Сира

Милосердие в жизни Посланника Аллаха, саллаллаху ‘алейхи уа саллам (3)

§ 3. Общество, современное Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)

«Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) вёл борьбу с невежеством и дикостью за правильную жизнь[1]».

Известная британская писательница Карин Армстронг говорит: «Правда состоит в том, что область проживания арабов была местностью очень суровой по своей природе, и ни одна из религий, связанных с модернизацией и прогрессом, не добилась успеха в своих попытках проникнуть в эти районы. Одни племена нападали на другие с целью наживы. Детей женского пола нередко убивали в раннем детстве без всякой жалости, а к женщинам относились как к рабам».

Всё это действительно было… Но с приходом ислама положение коренным образом изменилось!

Мы уже говорили о том, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) относился к милосердию и насколько милосердным был он сам. Но впечатление от всего того, что мы узнали о нём, значительно усилится, если мы изучим отношение современного ему общества к этому качеству.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упоминал о том, как жили люди до начала его пророческой миссии.‘Ияд ибн Хаммар аль-Муджаши передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, Аллах посмотрел на обитателей земли и возненавидел их — и арабов, и неарабов, — кроме оставшихся людей Писания» [Муслим].

Люди в те времена пали так низко, что навлекли на себя ненависть Всевышнего Аллаха, то есть сильное отвращение.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) употребил слово «оставшиеся», говоря о людях, следовавших небесным Писаниям. Отсюда можно заключить, что их было очень мало, и это были даже не общины, а отдельные люди. Далее мы поговорим об этом подробнее.

Римская империя.

Это государство разрывали на части разногласия между различными группами христиан. Конфликт между ортодоксальным христианством (восточная церковь) и католическим (западная церковь) был очень серьёзным и со временем перерос в кровопролитные войны и счёт жертвам этих войн пошёл на десятки тысяч.

Внутри ортодоксальной (восточной) церкви также существовали разногласия. Спорили между собой и никак не могли прийти к согласию диофизиты, считавшие, что у Христа было две природы (божественная и человеческая) и монофизиты, считавшие, что у него была только одна природа (божественная).

Монофизиты, населявшие Египет и Эфиопию, подвергались жесточайшим гонениям со стороны диофизитов. Их пытали, сжигали заживо, топили. И это притом, что обе группы относились к одной ортодоксальной церкви. Это жестокое противостояние продолжалось до тех пор, пока Египет не был открыт для ислама. Для коптов приход мусульман ознаменовал спасение от гонений и истязаний, которым подвергало их Римское государство.

В жизни римлян внутри империи также присутствовала жестокость. Разные народы, проживавшие на территории империи, сгибались под тяжестью непомерных налогов, бремя которых ложилось в основном на бедные слои населения и почти не затрагивало богачей. Римское общество делилось на свободных, которые были господами, и рабов, которых было в три раза больше чем свободных. Рабы были абсолютно бесправными, и полностью зависели от господ, которые решали их участь, и не пользовались внутри общества ни малейшим уважением. Положение их было таким, что даже Платон, автор идеи идеального города, считал, что им не следует давать право считаться гражданами государства.

Жестокость присутствовала не только в отношении к рабам и беднякам, но даже к женщине-римлянке. Там был созван собор, чтобы обсудить положение женщины. После нескольких заседаний собравшиеся постановили, что женщина — существо без души и, как следствие, вечной жизни у неё не будет, и сама она — скверна, и ей нельзя есть мясо, и нельзя смеяться. Ей запретили даже говорить, и некоторым даже вешали на рот замок, и на дорогах можно было встретить женщин с замком на губах![2]

Персидское государство.

Положение людей в этом государстве было поистине трагическим с точки зрения цивилизации во всех отношениях — и в нравственном, и в социальном, и в религиозном плане. Народ в персидском обществе подчинялся жёсткому сословному делению, которое было истинным унижением для человечества. Общество делилось на семь сословий, нижайшим из которых были простые люди, составлявшие более 90% жителей Персии. Среди них были рабочие, крестьяне, военные и рабы. Все они были бесправными до такой степени, что во время битв их приковывали друг к другу цепями, как это было, например, во время сражения при Убулле[3], первом сражении мусульман на персидских землях под командованием Халида ибн аль-Валида.

Северная Европа.

Французский историк Рено[4]говорит, описывая положение в Европе до ислама: «В те времена Европа предавалась порокам и грехам и бежала от чистоты и заботы о человеке и его положении, демонстрируя невежество, хаос и отсталость. Здесь были распространены притеснения и гонения, а также не грамотность».

Аль-Бакри так описывает положение саклабов[5], населявших северную Европу: «Они совершали действия,подобные действиям индийцев. Они сжигали тела своих умерших, после чего приходили женщины умершего и резали ножами свои руки и лица. А некоторые женщины, любившие своих мужей, удавливали себя на глазах у собравшихся, после чего их тела также сжигались и помещались вместе с прахом умершего».

Египет.

После поражения, нанесённого Октавианом[6] Клеопатре[7] в 31 году до нашей эры, и после падения Западной римской империи в 476 году нашей эры (то есть примерно за сто лет до рождения Посланника Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)) владения Западной римской империи, в том числе и Египет, перешли к Восточной римской империи. Так Египет в римскую эпоху превратился в житницу, снабжавшую империю продовольствием. Египтяне потеряли всякую власть над своими землями, и хотя римляне и оставили на местах некоторых египтян — это была чисто символическая мера во избежание народных восстаний и революций. Обедневший народ облагался разными видами налогов, которые не только были непомерными, но и, впервые в истории, стали взиматься не только с живых, но и с умерших. Даже похоронить усопшего позволялось только после уплаты определённого налога. Римляне преследовали предводителей коптов, убивая их и подвергая пыткам, так что те вынуждены были бежать в пустыню и устраивать места совершения религиозных обрядов подальше от глаз римлян в заброшенных местностях, чтобы сохранить жизни оставшихся из их числа.

Индия.

В Индии в те времена существовало жёсткое кастовое деление. Общество делилось на четыре касты (сословия), нижайшими из которых были шудры и неприкасаемые[8], которые считались по своему положению ниже скота и презреннее собак. Но самым худшим было то, что принадлежащий к определённой касте не мог изменить своего положения, то есть перейти в более высокую касту, сколько бы знаний, имущества и влияния он ни приобрёл. Если говорить о положении женщины в индийском обществе, то древние индийские законы гласили, что чума, смерть, яд, ядовитые змеи и огонь лучше женщины. И мужчина, проиграв в азартных играх своё имущество, мог поставить на кон жену, и если он проигрывал, её забирал выигравший. Также у индийцев существовал обычай сжигать жён умершего вместе с ним и хоронить их вместе. Если даже женщина избегала подобной участи, она оставалась рабыней в доме мужа и подвергалась оскорблениям и обидам каждый день до самой смерти[9].

Иудеи.

В 610 году по христианскому летоисчислению персы одержали победу над римлянами: «Побеждены римляне…» (сура 30 «Римляне», аят 2). После этого иудеи напали на христиан Шама, воспользовавшись ослаблением римских войск, разрушили церкви, убили монахов и в течение нескольких лет были достаточно могущественными и вели себя крайне высокомерно. Потом римляне одержали победу над персами «Однако после поражения они одержат победу» (сура 30 «Римляне», аят 3). Иудеи пришли к Ираклию со смиренным видом, покоряясь ему, и он принял их покаяние и гарантировал им безопасность. Однако потом к Ираклию пришли монахи Шама и рассказали ему о том, что сделали с ними иудеи после поражения римлян. Ираклий разгневался и хотел наказать иудеев, однако ему мешали гарантии, которые он дал им. Тогда христиане Шама снова пришли к Ираклию и сказали: «Ты не обязан сдерживать обещание, которое дал им. Казни их, и мы будем поститься от твоего имени в течение недели каждый год до конца наших дней». Ираклий согласился и подверг их страшному наказанию, так что уцелели лишь те, кому удалось бежать из Шама.

В Аравии во времена Посланника Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) иудеи жили на севере Медины и были в основном людьми чёрствыми по своей природе, жестокосердными, далёкими от морали и жили за счёт ростовщичества, разжигания смут и торговли оружием. Кроме того, они подстраивали знатным людям скандальные ситуации, а потом шантажировали их, угрожая оглаской. Кроме того, они старались завладеть умами невежд с помощью своих вводящих в заблуждение идей[10].

