10. Способы получения хадисов
Имеется четыре основных способа получения хадиса от наставника (шейха):
№ | Способ | Описание |
1 | السَمَاع
слушание (Именно السَماع, а не السِماع, как часто можно услышать). |
шейх произносит хадис, а ученик слушает: в этом случае ученик передает хадис словами سَمِعْتُ (я слышал) или حَدَّثَنِي (мне рассказали) |
2 | القِرَاءَةُ عَلَى الشَّيْخ
прочтение шейху |
ученик произносит хадис перед шейхом: в этом случае хадис передается словами أخْبَرَنِي (он поведал мне) или قَرَأْتُ عَلَيْه (я читал ему) |
3 | الْمُرَاسَلَة، الْمُكَاتَبَة، الْمُنَاوَلَة
послание, написание, передача |
во всех трех ситуациях шейх посылает, пишет или передает хадисы студентам: если хадис – от шейха, ученик может передавать его, но должен указать كَتَبَ إِلَيّ (он написал мне) или أَرْسَلَ إِلَيّ (он послал мне) |
4 | الْوِجَادَة
нахождение |
получение сборника хадисов шейха не от самого шейха: большинство хадисоведов не допускали передачу хадисов этим способом, поскольку есть возможность, что шейх собрал подложные или слабые хадисы для личных целей; впрочем, некоторые допускают передачу этим способом, но нужно указать وَجَدْتُ كِتَابَ فُلانٍ (я нашел запись такого-то человека) |
11. Некоторые правила объявления хадиса достоверным или слабым
Важно понять критерии, по которым хадис называют достоверным (сахих) или слабым (даиф). Это основано на правилах, заложенных хадисоведами. То есть именно эти правила и приводят к заключению о достоверности или слабости хадиса.
Формально является возможным, что хадис, который является достоверным, будет признан в соответствии с правилами слабым. Как известно, и лжец иногда говорит правду. Хадис, приведенный известным лжецом, будет назван слабым, хотя он мог быть честен при передаче хадиса. Но мы следуем правилам и называем хадис слабым, если не будет доказано иное.
То же верно и в отношении называния хадиса достоверным. Возможно, что хадисовед утратил свою хорошую память, и это не было учтено в процессе удостоверения хадиса. Но мы считаем хадис достоверным, если не будет доказано иное.
Когда у хадисоведов имеются разные мнения в отношении удостоверения хадиса, например одни называют его достоверным, а другие – слабым, нужно тогда учесть следующее:
а | если один хадисовед мягок (например, Хаким Абу Абдулла, у. 405), а другой осторожен (например, имам Навави, у. 676), мы следуем тому, кто осторожен. |
б | если один хадисовед сверхкритичен (например, шейх Ибн Джаузи, у. 483), а другой умерен (например, хафиз Ибн Хаджар, у. 852), мы следуем тому, кто умерен. |
в | если оба хадисоведа умеренны, мы следуем тому, чьи обоснования вески и тверды. |
Важно развеять два заблуждения:
Заблуждение № 1
Многие думают, что сахих-хадисы – лишь те, что содержатся в сборниках «Сахих» Бухари и «Сахих» Муслима. В связи с этим они отвергают хадисы из других источников.
Наличие или отсутствие хадиса в этих сборниках не является критерием того, что хадис достоверен или слаб. Имам Муслим (рахимахуЛлах) сам писал, что не ставил себе задачу собрать все сахих-хадисы. (Муслим. Сахих. – Том 1, стр. 173).
Есть много сахих-хадисов и в других сборниках. Например, в сборнике «Сунан» Ибн Маджи, несмотря на наличие некоторых подложных хадисов, есть такие хадисы, цепочки пересказчиков которых превосходят цепочки пересказчиков сборника «Сахих» Бухари.
Заблуждение № 2
В хадисоведении имеется известный принцип о предпочтении критики (джарх) оправданию (тагдиль). Из-за этого многие считают, что если определенный пересказчик признан кем-то слабым, то таково предпочтительное мнение, и повествования этого человека не принимаются.
Однако этот принцип не является универсальным. Его нужно рассматривать в свете других принципов хадисоведения. Если тех, кто оправдывает пересказчика, больше, чем тех, кто его критикует, то пересказчик считается оправданным (адиль), и его сообщения принимаются.
Так же и в случае, когда критика (джарх) носит неясный характер и не разъясняется: в такой ситуации пересказчик считается оправданным и признаваемым.
Важность дисциплины удостоверения хадисов
Определение хадиса в качестве достоверного или слабого – сложная дисциплина, в которой имеется немало принципов. Ею должны занимать эксперты-хадисоведы. К сожалению, в нынешнее время люди, не имеющие совершенно никакого понимания в области хадисов, берутся за то, чтобы называть хадисы достоверными или слабыми. Это серьезное преступление.
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:
«Кто умышленно солжет обо мне, пусть готовит себе место в аду». (Бухари. Сахих. – Карачи: Кадими кутуб-хана. – Том 1, стр. 172, хадис 1291; Муслим. Сахих. – Карачи: Кадими кутуб-хана. – Введение, стр. 7).
Представьте последствия называния слабого хадиса достоверным и наоборот!
О критике ханафитского мазхаба
Находятся люди, которые критикуют нормы ханафитского мазхаба, утверждая, что они не подтверждаются хадисами. Тем самым они создают впечатление, будто имам Абу Ханифа (рахимахуЛлах) (80–150) не имел глубоких познаний в области хадисов. Чтобы вкратце разъяснить статус имама Абу Ханифы (рахимахуЛлах) в области хадисов мы представляем следующую главу.
Автор: Муфтий Ибрагим Десаи
Из книги: «Азы хадисоведения», стр. 59-62