8. Некоторые известные авторы (помимо авторов ас-сихах ас-ситтах)
Шейх Ибн Абдильбарр (368–463)
Юсуф ибн Абдулла, известный как Ибн Абдильбарр (рахимахуЛлах), был последователем маликитского мазхаба. Великий хадисовед, хафиз и историк. Родом из Кордовы (современной Испании). Он блестяще разбирался в асмаур-риджаль (науке о состоянии пересказчиков).
Написал немало книг. Среди известных его трудов: «Аль-истизкар», «Ат-тамхид», «Аль-истиаб». Умер в Шативе (современной Испании).
Имам Газали (450/451–505)
Мухаммад ибн Мухаммад Шафии, известный как Газали, родился в одном из пригородов Туса – города в Хорасане. Поначалу учился в своем городе, затем отправился в Джурджан (Горган). После этого переехал в Нишапур и был учеником имама Харамейн (рахимахуЛлах) (Джувайни, у. 478). Здесь он вложил все свои силы в учебу, доведя до совершенства свои познания шафиитского мазхаба. Был известным суфием.
Его назначили учителем Низамийского университета в Багдаде. Спустя некоторое время он направился в хадж, а оттуда – в Дамаск, где пробыл десять лет, работая над своей духовностью. Вернулся в Тус и основал ханку (духовный центр) и медресе. Умер в Табране.
Среди его работ: «Ихья улум ад-дин», «Аль-басит», «Аль-васит», «Аль-ваджиз», «Аль-хуляса».
Имам Газали (рахимахуЛлах) был имамом в каждой сфере, но не в хадисах. Он говорил:
أنا مزجى البضاعة في الحديث
«Я не разбираюсь хорошо в сфере хадисов». (Аль-бидая ван-нихая. – Каир: Дар аль-хадис, 5-е изд., 1418 г. х. – Том 12, стр. 87).
Хафиз Ираки Шафии (рахимахуЛлах) (у. 806) написал тахридж «Аль-мугни ан хамлиль-асфар» к книге «Ихья улум» имама Газали (рахимахуЛлах). Шейх Муртаза Забиди Ханафи (рахимахуЛлах) (1145–1205) также написал тахридж и комментарий под названием «Итхаф ас-садат аль-муттакин».
Шейх Ибн Джаузи (510–597)
Абдуррахман ибн Хасан Али Багдади Ханбали (рахимахуЛлах) родился в Багдаде и умер там же. Он учился у многих известных наставников – таких, как судья Абу Бакр Ансари (рахимахуЛлах), Абу Касим Харири (рахимахуЛлах) и др. Писать книги он начал в 13 лет. Ибн Таймия (рахимахуЛлах) (661–728) говорил:
«Я подсчитал количество его работ, и их вышло больше тысячи».
Он писал по многим темам. Среди его книг: «Тальбис Иблис», «Аль-иляль аль-мутанахия филь-ахбар аль-вахия», «Аль-маудуат».
Ибн Джаузи (рахимахуЛлах) подходил к хадисам сверхкритично и называл многие достоверные хадисы слабыми и подложными, но при этом приводил их в своих работах «Тальбис Иблис», «Замм аль-хава» и «Ат-табсира». Поэтому его классификация принимается лишь в случае, если подтверждена другими хадисоведами.
Хафиз Мунзири (581–656)
Абдульазим ибн Абдулькави (рахимахуЛлах) родился в Сирии, впоследствии переехал в Египет. Один из величайших хафизов хадисов своей эпохи. Хорошо разбирался в различении сахих- от даиф-хадисов. Прекрасно знал асмаур-риджаль. В Каире его назначили главой дар-уль-хадис.
Его мольбы принимались Аллахом. И люди часто приходили и получали от него табаррук (благословение).
Известным его сборником является «Ат-таргиб ват-тархиб». Хадисы, переданные в нем со словом عَنْ, являются надежными, а со словом رُوِيَ – слабыми.
Шейх Навави (631–676)
Яхья ибн Шараф Навави (рахимахуЛлах) родился в сирийском городе Нава. Великий хадисовед шафиитского мазхаба. Образец воздержанности. Так никогда и не женился, поскольку был слишком занят своими исследованиями. Всегда либо учился, либо учил, либо занимался поклонением. Никогда не тратил время попусту. Достиг уровня иджтихада (способности формулировать юридические законы на основе Корана и Сунны), но предпочел следование шафиитскому мазхабу. Он противостоял правителям-тиранам и писал им письма с предостережениями.
Среди его сборников: «Рияд ас-салихин», «Такриб», «Китаб аль-азкар», «Аль-минхадж» (комментарий к сборнику «Сахих» Муслима).
Работы имама Навави (рахимахуЛлах) в области хадисов весьма надежны. Все его сборники достоверны. Но «Китаб аль-азкар» содержит некоторые даиф-хадисы, на что он и сам указывает.
Хафиз Ибн Таймия (661–728)
Ахмад ибн Абдульхалим ибн Таймия Ханбали (рахимахуЛлах) родился в Харране. Впоследствии переехал в Дамаск. Великий корановед, хадисовед и правовед. Профессор хадисоведения, давал уроки в Дамаске, Египте и др. Пережил немало трудных жизненных ситуаций, не раз подвергался наказанию за свою точку зрения по некоторым моментам, которая противоречила мнению большинства алимов. Подвергался тюремному заключению в Дамаске, Каире и Александрии. Имел сверхкритичный подход в отношении хадисов. Его независимые мнения, противоречащие большинству, отвергаются. Умер в Дамаске, похоронен в Макабир-суфия.
Среди его учеников: Ибн Кайим Джаузия (рахимахуЛлах) (у. 751), хафиз Захаби (рахимахуЛлах) (у. 748), хафиз Ибн Кясир (рахимахуЛлах) (у. 774).
Среди его работ: «Маджму аль-фатава», «Аль-джаваб ас-сахих лиман баддаля дин аль-Масих», «Каваид ат-тафсир».
Ибн Кайим (691–751)
Мухаммад ибн Абу Бакр (рахимахуЛлах), известный как Ибн Кайим, родился в Дамаске и был прозван Ибн Кайимом, поскольку его отец был кайимом (попечителем) медресе Юсуфа ибн Абдуррахмана Джаузи (рахимахуЛлах). Он изучал законы наследования под руководством отца и овладел ими в совершенстве. Учился фикху у Ибн Таймии (рахимахуЛлах).
Был экспертом в хадисах, понимании их значений, тонкостей и извлечении норм из хадисов. Оставался в обществе Ибн Таймии (рахимахуЛлах) с 712 по 728 гг. х. Вместе с ним был заключен в тюрьму в Дамаске. Строго придерживался мнений Ибн Таймии (рахимахуЛлах).
Его известный труд – «Зед аль-маад».
Хафиз Ибн Хаджар Аскалани (773–852)
Ахмад ибн Али ибн Хаджар Аскалани (рахимахуЛлах) родился у берега реки Нил в Египте. Его семья – родом из Аскалана. Он заучил Коран в 9 лет, имел склонности к хадисоведению. В свое время он был единственным хафизом хадисов во всем мире. Следовал шафиитскому мазхабу. Количество его работ доходит примерно до 150. Учился у величайших алимов Хиджаза, Леванта и Египта. Умер в Египте, где и был похоронен.
Среди его работ: «Фатх аль-Бари», «Хидаят ар-рува фи тахридж ахадис «Аль-мишкат»», «Тахзиб ат-тахзиб», «Такриб ат-тахзиб», «Нухбат аль-фикар», «Булуг аль-марам», «Тальхис аль-хабир» и др.
Любой хадис, приводимый в «Фатх аль-Бари» без критики со стороны автора, – хасан (приемлемый).
Джалалуддин Суюти (849–911)
Абдуррахман ибн Абу Бакр Суюти Шафии (рахимахуЛлах) родился в Египте. Заучил Коран в 8 лет. Обучался примерно у 51 учителя. В 40-летнем возрасте предпочел уединиться на берегах реки Нил, где и написал большинство своих книг. Стал автором примерно 600 трудов.
Его наиболее известные книги – это «Тадриб ар-рави», первая половина «Аль-Джалалайн» и «Ад-дурр аль-мансур». Умер в Египте, похоронен в Каире.
Джалалуддин Суюти был имамом во всех сферах, однако в хадисах был мягок. Все виды хадисов встречаются в его книгах «Аль-хасаис аль-кубра», «Ад-дурр аль-мансур» и «Аль-иткан». Более того, некоторые из таких хадисов включены им в «Аль-ляали аль-маснуа» (его книгу о подложных хадисах).
Мулла Али Кари (у. 1014)
Али ибн Султан Мухаммад Кари (рахимахуЛлах) родился в Герате – городе на северо-западе Афганистана. Впоследствии переселился в Мекку. Последователь ханафитского мазхаба. Заучил Коран в очень юном возрасте. Специалист в области кираата и таджвида. Считался одним из величайших экспертов своего времени по хадисам. В совершенстве овладел наукой различения достоверных хадисов от недостоверных. Среди его учителей были шейх Али Муттаки Хинди (рахимахуЛлах) (у. 975), автор книги «Канз аль-уммаль» (наибольшего сборника хадисов из имеющихся ныне), а также известный шафиитский алим Ибн Хаджар Хайтами (рахимахуЛлах) (у. 973). Мулла Али Кари (рахимахуЛлах) настолько глубоко разбирался в религиозных дисциплинах, что историки писали об отсутствии такого исламского предмета, к которому бы он не приложил руку. Он написал более 250 книг по различным исламским дисциплинам.
Среди его знаменитых работ: «Миркат аль-мафатих» (комментарий к «Мишкат аль-масабих»), «Шарх «Муснад аль-имам Аби Ханифа»», «Шарх аль-Шаттибия». Две книги он посвятил подложным хадисам: «Аль-масну» (известна как «Аль-маудуат ас-сугра») и «Аль-асрар аль-марфуа» (известна как «Аль-маудуат аль-кубра»).
Хадисовед Шаук Нимави (у. 1322)
Семья Захира Ахсана ибн Али (рахимахуЛлах) – родом из Ними, деревни в Азимабаде (Бихар, Индия), а сам он родился в Салипуре (Бихар, Индия). С малых лет приступил к учебе и поехал в Лакхнау, где его учителем стал великий хадисовед Абдулхай Лакхнави (рахимахуЛлах) (1264–1304). С юных лет его сердце было расположено к хадисам. Он многое получил от хадисоведа Кутбуззамана (рахимахуЛлах) и хафиза Мухаммада Абдуллы Газипури (рахимахуЛлах) в Лакхнау.
Среди его известных работ в области хадисов: «Асар ас-сунан» (сборник хадисов, упорядоченных по главам фикха), «Ат-таглик аль-хасан» (комментарий к «Асар ас-сунан»), «Джаля аль-айнайн фи раф аль-ядайн» (книга о поднятии рук в намазе).
Маулана Рашид Ахмад Гангохи (1242–1323)
Рашид Ахмад ибн Хидая Ахмад (рахимахуЛлах) родился в Гангохе (Индия). Начал изучение ислама с раннего возраста. Всегда превосходил своих друзей-коллег. Курсы хадисов и тафсира большей частью проходил у шейха Абдулгани (рахимахуЛлах) (1235–1296) из Индии. Весь Коран заучил за год. Сам преподавал ас-сихах ас-ситтах, умещая весь курс всего в один год. Имел твердые познания в области понимания смысла хадисов.
Среди его монументальных трудов: «Аль-каукаб ад-дурри» (комментарий к сборнику «Сунан» Тирмизи) и «Лами ад-дарари» (комментарий к сборнику «Сахих» Бухари).
Маулана Халиль Ахмад Сахаранпури (1269–1346)
Халиль Ахмад ибн Маджид Али Ансари родился в Наноте (Сахаранпур, Индия). Учился у таких уважаемых алимов, как шейхи Мухаммад Мазхар Нанотви (рахимахуЛлах) (1238–1302), Абдулгани Муджаддиди (рахимахуЛлах) (1235–1296) и др. Много лет преподавал хадисы. Давал лекции в известном Деобандском исламском университете в течение шести лет, после чего стал лектором в университете «Мазахир улум» (Сахаранпур). Большую часть своего времени уделял хадисам, исследуя их, преподавая и давая лекции по ним.
Знаменитым его трудом в области хадисов стала книга «Базль аль-маджхуд» (комментарий к сборнику «Сунан» Абу Дауда), изданная в Египте в 20 томах. Умер в Медине. Похоронен на кладбище Бакы.
Шейх Анвар Шах Кашмири (1292–1352)
Мухаммад Анвар Шах ибн Муаззам Шах (рахимахуЛлах) родился в Кашмире. Его обучение началось с ранних лет, и уже в семь лет он тщательно прошел немало книг по различным исламским дисциплинам, а к двенадцати годам мог уже давать фетвы.
Впоследствии направился в Деобанд (Индия) для продолжения учебы под руководством великого хадисоведа Шейх-уль-хинда Махмуда Хасана Деобанди (рахимахуЛлах) (1268–1339), а также шейха Мухаммада Исхака Кашмири (рахимахуЛлах). Позже он и сам стал преподавать в том же университете, где его назначили лектором по сборнику «Сахих» Бухари. Он обучал и другим сборникам хадисов.
Среди его известных работ: «Файд аль-Бари» (комментарий к сборнику «Сахих» Бухари, который студенты составили на основе его лекций), «Аль-арф аш-шази» (комментарий к сборнику «Сунан» Тирмизи).
В области хадисов весьма надежен. Умер в Индии.
Шейх-уль-хадис Мухаммад Закария Кандехлеви (1315–1402)
Мухаммад Закария ибн Мухаммад Яхья Сиддики Кандехлеви (рахимахуЛлах) родился в Кандехле (Музаффарнагар, Уттар-Прадеш, Индия). В раннем возрасте обучился основам урду и персидского языка. Обучался арабскому языку и другим религиозным предметами у различных учителей, включая его отца, маулану Яхью (рахимахуЛлах) (у. 1334).
В детстве был благословлен обществом хадисоведа Рашида Ахмада Гангохи (рахимахуЛлах). В 1328 г. х. поступил в исламский университет «Мазахир улум», где обучился ряду сборников хадисов под руководством своего отца и завершил изучение сборников «Сахих» Бухари и «Сунан» Тирмизи под руководством хадисоведа Халиля Ахмада Сахаранпури (рахимахуЛлах) (у. 1346).
По окончании учебы в 1335 г. х. назначен лектором в том же университете. Хотя его мастерство было признано в большинстве религиозных дисциплин, страстью в течение всей его жизни было хадисоведение. Он изучал хадисы и обучал им с большим усердием и прилежанием в течение многих лет. В результате его стали называть Шейх-уль-хадисом. Он провел более 30 курсов обучения всему сборнику «Сахих» Бухари, не считая других основных сборников хадисов.
Он написал более 60 книг на арабском и урду. Самой знаменитой его работой стала книга «Ауджаз аль-масалик» – подробный комментарий к сборнику «Муватта» имама Малика (рахимахуЛлах), изданный в 15 томах. Среди других его работ: примечания к «Аль-каукаб ад-дурри» (комментарию к сборнику «Сунан» Тирмизи), «Фадаиль амаль» (собрание хадисов с комментариями на такие темы, как намаз, Коран, зикр и др.). В книге «Фадаиль амаль» содержатся некоторые слабые повествования, которые могут приниматься для побуждения к совершению добрых дел.
Ближе к концу жизни переселился в Медину, где и умер. Похоронен на кладбище Бакы.
Хадисовед Зафар Ахмад Усмани (1310-1394)
Маулана Зафар Ахмад (рахимахуЛлах), потомок господина Усмана ибн Аффана h, родился в Деобанде. Базовое образование получил в Канпуре. Далее поступил в известный исламский университет «Мазахир улум» (Сахаранпур, Уттар-Прадеш, Индия) для получения высшего исламского образования. Впоследствии в том же университете был назначен профессором. Давал лекции по хадисам во многих местах, включая Тана Баван, Бирму, Бангладеш и Пакистан.
Провел немало времени в обществе своего дяди, мауланы Ашрафа Али Танви (рахимахуЛлах) (1280–1362).
Среди его работ – известный 18-томник «Иляус-сунан», в котором правовые нормы доказываются через Коран и Сунну.
Шейх Захид Каусари (рахимахуЛлах) (1296–1371) говорил об этом труде:
«Признаться, я поражен увидеть столь обширный сборник с полноценными комментариями и критическим разбором хадисов, написанный столь профессионально и без всяких предрассудков со стороны автора в отношении других мазхабов. При их рассмотрении автором видны его справедливость и непредвзятость».
Среди других его работ: «Кашф ад-дужа ан ваджх ар-риба», «Фадаиль аль-Коран», «Шакк аль-гайн ан хакк раф аль-ядайн» и др.
Маулана Мухаммад Юсуф Биннори (1326–1397)
Шейх Мухаммад Юсуф (рахимахуЛлах) родился в Махабатабаде (Пакистан). Его родословная уходит корнями к господину Хусейну ибн Али h. Начальное и базовое образование получал в Пешаваре и Кабуле. Далее направился в «Дар-уль-улум» (Деобанд) для получения высшего исламского образования. Впоследствии поехал в университет «Джамиа исламия таглимуддин» (Дабхель, Индия) для продолжения своего образования под руководством двух корифеев своего времени – шейхов Анвара Шаха Кашмири (рахимахуЛлах) (1292–1352) и Шаббира Ахмада Усмани (рахимахуЛлах) (1305–1369). Под их руководством он овладел хадисоведением. Далее стал преподавать в том же университете. Оставался профессором по хадисам в Дабхеле, пока не переселился в Пакистан, где впоследствии основал медресе «Арабия Исламия Биннори Таун» (Карачи). Имел твердые познания также в тафсире и фикхе.
Среди его известных трудов: «Магариф ас-сунан» (комментарий к сборнику «Сунан» Тирмизи) и «Бугъят аль-ариб» (подробная работа о кибле и михрабе).
Умер в Исламабаде. Похоронен в Карачи (Пакистан).
Маулана Хабибуррахман Азами (1319–1412)
Родился в Мау (Азамгарх, Индия). Базовое образование получил от экспертов-алимов своего региона. Высшее образование получал в университете «Дар-уль-улум» (Деобанд) под руководством шейха Анвара Шаха Кашмири (рахимахуЛлах) (1292–1352), мауланы Шаббира Ахмада Усмани (рахимахуЛлах) (1305–1369) и др. Однако заболел, вернулся в родной город, где успешно окончил обучение. Считался одним из величайших хадисоведов своего времени во всем мире.
Шейх Азами (рахимахуЛлах) много времени уделял вычитке, исправлениям и пояснениям к классическим работам по хадисам – таким, как «Мусаннаф» Абдурраззака, «Муснад» Хумейди, «Аль-маталиб аль-алия», «Кашф аль-астар», «Сунан» Сагида ибн Мансура.
Его труды были столь впечатляющими, обширными по охвату и глубокими по содержанию, что они выделяются как образцы совершенства среди работ других алимов.
Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда (1336–1417)
Абдуль-Фаттах ибн Мухаммад ибн Башир (рахимахуЛлах) родился в Алеппо (Сирия). Его родословная восходит к господину Халиду ибн Валиду h. Базовое образование шейх получил в своем родном городе, а за высшим образованием направился в египетский университет «Аль-азхар». Получил много пользы от несравненного алима 14-го столетия Захида Каусари (рахимахуЛлах) (1296–1371).
Являлся специалистом в области хадисоведения. Многие классические работы в этой области содержат его полезные подстрочные примечания.
В течение трех лет преподавал в Дамасском университете. Далее, с 1385 по 1408 гг. х., давал лекции на факультете хадисов и других факультетах университета Мухаммада ибн Сауда в Эр-Рияде (Саудовская Аравия). После этого некоторое время преподавал в университете короля Сауда (Эр-Рияд).
Был крупным специалистом в области хадисов. Среди его известных работ: примечания к «Ар-раф ват-такмиль», примечания к «Каваид фи улум аль-хадис», примечания к «Зофр аль-амани».
Умер в Эр-Рияде. Похоронен на кладбище Бакы.
Автор: Муфтий Ибрагим Десаи
Из книги: «Азы хадисоведения», стр. 44-55