:نحمده ونصلي على رسوله الكريم أما بعد
قال الله تبارك وتعالى:
وَذَرُوا۟ ظَـٰهِرَ ٱلْإِثْمِ وَبَاطِنَهُۥٓ ۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَكْسِبُونَ ٱلْإِثْمَ سَيُجْزَوْنَ بِمَا كَانُوا۟ يَقْتَرِفُونَ
وقال علي رضي الله تعالى عنه:
ارتحلت الدنيا مدبرة وارتحلت الآخرة مقبلة ولكل واحدة منهما بنون فكونوا من أبناء الآخرة ولا تكونوا من أبناء الدنيا اليوم عمل ولا حساب وغدا حساب ولا عمل
Уважаемые отцы и друзья, матери и сестры по вере, ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Каждое из творений в этом мире воздействует на другие творения. Какое бы из творений Аллаха (Свят Он и Велик) мы ни взяли, пока оно существует, у него имеется воздействие на иные творения. Нет такого творения в этом мире, которое бы не оказывало воздействие на других.
Например, солнце восходит, дает свет миру и всем людям в нем, и, помимо этого, оно дает жизнь, способствует ей. Луна – творение Аллаха, но вместе с тем она оказывает гравитационное влияние на многие творения в этом мире. Дождь нисходит на землю, и он – тоже творение Аллаха (Свят Он и Велик) и имеет свое воздействие: после него мы видим рост растений, сочную зелень. Таково воздействие дождя. Растения и деревья – все они являются творениями Аллаха (Свят Он и Велик), но у них тоже есть свое действие, они образуют кислород. И все творения Аллаха (Свят Он и Велик), пока существуют, обладают действием на другие творения Аллаха (Свят Он и Велик).
Нет ни одного творения, которое бы существовало, но при этом не оказывало воздействия на другие творения Аллаха (Свят Он и Велик).
То же самое верно и в отношении наших дел, поступков. Наши дела и поступки тоже сотворены. Мы приобрели их, но созданы они Аллахом (Свят Он и Велик): хорошее создано Аллахом, и плохое тоже создано Аллахом. Но приобрели их мы.
И каждое из наших действий имеет свое воздействие. Когда вы делаете хорошее – совершаете намаз, читаете Коран, поминаете Аллаха, раздаете милостыню, имеете хорошее мнение, – все эти хорошие поступки образуют свет Аллаха (Свят Он и Велик) в сердце и имеют свое воздействие. А если человек ворует, вступает во внебрачные отношения, плохо думает о людях, завидует, имеет гордыню, высокомерие, все эти поступки тоже имеют воздействие. Они затемняют сердце, вносят злобу в него, уводят человека от Аллаха (Свят Он и Велик). Таковы последствия плохих поступков.
Поэтому в хадисе приводится сообщение о словах посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), где говорится, что, когда человек совершает грех, на его сердце образуется черное пятно. Таково последствие плохого поступка. Если человек совершает покаяние, черное пятно удаляется. Если же он продолжает грешить, то образуется все больше и больше черных пятен на сердце вплоть до того, что через некоторое время человек настолько погружается в грехи, что все сердце становится черным. Таково воздействие и последствие грехов человека.
Все эти хорошие и плохие поступки раскрываются в День воскрешения различным образом в разных формах: хорошие поступки и свет в сердце будут раскрыты хорошим образом, а плохие поступки и их последствие в сердце будут раскрыты в День воскрешения в плохом виде.
Об этом говорит Аллах (Свят Он и Велик) в священном Коране:
يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهٌ وَتَسْوَدُّ وُجُوهٌ
«В День воскрешения некоторые лица будут светлыми, а некоторые – темными». (Коран, 3:106)
Светлость лица на самом деле является последствием света в сердце. Если вы совершали хорошие поступки, свет в сердце будет явлен Аллахом (Свят Он и Велик) в День воскрешения в виде того, что лицо будет осветлено. Если же человек совершает плохие поступки, тьма в его сердце будет проявлена в День воскрешения в том виде, что лицо будет затемнено. Таковы последствия хороших и плохих поступков.
В священном Коране говорится, что в Судный день (День воскрешения), когда хорошие поступки и действия верующих будут преобразованы в свет, и через этот свет они смогут вступить в рай, а неверующие будут в полной тьме, поскольку хороших поступков у них не будет, неверующие увидят верующих, идущих в свете, и скажут им:
نَقْتَبِسْ مِن نُّورِكُمْ
– …дайте нам свой свет. (Коран, 57:13)
Неверующие будут во тьме. Одно и то же место, но одни – в свете, а другие – во тьме. Верующие делали добро, и потому они будут в свете. А неверующие из-за отсутствия хороших поступков будут во тьме.
Верующие тогда скажут неверующим: вернитесь в земную жизнь (а это будет невозможным) и попытайтесь раздобыть там свет. Земная жизнь – место, где добывается свет. А то место, где будут они, – это место, где будет видно воздействие света.
Свет от благих дел скрыт в сердце, тьма скрыта в сердце. А теперь Аллах раскрывает свет или то, что скрыто в сердце.
Во втором томе сборника Бухари, в главе о походах, приводится случай о том, как в одной битве определенный человек находился в первых рядах и сражался весьма бесстрашно. Все сподвижники были восхищены его храбростью. Они хвалили его, говорили хорошие слова о нем. И они говорили благородному пророку (да благословит его Аллах и приветствует) о том, сколь храбр этот человек. А пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
أما إنه من أهل النار
Внешне все выглядело так, будто этот человек – обитатель рая, в нем глубоко укоренен ислам, и он сражается ради него. Но этот человек попадет в ад. Сподвижники были убеждены в словах пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но внешне казалось, что этот человек должен попасть в рай, почему же пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что тот попадет в ад? И один сподвижник последовал за ним. А тот человек, дойдя до определенной точки сражения, больше не мог терпеть, был полностью расстроен. Он взял копье, поставил его на землю, склонил к нему свою грудь и насадил себя на копье. Он покончил жизнь самоубийством. Видевший это сподвижник пошел к благородному пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал ему, что правду говорят Аллах и Его посланник. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его, что случилось. И он сообщил: когда посланник Аллаха сказал ему, что этот человек будет в аду, но внешне казалось, что он совершал хорошие поступки и действия, направленные на защиту исламского дела, то он решил последовать за ним, и вот что этот человек сделал…
То есть иногда Аллах (Свят Он и Велик) раскрывает людям скрытое в сердце.
Приводится случай об одном очень набожном человеке из числа приближенных к Аллаху. В хадисе сообщается, что благородный пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
اتقوا فراسة المؤمن فإنّه ينظر بنور الله
«Бойтесь проницательности верующего…»
Верующий делает хорошие поступки, и Аллах (Свят Он и Велик) вкладывает такой свет в его сердце, что посредством этого света Аллах (Свят Он и Велик) показывает ему многое.
«…он видит посредством света Аллаха».
Так вот, был один молодой иудей, который услышал этот хадис и решил проверить его. Он надел курту (длинную рубаху) и в целом создал впечатление, что является мусульманином. Зная о существовании одного мусульманского праведника, он пошел и присоединился к собранию этого праведника. Он хотел увидеть, как этот праведник сможет определить, есть у человека вера или нет.
Прошло немного времени после прихода молодого иудея, и праведник сказал окружавшим его людям, что чувствует, ощущает куфр (неверие) у пришедшего человека. Когда праведник ушел, молодой иудей немедленно пошел за ним и сказал тому, что вот, он услышал это о себе, и это правда, он слышал, как мусульмане приводили следующий хадис:
اتقوا فراسة المؤمن فإنّه ينظر بنور الله
И юноша сказал, что думал, ему удастся обмануть праведника, но у того оказался такой свет в сердце, посредством которого тот смог определить, что веры у юноши нет, но теперь он увидел в действии этот хадис и поверил.
То есть в сердце человека имеются определенные скрытые моменты. Время от времени Аллах (Свят Он и Велик) раскрывает их набожным людям через свет в их сердце. Обычно хорошие дела раскрываются в могиле и на том свете. Добро, совершаемое вами, скрыто в сердце, но в могиле и на том свете оно будет раскрыто.
Поэтому мы видим следующее повествование: когда имам Бухари r умер, проведя всю жизнь в служении хадисам, сделав столько жертв ради них, в его сердце было столько света, что, когда его похоронили, в течение многих дней из его могилы исходил аромат, словно свет его сердца затронул даже запах в могиле.
Во втором томе сборника «Мишкат», в разделе о чудесах, рассказывается о Наджаши (да будет доволен им Аллах) – человеке, который помогал сподвижникам, принял ислам. Когда он умер, благородный пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал сподвижникам: наш брат Наджаши умер, давайте совершим погребальный намаз. И благородный пророк (да благословит его Аллах и приветствует) исполнил погребальный намаз за него. Свет в его сердце проявился в его могиле. Сообщается, что после его смерти долгое время из могилы Наджаши исходил аромат мускуса.
Если же человек совершает плохие поступки, воздействие этого также проявится в могиле. В Америке есть музей, где хранятся тела людей, которых сразу после смерти обрабатывают химикатами для сохранности. Там также есть тела людей, обработанные лишь после извлечения из могилы, в которой они пробыли какое-то количество дней.
Некоторые из этих тел полностью сохранены химикатами. Но с теми, что оказались сначала в могиле, а уже потом были извлечены и обработаны, первое, что происходило с ними через небольшое количество времени, – их глаза выходили из глазниц. И об этом говорится в хадисе: первое, что затрагивается, – это глаза; глаза выходят из глазниц и свисают на щеки.
Люди, рассматривавшие эти тела, видели в глазницах муравьев, проевших глазницы. У другого тела было видно, что полностью съедены его губы, а его зубы были видны как у коз и овец, и там тоже оказались муравьи и иные творения. В некоторых телах проеден был живот. И это иной раз последствие тех плохих поступков, за которые Аллах наказывает человека, Аллах раскрывает их различным образом в разном виде.
В хадисе приводятся слова господина Али (да будет доволен им Аллах):
ارتحلت الدنيا مدبرة
«Дунья (эта жизнь) ушла, повернувшись спиной».
وارتحلت الآخرة مقبلة
«А тот свет приходит обращенный лицом к нам».
И у обоих из них – этой жизни и того света – есть дети. Господин Али (да будет доволен им Аллах) советует:
كونوا من أبناء الآخرة
«Будьте в числе детей того света».
ولا تكونوا من أبناء الدنيا
«Не будьте одним из детей этой жизни».
Далее он советует:
اليوم عمل ولا حساب
«Сегодня (когда мы живем в дунье) время совершать поступки, сегодня нет расчета».
وغدا
«А завтра…»
حساب ولا عمل
«…(на том свете) время расчета, а не поступков».
Поэтому, что бы мы ни делали, эти маджлисы – все это подразумевает покаяние, это для исправления нас, совершенствования, приближения к Аллаху (Свят Он и Велик). Мы приходим к пониманию того, что покидаем дунью.
Когда вы летите на самолете, карта полета, находящаяся перед вами, показывает, откуда и куда вы летите. Она далее сообщает вам: пройдена тысяча километров из общего пути в семь тысяч километров. Через некоторое время вы просыпаетесь, смотрите: две тысячи километров пройдено, осталось пять тысяч. Пройденное расстояние все увеличивается, и вы рады: вы удаляетесь от точки вылета и приближаетесь к цели полета.
То же самое верно и для ахирата (того света): каждый день мы отдаляемся от дуньи, приближаясь к могиле, все ближе к ахирату. И это время задуматься, осознать, исправиться, раскаяться. Нам нужно подготовить себя. Все мы знаем свои слабости, свои недостатки. И нам нужно очистить себя.
В книгах по фикху говорится о различных видах нечистот: видимых и невидимых. Видимые нечистоты вы видите, и вы должны удалить их. Но есть нечистоты, которые вы увидеть не можете.
Например, если человек находится в состоянии джанабата (большой нечистоты) – он вступил в половые отношения со своей женой, что привело к такому состоянию, – то ему нужно совершить гусль (купание). Вы не можете видеть нечистоту, но гусль нужно сделать. Или, например, человек находится в состоянии неверия, многобожия – он тоже нечист, но вы не можете увидеть его нечистоты. Нечистота – в его сердце. Для таких разновидностей нечистоты вы не можете ограничиться внешним промыванием, вам нужно совершить полноценное купание.
Так же и с нечистотой грехов – вам нужно искупаться в раскаянии: обратиться к Аллаху (Свят Он и Велик) и попросить Его о прощении.
Существуют разные виды мяса. В некотором мясе есть бактерии. Если вы приготовите его, то понятно, что оно окажется испорченным. Так же и в случае с глазами: через них к нам попадают бактерии грехов. Бактерии грехов также попадают к нам через уши. И бактерии грехов попадают к нам через рот, руки, ноги. И нам нужно очистить себя. Нам нужно подготовиться к ахирату.
Шейх Сиддик Бандви r приводил случай, который произошел во времена волнений в Индии. Один парень-студент, спасаясь от беспорядков, укрылся в мечети. Мимо мечети также проходила девушка, жизнь и честь которой были под угрозой из-за вспыхнувших волнений. Она тоже зашла в мечеть. В результате в мечети оказались парень и девушка. Оба – молодые, и парень обратился к девушке:
– Я в опасности. Ты не можешь находиться в мечети. Ты – молодая девушка, я – парень. Если будем здесь вместе, это будет нехорошо.
Она сказала:
– Моя жизнь – в опасности, честь – в опасности. Позволь остаться мне здесь.
В итоге они как-то пришли к соглашению. Она осталась в мечети. Ночью девушка заметила, что парень не спал, находясь у свечи, и время от времени вводил свой палец в огонь свечи. Утром, когда все успокоилось, и девушка собралась уходить, она спросила:
– Зачем жег свой палец? Что ты делал?
Он ответил ей:
– Ты – девушка, я – молодой парень. Меня влекло к тебе, но каждый раз, когда это случалось, я спрашивал себя: что будет, если я приближусь к плохому поступку? Поэтому вводил палец в огонь свечи и, обжигаясь, думал, что не выдерживаю и огня свечи, как же я выдержу огонь ахирата? Поэтому продолжал каяться.
Девушка ушла. Впоследствии она обратилась к своему отцу, чтобы он выдал ее замуж за этого парня.
Мы должны постоянно очищать себя. Мы знаем, что есть грязь, входящая в наше сердце и разум. Готовьте себя к могиле, к тому свету.
Поэтому Аллах (Свят Он и Велик) говорит нам в священном Коране:
وَذَرُوا۟ ظَـٰهِرَ ٱلْإِثْمِ وَبَاطِنَهُۥٓ
«Оставьте грехи: как явные, так и скрытые…» (Коран, 6:120)
Явные грехи могут быть посредством наших глаз, рук, ног. А скрытые – те, что в сердце. Или же некоторые грехи известны людям, а некоторые – нет. И Аллах предупреждает нас и говорит:
إِنَّ ٱلَّذِينَ يَكْسِبُونَ ٱلْإِثْمَ
«Те люди, что приобретают грех…» (Коран, 6:120)
Они будут наказаны. За то, что приобрели, они получат наказание. Нам нужно держать себя в чистоте. Всегда помнить о смерти, жизни после смерти. Помнить о стоянии в суде Аллаха (Свят Он и Велик). Такая сознательность удерживает нас от грехов.
Да дарует Аллах всем нам тауфик!
وآخر دعوانا أن الحمد لله رب العالمين
Автор: Муфтий Ибрагим Десаи аль-Ханафи
Из книги: «Маджлисы», стр. 22-30