بسم الله الرحمن الرحيم
إن الحمد لله نحمده ونستعينه ونستغفره من يهده الله فلا مضل له ومن يضلل فلا هادي له
وأشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له وأن محمدا عبده ورسوله
أما بعد
Предисловие
Вся хвала Аллаху Свят Он и Велик – Творцу, Попечителю и Господу обоих миров! По Своей бесконечной милости к человечеству Он избрал пророка صلى الله عليه وسلم нашим наставником, наполнил его сердце любовью к Божьим творениям и заботой о них.
Да направит Аллах свои избранные благословения и приветствия Своему любимому посланнику, который провел огромную работу по передаче Божьего послания!
Да ниспошлет Аллах Свои благословения благородным сподвижникам пророка, чьи сердца унаследовали то, что было частичкой сердца нашего любимого наставника, лидера обоих миров: боль за человечество и страстное желание дать людям верное наставление!
Введение
Кто станет следовать образу жизни, который был передан пророком (да благословит его Аллах и приветствует) человечеству, тот обнаружит, что даже в этом мире его жизнь наполнится довольством, спокойствием, удовлетворением, миром и свободой от всех тревог. Образ жизни, представленный пророком صلى الله عليه وسلم, предназначается для всего человечества, поэтому по Божьей воле следовать ему легко и просто.
1. Муки выбора
В число трудностей, с которыми встречается человек, входит растерянность и замешательство при необходимости выбора. Практически ежедневно нам требуется делать выбор между двумя и более вариантами. Обычно выбор не носит сверхважного характера, но иногда все же имеет весьма серьезные последствия. Даже в таких ситуациях у нас есть указания от нашего любимого наставника, посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , о том, что делать. Он ясно показал нам решение данной проблемы. Это решение – истихара.
2. Значение истихары
Аллах Свят Он и Велик говорит в Коране:
وَعَسَىٰٓ أَن تَكْرَهُوا۟ شَيْـًٔا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ ۖ وَعَسَىٰٓ أَن تُحِبُّوا۟ شَيْـًٔا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ
«Возможно, вам что-то ненавистно, а это – благо для вас. И, возможно, вы что-то любите, а это – зло для вас». (Коран, 2:216)
Из этого аята видно, что человек ограничен в знаниях и разуме. Иногда он может хотеть того, что окажется вредным для него, отворачиваясь от того, что хорошо для него. Единственный обладатель совершенного знания и единственный, кто знает незримое, – это Аллах Свят Он и Велик, создавший человека и управляющий вселенной. Поэтому, когда человек хочет блага, он может получить его лишь от Аллаха Свят Он и Велик. Хадис гласит:
مِنْ سَعَادَةِ ابْنِ آدَمَ اسْتِخَارَتُهُ اللهَ وَمِنْ شِقْوَتِهِ تَرْكُهُ اسْتِخَارَةَ اللهِi
«Истихара (поиск блага) от Аллаха – составляющая успеха человека, а отказ от нее – составляющая его несчастья».
Шейх Айни (да смилуется над ним Аллах) писалii: «Ни одно дело не следует считать незначительным, отказываясь от истихары в его отношении. Не раз бывало так, что, не проводя истихары, люди принимаются за какое-то дело или, наоборот, не берутся за него, а в результате получают немалый урон. Поэтому, как сообщается, пророк صلى الله عليه وسلم говорил:
لِيَسْأَلْ أَحَدُكُمْ رَبَّهُ حَاجَتَهُ حَتَّى يَسْأَلَهُ الْمِلْحَ وَحَتَّى يَسْأَلَهُ شِسْعَ نَعْلِهِ إِذَا انْقَطَعَiii
«Каждому из вас следует просить о своей нужде своего Господа вплоть до того, что вы просите у Него о соли, а также обувном ремешке, когда тот порвется».
Шейх Ибн Кайим (да смилуется над ним Аллах) писалiv:
وما ندِم مَنِ اسْتشارَ الخالقَ وشاورَ المخلوقين، فقد قال اللهُ تعالى: {وَشَاوِرْهُمْ فِي الْأَمْرِ، فِإِذَا عَزَمْتَ فَتَوَكَّلْ عَلَى اللهِ} الآية (آل عمران: ١٥٩)
«Кто ищет блага (совершает истихару) у Творца и советуется с творениями, тот не пожалеет, ведь Всевышний сказал (пророку صلى الله عليه وسلم):
– Советуйся с ними о делах. Затем, когда примешь решение, вверься Аллаху». (Коран, 3:159)
В своем письме сыну Абдулле, когда тот стал правителем, Тахир ибн Хусейн писал следующее:
«Когда к тебе поступает важное дело, ищи помощи посредством истихары к Аллаху и богобоязненности».
Он также советовал ему:
«…и во всех своих делах обильно совершай истихару».
3. Польза истихары
Шейх Валиулла Дехлеви (да смилуется над ним Аллах) писал:
«Среди весьма полезных свойств истихары – то, что человек отстраняется от своих плотских устремлений, его животные черты ставятся в подчинение ангельским, и он вверяет себя Аллаху. Делая это, он достигает уровня ангелов, чья особенность в том, что они ждут веления Аллаха, а когда оно поступает, их старания обусловлены Божьим вдохновением, а не плотскими мотивами. Полагаю, частая истихара доказанно способствует прививанию ангельских характеристик».v
4. Ошибочное понимание
К сожалению, в нынешние времена истихару представляют как нечто сложное. Люди колеблются в ее исполнении, а когда не видят никаких иных выходов, начинают совершать что-то такое, чему никаких оснований в хадисах нет. Например, искать некий знак на основе подсчета строк и букв в открытом Коранеvi и т. п. Если мысль об истихаре все же посещает их, они делают ее не сами, а просят кого-то другого совершить ее.
На этот счет есть следующие слова шейха Нуруддина Итра:
«Если говорить о распространенном ныне убеждении, что истихару могут проводить лишь какие-то особенные люди, и что для нее необходимо сновидение, то это глупость и крайность, а не веление Аллаха и Его пророка. Корень всему этому – искусственные ограничения, которых у мусульман быть не должно. В результате, запятнав чистоту этой великой сунны пророка صلى الله عليه وسلم, они забросили ее, лишив себя ее пользы и благ».
Мулла Мухаммад Ахтар в своей книге «Сунны» пишет:
«Просить кого-то другого об истихаре – действие, не подкрепленное ни одним хадисом (даже если это может быть признано дозволеннымvii). А вот обращение к другим за советом – да, это сунна».
Кроме того, истихара из-за ошибочного понимания может даже приводить к еще большей путанице:
а |
Не увидев сон или не почувствовав отторжения или наклонности к тому поступку, о котором исполнена истихара, человек приходит в замешательство. А все от того, что люди считают, будто сон или особое чувство в сердце – непременный результат истихары |
б |
Увидев неясный сон, человек часто сбивается с ног в поисках того, кто мог бы истолковать его |
в |
Увидев ясный сон или осознав толкование сновидения, но оказавшись при этом перед непреодолимыми обстоятельствами, человек оказывается озадачен |
Все это связано с ошибочным пониманием истихары.
5. Суть истихары
Мулла Бадр-алям Мератхи (да смилуется над ним Аллах) в примечаниях к книге «Файд-уль-Бари» шейха Анвара Кашмири (да смилуется над ним Аллах) писал о сущности истихары следующее:
«…иными словами, бывает, что слова алимов понимают в ошибочном ключе, и думают, будто хадисом об истихаре обещано направление сердца к одному из вариантов, хотя нередко такой наклонности не наблюдается. Что же тогда означает хадис?
На этот вопрос я не находил ответа, пока не оказался однажды на собрании выдающегося корановеда, хадисоведа и алима своего времени Шаббира Ахмада Усмани (да смилуется над ним Аллах), став свидетелем, как целые океаны знаний исходили от него на пользу алимов, присутствовавших на его еженедельных собраниях, проходивших после пятничной молитвы.
В тот день, когда я оказался на таком собрании, шейх обсуждал именно этот вопрос, весьма подробно освещая его. Вот тогда я утолил свою жажду познаний, нашел исцеление для своего сердца и лекарство от своего недуга…
Он разъяснил, что хадис об истихаре не содержит ничего в отношении наклонности и удовлетворенности сердца. Будь это так, пророк صلى الله عليه وسلم бы обучил нас тому, что в мольбе нужно просить Аллаха направить сердце к самому подходящему решению. Но в хадисе этого нет. Мольба содержит лишь просьбу, чтобы Аллах защитил от вреда и назначил хороший исход, в чем бы он ни заключался. А в отношении дела, ведущего к плохому исходу:
а) слова «отведи меня от него (дела)» (وَاصْرِفْنِيْ عَنْهُ) означают ситуацию, когда сердце желает и склонно совершить рассматриваемое дело (но мы просим об устранении такого стремления);
б) слова «отведи его (дело) от меня» (فَاصْرِفْهُ عَنِّيْ) подразумевают ситуацию, когда такой наклонности нет (и мы просим Аллаха Свят Он и Велик уберечь нас от принуждения к нему).
Поэтому и «предопределить», и «отвести» – это действия Всемогущего Творца, ведь только Он поступает, как пожелает. Если же говорить о Божьем рабе, он ответственен за то, чтобы вознести мольбу к Аллаху и далее двинуться в выбранном им направлении, поскольку оно будет лучшим для него. То есть ему будет дан тауфик (способность) лишь на лучшее, и только лучшее окажется легким для него. Поэтому истихара – поступок, помогающий определить лучшее для человека.
По сути, как только человек, совершающий истихару, покорился Аллаху, вверил Ему свое дело, попросил у Него сил, удовлетворившись Его выбором и обратившись к Нему за отведением зла и вреда и дарованием добра, Аллах Свят Он и Велик принимает это от него, предопределяет хорошее, защищает от вреда и опекает. Теперь, какое бы направление он ни выбрал, это будет к лучшему для него, даже если в сердце нет к этому склонности».viii
Шейх Муртаза Забиди (да смилуется над ним Аллах) в своем небезызвестном комментарии к книге «Возрождение религиозных наук» имама Газали (да смилуется над ним Аллах) приводил следующие слова шейха Ибн Араби (да смилуется над ним Аллах):
«…а после приветствия следует произнести переданную мольбу. Так нужно поступать перед каждым важным делом, которое человек желает совершить. Далее он должен приступить к исполнению своей задачи, и:
а) если в нем есть благо для него, Аллах облегчит путь ему вплоть до его осуществления, и результат будет похвальным;
б) если же средств для его осуществления не окажется, и он будет не способен добиться цели, ему следует понять, что Аллах предпочел для него такой исход.
Потому жаловаться на исход не надо. Добился он цели или нет, результат вскоре проявит свое достоинство».ix
Хазрат Фадлюлла Хайдарабадиx (да смилуется над ним Аллах) в своем комментарии к книге «Адаб муфрад» имама Бухари (да смилуется над ним Аллах) приводил слова шейха Замлакани (да смилуется над ним Аллах):
«После двух ракаатов истихары человеку следует выполнить то, что представляется ему, независимо от того, довольно его сердце этим или нет».
Хайдарабади писал в отношении склонности сердца:
«Хадис (об истихаре) не содержит каких-то ограничений в отношении удовлетворения сердца и его довольства».xi
Он также добавлял в отношении склонности сердца:
«Оно случается по милости Аллаха, но не является необходимым и не всегда бывает. Намаз истихары является предпочтительным (мустахаб), даже если еще до него человек принял твердое решение, ведь, как уже говорилось, истихара не средство раскрытия незримого (сокровенного, «гойб»), а скромная мольба о даровании лучшего к Тому, кто знает незримое и всемогущ».xii
6. Способ исполнения истихары
Господин Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывалxiii: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обучал нас совершению истихары в отношении всех дел подобно тому, как обучал нас суре Корана:
– Если кто из вас желает что-то сделать, – говорил он, – пусть совершит два ракаата не-фарз намаза (нафль-намаза с намерением истихары), а затем скажет:
اَللّٰهُمَّ إِنِّيْ أَسْتَخِيْرُكَ بِعِلْمِكَ وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيْمِ، فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلَا أَقْدِرُ، وَتَعْلَمُ وَلَا أَعْلَمُ، وَأَنْتَ عَلَّامُ الْغُيُوْبِ. اَللّٰهُمَّ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هٰذَا الْأَمْرَ خَيْرٌ لِّيْ فِيْ دِيْنِيْ وَمَعَاشِيْ وَعَاقِبَةِ أَمْرِيْ [أو عَاجِلِ أَمْرِيْ وَآجِلِهِxiv]، فَاقْدُرْهُ لِيْ وَيَسِّرْهُ لِيْ ثُمَّ بَارِكْ لِيْ فِيْهِ. وَإِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هٰذَا الْأَمْرَ شَرٌّ لِّيْ فِيْ دِيْنِيْ وَمَعَاشِيْ وَعَاقِبَةِ أَمْرِيْ (أو فِيْ عَاجِلِ أَمْرِيْ وَآجِلِهِ)، فَاصْرِفْهُ عَنِّيْ وَاصْرِفْنِيْ عَنْهُ وَاقْدُرْ لِيَ الْخَيْرَ حَيْثُ كَانَ، ثُمَّ أَرْضِنِيْ بِهِxv
Примерная транслитерация: «Алла́хумма инни́ астахы́рукя би ‘ильмикя уа астакдирукя бикудратикя уа ас-алюкя мин фадликяль-‘азы́м. Фа иннакя такдиру уа ля́ акдиру, уа та’ляму уа ля́ а’ляму уа анта ‘алля́муль-гую́б. Алла́хумма ин кунта та’ляму анна ха́заль-амра хайрун ли́ фи́ ди́ни́ уа ма’и́шати́ уа ‘а́кыбати амри́, фа яссирьху ли́ сумма ба́рик ли́ фи́хи, уа ин кунта та’ляму анна ха́заль-амра шаррун ли́ фи́ ди́ни́ уа ма’и́шати́ уа ‘а́кыбати амри́. Фасрифху ‘анни́ уасрифни́ ‘анху, уакдур лияль-хайра хайсу кя́на сумма ардыни́ бихь».
