Акыда

Мировые религии: Урок 1: Определение понятия «религия»

Определение понятия «религия», источник религиозных чувств, значение и классификация религии

  1. Определение понятия «религия»

Слово «дин» имеет арабские корни. Лексическое значение слова «дин» – «путь, образ жизни, день расчета, законы и т.д». Исламские ученые дают следующее определение «религии»: «Религия – это божественный закон, который основан на откровениях пророков и ведет людей, обладающих здравым умом, (с их собственного согласия) к истинному пути». Согласно этому определению основные особенности религии можно перечислить следующим образом:

  1. Религия – это божественный закон. Религия опирается на Аллаха. Его основал Аллах. Миссия пророков ограничивается сообщением людям этой религии, ее разъяснение и жизнь таким образом, чтобы быть примером для всех людей.
  2. Религия призывает к вечному счастью и к абсолютной истине, то есть, к вечному спасению как в этой, так и в той, вечной жизни.
  3. Религия опирается на откровения, доставленные пророками: Всевышний Аллах сообщает религиозные законы посредством пророков, которых избирает из числа людей. Как сообщается в Коране: «Воистину, они у Нас — в числе избранных, лучших». (Сад, 38/47)

Поэтому для религии пророчество необходимо. Благодаря особой связи, которую пророки устанавливают с Аллахом, они получают откровения и без изменений сообщают людям. По этому вопросу Аллах повелел следующее: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания». (аль-Маида, 5/67)

  1. Религия обращается к разуму. Объектом обращения религий являются здравомыслящие люди, так как Ислам является религией, которую принимает разум и логика. К тому же, согласно исламским канонам, люди, не обладающие здравым умом, не являются ответственными с религиозной точки зрения.
  2. Религия признает свободу вероисповедания. В Священном Коране запрещается принуждение в религии. Касательно этого, в Коране повелевается следующее: «Нет принуждения в религии» (аль-Бакара, 28/256), «Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!» (аль-Кафирун, 109/6).

Согласно этому, каждый может идти по своему пути, но за путь, выбранный им самим, на том свете он будет вознагражден или же наказан.

  1. Источник религиозных чувств с точки зрения Ислама

Если обратим внимание на историю человечества, то заметим, что религиозные чувства всех людей одинаковы, и, начиная с древних народов до развитых цивилизаций, все обладали религиозными чувствами. Исламская религия считает, что чувство веры исходит из природы человека, то есть, присуще человеку с рождения. Исламская религия утверждает, что первой религией людей является религия «Таухида» (единобожия). Основателем религии является Всевышний Аллах. Аллах сотворил Вселенную, человека, книги и отправил пророков. Он научил пророка Адама названиям всех вещей и наделил его миссией первого пророка. Пророк Адам наставлял людей, живших с ним в одно время, с помощью откровений и внушений, полученных от Аллаха. С течением времени люди забыли основы единобожия и начали поклоняться другим, кроме Аллаха, предметам и вещам: Солнцу, Луне и идолам, которых изготавливали собственными руками. И тогда Аллах отправил к ним пророков и призывал их к «истинной религии». Поэтому, в истории человечества сначала была распространена вера в Единого Аллаха и позднее, когда люди удалились от истинной религий, возникло многобожие (политеизм) и идолопоклонничество (язычество). В таких случаях, чтобы вернуть людей к истине, Аллах время от времени направлял пророков и ниспосылал книги. Касательно этого в Священном Коране повелевается следующее:

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»» (ан-Нахль, 16/36),

«У каждого народа есть наставник». (ар-Рад, 13/7),

«Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника». (аль-Исра, 17/15)

Всевышний Аллах в следующем айате священного Корана показывает, что религиозные чувства присущи человеку с самого рождения:

«Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное  качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению». (ар-Рум, 30/30)

Касательно этого вопроса, в хадисе, переданном со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается следующее:

«Человек появляется на свет, уже обладая определенными врожденными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию Ислама. Позднее его родители, если они иудеи, делают из него иудея; если они христиане, делают из него христианина; если же они огнепоклонники, делают из него огнепоклонника». (Бухари, Джанаиз, 92)

В этом хадисе говорится, что религиозные чувства естественны и что человек, который сотворен чистым и невинным, меняет свою религию под влиянием семьи и окружения.

