7. Виды сборников по степени достоверности
Шах Абдульазиз (рахимахуЛлах) (1159–1239) написал статью «Ма яджибу хифзуху лин-назыр» (ما يجب حفظه للناظر), в которой разъяснил пять видов сборников хадисов. Ниже вкратце приводится содержание этой книги с некоторыми дополнениями.
Первый вид
Автор этого вида берется за сбор лишь достоверных (сахих) хадисов.
К книгам такого вида относятся:
№ | Сборник | Автор | Гг. х. |
1 | Сахих | Бухари | 194–256 |
2 | Сахих | Муслим | 204–261 |
3 | Муватта | Малик | 95–179 |
4 | Сахих | Ибн Хузейма | 223–311 |
5 | Сахих | Ибн Хиббан | у. 354 |
6 | Мунтака | Абу Абдулла ибн Джаруд | 230–307 |
7 | Мунтака | Касим ибн Асбак | у. 340 |
8 | Мухтара | Зияуддин Макдиси | 569–643 |
9 | Мустадрак | Хаким | 321–405 |
10 | Сахих | Абу Авана | у. 316 |
11 | Сахих | Ибн Сакан | у. 353 |
Важно отметить, что эти книги названы достоверными их авторами, и является возможным, что другие хадисоведы оспаривают достоверность некоторых из них. Но имеется консенсус, что все хадисы сборников «Сахих» Бухари, «Сахих» Муслима и «Муватта» – сахих.
Шейх Даракутни (рахимахуЛлах) (у. 385) написал книгу «Китаб ат-татаббу аляс-сахихейн», заявив, что многие хадисы их сборников «Сахих» Бухари и «Сахих» Муслима не являются сахих. Хафиз Ибн Хаджар Аскалани (рахимахуЛлах) (у. 852) опроверг это заявление в своем введении к книге «Фатх аль-Бари», известном как «Хади ас-сари».
Ниже приводится информация в отношении достоверности различных книг этого вида. Авторы назвали их достоверными, но реальная ситуация разъяснена далее.
«Сахих» Ибн Хузеймы (223–311)
В этом сборнике есть хадисы, достоверность которых не подтверждена и самим автором. (Аскалани. Фатх аль-Бари. – Карачи: Кадими кутуб-хана. – Том 8, стр. 718).
«Сахих» Ибн Хиббана (у. 354)
В понимании автора нет такой категории, как «хасан» (приемлемый). Ибн Хиббан включает хасан-хадисы в число сахих. Кроме того, если пересказчик неизвестен (маджхуль), но учитель и ученик надежны, автор считает это допустимым. Такой подход Ибн Хиббана противоречит консенсусу хадисоведов, отрицающих всякого маджхуль-пересказчика. Поэтому неуместным будет называть хадис, переданный Ибн Хиббаном, сахих, если в его цепочке присутствует маджхуль-пересказчик, пока его неизвестность не будет удалена.
Если любой другой хадисовед соглашается с достоверностью хадиса из этого сборника, его следует принять.
«Мунтака» Абу Абдуллы ибн Джаруда (230–307)
Этот сборник был составлен в четвертом веке хиджры. Большинство его хадисов достоверны и взяты из сборников «Сахих» Бухари, «Сахих» Муслима и «Сахих» Ибн Хузеймы.
«Мухтара» имама Зияуддина Макдиси (569–643)
Книга составлена в седьмом веке и упорядочена по сподвижникам. Большинство ее хадисов – сахих.
«Мустадрак» имама Хакима Абу Абдуллы Найсабури (321–405)
Абу Абдулла Хаким (рахимахуЛлах) имел очень мягкий подход в отношении классификации хадисов. Хафиз Захаби (рахимахуЛлах) (673–748) говорил, что половина хадисов сборника «Мустадрак» – сахих, четверть имеет сомнительных пересказчиков, и еще четверть – слабые хадисы. (Суюти. Тадриб ар-рави. – Бейрут: Дар-уль-фикр, 2000 г. – Стр. 62).
Хафиз Зейляи (рахимахуЛлах) (у. 762) указал на некоторые причины, по которым подход имама Хакима (рахимахуЛлах) считают мягким:
№ | Причина |
1 | Если имамы Бухари и Муслим брали повествование сомнительного пересказчика на основании мутабиат (подкрепляющих сообщений), то Хаким принимал такого пересказчика без мутабиат, основываясь лишь на присутствии его сообщений в сборниках «Сахих» Бухари и «Сахих» Муслима |
2 | Могут быть сообщения от одного и того же пересказчика, которые принимаются от одного учителя, но не приемлемы от другого, например, сообщения Халида ибн Махляда принимаются при передаче от Сулеймана ибн Хиляля, но не от Абдуллы ибн Мусанны; Хаким же принимает все сообщения от Халида на основании того, что он – пересказчик, цитируемый в сборнике «Сахих» Бухари |
3 | Некоторых пересказчиков принимают до определенного времени, но не позже того, например, сообщения Марвана ибн Хакима принимаются до того, как он стал судьей; Хаким же, полагая Марвана ибн Хакима пересказчиком из сборника «Сахих» Бухари, принимает все его сообщения |
4 | Иногда имам Муслим указывает слабого пересказчика вместе с надежным, например, Абдуллу ибн Ляхиа вместе с Амром ибн Ляхиа; Абдулла ибн Ляхиа слаб (в плане передачи хадисов), но Хаким принимает его сообщения |
Хафиз Ибн Хаджар (рахимахуЛлах) (у. 852) говорил, что Хаким (рахимахуЛлах) умер до того, как успел проверить сборник «Мустадрак» после первоначального его написания. (Суюти. Тадриб ар-рави. – Бейрут: Дар-уль-фикр, 2000 г. – Стр. 62).
Поэтому удостоверение Хакима (рахимахуЛлах) будет приниматься в том случае, если другой эксперт-хадисовед подтверждает достоверность, например хафиз Захаби (рахимахуЛлах), хафиз Мунзири (рахимахуЛлах) и т. д.
Хафиз Захаби (рахимахуЛлах) составил сокращенную версию сборника «Мустадрак» и пояснил верный статус почти что каждого хадиса. Название этой книги – «Тальхис «Аль-мустадрак»». Многие издатели, публикуя «Мустадрак», делали сноски с указанием классификации из «Тальхис».
Второй вид
В этом виде книг авторы обычно собирали приемлемые (хасан) хадисы. Ниже приводится их список по порядку:
№ | Сборник |
1 | «Ас-сунан ас-сугра» Насаи (214/215–303):
Эту книгу также называют «Муджтаба». Все хадисы сборника «Ас-сунан ас-сугра» – как минимум, хасан. Имам Насаи указал на все слабые (даиф) хадисы в его сборнике, поэтому любой хадис в «Ас-сунан ас-сугра», о котором имам Насаи не сказал ничего, является достоверным. |
2 | «Сунан» Абу Дауда (у. 275):
Все хадисы этого сборника – как минимум, хасан. Автор обычно указывает на слабые (даиф) хадисы. Иногда он не обращает внимание на мелкие дефекты (дуаф). Хафиз Мунзири (у. 656) составил сокращенную версию (мухтасар) сборника «Сунан» Абу Дауда и указал на эту слабость. Шейх Ибн Кайим написал подстрочные комментарии к книге «Мухтасар» хафиза Мунзири и указал на те слабые хадисы, которые не были отмечены хафизом Мунзири. Поэтому хадисы сборника «Сунан» Абу Дауда, о которых имам Абу Дауд, хафиз Мунзири и шейх Ибн Кайим не сказали ничего, являются вне всякого сомнения достоверными. (Примечания шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды к «Салясу расаиль ли илм мусталях аль-хадис». – Бейрут: Дар-уль-башаир аль-исламия, 1417 г. х. – Стр. 45). |
3 | «Аль-джами» Тирмизи (у. 279):
Имам Тирмизи разъясняет статус почти что каждого хадиса. |
4 | «Аль-муснад» имама Ахмада (164–241):
В этом сборнике есть небольшое количество слабых хадисов, а также очень небольшое количество чрезвычайно слабых хадисов. Хафиз Ибн Хаджар Аскалани говорил, что в этом сборнике всего около трех-четырех подложных хадисов. (Суюти. Тадриб ар-рави. – Бейрут: Дар-уль-фикр, 2000 г. – Стр. 108). |
Третий вид
В этих сборниках собраны все виды хадисов – сахих (достоверные), даиф (слабые) и мауду (подложные). К ним, в частности, относятся:
№ | Сборник |
1 | «Сунан» Ибн Маджи (209–273):
здесь имеется, как минимум, 19 подложных хадисов |
2 | «Сунан» Даракутни (305–385):
это сборник великого хадисоведа Абу Хасана Даракутни: он упорядочил хадисы в последовательности фикха и привел многие хадисы в поддержку различных правовых дискуссий; если хадис слаб, он указывает на это |
3 | «Аль-гараиб» Даракутни |
4 | «Ас-сунан аль-кубра» Байхаки (384–458):
автор составил сборник в соответствии с книгой по шафиитскому праву «Мухтасар» Музани и привел хадисы в поддержку шафиитского мазхаба, назвав доводы против шафиитского мазхаба слабыми; ханафитский шейх Мардини (у. 745) составил подстрочный комментарий «Аль-джаухар ан-наки фир-радд аля аль-Байхаки» и критично отозвался об авторе |
5 | «Мусаннаф» Абдурраззака (126–211):
сборник имама Абдурраззака Санани, ученика имама Абу Ханифы (у. 150) и учителя учителей имама Бухари (у. 256); книга опубликована с важными подстрочными комментариями известного хадисоведа Хабибуррахмана Азами (1319–1412) |
6 | «Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы (159–235):
Ибн Аби Шейба – учитель большинства имамов ас-сихах ас-ситтах; его сборник содержит много доводов в пользу ханафитского мазхаба, но в нем также имеется глава «Об опровержении Абу Ханифы», где собраны 125 случаев, в которых автор полагал решения имама Абу Ханифы несоответствующими хадисам; впоследствии многие алимы писали опровержения в отношении данной главы, наиболее полным из них является «Ан-нукят ат-торифа» шейха Захида Каусари (1296–1371) |
7 | «Муснад» Абу Дауда Таялиси (133–204) |
8 | «Сунан» Сагида ибн Мансура (137–227) |
9 | «Муснад» Хумейди (у. 219):
автор был учителем имама Бухари и часто критиковал имама Абу Ханифу (у. 150) |
10 | «Мааджим» Табарани (260–360) |
11 | Тафсиры, содержащие хадисы:
например, тафсир Ибн Аби Хатима (у. 327) |
12 | «Зиядат» к сборнику «Муснад» Ахмада |
13 | «Муснад» Абу Ягли (210–307) |
14 | «Муснад» Баззара (210–292): носит название «Аль-бахр аз-заххар» |
15 | «Аль-муснад» Ибн Джарира (у. 310) |
16 | «Тахзиб аль-асар» Ибн Джарира (у. 310) |
17 | «Хильят аль-аулия» Абу Нуайма (336–430) |
В целом, считается неподобающим принимать любой хадис из данного вида сборников без проверки его достоверности.
Четвертый вид
Это сборники, содержащие, в основном, слабые хадисы. Например:
№ | Сборник | Составитель | Гг. х. |
1 | Навадир аль-усуль | Хаким Тирмизи | 205/220–319/320 |
2 | Тарих аль-хуляфа | хафиз Суюти | у. 911 |
3 | Тарих | Ибн Наджар | 578–643 |
4 | Тарих Багдад | Хатыб Багдади | 391/392–463 |
5 | Аль-камиль | Ибн Адий | 277–365 |
6 | Тарих Димашк аль-кабир | хафиз Ибн Асакир | 499–571 |
7 | Китаб ад-дуафа | Укойли | у. 322 |
8 | Фирдаус аль-ахбар | Дайлями | 445–509 |
Пятый вид
В этот вид входят сборники, составленные для указания на подложные хадисы. Например:
№ | Сборник |
1 | «Аль-маудуат аль-кубра» Ибн Джаузи (у. 483) |
2 | «Аль-ляали аль-маснуа» Суюти (у. 911):
это тальхис (краткое изложение) «Ан-нукат аль-бадиат аля «Аль-маудуат»», опровержения «Аль-маудуат» Ибн Джаузи |
Автор: Муфтий Ибрагим Десаи
Из книги: «Азы хадисоведения», стр. 36-43