Перевод: «О, Аллах! Прошу о лучшем (добре) от Тебя через Твое знание, прошу о способности от Тебя через Твое Могущество и прошу Тебя из Твоей великой Щедрости. Ведь Ты обладаешь могуществом, а я немощен; Ты знаешь все, а я не знаю; Ты – Знающий незримого. О, Аллах! Если знаешь, что это дело хорошо для меня в отношении моей религии, моего пропитания и исхода моих дел (в ближайшем и далеком будущем), то предопредели мне его, облегчи его мне и дай мне благословение в нем. Если же знаешь, что это дело плохо для меня в отношении моей религии, моего пропитания и исхода моих дел (в ближайшем и далеком будущем), то отведи его от меня и меня от него, предопредели для меня добро, где бы оно ни было, и сделай так, чтобы я был им доволен». (Тирмизи, хадис 480)
Отметим следующее:
1. Мулла Али Кари (да смилуется над ним Аллах) писал, что слова хадиса «…подобно тому, как обучал нас суре Корана» указывают на важное значение этой мольбы.xvi
Шейх Ибн Хаджар Аскалани (да смилуется над ним Аллах) говорил, что сравнение истихары с сурой Корана подразумевает общую нужду в них. Как всем требуется выучить суру Корана для намаза, так всем нужно знать мольбу для всех своих дел.xvii
2. В конце приведенного хадиса есть еще такие слова пророка صلى الله عليه وسلم о молящем:
وَيُسَمِّيْ حَاجَتَهُxviii
«…и укажет свою нужду».
Как писал хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах):
а |
явное значение слов – в устном изложении своей нужды, то есть молящий должен ее озвучить |
б |
другое возможное значение – в том, что нужно думать о нужде и осознавать ее во время произнесения мольбы |
Второе мнение предпочел мулла Али Кари (да смилуется над ним Аллах),xix а первое – шейх Бадруддин Айни (да смилуется над ним Аллах), добавив, что нужду следует проговорить путем ссылки на нее при следующих словах:
أَنَّ هٰذَا الْأَمْرَxx
3. В некоторых сообщениях вместо أَرْضِنِيْ بِهِ приводятся слова:
رَضِّنِيْ بِهِ
Оба варианта верны и имеют тот же смысл.
7. Истихара для брака
Согласно сообщению Абу Аюба Ансари17 (да будет доволен им Аллах), пророк صلى الله عليه وسلم сказалxxi:
– Скрой предложение, затем соверши должным образом омовение и исполни столько (ракаатов), сколько предопределил тебе Аллах. После намаза восхвали, восславь своего Попечителя и скажи:
اَللّٰهُمَّ إِنَّكَ تَقْدِرُ وَلَا أَقْدِرُ، وَتَعْلَمُ وَلَا أَعْلَمُ، وَأَنْتَ عَلَّامُ الْغُيُوْبِ. فَإِنْ رَأَيْتَ أَنَّ فِيْ (فلانة) خَيْرًا لِيْ فِيْ دِيْنِيْ وَدُنْيَايَ وَآخِرَتِيْ فَاقْدُرْهَا لِيْ. وَإِنْ كَانَ غَيْرُهَا خَيْرًا لِيْ مِنْهَا فِيْ دِيْنِيْ وَدُنْيَايَ وَآخِرَتِيْ فَاقْدُرْهَا لِيْ
«О, Аллах! Ты обладаешь могуществом, а я немощен. Ты знаешь все а я не знаю. Ты – Знающий незримого. Если Ты видишь, что в (такой-то) – благо для меня в плане моей религии, мирского и того света, то предопредели ее мне. Если же какая-то другая лучше для меня в плане моей религии, мирского и того света, то предопредели мне ту другую».
Отметим следующее:
1. Слова «скрой предложение» могут означать либо необходимость совершения истихары до направления брачного предложения1, либо то, что предложение не следует раскрывать другим до его принятия. Это способствует обереганию чести девушки, предупреждает ревность и пр.xxii
2. Слово в скобках (فلانة) следует заменить на имя человека, в отношении которого совершается истихара.
3. Если истихару исполняет девушка, мольба имеет следующий вид:
اَللّٰهُمَّ إِنَّكَ تَقْدِرُ وَلَا أَقْدِرُ، وَتَعْلَمُ وَلَا أَعْلَمُ، وَأَنْتَ عَلَّامُ الْغُيُوْبِ. فَإِنْ رَأَيْتَ أَنَّ فِيْ (имя) خَيْرًا لِيْ فِيْ دِيْنِيْ وَدُنْيَايَ وَآخِرَتِيْ فَاقْدُرْهُ لِيْ. وَإِنْ كَانَ غَيْرُهُ خَيْرًا لِيْ مِنْهُ فِيْ دِيْنِيْ وَدُنْيَايَ وَآخِرَتِيْ فَاقْدُرْهُ لِيْ
8. Скрытый смысл и значение мольбы
Мулла Шаббир Ахмад Усмани (да смилуется над ним Аллах) после разъяснения цели и результата истихары (см. раздел «Суть истихары») рассматривал скрытый смысл слов этой короткой мольбы. Он приводил слова хафиза Ибн Таймии (да смилуется над ним Аллах), цитируемые его учеником Ибн Кайимом (да смилуется над ним Аллах) в книге «Мадаридж ас-саликин»:
«Что касается предопределения (такдира), требуется:
– таваккуль (упование на Аллаха, доверие Ему) до того, как случилось предопределенное;
– рада (удовлетворенность решением Аллаха) после его свершения.
Поэтому, если человек до предопределенного уповал на Аллаха и по факту доволен предопределенным, он исполнил требования, подразумеваемые статусом «раб Аллаха».
Ибн Кайим (да смилуется над ним Аллах) далее пояснял смысл мольбы:
1) «О, Аллах! Прошу о лучшем (добре) от Тебя через Твое знание, прошу о способности от Тебя через Твое Могущество и прошу Тебя из Твоей великой Щедрости».
Эта часть мольбы выражает таваккуль и тафвид (вверение Ему всех своих дел).
2) «Ведь Ты обладаешь могуществом, а я немощен; Ты знаешь все, а я не знаю; Ты – Знающий незримого».
Это – признание перед Аллахом недостатка собственных знаний, сил и мощи, а также обращение к Аллаху посредством Его качеств, то есть вид мольбы, наиболее любимый Аллахом.
3) Далее человек просит своего Попечителя удовлетворить ту нужду, по поводу которой он обращается, если та окажется полезной ему в краткосрочной/долгосрочной перспективе, и защитить от ее реализации, если та окажется вредоносной в ближайшем/дальнем будущем. Такова его просьба, которую он представляет Аллаху.
4) И потому он может быть лишь доволен тем, что решит для него Аллах, а значит говорит:
«…предопредели для меня добро, где бы оно ни было, и сделай так, чтобы я был им доволен».
Подводя итог, видим, что эта мольба содержит божественный смысл, суть веры, включая таваккуль и тафвид до предопределенного, и рада после его свершения, что само по себе – результат таваккуля».xxiii
Мулла Шаббир Ахмад Усмани (да смилуется над ним Аллах) комментировал приведенное так:
«Как видно из слов хафиза Ибн Кайима (да смилуется над ним Аллах), мольба истихары – урок подлинного таваккуля, побуждение к достижению его высочайшего ранга. Также видно, что произнесший эту мольбу тем самым совершил таваккуль (доверился Аллаху). А как говорит Аллах: «Кто доверился Аллаху, тому достаточно Его»». (Коран, 65:3)xxiv
9. Сны и истихара
Следует понимать, что ни одно из сообщений об истихаре не содержит не то, что упоминаний о снах, а даже указаний на исполнение ее перед отходом ко сну.xxv Самое большее, что можно сказать на этот счет, – некоторые праведники предпочитали совершать истихару перед сном.xxvi
Поэтому ко сну того, кто исполняет истихару, относятся так же, как к другим снам. Как обычный сон бывает трех видов, о которых будет рассказано далее, так и сон после истихары укладывается в эту классификацию.
Данные виды сна взяты из хадиса, который приводили имамы Бухариxxvii, Муслим и др. со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Согласно нему, пророк صلى الله عليه وسلم говорил о трех разновидностях сна:
Вид |
Значение |
|
1 |
بُشْرَى من الله |
благая весть от Аллаха, то есть вещие сны (مُبَشِّرَات) |
2 |
تَخوِيْفُ الشَّيْطان |
бесовское устрашение, то есть ночные кошмары (وَسَاوِسُ الشَّيْطَان – бесовские наущения, تَحْزِيْنُ الشَّيْطَان – бесовское огорчение) |
3 |
حَدِيْثُ النَّفْس |
иллюзии, мысли |
В хадисе сообщается, что сны праведных верующих обычно являются вещими.xxviii Согласно другому хадисуxxix:
Самые правдивые сны видят ранним утром».
10. Требуется ли намаз?
В некоторых хадисах об истихаре говорится об исполнении двух ракаатов, в других же нет ни слова о намазе перед этой мольбой. На основании повествования господина Джабира (да будет доволен им Аллах), в котором упоминались два ракаата перед истихарой, шейх Айни (да смилуется над ним Аллах) говорилxxx, что такой намаз – сунна.2
В сообщении Абу Аюба Ансариxxxi (да будет доволен им Аллах) содержатся такие слова:
ثمّ صلّ ما كتب الله لك
«…и исполни столько (ракаатов), сколько предопределено тебе Аллахом…»
Подразумевается, что исполнение более двух ракаатов (четырех, шести, восьми и т. д.) еще лучше. В том же сообщении говорится о должном совершении омовения перед намазом, восхвалении Аллаха перед мольбой.
Но в большинстве повествованийxxxii нет никакого упоминания намаза. Поэтому истихара будет верна и в том случае, если человек ограничится лишь мольбой, особенно когда обстоятельства не позволяют ему исполнить намаз. Также допускается просто произнести мольбу после любого фарз-намаза.xxxiii
11. Сколько раз?
Что касается неоднократного совершения истихары, алимы считают рекомендуемым (мустахаб) трехкратное ее исполнение. Это основано на повествовании Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), согласно которому пророк صلى الله عليه وسلم, обращаясь с мольбой к Аллаху, повторял ее три раза.xxxiv Но не стоит считать это сунной истихары в частности, поскольку в хадисах об истихаре об этом не говорится.
Что касается сообщения о семикратном ее исполнении, то из-за «крайней слабости» в плане достоверности оно не может служить основанием для установления чего бы то ни было в религии.xxxv
Впрочем, человек может исполнять истихару столько раз, сколько пожелает. Как и в случае с многократным повторением одной и той же мольбы, никаких возражений на этот счет нет.xxxvi
12. Кратчайшая форма истихары
Согласно слабому по своей достоверности сообщениюxxxvii, господин Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил, что пророк صلى الله عليه وسلم, намереваясь что-либо сделать, произносил такие слова:
اَللّٰهُمَّ خِرْ لِيْ وَاخْتَرْ لِيْ
«О, Аллах! Предопредели мне добро и выбери для меня!»
Хотя подлинность сообщения может вызывать сомнения, такая практика была распространена среди сподвижников, а потому ее полагают достоверной.
Заключение
Одно из самых полезных свойств истихары – укрепление связи человека с Аллахом Свят Он и Велик. Обильное совершение истихары учит человека напрямую черпать из сокровищ нашего Создателя – Того, кто ведает всей пользой и вредом, всеми прибылями и убытками. Да наделит Аллах Свят Он и Велик автора, читателя и всех мусульман пониманием этой великой и благородной сунны!
Отсюда видно, сколь легкой сделал Аллах Свят Он и Велик религию. А кто усложняет религию, так это мы сами. Наш образ жизни заставляет поверить как нас, так и других людей, что ислам сложен. Но Аллах Свят Он и Велик сделал так, что комфорт, довольство, спокойствие и легкость кроются только в следовании Его велениям и Сунне Его пророка صلى الله عليه وسلم.
Теперь, после изучения значения и важности этой великой сунны, нам остается ознакомиться со всеми другими суннами, внедрить их в свою жизнь и обучить им всех других людей. Так поступали благородные сподвижники пророка и наши праведные предшественники. Да наделит нас Аллах Свят Он и Велик способностью следовать по их благородным стопам! Аминь.
Резюме
а |
Истихара – одна из великих сунн нашего любимого пророка صلى الله عليه وسلم, который учил сподвижников ее исполнению так же, как обучал их сурам Корана |
б |
Необязательно совершать ее именно перед сном, хотя такое исполнение и предпочитали некоторые праведники |
в |
Наличие сновидения при истихаре тоже необязательно:
– если кто-то обычно видит вещие сны, то, вероятно, его сон окажется правдивым; – если же нет, то сновидение после истихары, как и остальные сны, будет относиться к одной из трех рассмотренных разновидностей |
г |
Появление склонности или чувства после истихары не является обязательной ее частью:
– люди, испытывающие ильхам (вдохновение), могут считать свою склонность таковой; – другим же не стоит уделять внимания таким чувствам |
д |
Перед мольбой лучше совершить как можно больше ракаатов. Исполнение хотя бы двух ракаатов – сунна истихары |
е |
Истихару можно совершить одной лишь мольбой без намаза; можно также прочесть ее после любого фарз-намаза |
ж |
Истихара – разновидность мольбы, поэтому ее можно совершать вплоть до доведения задачи до конца. Лучше исполнять ее, как минимум, трижды, хотя и одного раза может быть достаточно |
и |
Даже при наличии явного желания выбрать один конкретный вариант из имеющихся двух человек все равно может совершить истихару. Если его желание окажется в противоречии с тем, что является наилучшим для него, благодаря истихаре он будет спасен от того варианта и окажется направлен к лучшему |
к |
Суть истихары – в том, чтобы человек тем самым вверил свое дело Аллаху, полностью доверился Ему |
л |
Истихара – важное средство прививания таваккуля |
м |
Совершая истихару, человек удовлетворяется решением Аллаха для него, тем самым пропитываясь качеством постоянного довольства волей Аллаха |
н |
Во время и после истихары вполне можно советоваться с другими людьми по своему вопросу. Такая консультация известна под термином машу́ра и сама по себе является сунной |
п |
Истинный результат истихары – то, что в итоге происходит |
р |
Кратчайшая форма истихары – اَللّٰهُمَّ خِرْ لِيْ وَاخْتَرْ لِيْ |
وصلى الله على النبي الأمي
وعلى آله وصحبه أجمعين
سبحان ربك رب العزة عما يصفون
وسلام على المرسلين
والحمد لله رب العالمين
Примечание
1 Юношам (мужчинам), желающим жениться, следует совершить истихару перед тем, как пойти увидеть ту или иную девушку. Аналогичное следует делать и девушкам (женщинам) перед тем, как позволить кому-либо прийти увидеть их. Раз за разом на практике доказывается, что при предварительном совершении истихары наставление свыше будет получено с самого начала.
Обычная же практика совершения истихары лишь после того, как сходили увидеть девушку, или после того, как позволили парню повидать ее, ошибочна. В результате парни без надобности ходят ко многим девушкам. Сами девушки при этом испытывают ненужные проблемы. Они вынуждены раскрывать лица многим из тех, кто по той или иной причине на них не женится, каждый раз отговариваясь тем, что «истихара не сработала».
2 Имеется в виду сунна истихары. Сама же по себе истихара – мустахаб (рекомендуемое действие). См.:
عمدة القارئ ٧/٢٢٤، بلوغ الأماني من أسرار الفتح الربّاني ٥/٥٠، فضل الله الصمد ٦/١٦٦، إعلاء السنن ٧/٣٧.
Примечание на арабском
i رواه الحاكم وقال صحيح الإسناد، ووافقه الذهبيُّ فقال صحيح، وفيه نظر، لأن فيه «محمدَ بنَ أبي حُمَيد» وهو ضعيف عند أهل الحديث كما في «المغنى في الضعفاء» للذهبيِّ ٢/٢٩٨، و«التقريب» لابن حجر ص٢٩٥ (دار الكتب الإسلامية — لاهور). وقال الخزرجيُّ في «الخلاصة» ص٣٣٤ «وقال البخاريُّ: منكر الحديث» انتهى. وذكر الترمذي نحوَه بعد رواية هذا الحديث (أبواب القدر ح٢١٥١). وقال الهيثميُّ في المجمع ٢/٢٧٩: «وفيه محمدُ بنُ أبي حميد. وقال ابنُ عديٍّ: ضُعْفُه بَيِّنٌ على ما يرويه وحديثُه مقارِب وهو مع ضعفِه يُكتب حديثُه، وقد ضعَّفه أحمدُ» انتهى. وقال الْمُنَاوِىّ في الفيض: ٦/١٥: «وقال ابن حجر: وأورده أحمد باللفظ المزبور عن سعد المذكور وإسنادُه حَسَن» انتهى. ولكن في إسناد أحمد محمد بن أبي حميد أيضاً. وانظر كتاب الاستخارة للدكتور محمد طاهر حكيم ص٣٥.
ii عمدة القارئ ٧/٢٢٢.
iii رواه التِرمِذِيُّ (آخر الدعوات ح٣٦٠٤ [٨/٩]) من وجهٍ مرسلٍ ومتَّصلٍ عن أَنَسٍ، ورجَّح إرسالَه.
iv في «الوابلِ الصَيِّبِ» كما وجدتُه في حاشِيَةِ «العَلَمِ الْهَيّبِ» ص٣٣٤، والكَلِم الطيِّب ص٧١. وأمّا ما رُوي في ذلك مرفوعًا عن أنسٍ رحمه الله: «مَا خَابَ مَنِ اسْتَخَارَ، وَلَا نَدِمَ مَنِ اسْتَشَارَ، وَلَا عَالَ مَنِ اقْتَصَدَ» – فرواه الطبرانيُّ كما في مجمعِ البحرين ١/٤١٦، وقال الهيثميُّ في مجمعِ الزوائد ٨/٩٦: رواه الطبرانيُّ في الأوسطِ والصغير من طريق عبدِ السلامِ بن عبدِ القدوسِ وكلاهما ضعيفٌ جدًّا. انتهى. وقال الحافظ في الفتح: والحديثُ أخرجه الطبرانيُّ في الصغير بسندٍ واهٍ جدًا. انتهى. وللجزء الثاني من هذا الحديث أعني قوله: «ولا ندم من استشار» شواهد — انظر المقاصد الحسنة ص٢٢٢.
v حجة الله البالغة ٢/١٩.
vi انظر «بلوغ الأماني من أسرار الفتحَ الربَّانيَّ ترتيب مسندِ أحمدَ بنِ حنبل الشيبانيِّ» ٥/٥٢. وقال الشيخ محمد طاهر حكيم في كتابه (الاستخارة) ص٩٥: ثم قال العلامة الآلوسي: «وإن الاستخارة بالقرآن مما لم يرد فيها شيء يعول عليه عن الصدر الأول، وتركها أحب إلي، وقد أغنى الله تعالى ورسوله صلى الله عليه وسلم عنها بما سن من الاستخارة الثابتة في غير ما خبر صحيح» انتهى.
vii كتب إليَّ مولانا محمد أمين القاسم [زاده الله تعالى علماً وعملاً] ما يلي: «وبعد، فإني رأيت في كتاب (الإمام الفقيه المحدث الشيخ محمد عابد السندي الأنصاري) بقلم الأستاذ سائد بكداش ص١٦٤ ما يلي: الشيخ عبد الحفيظ ابن الشيخ درويش العجمي م ١٢٤٦ه مفتي الأحناف بمكة المكرمة، وكان يُلقَّب بأبي حنيفةَ الصغير لشدةِ فقهِه، وله فتاوى في مُجَلَّدٍ ضخمٍ وعدَّةُ رسائلَ، منها: (رسالةٌ في جواز فعْلِ الإنسانِ الاستخارةَ لغيرِهِ)، وعليها تقاريظُ من علماء مكةَ. تُوُفِّيَ بمكةَ المكرمةِ سنة ١٢٤٦ه وهو في سجود الصلوة بالمحكمةِ الشرعيةِ» اه رسالة مولانا محمد أمين. ونسألُ اللهَ أن يُؤَدِّيَ إلينا الكتابَ بفضله.
viii فيض الباري ٢/٤٢٧.
ix إتحاف السادة المتقين شرح إحياء علوم الدين ٣/٤٦٩.
x أثبتُّ اسمه في الطبع الأولِ بـ«الجيلاني» كما كان مسجَّلاً على غلافِ كتابه، ثم اطَّلعتُ على تنبيهٍ بأنَّه غيرُ صحيحٍ وأنَّ الصحيحَ «الحيدرآبادي«. والغالبُ أني قرأتُ هذا التنبيهَ في إحدى تعليقاتِ الشيخ عبد الفتاح أبو غدة. وقد أثبتَه الشيخ عبد الفتاح رحمه الله. تعالى بـ«الحيدرآبادي» في «الرفع التكميل» ص ١٣٨.
xi فضل الله الصمد في توضيح الأدب المفرد ٢/١٦٢.
xii كتبه رحمه الله تعالى في فضل الله الصمد ٢/١٦٦. وقال الشيخ ابن العربي في الفتوحات المكية ١/٥٣٧: «فإن كان له فيها خِيرَةٌ عند الله يسّر له أسبابها إلي أن تحصل فتكون عاقبتها محمودة، وإن تعذَّرت شيء من أسبابها عليه ولم يتفق تحصيلها بيسر فلا يُضاد القدر ويعلم أنه لو كان له فيها خِيرة عند الله ما تعذرت أسبابها فيعلم أن الله قد اختار له تركَها فلا يتألم لذلك وسيحمد عاقبةَ تركِها» انتهى. وقال السيوطيُّ في (تحفة الأبرار بنُكَتِ الأذكار) ص٨٥: «قوله (أي النووي): وإذا استخار مَضَى بعدها لما ينشرح له صدره. انتهى: قال العراقيُّ: كأنّه أخذه من حديث أنس الذي ذكره بعده وهو حديث ضعيف جدا فلا حجة فيه، وقد خالفه الشيخ عزُّ الدين ابن عبدِ السلام فقال: إنه يفعل بعد الاستخارة ما أراد، وإن ما يقع بعد الاستخارة فهو الخَيرة» انتهى. [الشيخ ابن عبد السلام اسمه عبد العزيز، عز الدين الملقب بسلطان العلماء. توفي سنة ٦٦٠ الهجري، الأعلام للزركلي ٤/١١٤]
وفي طبقات الشافعية الكبرى لابن السبكي ٩/٢٠٦: سمعت الشيخ جمال الدين الزَّبداني، مد الله في عمره، يحكي عن الشيخ كمال الدين أنه كان يقول: إذا صلى الإنسان الاستخارة لأمر، فليفعل بعدها ما بدا له، سواء انشرحت نفسه له أم لا، فإن فيه الخير، وإن لم تنشرح له نفسه، قال: وليس في الحديث اشتراط انشراح النفس. اه، أفادني بهذه الإحالة مولانا محمد إسحاق حفظه الله ورعاه.
xiii رواه البخاري (كتاب التهجد ح١١٦٢، والدعوات ح٦٣٨٢، والتوحيد ح٧٣٩٠)، والترمذي (أبواب الوتر — ح٤٨٠)، وأبو داود (أبواب الوتر ح١٥٣٨)، والنسائي في المجتبى (النكاح — ح٣٢٥٥) والسنن الكبرى (النكاح ٣/٣٣٧، عمل اليوم والليلة ٦/١٢٨)، وابن ماجه (الصلاة ح١٣٨٣)، واللفظ ههنا للبخاري في التهجد والنسائي في المجتبى.
xiv قال الحافظ في الفتح: «هو شك الراوي ولم تختلف الطرق في ذلك، واقتصر في حديث أبي سعيد على «عاقبة أمري» وكذا في حديث ابن مسعود» انتهى. وقال الملا عليُّ القارئُ في المرقاة ٣/٢٠٧ ينقل عن الطيبي: «والجمع أفضل«. وقال القارئُ في ص٢٠٨: «وإن جمع بأن حذف «قال» ليكون من باب التأكيد فلا بأس» انتهى. وقال الطحطاوي في حاشيته على الدر ١/٢٨٨: «وينبغي أن يجمع بين الروايتين فيقول: وعاقبة أمري وعاجله وآجله» انتهى. وجمع بينهما الجزريُّ في الحصن الحصين. انظُر تحفةَ الذاكرين ص١٣٣.
xv وفي رواية للبخاري (في الدعوات والتوحيد)، وأبي داود وابن ماجه: «وَرَضِّنِيْ بِهِ«. وفي السنن الكبرى (عمل اليوم والليلة ٦/١٢٨): «ثُمَّ أَرْضِنِيْ بِقَضَاءِكَ«.
xvi مرقاة المفاتيح ٣/٢٠٦.
xvii فتح الباري ١١/١٨٣.
xviii اعلم أن هذا اللفظ جاء في رواية البخاريِّ في آخر الحديث، وهو من لفظ الحديث عند الجُمْهُوْر خلافا للملّا عليٍّ القارئِ رحمه الله تعالى فإنه قال في كتابه المرقاة ٣/٢٠٨: «… وهو مبنيّ علي أنه من لفظ النبوة وليس كذلك…» الخ. وأما رواية أبي داود فذكر فيه عند قوله: «أَنَّ هٰذَا الْأَمْرَ«: «ثُمَّ يُسَمِّيْهِ بِعَيْنِهِ«.
xix مرقاة المفاتيح ٣/٢٠٨.
xx عمدة القارئ ٧/٢٢٤.
xxi رواه أحمد ٥/٤٢٣، وابنُ حِبّان في صحيحه ٦/١٣٩، والحاكم ١/٣١٤ وقال: رواته عن آخِرهم ثقات، وأقرّه عليه الذهبيُّ. وذكَرَ الْهَيْثَمِيُّ نَحْوَه. ورواه أحمدُ موقوفاً أيضاً وفي إسناده كلام. انظر المجمع ٢/٢٨٠.
xxii انظر (بلوغ الأماني من أسرار الفتح الربانيَّ) ٥/٥٠.
xxiii مدارج السالكين ٢/١٢٨.
xxiv فيض الباري ٢/٤٢٨.
xxv كتبَ إليَّ مولانا محمد الأمين القاسم أنه قرأ في مقدمة شرحِ الإحسائي على بدء الأمالي لسراج الدين علي بن عثمان الفرغاني م٥٧٥ لمحقِّقِه [ولم يسمِّ المحققَ] أن الشيخ أبا بكرٍ الإحسائيَّ ألَّف كتاباً في هذا الموضوعِ وسمَّاه: (رفع اللَّومِ عمن استخار في الليلةِ أوِ اليومِ). واللهَ نسألُ أن يُطلِعَنا عليه بكَرَمِه.
xxvi وقال العلامة البَنُّوريُّ رحمه الله تعالى في معارف السنن ٤/٢٧٨: «ولا يلزَم بعد الاستخارةِ البِشارةُ بالرؤيا حيث لم يثبت له وعد في الأحاديث» انتهى. قلتُ: ولم أجد من ذكر الرؤيا سوى ابن عابدين رحمه الله تعالى في حاشِيَتَيْهِ بلفظ: «والمسموعُ من المشايخ…«. والله تعالى أعلم.
xxvii في صحيحه (كتاب التعبير ح٧٠١٧، ٧٠٣٥)، ومسلم في صحيحه كتاب الرؤيا (ح٢٢٦٣).
xxviii لابن عبد البر في التمهيد ١/٢٣٦ عن أبي هريرة بلفظِ «رؤيا الرَّجلِ الصَّالِحِ، بشرى مِنَ اللهِ، جزْء مِنْ سِتَّةٍ وَأَربعِينَ جزْءا مِن النُّبوَّةِ«. قال الهيثميُّ في المجمع ٧/١٧٢: رواه البزار والطبرانيُّ في الأوسطِ والكبيرِ وأبو يعلَى… وفيه ابن إسحاق وهو مدلِّس، وبقية رجالِه ثقاتٌ. انتهى. ورواه أحمدُ بإسنادِه ٢/٢٣٣ بلفظِ «رُؤْيَا الْمُؤْمِنِ جُزْءٌ مِنْ سِتَّةٍ وَأَرْبَعِيْنَ جُزْءاً مِنَ النُّبُوَّةِ«، ومسلم (٥٩١١) بنحوِ حديثِ أحمدَ. وأورد السيوطي في الجامعِ الصغير حديثاً للحكيم الطَبَراني في الكبير عن العباس بن عبد المطلب وصححه ولفظه: «رؤيا المسلم الصالح بشرى من الله، وهي جزء من خمسين جزءا من النبوة«.
xxix للترمذيِّ (كتاب الرؤيا ح٢٢٧٤)، والحاكم ٤/٣٩٢، قال الحاكم: صحيحُ الإسناد، وأقرّه عليه الذهبيُّ، عن أبي سعيد الخدري رحمه الله.
xxx عمدة القارئ ٧/٢٢٤.
xxxi سبق تخريج هذا الحديث في ص١٧.
xxxii ومنها ما ذكره العلامة العيني رحمه الله في عمدة القارئ ٧/٢٢٢ عن أبي سعيد الخدري رحمه الله. قال العينيّ: «وأمّا حديث أبي سعيد فأخرجه أبو يعلى الموصِليُّ من طريق ابنِ إسحاقَ… عن أبي سعيد الخدري رحمه الله قال: سمعت رسول الله صلي الله عليه وسلم يقول: «إِذَا أَرَادَ أَحَدُكُمْ أَمْراً فَلْيَقُلْ: اللّهُمَّ إِنِّيْ أَسْتَخِيْرُكَ بِعِلْمِكَ» الحديث على نحوِ حديث جابر. وقال في آخره: «ثم قَدِّرْ لِيَ الْخَيْرَ أَيْنَمَا كَانَ لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ» إسنادُه صحيح. ورواه ابنُ حِبَّان أيضا من هذا الوجه» انتهى. قلت: وقد أخرج الطبرانيّ هذا الحديث أيضاً في كتاب الدعاء ص٣٨٩ من هذا الطريق بعينه. وقال ابن حجر رحمه الله تعالى في فتح الباري ١١/١٨٤: «وليس في شيء منها ذكر الصلاة سوى حديث جابر» انتهى.
xxxiii قال الإمام النووي رحمه الله تعالى في الأذكار ص١٠٧: «ولو تعذرت عليه الصلاة استخار بالدعاء» انتهى. وقال العلامة محمد بن علَان في «الفتوحات الربّانيّة» ٣/٣٥٤: «…وهي الركعتان كما هو الأفضل، فإن تعذرت عليه الصلاة أو لم يرِدها [وتَرْكُه الأفضلَ لا يمنعه من المفضول] استخار بالدعاء» انتهى. وقال في ٣/٣٤٨: «ثم الإتيان بالدعاء عقب الصلاة هو الأكمل، وإلا فتحصل الاستخارة بالدعاء إن تعذّرت عليه الصلاة أي أو لم يرِدها، وكمالها بركعتين غيرِ الفريضة بنيتها والدعاء عقِبها، ثم الدعاء عقِب أي صلاة كانت مع نيتها — وهو أولى، أو بغير نيتها كما في التحية، ثم الدعاء المجرَّد، فلها ثلاث مراتب» انتهى.
xxxiv أخرجه مسلم (كتاب الجهاد ح٤٦٤٩).
xxxv هذه رواية ابنِ السُّنِّيِّ ص٥٥٠ عن أنس رحمه الله قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: » يَا أَنَسُ! إِذَا هَمَمْتَ بِأَمْرٍ فَاسْتَخِرْ رَبَّكَ فِيْهِ سَبْعَ مَرَّاتٍ» الحديث. قال النووي في الأذكار ص١٠٨: «إسناده غريب، فيه من لا أعرفهم» انتهى. وقال السيوطيّ في تحفة الأبرار ص٨٦: «قال العراقيّ: هم معروفون، لكن فيهم من هو معروف بالضعف الشديد، وهو إبراهيم بن البراء، فقد ذكره في الضعفاء ابن عديٍّ وابن حِبان وغيرهم. وقالوا: إنه يحدّث بالأباطيل عن الثقات. زاد ابن حبّان: لا يحلُّ ذكرُه إلا على سبيل القدح فيه. قال الحافظ ابن حجر: والراوي عنه في هذا السند هو عبيد الله بن الموصل الحِميرِيّ، لم أقفْ على تَرْجَمَتِه» انتهى. وذُكر نحوُه في الفتوحات الربانية لابن علان ٣/٣٥٧، وعمدةِ القارئ للعيني ٧/٢٢٥ وزاد العينيُّ: «وقال ابن عدي: ضعيف جدا حدث بالبواطيل، فعلي هذا فالحديث ساقط لا حجة فيه. نعم قد يستدل للتكرار بأن النبيَّ صلى الله عليه وسلم كان إذا دعا دعا ثلاثا» انتهى. وقال ابن حجر في الفتح في الدعوات عن حال حديث أنس هذا: «…ولكن سنده واهٍ جداً» انتهى. وقال المحدث فضلُ الله الحيدرآبادي في «فضل الله الصمد» ٢/١٦٢: «والحديث لم يثبت فلا يكون المشروع إلا مرة واحدة، ولا مانعَ من تكرار دعوة فيها كمن قال: اللهم اختر لي ما فيه الخير، وهذا كيف ما اتفق، ولم يثبت فيه تحرّي عددٍ مخصوصٍ» انتهى. قلت: وقد ثبت تكرارُ الاستخارة عن عبد الله بن الزُّبَير فيما أخرجه مسلم (كتاب الحج، باب نقض الكعبة وبناءها ح٣٢٤٠) في حديثٍ طويلٍ، وفيه: «إِنِّيْ مستخِير ربِّيْ ثلاثا، ثمَّ عازِم على أَمرِي، فلمَّا مضى الثَّلاث أَجمعَ رأيه عَلَى أَنْ يَّنْقُضَهَا«. أفادني بهذا الحديث المفتي محمد إسحاق، جزاه الله وجميع أساتذتي ومن أعانني على هذا التأليف خيراً، وزادهم علماً ونفعاً.
xxxvi كتب إليَّ مولانا محمدُ بنُ هارونَ لما كان بالمدينةِ المنوَّرةِ أنه اطلع في (تقييد العلم) للخطيب على روايةٍ لِعُمَرَ رحمه الله ما فَحْوَاهُ: استخرتُ اللهَ في جمعِ أحاديثِ رسولِ اللهِ صلى الله عليه وسلم شهراً فما انشرح له صدري [أو كما قال رحمه الله].
xxxviiكما رواه الترمذيّ (أبواب الدعوات ح٣٥١٦) وقال: غريب لا نعرفه إلا من حديث زَنْفَل وهو ضعيف عند أهل الحديث» انتهى. وقال الملّا عليٌّ القارئُ في المرقاة ٣/٢٠٩: «وإن كان الأمر عَجَلَةً فليقل: اَللّهُمَّ خِرْ لِيْ وَاخْتَرْ لِيْ» انتهى.
هذا ما علَّقتُ على هذا الحديثِ أوَّلَ ما صنَّفتُ الكتابَ. ثم وصلَتْني رسالةٌ قيِّمةٌ من زميلٍ ليْ كريمٍ من تلامذةِ فضيلةِ الشيخِ محمدٍ عوَّامةَ وشيخِ الحديثِ مولانا فضلِ الرحمن الأعظميِّ [حفظهم الله تعالى ورعاهم وأدام علينا ظلالهم وأفادنا بعلومهم وفيوضهم] وهو مولانا محمدُ بنُ هارونَ. كتبها إليَّ في ٢٠ رجب ١٤٢٢ه. ونصُّ الرسالةِ كما يلي:
«السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
أرجو من ربنا جل وتعالى أن تكونوا أنت وأهلك في كل خير وعافية.
وفاء بما وعدتكم بالنسبة لحديث سيدنا أبي بكر الصديق رضي الله عنه في الاستخارة، الذي أخرجه الإمام الترمذي في جامعه وأشار إلى ضعف سنده، أقول:
لفظ الحديث: عن أبي بكر الصديق رحمه الله أن النبيَّ صلى الله عليه وسلم كان إذا أراد أمرًا قال: ﴿اللهم خر لي واختر لي﴾. قال أبو عيسى: هذا حديث غريب لا نعرفه إلا من حديث زنفل وهو ضعيف عند أهل الحديث… الخ (٣٥١٦)
قال العبد: لهذا الدعاء في استخارة الرب عز وجل شاهد من فعل الصحابة عند موت النبي صلى الله عليه وسلم. وتوضيح ذلك فيما يلي:
أخرج ابن ماجه في باب ما جاء في الشَّق من حديث أنس بن مالك رحمه الله قال: لما تُوُفِّيَ رسول الله صلى الله عليه وسلم كان بالمدينة رجل يلْحدُ وآخر يضرحُ، فقالوا: نستخير ربنا ونبعث إليهما، فأيُّهما سُبِقَ تركناه. فأرسل إليهما فسَبق صاحب اللحدِ، فلحدوا للنبيِّ صلى الله عليه وسلم. اهـ (١٥٥٧). قال البوصيريُّ في الزوائدِ: هذا إسناد صحيحٌ رجاله ثقاتٌ. اهـ (٥٦٢).
وأما تعيين الرجُلينِ والصيغةِ التي استعملوها في الاستخارة، فجاء في روايةٍ أخرى ضعيفةِ الإسنادِ عند ابن ماجه أيضاً وهي المقصودة هنا:
أخرج ابن ماجه (١٦٢٨) باب ذكر وفاته ودفنه صلى الله عليه وسلم عن حبر الأمة ابن عباسٍ رحمه الله قال: لما أرادوا أن يحفروا لرسول الله صلى الله عليه وسلم بعثوا إلى أبي عُبَيْدَةَ بنِ الجرَّاحِ وكانَ يضْرَحُ كضَرِيحِ أهلِ مكةَ، وبعثوا إلى أبي طلحةَ وكان هو الذي يحفِر لأهلِ المدينةِ وكان يلحد، فبعثوا إليهما رسولَينِ فقالوا: اللهم خِر لرسولك. فوجدوا أبا طلحةَ. فجيء به… الخ. اهـ. هذا الحديث ضعَّفه البوصيريُّ وغيره بحسين بن عبد الله بن عبيد الله بن عباس الهاشميِّ الراويْ عن عِكرِمةَ. لكن أخرجه ابن سعد في (الكبرى) ١/٢٩٨ من وجهٍ آخرَ عن ابن عباسٍ رحمه الله إلا أنه من طريقِ الوَاقِدِيِّ، وقد يُحَسِّنُ له بعضُ الأئمَّةِ [انظر (القواعد في علوم الحديث) وترجمته في (الكاشف)] على أن هذه ليست روايةً عن رسول الله صلى الله عليه وسلم بل هي واقعة تأريخيةٌ والواقديُّ مقبولٌ في مثل هذا متروكٌ [عند ابن حجر في (التقريب)] في روايته عن النبي صلى الله عليه وسلم. وأخرج القصةَ عبد الرزاقِ (٦٣٨٣) وابن سعدٍ ٢/٢٩٥—٢٩٦ وابن أبي شيبةَ (١١٧٤٦) كلهم من طريق عبد الرحمن بن القاسم بن محمد بن أبي بكرٍ الصِّديقِ عن أبيه القاسمِ [وهو أحد فقهاءِ المدينةِ] قال: لما توفي النبي صلى الله عليه وسلم كان بالمدينة رجلانِ، رجل يلحد ورجل يَشقُّ، فاجتمع أصحاب النبيِّ صلى الله عليه وسلم فقالوا: اللهم خِرْ له. قال: فطلع الذي كان يلحد فلحد له. اهـ. ورجاله رجالٌ ثقاتٌ أثباتٌ.
فعلمنا بهتينِ الروايتينِ تعامل الصحابةِ على هذه الطريقةِ في الاستخارةِ، وهو مما يُقوِّي روايةَ سيِّدِنا أبي بكرٍ رحمه الله جدًّا.
قال السيوطيُّ في التدريبِ: قال بعضهم: يُحكَمُ للحديثِ بالصِّحةِ إذا تلقَّاه النَّاسُ بالقبولِ وإن لم يكن له إسنادٌ صحيحٌ. اهـ. ثم ذكر أقوالَ الأئمةِ في تأييدِ هذا المعنى…
وللإفادة أقول: قال لي شيخُنا [يعني فضيلةَ الشيخِ محمد عوامة حفظه الله تعالى بخير وعافيةٍ] لما سألته: هل وجدتم في المصنِّفِ [لابن أبي شيبة] حديثا ضعيفا جدًّا؟ فأجاب الشيخُ بقوله: قليلاً مَّا تجد حديثاً إسنادُه ضعيف جدًّا إلا وتجد له ما يقوِّيهِ ويرفعه إلى درَجةِ الضُعفِ المتَوَسِّطِ. وكذلك الأحاديثُ الضعافُ ضُعفاً متوسِّطاً لا تكادُ تجدُ مثلَها إلا وله ما يقوِّيهِ. قال الشيخُ: تسعون في المائةِ منها لا يبقٰى ضعيفاً لأنَّ بابَ الشَّواهِدِ مفتوحٌ وهو بابٌ واسع جدًّا جدًّا.
قال العبد: هذه فائدةٌ عظيمةٌ، وخاصَّةً في هذا الزمنِ حيث لا يذهب ذهن طالبِ العِلمِ إلى هذا. بل كأنَّ هذه القاعدةَ (اعتبارَ الشواهدِ) وإعمالَها معدومةٌ في هذا العصرِ الخطيرِ!! تجد المتمجهِدين المشوِّشين يهجُمون على السنَّةِ وعلى تضعيفِها، مع أن إمام العصرِ (الكَشْمِيْرِيَّ) رحمه الله أشار إلى أنَّ القواعدَ إنما هي لإخراجِ ما ليس من السنةِ منها لا لإهدارِ ما هو منها!!! وهي (كلمةٌ ذهَبِيَّةٌ) كما قال شيخُنا …فاعتبار الشواهدِ أمرٌ مهمٌّ ينبغي التيقظ له. وانظر إلى كلام شيخِنا… وهو رجل مباشِر لهذا يوميًّا والسنة أمامَه تحت نظرهِ، وقلَّما تجد أعلم منه بقواعدِ هذا الشأنِ وتطبِيقِها. فاشدُدْ يدَيْكَ على هذا وعضَّ عليهِ بنواجذِكَ وطَبِّقْه!! فإنَّ التطبيقَ العمليَّ هو العظمُ الفقريُّ في هذا العلمِ«.
انتهتْ رسالةُ مولانا محمدِ بنِ هارونَ حفظهما الله تعالى وزادهما علماً ونوراً وشَرَفاً.
Автор: Муфтий Абу Усама Аюб ибн Мауляна Мухаммад