Понятно, что согласно Исламу, источником религии является Господь. И когда с течением времени люди начинали заблуждаться, время от времени Он направлял пророков, чтобы снова призвать их к божественному учению.

III. Значение религии

Религия всегда была в течение всей человеческой истории и будет существовать и в будущем. На какой бы период истории мы не обращали внимание, невозможно найти неверующее общество, хотя неверующие люди были во все времена.

Знаменитый философ Генри Бергсон по этому вопросу сказал: «Были общества, лишенные знаний, искусства и философии, и будут всегда. Но никогда не было неверующих обществ».

Всевышний Аллах сотворил человека таким, что, по причине природных слабостей он может опуститься ниже животных, но развиваясь духовно он может стать выше ангелов. Он сотворил его в таком виде с целью испытания. Если во время этого испытания раб в этой жизни будет совершать благие деяния, он достигнет степени «наместника Аллаха» и в конце обретет спасение и покой как в этой жизни, так и в вечной жизни. В противном случае, он не сможет успешно пройти испытание и окажется в числе тех, кто оказался в убытке в обоих мирах.

Успешное прохождение испытания в этом мире возможно лишь только благодаря выполнению религиозных предписаний и соблюдению запретов. Религия призвана обеспечить благополучную жизнь не только в той, но и в этой жизни. Поскольку религия – это система жизни, которая направляет людей, а в тех местах, где нет законов и системы, поощряет их делать хорошие и полезные дела. Религия является врагом анархии, тирании, несправедливости и зла. Религия ставит перед собой цель сохранить покой и безопасность общества. В истории человечества существовали общества, которые были слабы экономически и материально, но не было примеров того, чтобы общества, у которых ослабли религиозность и мораль, смогли сохранить надолго свое существование

Ослабление религий способствует увеличению преступлений и правонарушений. Когда нет религий, не остается никаких возможностей для поддержания нравственности. Когда исчезает понятие «халяль-харам» (дозволенное и запретное), общество испытывает потрясение. Ничто не удерживает людей и социальные группы. Возникает анархия и всевозможные тяготы. Человек, который верит в существование Творца, всегда и везде контролирует себя, старается совершать хорошее и избегать плохого.

Человек боится не смерти, а исчезновения. Согласно Исламу, со смертью человек не исчезает, смерть – это начало новой и вечной жизни. Эта вера направляет человека к обретению довольства Аллаха и ради этого человек преодолевает мирские трудности и горести. Победить одиночество, безнадежность, неизвестность можно только благодаря религии. Он своими молитвами сообщает о своих трудностях Аллаху. Благодаря религии человек удостаивается духовного богатства.

Следующий айат Корана в краткой форме сообщает об этом:

«Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (ар-Рад, 13/28)

В социальных группах, где религия не является духовным авторитетом, начинают распространяться ошибочные и жестокие убеждения типа «прав тот, у кого сила; сильные должны жить хорошо; слабых нужно угнетать». После этого можно и не говорить о покое в этом обществе. Наряду с этим, в обществах, члены которых сердцем и мыслями привязаны к духовному авторитету религий, слабые и бедные люди всегда будут находиться под покровительством и защитой, они забудут о своем одиночестве. Братские связи между богатыми и бедными, слабыми и сильными крепко связывают социальные группы. Состояние неверующих людей прекрасно поясняет проф. Док. Фарид Кам:

«Неверующий человек будет качаться между сотрясающими волнами происшествий, подобно судну, которое без паруса и без капитана в кромешной тьме попало в бурю. И в конце концов, не достигнув спасительного берега, разобьется в щепки, ударившись об подводную скалу. Если неверующий человек поставил себе цель испытать все наслаждения, которые только может попробовать человек, пусть он знает, что Господь никогда не будет доволен этим. Это тут же удаляет из сознания тех, у кого такая ошибочная вера, желания к наслаждениям. Стоит исчезнуть религии, как тут же на глаза человека надеваются черные очки. Этот мир в глазах человека покажется темницей. Все живые существа он будет видеть в темном свете. Каждое мгновение земля и небеса, словно огненная петля, будут сжиматься вокруг его шеи. Сердце потеряет человеческие качества».

«Когда исчезает религия, разваливается здание добродетелей и из сердца и мыслей уходит все, что имеет отношение к возвышенным чувствам. Сердце опустошается. И вместо него все покрывает бесконечное пространство, темница, где ничего не видно. Именно это называют мраком неверия. И это является отражением Ада. Таким образом Всевышний Аллах показывает неверующим образец самого сильного наказания: «Но помимо величайших мучений Мы непременно дадим им вкусить меньшие мучения, чтобы они могли вернуться на прямой путь» (ас-Сажда, 32/21). Ибо, как сообщается в следующем айате священного Корана: «Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?» (аль-Кыяма, 75/36), люди не могут в этом мире бродить просто так, свободные от божественных предписаний. Как человек вынужден подчиняться некоторым материальным ограничениям и условиям, также обстоит дело и с духовностью. Так как над нами постоянно давлеет невидимая для нас духовная сила». (Фарид Кам, Дини-фелсефи сохбетлер, Анкара, 1987, 48-50).

  1. Классификация религий

А. Истинные религии и их особенности

Исламские ученые делят все религии на три группы: истинные, искаженные и ошибочные. Люди поклонялись Единому Аллаху, начиная с первого пророка Адама (мир ему). С течением времени некоторые народы сохраняли в неизменном виде религиозные воззрения и веру, тогда как другие, вступив в разногласия, сошли с правильного пути. И поэтому Всевышний Аллах время от времени отправлял к людям пророков, чтобы они сообщили людям истину. Кто шел по пути, указанному пророками, тот сохранил свою религию и воззрения. А те не послушал их, оставшись блуждать в потемках, стали следовать некоторым ошибочным верованиям. Как следствие этого, возникло целый ряд искаженных и ошибочных религиозных направлений.

Прежде всего вкратце рассмотрим особенности истинных религий:

  1. Истинная религия – это закон Аллаха и опирается на «Уахий» (откровения).
  2. Они требуют верить в Единого Аллаха. Религия, которая не берет за основу Единственность Аллаха, считается искаженной.
  3. Они предписывает верить в Ахират (Конец света, потусторонняя жизнь). Вера в Аллаха считается полной с верой в Ахират.
  4. Среди принципов веры есть и вера в пророков. Именно пророки ради Аллаха распространяли истинную религию, и они были людьми, далекими от всевозможных пороков.
  5. Истинная религия опирается на священную книгу. Каждому пророку давалась книга. Но часть этих книг со временем была искажена. Из них только Священный Коран сохранился до наших дней в неизменном виде, не подвергнувшись искажениям, что подтверждено и историческими документами.
  6. Вера в ангелов является также одной из особенностей истинных религий.
  7. В истинной религии поклоняются только Одному Аллаху.
  8. Истинная религия не противоречит разуму и науке. Так как религия и знания предназначены для здравомыслящих людей.
  9. Истинная религия среди людей соблюдает принципы истины и справедливости. Люди рождаются с одинаковыми правами и правом на свободу. Никто не превосходит другого по цвету кожи, по языковым или национальным признакам. Превосходство заключается только в праведности, то есть в прекрасном поклонении Аллаху. В священном Коране об этом повествуется следующее:

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный». (аль-Худжурат, 49/13)

Б. Искаженные религии

Согласно воззрениям Ислама, искаженные религии – это религии, которые первоначально были посланы Аллахом, но позднее они были искажены и оригинальные тексты священных книг были изменены. С этой точки зрения Иудаизм и Христианство являются искаженными религиями. Эти религии отошли от учения о Единобожии. Например, в Талмуд — в священную книгу иудеев, детальные подробности которой рассмотрим позже, со стороны религиозных служителей были внесены изменения и дополнения. В наши дни Иудаизм имеет форму национальной религии. Господь иудеев Иегова считается богом израильтян. Таким же образом, евреи считают себя избранным народом из всего человечества.

После того, как Иудаизм был искажен, Всевышний Аллах направил пророка Ису (Иисуса) с священной книгой Инджиль (Новый завет). Но спустя некоторые время христиане, уверовавшие в пророка Ису (мир ему), стали исповедовать религиозные воззрения, противоречащие божественным истинам, переданным в Инджиле. Назвав пророка Ису Господом и сыном Бога, они удалились от учения Единобожия. Кроме того было написано множество вариантов Инджиль, которые противоречили основным принципам, сообщенным пророком Исой, и противоречили друг другу. В этой истории с искажением  Христианства большую роль сыграли отцы церкви. После столь сильного искажения Христианства Всевышний Аллах послал Ислам – последнюю религию.

И так как эта религия является последней, в Коране четко сообщается, что не позволят людям вносить искажения и Ислам будет взят под охрану. Об этом в Коране сообщается следующее:

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его». (аль-Хиджр, 15/9)

В. Ошибочные верования

Это религии, которые с точки зрения их основных воззрений не имеют ничего общего с учением «Таухида». Источником этих верований являются не откровения, а люди. И хотя в этих религиозных воззрениях имелись некоторые положения, не противоречащие разуму и полезные обществу, но по своей сути они не имели ничего общего с Всевышним Аллахом или с одним из Его пророков. Есть мнение, что системы этих верований формировались под воздействием божественных религии или же они возникли на основе искаженных ранее истинных религии. Эту гипотезу подтверждают хадисы и айаты, в которых сообщается, что каждому народу посылались пророки, и число их исчислялось тысячами.  И так как в священном Коране в ясной и четкой форме не говорится об этих религиях, исламские ученые считают их ошибочными. Общей особенностью этих религий является приписывание священных качеств некоторым животным, силам природы, духам предков. В качестве примеров можно сказать о таких религиозных верованиях, как Индуизм, Буддизм, огнепоклонничество и шаманизм.

  1. Традиционные африканские верования

Еще до того, как Иудаизм, Христианство и Ислам не пришли в Африку, на этом континенте существовало ряд племенных верований. В этих верованиях считалось важным преклонение перед духами предков, таким небесным телам, как Солнце, Луна; преклонение перед такими животными, как лошади, волки и львы. Глава племени одновременно был священнослужителем. Отдельное место занимало колдовство. Не было религиозных письменных текстов. Религиозные ритуалы проходили под аккомпанемент музыкальных инструментов и танцев. Были очень важны некоторые символы. Так как люди верили, что эти символы являются связью между людьми и невидимыми духами. Наряду во всем этим, в некоторых старых африканских верованиях существуют воззрения, указывающие на существование Всевышнего Господа. Ибо они верили, что этот Господь был Создателем всего, что есть на небесах и землях. Они считали, что Он был царем всех царей. К тому же говорят, что факт принятия и распространения Ислама на большей части африканского континента объясняется тем, что большое влияние на это оказала вера в Аллаха – который есть абсолютный Господь и мощен над каждой вещью.

Но на величие и возвышенность Аллаха бросает тень верование, которое распространено в традиционных африканских религиях, согласно которому Господь внушает духам предков и некоторым существам в природе.

Мы можем высказать предположение, что эти местные верования представляют собой искаженные формы божественных посланий, которые ранее были посланы этим народам, но позднее были искажены. Также в Коране имеются айаты, которые указывают на это. Вот некоторые из них:

«И нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель». (Фатыр, 35/24),

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (ан-Нахль, 16/32),

«Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника». (аль-Исра, 17/15).

Но так как в священном Коране и хадисах Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ничего не сообщается о верованиях этих стран, о традиционных религиях Африки мы рассказали в главе «Ошибочные верования».

  1. Традиционные восточные религии

Такие традиционные религии как Буддизм, Индуизм, Синтоизм, Конфуцианство, Даосизм, Сикхизм, огнепоклонничество, которые мы называем восточными, в большей степени возникли в таких дальневосточных странах, как Иран, Япония, Китай и Индия.

Буддизм: Основателем Буддизма является философ Будда (д. н. эры 563-483), проживавший в Индии. Он не оставил после себя письменных рукописей, но позднее книги, написанные его учениками, стали считаться священными. Выказывание уважения статуям Будды и посещение мест его проживания считается одним из важных столпов поклонения.

Индуизм: В Индуизме нет пророков, но существуют некоторые книги, которые считаются написанными в глубокой древности. У индусов имеется множество богов. Индусы поклоняются статуям. Они верят, что после смерти душа человека перевоплощается в теле другого и вновь приходит в этот мир. Общество состоит из пяти отдельных каст. Переход из одной касты в другой строго запрещается.

Огнепоклонничество (Заратустра): Это система верования, основателем которой считается Заратустра и была распространена в древнем Иране. Огнепоклонники считали огонь священным и поклонялись ему. После завоевания Ирана мусульманами огнепоклонничество было стерто со страниц истории.

Синтоизм: Синтоизм является традиционной религией Японии. Одна из главных особенностей – поклонение духам предков. Последователи Синтоизма оставляют на кладбищах пищу и питье, и таким образом стараются задобрить их.

Конфуцианство: Одно из традиционных религий Китая. Основатель этой религии Конфуции жил в 551-479 до нашей эры. Так как среди его принципов нет понимания Творца, его воззрения похожи на философские взгляды, чем на религию. Кроме Конфуцианства в Китае исповедуют Даосизм.

Сабеи: Это старая религия, о которой сообщается в Коране (аль-Бакара, 2/62; аль-Маида, 5/29; Хадж, 22/17). Ее исповедовала небольшая община, проживавшая в Ираке, на берегу рек Евфрата и Тигра. Согласно их воззрениям, на одной стороне был Бог света, а на другой – Бог тьмы. То есть, они верили в существование двух богов, что противоречит учению Единобожия.

Сикхизм: Эту религиозную систему основал человек по имени Гуну Нанак. Эта ошибочная вера была распространена в Индии в 16 веке и имела своей  целью объединение Ислама и Индуизма, чтобы таким образом исказить исламскую религию. В этой религии отсутствует идея Бога. Сюда были внесены некоторые воззрения из Индуизма.

  1. Ошибочные верования с точки зрения Ислама

Как видим, общей особенностью ошибочных верований является вера в существование нескольких Богов. Даже если некоторые из них, подобно учению Заратустры, были основаны на вере в одного Бога, через некоторое время такие воззрения были искажены.

Некоторые из них, как Индуизм и Буддизм призывали к отшельничеству, то есть, удалению от этого мира, что противоречит природе человека. Ислам не признает, когда уделяют внимание лишь духовной стороне жизни и полностью пренебрегают ее физиологической стороной. Наряду с тем, что Ислам, прежде всего, акцентирует внимание на потусторонней жизни, он предписывает между серединный образ жизни, который соответствует реалиям земной жизни. Ислам не ограничивается лишь некоторыми нравственными наставлениями. Ислам предписывает соблюдение религиозных положений во всех вопросах, с которыми человек встречается в повседневной жизни. Касательно этого в священном Коране повелевается:

«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (аль-Касас, 28/77)

Некоторые религии, как Синтоизм, поклонение духам предков превратили в религиозный ритуал. В этих религиях нет четкого понимания о Боге. Признание религиозных воззрений, которые противоречат разуму человека и природе, а также отвергают естественные потребности человека, невозможно.

Некоторые из этих религий, подобно искаженному Иудаизму, превратились в национальную религию и пропагандируют превосходство одной нации над другими нациями. Например, Синтоизм стал национальной религией японцев, Индуизм – индусов.

Ислам, который является самой последней религией, посланной человечеству, берет за основу Единство (Таухид) Всевышнего Аллаха. Ислам категорически не приемлет воззрения тех верований, которые Господа уподобляют различным существам или же утверждают, что Он перевоплощается в них. Согласно Исламу, Бог Один, нет у Него ни супруги, ни чего-либо подобного Ему. Он — есть Творец всех существ, живых и неживых. Все Вселенная продолжает существовать благодаря божественной программе (суннатуллах) и в соответствии с божественными повелениями, вложенными в ее природу.

Ислам отвергает учение некоторых верований, которые утверждают, что после смерти душа человека перевоплощается в другое тело и снова приходит в этот мир. Согласно Исламу со смертью наступает конец жизни человека и не может быть и речи о повторном появлении на этот свет. Земная жизнь – это испытание, которое дается только один раз. На эту истину в айатах Корана внимание привлекают следующим образом:

«Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это – всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены». (аль-Муминин, 23/99-100)

Ошибочные религии не смогли на практике очертить сферу ответственности человека и его обязанности. И оказались бессильными удовлетворить все потребности людей. Так как они не обладали основными положениями веры, как Бог – Творец, священная книга, пророки, которые должны были передать послания Господа людям.

Текст для чтения

Как Ибрахим «Авраам» (мир ему) преподал урок язычникам

Ночью маленький Ибрахим не мог заснуть. Он вышел из дома и направился в горы. Здесь он подошел к входу в пещеру. Сев спиной к скале, он обратил свой взор на небеса.

Увидев светящиеся на небе луну и звезды, он вспомнил людей, поклоняющихся им, его сердце охватила печаль.

Некоторые люди из народа Ибрахима поклонялись идолам на земле, другие – идолам на небесах. Чтобы показать им правильный путь, он решил привести неоспоримые доказательства. Он подумал над тем, как показать людям, что звезды на небесах не могут быть божеством? В конце он принял решение показаться одним из них и указать на ошибочность их воззрений. Он тут же приступил к делу.

Его внимание привлекла одна крупная, яркая звезда. Он сказал себе:

– Может ли эта яркая звезда быть Богом?

Он наблюдал за ней до захода. Пророк Ибрахим сказал:

– Звезда исчезла. Моя душа не любит то, что исчезает. Бог не может показываться и исчезать. Эта яркая звезда не может быть Богом.

В таком случае, звезда не может быть моим Богом. Звезда, которая покидает меня, которая исчезает, не может быть моим Господом!

Эти слова оказали сильное воздействие на тех, поклонялся звездам. Он продолжил воплощать свой план.

На этот раз появилась Луна.

Среди облаков она рассыпала свое серебряное сияние на горы, долины и селения. Пророк Ибрахим (мир ему) спросил у себя:

– Хорошо, может ли Луна быть Богом?

Он наблюдал за Луной до тех пор, пока она не сошла с небесного свода. В таком случае она Луна не может быть Господом. Так как настоящий Бог не должен исчезать. Пророк Ибрахим (мир ему) словно издевался над ограниченными умами тех, кто поклонялся небесным телам. Наступило утро. На горизонте своим огромным снопом света показалось Солнце. Пророк Ибрахим (мир ему) сказал:

– Солнце гораздо больше Луны, которую видел ночью. Интересно, Солнце может быть Богом?

С этими мыслями пророк Ибрахим (мир ему) погрузился в размышления. Полдень, вечер и тут Солнце начало желтеть и пропало в темноте горизонта. Так же, как Луна, так же, как и звезды. Да, они были бренны, и смерть была неизбежна для всего бренного. А ведь истинный Господь бессмертен, Он не имеет конца. Как был прекрасен этот урок, который пророк Ибрахим (мир ему) преподал своему народу.

Затем пророк Ибрахим был наделен миссией пророчества. Всевышний Господь говорил с ним:

– О Ибрахим!

– О Господи, я слушаю Тебя!

– Покорись мне и подчинись.

Пророк Ибрахим (мир ему) пал ниц в земном поклоне и смочив слезами землю, промолвил:

– Я покорился Господу миров.

Душа пророка Ибрахима наполнилась покоем и радостью. До глубокой ночи он пребывал в земном поклоне. Потом он вернулся домой. Все закончилось. Аллах наделил его миссией пророчества. В жизни пророка Ибрахима начался новый период. Он должен был показать истинный путь людям, которые поклонялись небесным и земным идолам.

Первый призыв пророк Ибрахим начал со своего отца Азара. Об этом повествуется в Коране, в истории о пророка Ибрахиме (мир ему). Пророк Ибрахим (мир ему) вежливо сказал своему отцу Азару:

«Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит, и не видит, и не принесет тебе никакого избавления? Отец мой! Мне открылось знание, которое не было открыто тебе. Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путем. Отец мой! Не поклоняйся сатане, ибо сатана ослушался Милостивого. Отец мой! Я боюсь, что тебя постигнет наказание от Милостивого и что ты станешь помощником сатаны.

Отец разгневался:

– Неужели ты отворачиваешься от моих богов, Ибрахим (Авраам)? Если ты не перестанешь, то я непременно побью тебя камнями. Оставь же меня надолго!»

Но Ибрахим (мир ему) ответил вежливо и тактично: 

– Он сказал: «Мир тебе! Я буду просить моего Господа простить тебя. Воистину, Он снисходителен ко мне». (Марьям, 19-42-47).

Анализ урока

А. Ответьте на нижеследующие вопросы.

  1. Какое определение «религии» давали исламские ученые?
  2. Что является основным источником религиозных чувств с исламской точки зрения? Объясните на примерах айатов и хадисов.
  3. Почему важна религия в жизни человека? Поспорьте на примерах из повседневной жизни.
  4. На какие группы исламские ученые разделили религии? Какие это группы?

Б. Подчеркните правильные ответы из нижеприведенных слов?

  1. Какие значения имеет слово «религия»?

а) Любовь, уважение

б) Гордыня, высокомерие

в) Путь, образ жизни, закон

г) Умирать, оживать.

  1. Какое из нижеследующих сочетаний не может считаться особенностью религий?

а) Божественный закон

б) Предписывает жесткость и злодеяние

в) Обращается к разуму

г) Основано на откровениях

  1. Каковы были первоначальные особенности религии согласно Исламу и на что они опирались?

а) Сначала было идолопоклонничество и многобожие

б) Было основано на вере в двух богов

в) Было основано на учении Троицы

г) Была вера в Единого Бога и основывалась на учении «Таухида»

  1. В каком из нижеследующих выражений привели правильную квалификацию исламских ученых?

а) Истинная – искаженная – ошибочная религия

б) Таухид – Троица – языческая религия

в) Истинная –– искаженная религия

г) Ошибочная – правильная – заблудшая религия.

  1. Какая из нижеследующих религий не относится к восточным религиям?

а) Индуизм

б) Традиционные африканские верования

в) Буддизм

г) Синтоизм

Постараемся вспомнить определения нижеприведенных терминов

Уахий – повеления и запреты Всевышнего Аллаха.

Мухарраф – искаженное, не сохранившее оригинал.

Хакк – истинное.

Батыл – ошибочное.

Таухид – учение о Единобожии. 

Троица – христианское учение.

Ахли Китаб – термин, который используют в отношении людей, которые исповедуют религию, основанную на откровениях. Обычно имеет в виду иудеев и христиан.

Сабии – религиозное течение, члены которого поклонялись звездам.

Индуизм – религия, распространенная в Индии  и появившаяся 2500 до нашей эры.

Буддизм – ошибочная религиозная система, появившаяся 500 назад до нашей эры и уделявшая особое внимание аскетизму.

Автор: Доцент Доктор Эрдоган Баш
Ассистент: Доктор Салих Инджи
Из книги: «Мировые религии», стр. 11-23

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *