![photo_2018-05-08_20-55-23](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_webp,q_glossy,ret_img,w_720,h_1007/http://islamdinr.ru/wp-content/uploads/2018/08/photo_2018-05-08_20-55-23.jpg)
12. Имам Абу Ханифа (80–150) и хадисы
Место рождения – Куфа
Важно понять царившую атмосферу религиозных знаний в Куфе, в которой вырос имам Абу Ханифа (рахимахуЛлах). Понятно, что внешняя атмосфера влияет на человека, особенно в молодости.
Господин Умар (радиаллаху ‘анху) побуждал мусульман к проживанию в Куфе и назначил господина Абдуллу ибн Масуда (радиаллаху ‘анху) в качестве их наставника.
Достоинства господина Абдуллы ибн Масуда
Господин Али (радиаллаху ‘анху) приводил следующие слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
«Если б мне случилось назначить халифа без консультаций, я бы выбрал Ибн Умм Абда (Ибн Масуда). Я доволен тем, что бы ни решил Ибн Умм Абд для моей уммы. И недоволен тем, чем недоволен Ибн Умм Абд». (Аль-истиаб. – Бейрут: Дар аль-кутуб аль-ильмия. – Том 3, стр. 112).
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) также говорил:
«Одна или обе ступни Абдуллы (ибн Масуда) перевесят на весах гору Ухуд». (Аль-истиаб. – Бейрут: Дар аль-кутуб аль-ильмия. – Том 3, стр. 112).
Господину Умару (радиаллаху ‘анху) хотелось оставить такого человека для наставления в Лучезарной Медине, но вместо себя он отдал предпочтение жителям Куфы. Он сказал им:
«Я отдал предпочтение не себе, а вам в отношении Абдуллы (ибн Масуда)». (Аль-истиаб. – Бейрут: Дар аль-кутуб аль-ильмия. – Том 3, стр. 115).
Господин Абдулла ибн Масуд (радиаллаху ‘анху) провел оставшуюся жизнь в Куфе, обучая людей. У него было около 4 000 учеников. (Зейляи. Насб-ур-раях).
Статус Куфы
Куфа была благословлена не только столь большим количеством учеников господина Абдуллы ибн Масуда (радиаллаху ‘анху), но и 1 500 сподвижниками (радиаллаху ‘анхума), проживавшими здесь.
Кроме того, во времена правления господина Али (радиаллаху ‘анху) Куфа была столицей мусульман.
Таким образом, имам Абу Ханифа (рахимахуЛлах) рос в среде, благословленной господином Абдуллой ибн Масудом (радиаллаху ‘анху), 4 000 его учениками и 1 500 сподвижниками (радиаллаху ‘анхума).
Имам Абу Ханифа – табиин
Имам Абу Ханифа (рахимахуЛлах) родился в 80 г. х. Он встретил сподвижника Анаса ибн Малика (радиаллаху ‘анху), верного помощника пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). (Ибн Саад. Табакат).
И имам Абу Ханифа (рахимахуЛлах) передал от него следующие хадисы:
1 | Стремление к знаниям обязательно для каждого верующего |
2 | Указавший на добро подобен совершившему его |
3 | Аллах любит тех, кто помогает нуждающимся. (Суюти. Табьид ас-сахифа / с примечаниями Ашика Иляхи Барни. – Карачи: Идара аль-Коран, 2-е изд., 1418 г. х. – Стр. 27). |
Имам Абу Ханифа (рахимахуЛлах) также встречал других сподвижников, среди которых: господа Абдулла ибн Аби Ауфа, Абдулла ибн Харис, Абдулла ибн Унайс, Василя ибн Аска (радиаллаху ‘анхума), госпожа Аиша бинт Уджруд (радиаллаху ‘анха). (Суюти. Табьид ас-сахифа / с примечаниями Ашика Иляхи Барни. – Карачи: Идара аль-Коран, 2-е изд., 1418 г. х. – Стр. 23).
Некоторые учителя имама Абу Ханифы
№ | Учитель | Описание |
1 | Амир ибн Шурахбиль (у. 104) | получил хадисы непосредственно от 500 сподвижников, давал лекцию о военных походах пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), услышав которую господин Абдулла ибн Умар отметил: «Хотя я и участвовал в этих походах, но, похоже, Амир ибн Шурахбиль знает о них больше меня» |
2 | Хаммад ибн Сулейман | был хафизом всех хадисов господина Абдуллы ибн Масуда; имам Абу Ханифа получил от него 2 000 хадисов |
3 | Абу Исхак Сабии (у. 127) | получил хадисы от 38 сподвижников |
По сути, знания имама Абу Ханифы (рахимахуЛлах) были получены либо непосредственно от некоторых сподвижников, либо через одно или очень немного звеньев от него к сподвижникам (радиаллаху ‘анхума).
Некоторые известные ученики имама Абу Ханифы
№ | Ученик | Гг. х. | Описание |
1 | Абдулла ибн Мубарак | 118/119–181 | известный хадисовед |
2 | Яхья ибн Сагид Коттон | 120–189 | имам в области джарха и тагдиля; давал фетвы в соответствии с мнением имама Абу Ханифы; однажды сказал: «Мы сидели с Абу Ханифой и слушали его. Клянусь Аллахом, когда я смотрел на его лицо, мог увидеть, что он страшится Аллаха». (Тарих Багдад. – Бейрут: Дар-уль-фикр. – Том 13, стр. 352). |
3 | Ваки ибн Джаррах | 127/129–197/199 | учитель имама Шафии, давал фетвы в соответствии с воззрениями имама Абу Ханифы. (Ибн Абдильбарр. Аль-интика). |
Каждый из указанных людей считался столпом в области хадисов.
«Китаб аль-асар» имама Абу Ханифы
«Китаб аль-асар» – сборник хадисов, скомпонованный имамом Абу Ханифой (рахимахуЛлах) в соответствии с последовательностью фикха. Эта книга была составлена даже раньше сборника «Муватта» имама Малика (рахимахуЛлах) (95–179), и имам Малик (рахимахуЛлах) пользовался этой книгой имама Абу Ханифы (рахимахуЛлах).
Хадисоведы того времени советовали ученикам изучать «Китаб аль-асар». К этому сборнику было составлено немало комментариев. Среди них – комментарий, который написал хафиз Касим ибн Кутлубуга (рахимахуЛлах) (802–879).
Хафиз Ибн Хаджар Аскалани (рахимахуЛлах) (у. 852) написал книгу «Аль-исар ли зикр руват аль-асар» о пересказчиках сборника «Китаб аль-асар» и ссылается на это в другом своем труде «Таджиль аль-манфаа би заваид риджаль аль-аиммах аль-арбаах».
Помимо книги «Китаб аль-асар», имеются муснады, в которых были собраны повествования имама Абу Ханифы (рахимахуЛлах). Около 20 хадисоведов составляли такие сборники, и все они были собраны Абу Муайядом Хорезми (рахимахуЛлах) (у. 665) под названием «Джами масанид аль-имам аль-азам».
Критика в отношении имама Абу Ханифы
1. В своей книге «Дуафа» имам Насаи (рахимахуЛлах) (214–303) писал, что имам Абу Ханифа (рахимахуЛлах) не был силен в хадисах.
2. Хафиз Захаби (рахимахуЛлах) (673–748) писал в книге «Мизан аль-игтидаль»:
«Нугман ибн Сабит Куфи – из ахль-раи (отдает предпочтение логике перед хадисами). Имам Насаи, Ибн Адий, Даракутни и др. полагали его слабым». (Мизан аль-игтидаль. – Бейрут: Дар-уль-фикр, 1-е изд., 1999 г.. – Том 4, стр. 243).
3. Имам Бухари (рахимахуЛлах) (194–256) в своей книге «Ат-тарих ас-сагир» приводил слова Нуайма ибн Хаммада (рахимахуЛлах):
«Суфьян Саури, услышав о смерти имама Абу Ханифы, сказал:
– Не рождалось в исламе человека хуже, чем Абу Ханифа».
4. Повествований имама Абу Ханифы (рахимахуЛлах) нет ни в одном из сборников ас-сихах ас-ситтах.
Ответы на критику
Ответ на критику № 1
Алимы джарха и тагдиля (критики и оправдания) заложили правила установления надежности или ненадежности человека. Важно следовать этим правилам и уже потом принимать соответствующее решение. Если начать следовать критике без всяких правил, то ни одного имама не останется, и ничьи сообщения приниматься не будут:
а) имам Насаи (рахимахуЛлах) (214–303), критиковавший имама Абу Ханифу (рахимахуЛлах), и сам подвергался обвинению в следовании шиизму;
б) имама Бухари (рахимахуЛлах) (194–256) критиковал имам Зухли (рахимахуЛлах) (172–258);
в) имама Ахмада ибн Ханбаля (рахимахуЛлах) (164–241), учителя имама Бухари (рахимахуЛлах), критиковал имам Карабиси (рахимахуЛлах) (у. 245/248);
г) имама Шафии (рахимахуЛлах) (150–204) критиковал Яхья ибн Маин (рахимахуЛлах) (158–233).
Одно из правил критики гласит: если тагдиль пересказчика (его надежность) достигает уровня таватур (подавляющей популярности), то критика со стороны отдельных личностей не учитывается. Мы уже рассматривали заблуждение в отношении правила о предпочтении критики тагдилю (оправданию). Мы также обсудили популярность и надежность имама Абу Ханифы (рахимахуЛлах) среди хадисоведов. Приведем еще несколько известных высказываний:
а) Шугба ибн Хаджадж (рахимахуЛлах) (83–160), которого называли «Джаухар аль-муминин филь-хадис» (жемчужиной верующих в области хадисов), говорил:
«Клянусь Аллахом, он (Абу Ханифа) надежен».
б) Яхья ибн Маин (рахимахуЛлах) (157–233), ученик Яхьи ибн Сагида Коттона (рахимахуЛлах), ученика имама Абу Ханифы (рахимахуЛлах), говорил:
«Он был надежен и являлся хафизом. Передавал лишь то, что знал». (Тахзиб аль-камаль. – Бейрут: Муассаса ар-рисаля, 2002 г. – Том 29, стр. 424.
в) Али ибн Медини (рахимахуЛлах) (161/162–234/258), который был учителем имама Бухари (рахимахуЛлах) (у. 256) и обладал сверхкритичным подходом, говорил:
«Он (Абу Ханифа) надежен. Ничего плохого в нем нет».
Ответ на критику № 2
Это не высказывание хафиза Захаби (рахимахуЛлах) (у. 748). Оно было внедрено впоследствии кем-то другим, что подтверждается словами хафиза Захаби (рахимахуЛлах), написанными во введении: «Я не буду писать о популярных личностях», – и среди них он перечислил имама Абу Ханифу (рахимахуЛлах). (Мизан аль-игтидаль. – Бейрут: Дар-уль-фикр, 1999 г. – Том 1, стр. 26).
В книге «Тазкират аль-хуффаз» хафиз Захаби (рахимахуЛлах) похвалил имама Абу Ханифу (рахимахуЛлах). Разве возможно, чтобы он при этом критиковал его в «Мизан аль-игтидаль»? Кроме того, Ибн Адий (рахимахуЛлах) (у. 365), проучившись у имама Тахави (рахимахуЛлах) (у. 321), написал книгу с восхвалениями в адрес имама Абу Ханифы (рахимахуЛлах).
Что касается Даракутни (рахимахуЛлах) (у. 385), он жил 200 лет спустя имама Абу Ханифы (рахимахуЛлах). Неужели следует ставить его критику выше восхвалений современников имама Абу Ханифы (рахимахуЛлах)?
Ответ на критику № 3
Нуайм ибн Хаммад (рахимахуЛлах) был предвзят и известен тем, что искажал факты против имама Абу Ханифы (рахимахуЛлах). Суфьян Саури (рахимахуЛлах) был учеником имама Абу Ханифы (рахимахуЛлах) и давал решения в соответствии с мнением имама: как можно ожидать от него такие слова?
Ответ на критику № 4
Отсутствие повествований имама Абу Ханифы (рахимахуЛлах) в сборниках ас-сихах ас-ситтах не может быть поводом для критики. Повествований имама Шафии (рахимахуЛлах) тоже ни в одном из этих сборников нет. Это не может служить критерием определения надежности той или иной личности. (Конец книги).
Автор: Муфтий Ибрагим Десаи
Из книги: «Азы хадисоведения», стр. 62-69