Акыда История Ислама Мировые религии

Мировые религии: Урок 3: Вера в Бога в Иудаизме, Христианстве и Исламе

I. Вера в Бога в Иудаизме и ее особенности

Иудаизм – это божественная религия, которая была послана пророку Мусе и израильтянам. Но после пророка Мусы иудеи руками своих правителей внесли изменения в Таурат и верование иудеев. Со временем число знающих Таурат и его каноны сильно уменьшилось. Кроме того, в течение сотен лет евреи разрозненными общинами жили в изгнании. Поэтому формирование иудейских книг и основ веры произошло через многие годы. В XII веке основные религиозные принципы иудеев Муса б. Маймун определил в 13 пунктах, подобно формуле веры в Исламе:

  1. Бог является Творцом всего сущего.
  2. Бог Иегова Один и нет бога кроме Него.
  3. Бог первый и последний.
  4. Только Бог Иегова достоин поклонения.
  5. Все слова пророков истинны.
  6. Моисей является самым старшим пророком.
  7. Талмуд, который имеется на наших руках, был дан Богом Иеговой Моисею.
  8. Талмуд не изменялся и был послан Самим Господом.
  9. Господь ведает о делах и мыслях людей.
  10. Кто выполняет повеления Бога Иегова, тот будет вознагражден, а кто не соблюдает, тот будет наказан.
  11. Господь отправит Мессию. Его нужно ждать, даже если приход его запоздал.
  12. Господь Иегова оживит умерших тогда, когда Сам пожелает.
  13. У Иеговы нет тела. Нет ничего, подобного Ему. Только к Нему можно обращаться с молитвами.

Основа веры, ниспосланной Аллахом пророку Мусе, как в других божественных религиях, основано на Единобожии. Но при изучении современной версии Таурата, можно заметить, что некоторые черты Иеговы схожи с человеческими. Придание Аллаху человеческих свойств не совместимо с учением Единобожия (Тавхид)

А. Иегова – национальный Бог

В Иудаизме Аллаха поминают именами Яхве, Иегова, Элохим, Адонай. Иудеи считают, что Господь сделал иудеев избранным народом, и что ни один другой народ не имеет такой цены, которую имеют иудеи. Главным народом мира, по их убеждению, являются иудеи. Каждый народ, который мешает евреям, считается заслуживающим  смерти. (Второзаконие, 7 часть)

В борьбе с чужими народами Бог Иегова всегда поддерживает израильтян. И якобы Господь приказал израильтянам при уходе из Египта заниматься воровством. Об этом в Ветхом завете говорится следующее:

«И дам народу сему милость в глазах египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете египтян». (Исход, 3/21-22)

Также Господь Иегова для обретения земли обетованной приказал израильтянам убивать каждого, кто встанет на их пути.

«Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла». (Книга Царств, 15/2-3; 32-33)

Как видим, Господь евреев Иегова ни во что не ставит религиозные и моральные принципы других людей. Он только на стороне иудеев и постоянно выделяет иудеев среди всех других народов. Иудаизм – это религия только иудеев, и она далека от того, чтобы быть религией всего человечества.

Б. Национальный Бог Иегова имеет человеческие признаки 

Следующий особенностью веры иудеев является придание Господу Иегове ряда человеческих черт. Растолковывая этот факт, иудейские ученые говорили, что некоторые словесные уподобления Бога человеку по той причине, что Он говорил на понятном для людей языке.

Но тот факт, что в Библии Бог наделен некоторыми человеческими чертами, и эти выражения имеют конкретный смысл, отвергают другие толкования. Эти выражения можно привести в следующем порядке:

В Библии сообщается, что Господь сотворил Вселенную за шесть дней и на седьмой день Он отдыхал. (Бытие, 2/3; Исход, 31/17)

Также Бог боролся с пророком Якубом (Иаков) и Якуб победил Его. Поэтому пророка Якуба называют «Израиль», что означает «победитель Господа». (Бытие, 32/22-32)

Согласно Библии, Господь ревнив, Он мстит и переполнен гневом, таит ненависть в врагам, обижается и, сев на ослицу, совершает путешествие. (Книга пророка Наума, 1/1-5; Книга пророка Закарии, 9/9)

Бог иудеев садится, раздевается, бродит обнаженным, воет подобно шакалам, плачет как страус. (Книга пророка Михея, 1/8; Числа, 24/9)

В. У Бога Иегова есть сын

Иудеи стали оказывать Узайре (Ездре) чрезмерные почести и считать его сыном Бога за то, он вновь собрал воедино утерянный за время изгнания Ветхий завет и согласно повелению Господа заново переписал его. Об этом ясно сообщается в священном Коране (ат-Тауба, 9/30). В нынешней Библии Узайра (Ездру) открыто нарекают сыном Бога, иудеи считают, что он совершил величайший поступок. Поэтому часть иудеев утверждает, что «Ездра – самый великий человек», а другая часть – «он является вторым Моисеем и даже выше Моисея». (Екрем Шарыкчиоглу, Башлангычтан гунумузе динлер тарихи, Спарта, 1999, стр. 225)

Небольшая группа иудеев в своем почитании его перешла все границы и стали утверждать, что он «сверхъестественный человек и даже может быть сыном Бога». В Коране есть указание именно на этот факт в истории иудеев. Хотя в Библии Ездра прямо не упоминается сыном Бога, но часто можно встретить выражение «сыны Бога». (Исход, 4/22-23; Второзаконие, 14/2; Книга Царств, 7/14; Книга Иова, 1/6)

Если вкратце описать восприятие Господа иудеями: Иегова является Богом только иудеев. Он в образе человека нисходит на землю, встречается с людьми, ест пищу, пьет воду, устает, вдыхает ароматы, моет ноги или же это Бог, который борется с людьми и проигрывает им.

  1. Вера в Бога в Христианстве и учение о Троице

Как и у иудеев, основы веры христиан были сформулированы намного позже после жизни самого пророка Исы (Иисуса): в IV-V веках н.э. Основы веры христиан были разработаны на Вселенском Соборе с участием священнослужителей и правителей того времени, затем они были признаны за основу учения церкви. Она включает в себя веру:

  1. В могущественного Бога отца,
  2. В Иисуса – сына Божьего,
  3. В рождение Иисуса от Марии и Святого духа,
  4. В казнь Иисуса во времена римского наместника Понтия Пилата и его захоронение,
  5. В воскресение Иисуса на третий день после казни,
  6. В вознесение ожившего Иисуса на небеса,
  7. В то, что он сидит с правой стороны Отца,
  8. В то, что Иисус вновь придет для свершения суда над людьми,
  9. В святой дух,
  10. В священную церковь,
  11. В прощение грехов,
  12. Вера в оживление мертвых и вечную жизнь.

Весьма сложно понять религиозные основы Христианства, так как оно отличается от Иудаизма и Ислама. В Иудаизме Талмуд, в Исламе Коран составляют основу религии. То есть божественные откровения нисходят помимо воли пророков. Пророки лишь передают откровения и поясняют их.

Современно христианство считает откровением и божественным словом самого Иса (Иисуса), его плоть и кровь. Христиане считают, что Иисус не приносил книгу откровений подобно Корану и Ветхому завету. Инджили (Новые заветы) Христианства не являются книгой Иисуса. Евангелия были написаны после его кончины его учениками, и содержат описания жизни Иисуса.

По этой причине в Христианстве события, связанные с Иисусом: его рождение как сына Божьего, его жизнь, распятие на кресте, воскресение после смерти, последующее возвращение в этот мир, вознесение к Божьему престолу и восседание рядом с Богом, значат гораздо больше, чем его проповеди и наставления.

Подобные убеждения представляют собой основу религиозных принципов Христианства. Поэтому между воззрениями христиан на миссию Иисуса и мусульман на миссию Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) существует большая разница. Основой исламской религии является «тавхид» (учение о Единобожии), основными принципами, которого являются вера в существование Аллаха, Его Единство, в то, что у Него нет супруги и нет ничего подобного Ему, что Он не был рожден и не рождал, и является Единственным Творцом.

Вера в Бога в Христианстве опирается на веру в Троицу, которая состоит из веры в Бога Отца, сына Иисуса и Святого духа. В этом веровании Аллаху приписываются человеческие черты, а Иисусу, который является человеком, приписываются божественные качества. Это совершенно противоречит Тавхиду, который представляет собой основу божественных религий.

Основы христианской веры были сформированы в IV-V веках. Взаимосвязь Отца, Сына и Святого Духа, роль Марьям (Марии), количество достоверных Инджиль (Новых заветов), как в прошлом, так и в наши дни всегда служили предметом споров среди христианских школ. Вследствие этих противоречий в Христианстве появлялись и появляются различные течения.

А. Возникновение в Христианстве веры в Троицу

Вера в нескольких богов существовала еще в верованиях древнего Египта, Греции и Дальнего Востока. Такие верования возникли обычно по причине обожествления религиозных лидеров и правителей. Христиане, оставшиеся после ухода пророка Исы (Иисуса) без лидера и подвергавшиеся всевозможным преследованиям, остались в окружении различных посторонних культур и верований. Большую склонность новобращенные христиане проявляли к вере в Троицу, которая перешла из традиций язычества и идолопоклонничества.

После Иисуса Павел, который был христианином и хорошо знал греческую философию, бросил первые семена заблуждения, которые привели Христианство из веры в Единого Бога к вере в Троицу. Это обстоятельство было приемлимо и для народа, так как многие христиане неиудеи из-за национальных предрассудков ненавидели иудеев, но и не признавали язычество. Вера в Троицу не противоречила вере в многобожие, полученной в наследство от предков.

Итогом религиозных реформ Павла стало реформирование Христианства под влиянием язычества, а также греческой философии.

Термины «троица» не упоминается ни в одном из вариантов Нового завета. Этот термин Христианстве был впервые употреблен в 180 году монахом Теофилиусом из Антакии. Понятие троицы было взято из стиха «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» Нового завета от Матвея, который был написан позже жизни Иисуса. (Матвей, 28/19) 

Понять смысл Троицу крайне сложно. Христианские священнослужители настаивают на том, что понять ее смысл тяжело, так как это является таинством, поэтому нужно просто верить в нее. Такое религиозное убеждение противоречит вере в Единственность, Величие, Могущество Создателя и учению «тавхида». Приписывание Богу сына допускает присутствие у Него качеств созданных им же творений. А это признак недостаточности, которое не подобает Всевышнему Творцу всего сущего чистого от любого их человеческих черт.

Б. Элементы Троицы

Вера в Троицу состоит из трех элементов: Отец, Сын и Святой дух. Этого не было в основе раннего Христианства, оно было введено после ухода Иисуса решением Вселенского собора отцов церкви.

  1. Бог Отец

Согласно учению христиан «Бог Отец» — Творец всего сущего. Он вечен и Ему ведомо все, Он могуществен, Он милосерден. Но Бог Отец дело сотворения мира поручил Сыну Иисусу, и Вселенная была сотворена посредством Иисуса. Таким же образом хотя Бог Отец и является Владыкой Судного дня, право вершить суд над людьми дано Иисусу, для этого он снизойдет снова на землю. Иисус – божество, рожденное Богом. Следовательно, Бог также есть настоящий отец Иисуса.

  1. Ииус – сын Бога

Христиане приписывают Иисусу несколько качеств. Они считают, что так как Иисус сын Бога, он является Богом, а так как он жил на земле, подобно людям, он также является человеком. Христиане относительно Иисуса используют так же выражения Господь Мессия и Бог. На соборе, который прошел в 325 году в городе Изнике, христианами Иисус был признан сыном Бога.

Согласно воззрениям христиан Иисус как сын Бога предвечен и не был сотворен. Но благодаря Богу Отцу Иисус рожден от непорочной Марии. При этом жизнь Иисуса на земле как человек не противоречит тому, что он есть сын Бога.

Начиная с первых дней возникновения Христианства, часть священнослужителей заявляли, что Иисус не является богом, а есть посланник Бога. Основателем этого воззрения «единобожия» был священник александрийской церкви Арий (Ариус, 250-336 годы). Взгляды Ариуса и его последователей официальная церковь в последующем объявила ересью. Часть ариан была убита, а другие были вынуждены скрываться в изгнании. Споры о божественности Иисуса продолжались и в последующие времена.

Также христиане приписывают Иисусу человеческие качества. Они считают Иисуса одновременно и богом, и совершенным человеком, который родился от непорочной Марии, и был безгрешным. Ему приходилось испытывать сильные физические и душевные страдания, его избивали и, в конце концов, убили, распяв на кресте. Затем он воскрес и был вознесен к своему небесному Отцу.

Христиане также считают, что Иисус является посредником между Богом и людьми (Рабби), и что он в Судный день будет сидеть с правой стороны от Господа и будет вершить суд над людьми. Также христиане считают Иисуса Мессией.

Христиане также называют Иисуса «словом Божьим». Они считают, что «Божье слово» было превращено в плоть и кость Иисуса и было явлено в образе человека. Своим качеством «слово Божье» Иисус представляет собой откровение. В Христианстве кроме Иисуса нет откровений.

В Коране сообщается, что Иса (Иисус) был словом Аллаха (аль-Бакара, 2/45; ан-Ниса, 4/171). Но это «слово» не имеет в себе  того смысла, который подразумевают христиане. В Коране этим слово означает указание на его чудесное рождение без отца согласно повелению Аллаха «Кун» («Будь»). Всевышний Аллах сообщил через ангела Джибраиля (архангела Гавриила) Марьям (Марии), что у нее родится сын. Затем согласно повелению Аллаха пророк Иса был рожден непорочной Марией. Всевышний Аллах свое божественное послание Марии назвал «словом». Согласно Исламу пророк Иса (Иисус) является пророком, который был послан из числа людей, и он лишен таких приписываемых ему божественных черт, как Бог, Рабби и сын Бога.

  1. Святой дух

Третьим элементом учения о Троице является «Святой дух». Согласно воззрениям христиан Святой дух – это божественное существо. Некоторые христиане считают, что Святой дух возник от Бога Отца, а другие верят, что он возник как от Отца, так и от сына Божьего Иисуса. На Вселенском соборе 381 года в городе Константинополе (Стамбул) христианские священники приняли решение, согласно которому Святой дух тоже является божеством и таким образом завершили учение Троицы.

Христиане считают, что Святой дух, подобно Богу, пребывает везде. Он внушает людям хорошие мысли. Он входит в людей в процессе крещения и возвышает его. Бог Отец все дела совершает с ним и Свое могущество показывает через него. Святой дух внушает священнослужителям волю Господа, ограждает церковь от ошибок. Святой дух напоминает бога-помощника.

Согласно вероучению христиан Отец, Сын и Святой дух представляют собой три разных существа, единых в одной ипостаси. И все они вечны. При всем этом христиане не могут объяснить возникновения Святого духа от Отца и Сына, и как проявляются они в разных сущностях, и как они могут быть вечны, если собраны в одной ипостаси. Все объяснения христиан никак не могут дать ответа на эти вопросы. Все разъяснения сводятся к одному: «Уверуй без всяких расспросов и тогда посредством Святого духа узнаешь истину».

Воззрения христиан на Святой дух сильно отличаются от взглядов Ислама на Святой дух. Согласно Исламу Святой дух – это другое имя Джибриля (Гавриила), который является ангелом откровений. Если христиане считают, что именно Святой дух сообщил радостную весть Марии о рождении Иисуса, то мусульмане утверждают, что это сделал Джибриль – ангел откровений. Христиане верят, что Святой дух не был сотворен и является элементом Троицы. С точки зрения мусульман Джибриль является ангелом, творением Аллаха. Его обязанностью является передача пророкам божественных откровений.

Как видим, учение о Троице, являющееся основой Христианства, было разработано христианскими священнослужителями через три столетия после Иисуса. Церковь в 325 году признала Иисуса сыном Бога, а в 381 году добавив Святой дух, завершила Троицу. Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что христиане верят в то, что Отец Бог является Создателем, сын Иисус – спасителем, Святой дух – освящающим (возвышающим людей и внушающим положительные мысли).

История Христианства показывает как менялось вероубеждение последователей Иисуса, как сформировалось учение о Троице, как среди христиан происходило множество споров по вопросам веры. Христианские священнослужители, принимая новые решения, всегда заявляли, что эти решения абсолютно верны, ибо приняты с помощью Святого духа.

III. Вера в Аллахе в Исламе и учение о Единобожии

  1. Сравнение учения о Единобожии с воззрением на Бога в других религиях

Основу исламского вероучения составляет вера в Аллаха, который есть абсолютный Владыка всего сущего. Аллах есть Единственный, Предвечный и Вечный Бог, который сотворил небеса, земли, жизнь и смерть. Только Он наделяет пропитанием живые существа, знает любое состояние и деяние каждого большого и маленького существа. Он не рождал и не был рожден. Он Един, не имеет подобного Себе, и у Него нет супруги. Его невозможно понять напрямую, невозможно познать пятью органами чувств. Когда пророк Муса стал настойчиво просить Аллаха дать возможность увидеть Его физическим зрением, он не смог выдержать даже небольшого проявления могущества Аллаха на горе, которая разрушилась, потерял сознание и не увидел Его земным зрением.

Исламское вероучение категорически отвергает все верования о превращении Аллаха в созданные Им творения. В Христианстве Иисус, которого сотворил Господь, проявил себя в виде «слова» и признан сотоварищем Бога. Таким образом, в Христианстве Господь низведен до уровня человека, а человек же возвышен до уровня Бога.

Иудаизм Богу приписывает такие человеческие черты, как способность сидеть, вставать, гневаться, бороться и мстить. Исламское вероучение категорически отвергает все это. Согласно Исламу Господь пречист от всякого рода человеческих качеств и не похож ни на одно сотворенное существо.

В Исламе нет места таким воззрениям, что Аллаху помогают такие творениям как ангелы, джинны или другими существам. Всевышний Аллах говорит:

«Скажи: «Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом». Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников». (ас-Саба, 34/22)

«Я не сделал их свидетелями сотворения небес и земли и сотворения их самих. Я не беру в помощники тех, кто вводит других в заблуждение». (аль-Кахф, 18/51)

Ислам решительно отвергает воззрения некоторых из многобожников, заявляющих о том, что у Господа есть супуга (или несколько супруг), что у Него могут быть сыновья (и дочери).

Ислам также отвергает то, что Господь якобы нуждается в праведных посредниках или в святых людях, чтобы услышать свои творени. Согласно Исламу Аллах ближе к человеку, чем он сам. Всевышний Аллах эту истину передает следующим образом:

«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена». (Каф, 50/16)

Ислам в отличие от Христианства не признает безгрешности священнослужителей. Ислам отвергает чье-либо право выносить решения от имени Господа. Ислам выступает против признания решения священнослужителей божественным откровением. Это считается приданием сотоварищей Аллаху. В Коране сообщается:

«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов». (ат-Тауба, 9/31)

Сподвижники удивились, услышав этот айат, на что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) пояснил им:

«Они (священники) назвали запретным то, что позволил Аллах и дозволили то, что запретил Аллах. Это и есть поклонение им (считать господами)». (См. Элмалы М. Хамди Язар, Хак дини Куран дили, 4/317)

Существование Аллаха можно познать только в тех пределах, которые Он сообщил; те обстоятельства, о которых Он не сообщил, останутся тайной, которую не может постичь ни одно из Его творений. Человеческий разум не обладает способностью всестороннего познания Всевышнего Аллаха. Мы – Его рабы можем познать только те Его качества, о которых Он сообщил нам.

Чтобы лучше понять воззрения Ислама на божественность, мы постараемся объяснить атрибуты Аллаха, а так же укажем на ошибки других религий в понимании божественности Аллаха.

Атрибуты Всевышнего Аллаха подразделяют на две группы «Зати» и «Субути». Атрибуты «Зати» связаны с сущностью Аллаха и кроме Него их не соотносят ни с одним из созданных существ. Некое «подобие» атрибутов «Субути» имеется в людях, при этом между атрибутами «Субути» и чертами людей нет ничего общего. Например, между видением Аллаха и видением людей нет ничего общего. Чтобы видеть, человек нуждается в глаза и человек не обладает возможностью видеть всё. Тогда как для того, чтобы видеть, Всевышний Аллах не нуждается в как глазах. Способность Аллаха видеть ничем не ограничена, тогда как зрение людей весьма ограничено.

  1. Атрибуты Аллаха «Зати»

«Вуджуд» (Его существование абсолютно)

Это означает существование Аллаха и то, что Его существование не нуждается в ни в чем. Аллах есть и невозможно представить Его отсутствие. По этому вопросу Всевышний Аллах повелел:

«Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон». (аль-Бакара, 2/255)

«Кидам» (предвечность)

Это означает, что нет начала существования Аллаха. Наличие начала означает, что есть конец и существует время. Аллах сам сотворил время. Он пречист от времени и места. Аллах повелевает:

«Он — Первый и Последний, Высочайший и Ближайший. Он знает обо всякой вещи». (аль-Хадид, 57/3)

Слова «первый» и «последний» не соотносят Аллаха со временем. Здесь имеется в виду то, что Он первый и последний по отношению к творениям. Ибо Всевышний Аллах существовал еще до сотворения всего сущего, и будет после уничтожения всех творений, и будет существовать всегда.

Христиане утверждают, что Иисус есть сын Бога. Следовательно, Иисус есть существо, сотворенное Богом. С другой стороны они говорят, что Иисус – Слово Божье. Исходя из этого, Иисус должен существовать изначально и не должен быть творением Богп. Эти противоречащие друг другу представления, то есть, заявления, что Иисус сотворен своим Отцом, и что он же является извечным Божьим словом, в ясной форме показывают нам о противоречиях во взглядах Христианства на Бога.

«Бака» (Вечность)

Аллах не имеет конца существования – Он вечен. У каждого существа: живого и неживого, сотворенного Аллахом, есть назначенный конец существования. Каждое существо, когда наступит момент смерти, исчезнет.

По этому вопросу Всевышний Аллах повелел:

«Нет божества, кроме Него! Всякая вещь погибнет, кроме Него. Только Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены». (аль-Касас, 28/88)

«Все на ней (земле) смертны. Вечен лишь твой Господь, обладающий величием и великодушием». (Рахман, 55/26-27)

«Вахданият» (Единственность)

Согласно вероучению Ислама Аллах Единственный. Нет Бога кроме Аллаха и поклоняться можно только Ему. Всевышний Аллах категорически отвергает такие верования, как веру в Троицу и ширк (придача сотоварищей), что противоречит принципу Его единственности. В священном Коране имеется множество айатов, в которых говорится, что у Аллаха нет супруги, и нет ничего подобного Ему:

«Скажи: «Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему». (аль-Ихлас, 112/1-4)

«Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Аллах превыше того, что они приписывают Ему!» (аль-Муминун, 23/91)

Самым большим доказательством Единственности Творца является гармония и порядок в творениях Вселенной, постоянное, без малейших изменений действие законов природы. Так как в Коране повелевается:

«Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы. Аллах, Господь Трона, пречист и далек от того, что они приписывают Ему!» (аль-Анбия, 21/22)

С момента сотворения не нарушился порядок земель и небес, и нет в них никаких изъянов, так как Всевышний Аллах Единственный, нет у Него супруги, и нет ничего подобного Ему.

В пройденных главах мы говорили о том, что иудеи считали Узайра (евр. Ездра) сыном Бога и оказывали ему чрезмерные почести по той причине, что он вновь собрал Таурат, который иудеи утеряли во время жизни в изгнании. Об этом моменте, который противоречит учению о Единобожии, Всевышний Аллах в Коране сообщает:

«Иудеи сказали: «Узейр (Ездра) — сын Аллаха». Христиане сказали: «Мессия – сын Аллаха». Они произносят своими устами слова, похожие на слова прежних неверующих. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины! Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (ат-Тауба, 9/30-31)

Вера христиан в то, что Ииус является Сыном Божьим, категорически отвергается Кораном во многих айатах:

«Они говорят: «Аллах взял себе сына». Пречист Он! Он богат, и Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Нет у вас никакого доказательства этому. Неужели вы наговариваете на Аллаха то, чего вы не знаете? Скажи: «Воистину, те, которые возводят навет на Аллаха, не преуспеют!» (сура Иунус, 10/68-69)

Учение о Троице решительно отвергается в 72-76 айатах суры «аль-Маида», которые идут один за другим, и об этом сообщается следующее:

«Не уверовали те, которые говорят: «Аллах — это Мессия, сын Марьям (Марии)». Мессия сказал: «О сыны Исраила (Израиля)! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему». Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников. Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице». Нет божества, кроме Единственного Бога! Если они не отрекутся от того, что говорят, то неверующих из их числа коснутся мучительные страдания. Неужели они не раскаются перед Аллахом и не попросят у Него прощения? Ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Мессия, сын Марьям (Марии), был всего лишь посланником. До него тоже были посланники, а его мать была правдивейшей женщиной. Оба они принимали пищу. Посмотри, как Мы разъясняем им знамения. А затем посмотри, до чего они отвращены от истины. Скажи: «Неужели вы станете поклоняться вместо Аллаха тому, что не властно принести вам ни вреда, ни пользы? Это Аллах является Слышащим, Знающим!» (сура аль-Маида, 5/72-76)

В этих и аналогичных айатах видно, что пророк Иса был пророком и призывал людей к «Тавхиду». Также в схожих айатах указывается на Единственность Аллаха, что у Него нет супруги и нет ничего подобного Ему, и категорически отвергаются верования, противоречащие «Тавхиду». (ан-Ниса, 4/171-172; аль-Маида, 5/17-18, 109, 116-117)

В Новом завете имеются высказывания о том, что Иисуса распяли против его воли. И когда его вели к месту казни, его оскорбляли, на него плевали и насмехались над ним. Христиане утверждают, что распятый Иисус кричал: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?» и просил помощи у Бога Отца. (от Матвея, 27-30, 46)

Если бы у Иисуса, согласно утверждениям христиан, были божественные качества, он не оказался в беспомощном положении в руках иудеев, которые в тот период были весьма слабы, и не стал бы просить помощи у кого-либо.

Утверждая о божественности Иисуса, они одновременно признают факт его смерти. Как тогда боги в отсутствии одного из них могут управлять Вселенной после его смерти? Или же до его рождения вся вселенная и человечество управлялось богами в неполном составе?

Как следует из этих высказываний, Бог христиан не может защитить даже самого себя и имеет слабости. Ислам требует со своих последователей быть очень скрупулезными в вопросах тавхида и категорически отвергает малейшее принижение учения «тавхид».

Весьма интересен случай, который произошел между Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) и христианами Наджрана, которая показывает сомнения христиан в вопросе божественности Иисуса:

Как-то к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) пришла группа христиан из Наджрани, которые заявили: «Коран признает, что пророк Иса родился без отца, значит он является Богом». Тогда был ниспослан следующий айат:

«Тому, кто станет препираться с тобой относительно него после того, что к тебе явилось из знания, скажи: «Давайте призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов!» (Али Имран, 3/61)

Когда согласно требований этого айата Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сделал это предложение христианам Наджрани, они отказались. Стало ясно, что христиане сомневаются в том, что пророк Иса является Богом.

Как следует из вышесказанного, основу религиозных взглядов Ислама составляет принцип «вахданият». Ислам отвергает все верования, противоречащие учению тавхида: многобожие, ширк, троицу и т.п.

«Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного». (аль-Бакара, 2/163)

«Мухаляфатун лиль хавадис» (Не имеет ничего схожего с другими созданиями).

Всевышний Аллах не похож на свои творения. У Него нет супруги, и нет ничего, подобного Ему. Он пречист от всякого рода человеческих качеств. Он пречист от таких качеств, которые приписывают Ему иудеи: борющийся с людьми, употребляющий пищу, пьющий воду, устающий, отдыхающий, моющий ноги и т.п. Он пречист от заявлений христиан о том, что у Него, как у человека, есть сын. Он не имеет ничего общего с другими созданиями

В качества ответа на ошибочные воззрения на образ Господа, которые люди создают в своем воображений и затем сами же начинают верить, в Коране повелевается:

«Нет никого подобного Ему». (аш-Шура, 42/11)

«Кыяму би нафсихи» (Не нуждается ни в чем)

Аллах ни в чем не нуждается, но все Его творения нуждаются в Нем. Аллах существует Сам по себе. Чтобы существовать Он не нуждается ни во времени и ни в месте. Все существа кроме Аллаха нуждаются в Нем как при сотворении, так и при исчезновении. Его существование не является следствием существования чего-либо другого. Всевышний Аллах повелел:

«Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный» (аль-Ихлас, 114/7-4). «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах — Богатый, Достохвальный». (Фатыр, 35/15)

  1. Атрибуты Аллаха «Субути»

Атрибуты «Субути» – это атрибуты, которые доступны человеческому разуму. Но между атрибутами «субути» Аллаха и некоторыми свойствами Его творений нет ничего общего.

«Хаят» (Жизнь)

Аллах все время жив. И Он своим атрибутом «хаят», например, дает жизнь сухой и безжизненной почве. Всевышний Аллах повелевает следующее:

«Он — Живой, и нет божества, кроме Него. Взывайте же к Нему, очищая перед Ним веру. Хвала Аллаху, Господу миров!» (аль-Мумин, 40/65)

«’Ильм» (Знание всего)

Одним из совершенных атрибутов Аллаха является знание всего. Он знает все, что произошло и что будет, что было в прошлом и что будет в будущем, Он знает о тайном и явном. Знания Аллаха не похожи на знания творений. Не умножаются и не убавляются. Он знает обо всем изначально. Невозможно представить по отношению к Нему забывчивость и невежество, что является противоположностью знания.

Всевышний Аллах повелевает: «Скажи: «Скроете ли вы то, что у вас в груди, или обнародуете, Аллах все равно знает об этом. Он знает о том, что на небесах и на земле. Аллах способен на всякую вещь». (Али Имран, 3/29)

«Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома». (аль-Ан’ам, 6/59)

«Сами’» (Слышание всего)

Аллах слышит все: явное и тайное, сказанное шепотом и громким голосом. Для того, чтобы слышать Аллах не нуждается в каком-либо органе. В айате повелевается:

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне». (аль-Бакара, 2/186)

«Басар» (Видение всего)

Аллах видит все: тайное – явное, светлое – темное. Так как слепота, которая является противоположностью видения, представляет собой изъян, невозможно представить это применительно к Аллаху. В айате сообщается:

«Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий». (аль-Мумин, 401/20)

Истинные мусульмане постоянно осознают эти божественные атрибуты и всегда чувствуют, что находятся под непрерывным божественным контролем.

«Ирада» (Воля)

Ничего не происходит помимо Его Воли. Об этом в айате Коране  повелевается следующее:

«О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь». (сура Али Имран, 3/26)

«Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается». (сура Йа-син, 36/82)

«Кудрат» (Могущество)

Аллах обладает беспредельным могуществом и силой. Он обладает могуществом воздействия на свои творения так, как Он пожелает. Аллах обладает могуществом создавать и уничтожать. Самым явным доказательством этого Его атрибута является существование Вселенной в состоянии изумительной гармонии и порядка.

«Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого». (аль-Хадж, 22/73)

«Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину? Потом взгляни еще раз и еще раз, и твой взор вернется к тебе униженным, утомленным». (аль-Мульк, 67/3-4)

«Разве они не видят, что Аллах, Который сотворил небеса и землю и не утомился от их сотворения, способен оживить мертвых? О да! Он способен на всякую вещь». (аль-Ахкаф, 46/33)

В этом айате содержится указание на ошибочное верование иудеев и христиан, которые утверждают, что «Господь за шесть дней сотворил мир, устал и на седьмой день отдыхал».

«Келам» (Речь)

Проявлением этого атрибута является то, что Аллах послал пророкам книги, говорил с некоторыми из пророков, например с пророком Муса (Моисей). Суть атрибута Всевышнего Аллаха «келам» нам, Его рабам полностью не познать.

«Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаха». (Лукман, 31/27)

Его «Слово» не состоит из звуков и букв. Проявление этого атрибута Аллаха – Его повеления, запреты и вести, передаваемые через пророков.

Таквин (Созидание)

Этот атрибут Аллаха означает создание Им чего-либо из небытия. Всевышний Аллах является Единственным Творцом. Он Своим беспредельным могуществом сотворил все, о чем Он знает Своим изначальным знанием. Создавать, ниспослать пропитание, давать жизнь и забирать жизнь, наказывать виновных, – все это проявление атрибута «таквин». Всевышний Аллах повелел:

«Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый». (аль-Хашр, 59/24)

Текст для чтения

Бог иудеев, который боролся с человеком

В Ветхом завете, который является священной книгой иудеев, сообщается, что иудейский бог Иегова боролся с пророком Якубом (Иаков) и был побежден. В конце этой борьбы Бог назвал Иакова «Израилем», что означает: «тот, кто боролся с Богом и победил Его». Поэтому иудеев называют израильтянами. Этот случай в Ветхом завете описывается следующим образом:

«И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было. И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.  Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова» (Ветхий завет, Бытие, 32/22-32).

Постараемся запомнить нижеприведенные термины

Иегова – имя Бога иудеев.

Консилиум – собрание высших чинов христианских священнослужителей. Множество религиозных основ Христианства были приняты на этих собраниях.

Ариус – церковный служитель Александрии, который жил в 250-336 годах и выступал против мнения христиан, считавших Иисуса Богом.

Святой дух – третье божество, которое, согласно воззрениям христиан, возникло от Бога Отца и Сына Бога. Все дела Бог Отец вершит его руками, и он является своего рода помощником Отца.

Рухуль-кудус: Согласно Исламу – это ангел, передающий откровения, Джибриль (а.с.). Он отличается от Святого духа, которого христиане считают Богом.

Вахданият – один из атрибутов Зати Аллаха. Означает, что Аллах Единственен.

Кидам – согласно исламскому учению тавхида Аллах извечен, то есть, у Него нет начала и Он не был сотворен.

Мухаляфатун лиль хавадис: согласно Исламу, Аллах не похож на творения, у Него нет супруги и сотоварищей.

‘Ильм: лексическое значение «знание». Согласно вероучению Ислама, это одно из атрибутов Субути Аллаха. Означает, что Аллах знает все тайное и явное, что было и что будет.

Самад – это атрибут Аллаха, о котором упоминается в суре аль-Ихляс Священного Корана. Означает, что все нуждается в Аллахе, Творца всего сущего, и напротив, Он не нуждается ни в чем.

Автор: Доцент Доктор Эрдоган Баш
Ассистент: Доктор Салих Инджи
Из книги: «Мировые религии», стр. 45-61

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *