Усуль Хадис

Можно ли практиковать слабые хадисы?

Что касается вопроса – практикуется ли из Сунны то, достоверность чего однозначно не установлена, – то ответ будет следующий:

Ученые единогласно считают, что хадис, имеющий степень достоверного (сахих) или хорошего (хасан), пригоден для практики и использования в качестве довода для решений (хукмов) Шариата.

Что касается слабого (даʼиф) хадиса, то мнение большинства ученых состоит в том, что его можно практиковать в желательных вещах и похвальных поступках при наличии определенных условий. И это положение широко известно.

Однако некоторые имамы допускали использование слабых хадисов в вынесении шариатских решений, в вопросах дозволенного и запретного, предпочитая слабый хадис кыясу (аналогии), который является одним из источников Шариата, что признает подавляющее большинство исламских ученых. Можно даже сказать, [его признают] все, кроме тех, кто сбился с верного пути, о чем мы сейчас говорить не будем.

И это мнение трех из четырех имамов-муджтахидов: Абу Ханифы, Малика и Ахмада[1], а также некоторых имамов-мухаддисов: Абу Дауда, ан-Насаи, Абу Хатима, — но с двумя условиями:

1. Чтобы хадис не был слишком слабым.
2. Чтобы в этой теме не было другого (более сильного) хадиса.

(См.: «Фатх аль-мугыс» ас-Сахави т. 1, стр. 80, 267. То же в других книгах по наукам о хадисах. Также «Хашия Ас-Синди ʼаля Сунан ан-Насаи» т. 1, стр. 6, «Аль-Джарх ва ат-таʼдиль» Ибн Аби Фатима т. 8, стр. 347, 1590. Его слова также передает имам ан-Навави в «Тахзиб аль-асма ва аль-люгат» т. 2, стр. 86, но приписывает их его сыну, тогда как контекст указывает на то, что это слова самого Абу Хатима).

Также это мнение Ибн Хазма. Он пишет в книге «Аль-Махалля»:

«И это предание (асар) – о дуа-кунут – хотя и не из тех, подобные которым приводят в качестве довода, однако мы не нашли ничего другого, переданного от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И Ахмад ибн Ханбаль, да помилует его Аллах, сказал: «Слабый хадис более любим мною, чем суждение». И Али — Ибн Хазм имеет в виду себя — сказал: «И мы скажем то же самое»». (т. 4, стр. 148)

Сын имама Ахмада ибн Ханбаля Абдуллах сказал: «Я спросил отца о человеке, который живет в месте, где есть знаток хадисов, однако не способный отличить достоверные от слабых, и тот, кто выносит решение по своему суждению. И у этого человека возник вопрос. К кому из этих двоих ему следует обратиться? И мой отец ответил: «Пусть спросит знатока хадисов и пусть не спрашивает выносящего решение по своему суждению. Слабый хадис сильнее суждения»». (См.: «Аль-Махалля» Ибн Хамза, т. 1, стр. 68. Похожее приводит имам ас-Сахави в «Фатх аль-Мугыс», т. 1, стр. 80. Иснад этого сообщения достоверный)

Даже сам имам аш-Шафии принимал хадис мурсаль, когда не находил по этой теме другого хадиса, притом что он считал хадис мурсаль слабым. Это передает от имама аш-Шафии ас-Сахави в «Фатх аль-Мугыс» т. 1, стр. 80, 142, 268, через имама шафиитов аль-Маварди.

Наш учитель, шейх Абдуллах ас-Садык аль-Гумари, пишет в книге «Ар-Радд аль-мухкам аль-матин ʼаля китаб Аль-Кауль аль-мубин» («Опровержение книги «Аль-Кауль аль-Мубин»» Мухаммада аль-Мухаймира) на стр. 193:

«Их слова: «Слабый хадис не берется для вынесения решений»  — имеют не абсолютный смысл, в отличие от представления большинства людей или даже всех. В нашей библиотеке есть рукопись книги «Аль-Миʼяр», которую ее автор – один из хафизов 8-го века по хиджре – разделил по главам фикха. В каждой главе он приводит слабые хадисы, которые принимали четыре имама вместе или по отдельности, доказывая их слабость и упоминая их недостатки. И это очень ценная книга, свидетельствующая об обширном знании автора, о его глубоком погружении в науки фикха, хадиса и расхождений. И я не далек от мысли, что ее автор – Ибн аль-Муляккын».[2]

Имам аль-Байхакы, рахимахуллах, перечислив разногласия в отношении имени одного из передатчиков, пишет в «Ас-Cунан аль-кубра» т. 2, стр. 271, в разделе о черте перед молящимся, которая заменяет собой преграду:

«Имам аш-Шафии, рахимахуллах, взял этот хадис в качестве довода в своем старом мазхабе (кадим) и воздержался от этого в новом (джадид). Он так сказал об этом в книге аль-Бувейти: «И молящийся не проводит черту перед собой, если нет по этой теме сильного хадиса, тогда пусть последует за ним». Кажется, что он обнаружил то разногласие в иснаде (этого хадиса), которое мы привели. И в этом нет проблем, иншаАллах, — в подобных решениях». (Имам Абу Яʼкуб аль-Бувейти, один из ближайших учеников имама аш-Шафии, передавал его мнения в книге «Аль-Мухтасар», прим. пер)

И на эти слова имама аль-Байхакы опирался Ибн ас-Салях, взяв указанный хадис примером для хадиса «аль-мудтараб» (это хадис, передаваемый в разных равнозначных (по достоверности) формах от одного или нескольких передатчиков, так что невозможно предпочесть один вариант другому, прим. пер.) в своей «Мукаддиме» по наукам о хадисе, в девятнадцатом разделе. 

Имам ан-Навави пишет в «Аль-Маджмуʼ» т. 1, стр. 100:

«Предпочтение (одного мнения другому) на основе хадиса мурсаль допустимо», — хотя известно, что он считал хадис мурсаль слабым. Также у практики слабого хадиса есть и другой аспект: когда есть хадис, слова которого могут иметь разные смыслы и нет возможности выбрать один из них, а также есть слабый хадис, который помогает выбрать один из смыслов, то берется смысл, установленный слабым хадисом, несмотря на его слабость. И на это указывали многие имамы, как ранние, так и последующие.

Имам аль-Байхакы пишет в предисловии к книге «Даляиль ан-нубувва» т. 1, стр. 69: «Я захотел – если это угодно Аллаху – собрать дошедшие до нас сообщения о чудесах (муʼджизат) нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и доказательства его пророческой миссии, отделив, как я делаю в своих сочинениях, достоверные хадисы от слабых, известные (маʼруф) от неизвестных (гариб — хадис, передаваемый единственным передатчиком, прим. пер.), кроме случаев, когда смысл достоверных и известных не понятен без них (без слабых и «гариб»). Тогда я их привожу. При этом опора – на предшествующие им достоверные и известные (хадисы), согласно мнению историков газаватов (магази) и [общей] истории».
 
Имам Ибн Джузай аль-Кальби аль-Малики, рахимахуллах, в предисловии к своему тафсиру «Ат-Тасхиль» перечисляет двенадцать способов предпочтения одного мнения другому в случае разногласий толкователей Корана: «Если что-то в толковании Корана передается от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то мы полагаемся на это, особенно если это передано в достоверном хадисе».

То, что имам сказал «особенно», означает, что и слабый хадис принимается для выбора одного из мнений, при наличии противоречивых толкований священного аята.
 
И это продемонстрировал имам Ибн аль-Каййим, рахимахуллах, в книге «Тухфа аль-маудуд» стр. 29-30. Есть разногласия среди ученых в толковании слова «العول» в словах Всевышнего Аллаха в начале суры «Ан-Ниса»:
 
ذَلِكَ أَدْنَى أَلاَّ تَعُولُواْ 

«Это (женитьба лишь на одной женщине) – ближе, чтобы избежать «العول»». («Ан-Ниса», аят 3)
 
Имам аш-Шафии, рахимахуллах, считал, что это слово означает «множество детей», а большинство толкователей Корана, как ранних, так и поздних, считали, что это значит «несправедливость».

И автор (Ибн аль-Каййим) предпочел мнение большинства по нескольким причинам: «Это (толкование) передается от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, пусть даже оно из неизвестных (гараиб), поскольку это (такие хадисы) подходят для выбора (одного из двух или более мнений)».

И речь идет о хадисе, переданном нашей госпожой Аишей, который приводится в книге чуть выше. Согласно ему, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не будьте несправедливыми».

Этот хадис передал Ибн Хиббан («Аль-Ихсан», т. 9, стр. 338, 4029 как «марфуʼ», слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, прим. пер.), притом что Абу Хатим ар-Рази сказал: «Этот хадис ошибочен. Он достоверен от Аиши как «маукуф» (слова сподвижника)». И такое мнение (что этот хадис слабый) передается от многих саляфов. При этом Ибн аль-Каййим считал, что он подходит для предпочтения одного толкования другому.

И мавляна, шейх Мухаммад Юсуф аль-Баннури, рахимахуллах, объясняет в ценнейшей книге «Маʼариф ас-сунан» т. 1, стр. 105 хадис, согласно которому Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, справлял малую нужду стоя, говоря, что это было из-за боли во внутренней стороне колена, как передал имам аль-Байхакы, и пишет: «И его санад (хадиса от Байхакы) – несмотря на то что он слабый – достаточен для пояснения этого момента».

Таким образом, мы выяснили, что у имамов саляфов слабый хадис имел ценность и признание, в отличие от того [отношения к нему], что некоторые люди распространяют в наши дни, отвергнув его полностью, поставив в один ряд с вымышленным хадисом и поместив их в одну «сильсилю» (серию).

Пояснения

[1] «Аль-Миркат аль-мафатих, шарх Мишкат аль-масабих» имама Али аль-Кари, рахимахуллах, т. 1, стр. 19. Имам Ибн Хуммам аль-Ханафи сказал в «Фатх аль-Кадир» т.1, стр. 417): «Желательность (истихбаб) устанавливается слабым, но не вымышленным хадисом». Это можно найти у ранних ученых по ханафитскому усулю: например, у имама ас-Сарахси в книге «Аль-Усуль» т. 2, стр. 113)

Имам шафиитов ан-Навави сказал в книге «Аль-Азкар» стр. 7-8:

«Ученые в области хадиса, фикха и других наук сказали: «Разрешено практиковать слабый хадис в похвальных действиях, для воодушевления и предостережения, если этот хадис не вымышленный. Что же касается таких хукмов, как запретное и дозволенное, вопросы торговли, брака, развода и др., то в них нельзя практиковать хадис, если он не достоверный или хороший, кроме случаев предосторожности: например, если есть слабый хадис о нежелательности определенных видов торговли или брака, то похвальным будет воздержаться от этого, хотя и не обязательно».

В книге «Нашр аль-бунуд ʼаля мараки ас-суʼуд» т. 2, стр. 63, на которую опираются поздние маликиты в усуль аль-фикх, сказано:

«Примечание. Известно, что имам Малик и согласные с ним приводили хадис мурсаль [в цепочке его передатчиков пропущен сподвижник] как довод. Поэтому хадис мункатыʼ [пропущен один передатчик] и муʼдаль [пропущены два передатчика] – довод для них из-за приемлемости называния этих видов хадиса «мурсаль» в понимании усуль аль-фикх».

От имама Ахмада же передают разные мнения. Но вопрос закрыл Ибн ан-Наджар аль-Ханбали в книге «Шарх аль-каукаб аль-мунир» т. 2, стр. 573, приведя слова имама: «Я не выступаю против слабого хадиса, если в этой теме нет того, что ему противоречит». И это известное мнение, передаваемое от него. И перед вами [в самом тексте книги] цитата из него от Ибн Хазма. Также необходимо ознакомиться с тем, что содержится в книге «Иʼлям аль-муваккыʼин». (т. 1, стр. 31)

[2] Я [шейх Мухаммад Аввама] говорю: «Автор книги «Аль-Миʼяр» — Тадж ад-дин Абуль-Хасан Али ибн Аби Мухаммад Абдуллах ибн Аль-Хасан ибн Аби Бакр Аль-Ардубили Ат-Тибризи (677-746 г. по хиджре), да помилует его Аллах. Его биография есть в «Табакат» ас-Субки т. 10, стр. 137 и у Ибн Хаджара в «Ад-Дурар аль-камина». (т. 3, стр. 72)

Эта книга состоит из двух томов, у меня есть копия ее первого тома, на ней надпись рукой хафиза Ибн Хаджара:

«Книга «Аль-Миʼяр» Таджа ат-Тибризи, первая часть. В ней приводятся все разделы хукмов. Второй том включает в себя вопросы похвальных деяний и т. п.» Это взято из предисловия автора. Также автор пишет в предисловии: «Я собрал в этой книге тексты некоторых слабых и вымышленных хадисов, которые люди часто используют для доказательства положений фикха, и которыми свидетельствуют в вопросах основ (усуль), и на которые опираются в ответвлениях (частных положениях фикха)».

Эти слова явно указывают на то, что эти хадисы приводили как доказательство ученики четырех имамов: не сами имамы Абу Ханифа, Аш-Шафии, Малик и Ахмад, но их последователи, факихи, собравшие их мазхаб в книги, которые попытались доказать решения имамов теми хадисами, которые знали. Об этом мы будет говорить подробно далее в этой книге.

Слова же нашего учителя, шейха аль-Гумари, «…он приводит слабые хадисы, которые принимали четыре имама вместе или по отдельности» не очень точные. Лучше было бы сказать: «Он приводит хадисы, которые использовали в качестве доказательства последователи имамов».

Первый том этой книги издан в трех частях в Дамаске в 1426-м году по хиджре в издательстве «Халдун аль-Баша». И помощь лишь от Аллаха».

Автор: Мухаддис Мухаммад Аууам аль-Ханафи
Из книги: «Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *