Меджлисы Проповеди

Муфтий Ибрагим Десаи: Порядок и дисциплина

:بسم اللـه الرحمن الرحيم نحمده ونصلي على رسوله الكريم أما بعد

أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ بِسْمِ ٱللَّـهِ ٱلرَّحْمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ

(وَٱلتِّينِ وَٱلزَّيْتُونِ ﴿١﴾ وَطُورِ سِينِينَ ﴿٢﴾ وَهَـٰذَا ٱلْبَلَدِ ٱلْأَمِينِ ﴿٣﴾ لَقَدْ خَلَقْنَا ٱلْإِنسَـٰنَ فِىٓ أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ ﴿٤

:وقال عليه الصلاة والسلام

«لكل حال عنده عتاد»

صدق الله العظيم وصدق رسوله النبي الكريم

Многоуважаемые отцы и друзья, матери и сестры по вере, слушающие эту программу, ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Я прочел вам несколько аятов суры «Тин». Всемогущий Аллах (Субханаху уа Та‘ала) говорит:

وَٱلتِّينِ وَٱلزَّيْتُونِ

«Клянусь инжиром! Клянусь оливой!» (Коран, 95:1)

وَطُورِسِينِينَ

«Клянусь горой Синай!» (Коран, 95:2)

وَهَـٰذَا ٱلْبَلَدِٱلْأَمِينِ

«Клянусь этим надежным (безопасным) местом (городом Меккой Почтенной)!» (Коран, 95:3)

لَقَدْ خَلَقْنَا ٱلْإِنسَـٰنَ فِىٓ أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ

«Воистину, Мы создали человека в наилучшей форме». (Коран, 95:4)

В этих аятах Всемогущий Аллах (Субханаху уа Та‘ала) клянется четырьмя объектами: двумя плодами и двумя священными местами. И после данных клятв Аллах (Субханаху уа Та‘ала) говорит о совершенной форме человечества.

Сверху Аллах (Субханаху уа Та‘ала) создал наши головы, посередине – руки, внизу – ноги. И наши руки созданы попарно, в равной паре: каждая рука не короче другой. Они созданы в равных пропорциях для сохранения порядка. Так же и ноги Аллах (Субханаху уа Та‘ала) создал в абсолютно равных пропорциях. И эталонно каждая нога не короче другой для сохранения равновесия и порядка.

Из такого сотворения Аллахом (Субханаху уа Та‘ала) мы понимаем важность последовательности и порядка. И когда мы задумываемся над творением Аллаха (Субханаху уа Та‘ала), мы тоже приходим к пониманию значения упорядоченности. Более того, размышление над всеми различными законами шариата приводит нас к осознанию важности порядка, последовательности и дисциплины.

Мы часто говорим, что жизнь суматошна, беспорядочна: не знаем, как все начинается утром, а в конце дня не знаем, как пролетел день и наступила ночь. Жизнь совершенно беспорядочна, и в большинстве случаев причиной тому – отсутствие у нас дисциплины, порядка и последовательности в нашей жизни.

Размышляя над различными нормами шариата, мы понимаем определенную упорядоченность, последовательность в этих нормах. Возьмем, к примеру, пять столпов ислама, оставив в стороне «ля́ иля́ха иллялла́х, Мухаммадур-расу́люлла́х»:

а) Посмотрите на намаз и почувствуйте заложенный в нем порядок: в определенное время – фаджр, в определенное время – зухр, в определенное время – аср, в определенное время – магриб, в определенное время – иша. И у каждого намаза имеется определенный порядок ракаатов. Если человек захочет изменить количество или порядок ракаатов, это не будет действительным. Есть четкий порядок, которому мы должны следовать.

б) Закят: богатый человек должен уплачивать 2,5 % от излишка своего имущества. Здесь заложен четкий порядок.

в) Пост в месяц рамазан: если кто-то хочет заменить его на 7-й или 10-й месяц лунного календаря, он не может этого сделать, ему нужно следовать тому порядку, который заложил Аллах.

г) Хадж исполняют в 12-м месяце лунного календаря. Если кто-то хочет исполнить его в 1-й месяц лунного календаря, хадж просто не будет действительным.

То есть мы должны придерживаться определенного порядка, последовательности. И, делая это, мы прививаем себе порядок, дисциплинированность.

Если рассматривать намаз, то в хадисе сообщается, что пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

إنما جعل الإمام ليؤتم به

«Человека ставят имамом, чтобы за ним могли следовать».

Совершение намаза за имамом подразумевает дисциплину. Нельзя сказать «Алла́ху акьбар» до имама: если вы поступите так, ваш намаз будет аннулирован. Вы не можете перейти в поясной поклон (руку’) раньше имама, вам нужно подождать, соблюсти дисциплину. Только когда имам переходит в поясной поклон, вы поступаете так же. Только когда имам выпрямляется, говоря «Сами’алла́ху лиман хамидах», вы выходите из поясного поклона. То же верно и для земного поклона (суджуда). Более того, в некоторых случаях, если вы выпрямитесь из поясного поклона раньше имама, ваш поясной поклон может стать недействительным, весь намаз может оказаться аннулированным.

То есть из различных норм шариата мы видим наличие определенного порядка, последовательности, дисциплины.

В хадисе говорится:

لكل حال عنده عتاد

Вся сунна пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ориентирована на дисциплину. Во всем, что было в жизни пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), имелись порядок и последовательность. В «Шамаиль» Тирмизи говорится, что пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) распределял свое время: определенное время – для обычных людей, определенное время – для отдельных личностей, определенное время – для семьи, определенное время – для друзей. Все было выстроено по порядку и в последовательности.

Если человек будет так поступать, в его жизнь войдет дисциплина.

В сборнике Бухари в разделе «Как началось откровение посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)» шестой хадис посвящен тому, как благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) составлял письмо Ираклию, приглашая того к принятию ислама.

В разъяснении данного хадиса муфтий Таки Усмани (хафизухуЛлах) рассказывал, что, когда его брат Мухаммад Заки Кейфи (рахимахуЛлах), ныне покойный, рос и учился писать, его отец (муфтий Мухаммад Шафи) спросил, почему тот не напишет хазрату Ашрафу Танви (рахимахуЛлах).

Муфтий Мухаммад Шафи (рахимахуЛлах) был мюридом (учеником) хазрата Ашрафа Танви (рахимахуЛлах). Понятно, что, если у вас имеется связь с шейхом, вы хотите, чтобы и ваши дети имели такую связь, вдохновлялись, возводили любовь и связь с Аллахом и т. д. Соответственно, муфтий Шафи (рахимахуЛлах) сказал своему сыну Мухаммаду Кейфи (рахимахуЛлах) собственноручно написать письмо шейху Танви (рахимахуЛлах). Сын только начинал писать, и, как рассказывает муфтий Таки, он составил письмо, но все было в полном беспорядке. Однако, как бы то ни было, письмо шейху Танви (рахимахуЛлах) он написал, рассказав, как у него дела и т. д.

Шейх Танви (рахимахуЛлах) ответил – и тут следует помнить, что первоначальное письмо было адресовано маленьким мальчиком великому шейху, – так вот, он ответил: хвала Аллаху, очень рад получить от тебя письмо и рад, что ты учишься писать, ты способен и на лучшее, но при этом, учась писать, намеревайся своим писанием не доставлять неудобств другим людям. И в конце шейх писал: посредством этого (правила, порядка) я привожу тебя к дисциплине, делаю тебя суфием.

Что мы понимаем под суфизмом? Когда вы совершаете дополнительный зикр, вы – суфий; читаете дополнительно Коран, вы – суфий. Это те действия, которые мы должны делать. Но многие из нас не понимают, что другие общие аспекты нашей жизни (создание порядка, последовательности, дисциплины в нашей жизни) тоже являются важной частью суфизма и важной частью нашей дисциплинированности.

Рассматривая различные хадисы пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), мы видим дисциплину даже в приеме пищи. В сборнике хадисов в разделе о питании приводятся слова посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«При приеме пищи одна треть – для еды (не больше, таков порядок), одна треть – для воды, одна треть – для воздуха».

Даже из одного этого хадиса видна дисциплина по отношению к здоровью: если едите больше трети, то ущемляете тем самым прием воды; или же вы едите на все три трети, и тогда просто не остается места для воды.

Во втором томе сборника Бухари в разделе об одежде приводится высказывание пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Не ходите в одном ботинке».

И снова мы видим порядок, дисциплину. Если будете идти в одном ботинке, то понятно, что это приведет к нарушению устойчивости, вы можете упасть, навредить себе.

Все это – различные нормы дисциплины, которым нас обучил шариат.

В священном Коране Аллах (Субханаху уа Та‘ала) рассказывает нам о случаях, произошедших с Хизром и Мусой (‘алейхимуссалам). И один случай – о том, как они прибыли в город. Там была стена, которая вот-вот должна была упасть. Хизр выпрямил стену и, объясняя свой поступок Мусе (‘алейхиссалам), сказал, что под стеной находится клад с имуществом сирот. Их отец, чтобы защитить, спасти жизнь своих детей, спрятал его под стену. Эта упорядоченная задумка отца была оценена Аллахом (Субханаху уа Та‘ала), который привел Хизра к спасению стены.

То есть имеются определенные качества, которые мы должны привить себе.

Например, бывает, что мы даем обещания, но не помним их. Если мы забываем их, то давайте записывать: «Я пообещал тому-то в такое-то время такого-то дня то-то и то-то». И, если не можете довериться памяти, регулярно обращайтесь к своим записям. Так вы будете тренировать себя и существенно облегчать себе жизнь. В ином случае будет получаться, что вы даете обещание, забываете его, а потом приходит тот человек, и происходит ссора, возникает проблема, или вы оказываетесь заняты совершенно иными делами. То есть нужно прививать себе дисциплинированность.

Или у нас есть ежемесячные платежи, которые следует выплачивать по расписанию. Мы забываем и даже не знаем о них. Упорядочить все такие моменты – важная часть нашей жизни.

Часто бывает так, что нас просят дать свой телефонный номер. Вы называете его, а человек говорит: сейчас, сейчас, найду ручку. Вы ждете минуту, две, три, а человек все ищет ручку с бумагой. Будь они расположены непосредственно рядом с телефоном, это бы существенно все облегчило: не были бы доставлены неудобства другим людям, а у самого человека был бы порядок, все было бы упорядоченным, что привнесло бы больше спокойствия в его жизнь.

Перед тем как я завершу выступление, назову один очень важный момент:

Наши привычки, связанные со сном, тоже имеют большое значение. Если вы не засыпаете вовремя, а ложитесь поздно ночью – в одиннадцать, двенадцать, час, два ночи, – то потом у вас возникают проблемы с тем, чтобы проснуться на фаджр-намаз. Если мы просто будем засыпать рано, будем приучать себя к этому, то у нас будет полноценный сон, и просыпаться мы будем вовремя. Если же будем засыпать поздно, то, даже если проснемся вовремя на фаджр-намаз, из-за отсутствия полноценного сна фаджр-намаз будет исполнен невнимательно.

Это нормы дисциплинированности. Это те качества, которые могут улучшить качество жизни верующего. Поэтому это крайне важно. Аллах (Субханаху уа Та‘ала) говорит нам в священном Коране:

لَقَدْ خَلَقْنَا ٱلْإِنسَـٰنَ فِىٓ أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ

«Воистину, Мы создали человека в наилучшей форме». (Коран, 95:4)

И, чтобы поддержать нашу высшую, благородную форму, о которой говорит Аллах (Субханаху уа Та‘ала), перед нами – нормы порядка и дисциплины, которые мы прививаем себе для привнесения в нашу жизнь мира и бараката.

Да дарует нам Аллах тауфик!

وآخر دعوانا أن الحمد لله رب العالمين

Автор: Муфтий Ибрагим Десаи аль-Ханафи
Из книги: «Маджлисы», стр. 84-90

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *