَّارَاتِ
«Они говорят об искуплениях (том, что стирает грехи человека)».
Аллах (Субханаху уа Та‘аля) спросил:
وَمَا الْكَفَّارَاتُ
«Что такое искупления (стирающие грехи человека)?»
На это пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
نَقْلُ الْأَقْدَامِ إِلَى الْجمعَاتِ وَجُلُوسٌ فِي الْمَسَاجِدِ بَعْدَ الصَّلَاةِ وَإِسْبَاغُ الْوُضُوءِ عِنْدَ الْكَرِيهَاتِ
Он назвал три очень важных действия:
а) Первое, согласно данному риваяту, – это نَقْلُ الْأَقْدَامِ إِلَى الْجمعَاتِ, но, согласно другому риваяту, это хождение к мечети. Каждый шаг к мечети – средство удаления ваших грехов.
б) Второе: после совершения намаза вы не относитесь к приходу в мечеть как к большому бремени, ожидая лишь, чтобы имам сократил намаз, желая, если тот начинает длинный сунна-кираат (чтение Корана), чтобы он прочитал покороче, быстро совершая салям и тут же вылетая из мечети, нет, в данном хадисе говорится: исполнив свой намаз, вы ждете следующий, ваше сердце привязано к мечети. Такое поведение и привязанность к мечети – средство прощения ваших грехов.
в) Третье: إِسْبَاغُ الْوُضُوءِ عِنْدَ الْكَرِيهَاتِ. Совершая омовение, не делайте его на грани, а исполняйте в совершенстве, когда моете руки, моете лицо, другие части тела. Это не просто омовение, как мы его называем. Это также и духовное упражнение. Вы настраиваете себя: я умываюсь, поскольку готовлюсь предстать перед Аллахом (Субханаху уа Та‘аля), мою свои руки потому, что в День воскрешения мои руки будут сиять, мою свое лицо, так как в День воскрешения оно будет сиять, и это будет признаком, по которому меня узнает пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в День воскрешения. Примите такое намерение, чтобы в омовении была духовность. И это увеличит ценность намаза.
Далее Аллах (Субханаху уа Та‘аля) сказал:
«Что возвышает степень человека?»
На это пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) назвал три действия:
إِطْعَامُ الطَّعَامِ وَلِينُ الْكَلَامِ وَالصَّلَاةُ وَالنَّاسُ نِيَامٌ
а) Первое – кормить людей (إِطْعَامُ الطَّعَامِ). Это действие любимо Аллахом (Субханаху уа Та‘аля).
б) Второе – когда говорите с людьми, делайте это мягко. Бывают случаи, когда нужно быть твердым. Были ситуации, когда и пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) разговаривал строго. Это в особых случаях. Обычно же, по своей натуре, вы должны быть мягкими в своей речи.
в) Третье – совершение намаза, когда люди спят. Подразумевается тахаджуд и ночное богослужение.
Далее, как сообщал пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), Аллах (Субханаху уа Та‘аля) сказал ему:
سَلْ
«Проси (что хочешь)».
Представьте: Аллах (Субханаху уа Та‘аля) говорит: «Проси». Понятно, что Аллах (Субханаху уа Та‘аля) говорит просить у Него из-за того, что хочет одарить.
И той мольбе (дуа), которую произнес после этого пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), обучаемся теперь мы. Аллах (Субханаху уа Та‘аля) сказал: «Проси», – и пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) произнес эту мольбу. И пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал нам обучаться этой мольбе. То есть получается, что Аллах (Субханаху уа Та‘аля) сказал и нам просить у Него. И если мы будем просить этой мольбой, она определенно будет принята.
Мольба заключается в том, что, как сказал пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), он попросил у Аллаха в том земном поклоне тахаджуда:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ فِعْلَ الْخَيْرَاتِ، وَتَرْكَ الْمُنْكَرَاتِ، وَحُبَّ الْمَسَاكِينِ، وَأَنْ تَغْفِرَ لِي وَتَرْحَمَنِي، وَإِذَا أَرَدْتَ فِتْنَةً فِي قَوْمٍ فَتَوَفَّنِي غَيْرَ مَفْتُونٍ، وَأَسْأَلُكَ حُبَّكَ، وَحُبَّ مَنْ يُحِبُّكَ، وَحُبَّ عَمَلٍ يُقَرِّبُنِي إِلَى حُبِّكَ
Значение мольбы – следующее:
«О, Аллах! Я прошу у Тебя способности (тауфика, наставления) совершать добро…»
Каждый из нас хочет совершать добро, но, когда приходит время для этого, мы не оправдываем ожиданий, не способны на это. Мы также знаем, что многие действия являются злом: мы знаем, что внебрачные отношения – это зло, мы знаем, что нельзя глядеть всюду, рассматривать фигуру и внешность женщин, мы знаем, что просматривание определенных журналов и сайтов с неприличным, грязным содержимым тоже запрещено. Мы знаем, что это харам. Иногда, стараясь избегать этого, мы все же совершаем не то, что нужно.
Но мы просим Аллаха (Субханаху уа Та‘аля):
«…О, Аллах! Дай мне тауфик на то, чтобы сторониться дурного…»
وَحُبَّ الْمَسَاكِينِ
«…О, Аллах! Дай мне любовь к беднякам (нуждающимся)…»
Мы просим не о богатых, поскольку с ними придет любовь к дунье. Мы остаемся с бедными людьми, и тогда мы будем ценить все блага, то, сколь они достаточны. Оставаясь с бедными, вы научитесь довольству.
«…О, Аллах! Прости меня и смилостивись надо мной…»
«…О, Аллах! Когда ты намереваешься испытать народ, дай мне смерть до этого…»
Это связано с тем, что мы не можем бросать вызов Аллаху (Субханаху уа Та‘аля). И мы не можем говорить, что, какое бы испытание ни пришло, мы обязательно пройдем его. Нет, наша вера слаба, поступки слабы. Мы совершенно слабы во всем. И теперь, если придет фитна, мы не можем сказать, что проявим твердость во время нее. Это время, когда мы просим Аллаха, чтобы во время фитны, когда наша вера будет поставлена под вопрос и окажется на кону, лучше забери меня в состоянии веры.
И самое важное, о чем мы только можем просить Аллаха (Субханаху уа Та‘аля):
«…О, Аллах! Мы просим любви к Тебе…»
И чтобы получить любовь к Аллаху (Субханаху уа Та‘аля):
وَحُبَّ مَنْ يُحِبُّكَ
«…любви к тем, кто любит Тебя…»
То есть чтобы мы любили тех, кто приближен к Аллаху. Оставаясь в обществе праведных товарищей, вы тем самым учитесь любить Аллаха (Субханаху уа Та‘аля). И в обществе таких людей…
وَحُبَّ عَمَلٍ يُقَرِّبُنِي إِلَى حُبِّكَ
«…мы учимся совершать те действия, которые приблизят нас к Аллаху (Субханаху уа Та‘аля)».
Приведя данный хадис сподвижникам после фаджра так, что они все услышали его, благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
إِنَّهَا حَقٌّ
«Увиденный мною сон – истина».
Поэтому:
فَادْرُسُوهَا
«Обучайте ему».
То есть давайте уроки об этом хадисе.
وَتَعَلَّمُوهَا
«И учите (содержимое хадиса)»».
Итак, в хадисе имеются три составляющих:
а) поступки, ведущие к прощению грехов;
б) поступки, приводящие к возвышению степени человека;
в) мольба (дуа), в которой мы просим о любви к Аллаху (Субханаху уа Та‘аля).
Мы просим Аллаха (Субханаху уа Та‘аля) дать нам тауфик, наставление на то, чтобы совершать добрые поступки. И Аллах (Субханаху уа Та‘аля) даст нам Свою истинную любовь, инша Аллах.
Примечание
[1] Имам Абуль Фарадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (рахимахуЛлах) в своей книге «Даф‘ Шубах ат-Ташбих» пишет, что: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) видел это во сне, а сон, как известно, является воображением а не истиной».
Имам Мухаммад Захид аль-Каусари аль-Ханафи (рахимахуЛлах) в своём шархе пишет, что хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани аш-Шафии по подобному поводу сказал: «Не следует обращать внимания на слова тех, кто, опираясь на хадис о том, что «сны пророков – это откровение», заявляет, что их не следует толковать. В главе «Толкование» по этому поводу сказано, что некоторые сны пророков подлежат толкованию».
Аль-Фахр ар-Рази в «Асас ат-Такдис» пишет: «Что касается слов «возложил свою кисть между моих плеч», то допускается два варианта. Возможно, речь идет об особой божественной заботе, а возможно имеется в виду милость (нигма) Аллаха. Следующие слова «между плеч или лопаток» подразумевают, что до сердца пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) дошла особая милость и любовь. Слова «я ощутил прохладу» могут свидетельствовать о душевном блаженстве, поскольку арабы под «прохладной жизнью» подразумевают «жизнь в благоденствии и наслаждении». А слова «я познал все, что между западом и востоком» подразумевают степень совершенства пророческого познания». А Аллах знает лучше. (Прим. Хадиса аль-Ханафи).
Автор: Муфтий Ибрагим Десаи аль-Ханафи
Из книги: «Маджлисы», стр. 51-62