Если же говорить о женщине, то в Торе[11] говорится следующее: «Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия,— и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце её — силки, руки её — оковы; добрый пред Богом спасётся от неё, а грешник уловлен будет ею» (Екклесиаст, 7:25–26).

Арабы, населявшие Аравийский полуостров.

Несмотря на веру арабов во Всевышнего Аллаха, они придумали себе заступников перед Ним и посредников между Ним и собой, и сказали,оправдывая свои действия:

«Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (сура 39 «Толпы», аят 3).

Со временем они стали считать, что эти посредники (идолы) способны приносить пользу и причинять вред, творить добро и зло сами по себе[12], и начали поклоняться уже непосредственно им. В каждом городе был свой идол. Более того, у каждого племени был свой идол. Так, в Мекке, например, главным идолом был Хубаль, а в Таифе — аль-Узза, и такдалее.

В среде арабов были распространены многие пороки, в том числе употребление вина, повсеместное ростовщичество. Прелюбодеяние в самых отвратительных видах также получило широкое распространение в арабском обществе в до исламские времена. Мать верующих ‘Аиша в сообщении, которое приводит аль-Бухари в своём «Сахихе», рассказывает о том, что из четырёх основных видов отношений между мужчиной и женщиной до ислама три представляли собой разновидности прелюбодеяния, и только один являл собой законный брак[13]. А когда Мухаммад  (мир ему и благословение Аллаха) был послан к людям с истиной, все виды связи между мужчиной и женщиной были запрещены, за исключением законного брака, в который вступают люди сегодня.

Также среди арабов был распространён в те времена один из жесточайших обычаев в истории человечества. Это обычай зарывать девочек живьём в землю. Это ужасное действие совершалось по многим причинам — из боязни бедности или позора, или по причине нравственных пороков, или потому что цвет кожи ребёнка отличался от цвета кожи родителей — например, у женщины рождался темнокожий ребёнок. Ещё одним основанием для этого было их ложное утверждение о том, что ангелы якобы являются дочерьми Аллаха. Они говорили: «Отправляйте дочерей к Аллаху, ибо Он имеет больше прав на них»[14].

К достойным порицания качествам арабов относился и племенной фанатизм, который был причиной почти не прекращающихся междоусобиц. Набеги, которые племена совершали друг на друга, были обычным явлением. Войны разгорались по самым ничтожным причинам, и жертвами этих войн становились сотни и тысячи людей. К самым известным войнам до исламского периода относится война Дахиса и аль-Габры[15], а также день Буаса[16].

Таким было положение на Аравийском полуострове, да и во всём остальном мире. Исключениями были лишь немногие — очень немногие — представители всех этих цивилизаций (если, конечно, у нас есть право называть все эти общества цивилизациями).

Примечание

[1] Шведский востоковед Снерстен, преподаватель семитских языков. Из книги «История жизни Мухаммада».

[2] Шаляби. «Мукаранат аль-адйан. Афиф Тайяра. Рух ад-дин аль-ислями».

[3] Первое сражение мусульман с персами в годы правления второго праведного халифа Абу Бакра ас-Сыддика. Согласно дошедшим до нас сообщениям, Халид ибн аль-Валид, приблизившись к Убулле(приграничная область в месте впадения Тигра в Персидский залив), разделил своё войско на три части, поручив командовать двумя из них аль-Мусанне ибн Харисе аш-Шейбани и ‘Ади ибн Хатиму ат-Таи. Третьим войском он командовал сам. Он послал два войска вперёд себя, договорившись встретиться с ними у аль-Хуфейра (место недалеко от Убулли, между Меккой и Басрой). Правителем этой области был влиятельный перс по имени Хурмуз. Арабы ненавидели его, потому что он часто совершал набеги на них, и все они жаждали отомстить ему. Узнав о приближении Халида и о том, что он отправил свои отряды к аль-Хуфейру, Хурмуз опередил их и сам послал войска к аль-Хуфейру. Узнав об этом, Халид повернул вместе со своим войском в сторону Казымы (место между современным Кувейтом и Басрой, в котором была вода), однако Хурмуз и здесь опередил его. Халиду со своим войском пришлось остановиться далеко от воды. Он сказал своим воинам: «Боритесь с ними за воду, ибо, поистине, Аллах дарует её самому терпеливому и стойкому из двух войск». После этого он выступил из ряда и вызвал на поединок желающего сразиться. К нему вышел сам Хурмуз. Он слез с лошади, и они схватились. Увидев это, персы решили убить Халида и набросились на него, однако это не помешало ему убить Хурмуза. Тогда аль-Ка‘ка‘ повёл мусульман в наступление. Он отогнал персов от Халида, и разгорелось сражение, в котором язычники потерпели поражение. Собрав оставленные ими вещи, Халид обнаружил среди них цепи, которыми сковывались персидские воины, чтобы не побежать с поля боя, поэтому эта битва получила название «битва цепей».

[4] Из книги «История исламских завоеваний».

[5] Саклабы (также сакалиба, сиклаб, саклаби, в арабо-исламской литературе صقالبة, в романских языках и на латинице ед. ч. Siqlabi, мн. ч. Saqaliba) — вначале этим термином в арабских источниках обозначалось славянское население Восточной Европы, позднее — бывшие воины (дезертиры) славянских контингентов византийской армии, перешедшие в ходе боёв в Азии в VII-XIII вв. на сторону мусульман.

[6] Октавиан Август, или Гай Ю́лий Це́зарь А́вгуст (прирождении — Гай Октавий Фурин; 23 сентября 63 года до н. э., Рим — 19 августа 14 года, Нола) — римский политический деятель, основатель принципата (с 16 января 27 года до н. э.), Великий понтифик с 12 года до н. э., Отец отечества со 2 года до н. э. Внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им по завещанию. Также многократный консул, трибун, цензор.

[7] Клеопа́тра VII Филопа́тор (69–30 гг. дон. э.) —последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).

[8] Неприкасаемые — принятое в русском языке общее наименование ряда каст, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии Индии. В настоящее время они составляют 16—17 % населения Индии.

Неприкасаемые не входят в систему четырех основных каст. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов. Неприкасаемые разделяются по традиционным видам деятельности их представителей, а также по местности их проживания. К основным категориям неприкасаемых относятся кожевники, прачки и так далее.Вообще население Индии делилось на четыре слоя (касты):

1) жрецы — служители культа (брахманы);

2) воины (кшатрии);

3) крестьяне-земледельцы и торговцы (вайшьи);

4) низшая каста слуг (шудры).

Последнюю касту, как утверждают индийцы, «Творец Вселенной сотворил из своей ноги», и существуют представители этой касты исключительно для того, чтобы прислуживать представителям трёх высших каст и ублажать их. Этот закон превознёс брахманов над представителями всех остальных каст. Считалось, что брахману прощены все грехи, даже если он в них погрязнет, и при этом с него не взимались налоги и его не разрешалось карать смертью, что бы он ни делал. А шудры не имели права владеть каким-либо имуществом и накапливать его, не могли сидеть вместе с брахманом и прикасаться к нему, и им было запрещено изучать священные книги.

[9] Из книги «Что потерял мир в результате упадка мусульман» Абу аль-Хасана ан-Надави.

[10] Из книги «Ар-рахик аль-махтум» Сафийю-р-Рахмана аль-Мубаракфури.

[11] В данном случае подразумевается, разумеется, Библия, существующая сегодня, а не первоначальная Тора, ниспосланная Всевышним пророку Мусе (мир ему).

[12] Иначе говоря, вне зависимости от воли Всевышнего Аллаха.

[13] Аль-Бухари приводит сообщение от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), в котором рассказывается о видах связи между мужчиной и женщиной, существовавших во времена невежества: «Во времена невежества существовали четыре вида связи между мужчиной и женщиной. Один из них — заключение брака, который заключают люди сегодня: мужчина просит у другого руки его дочери или подопечной, дает ей махр, а потом заключает с ней брак. Второй вид: мужчина говорил своей жене, очистившейся после менструации: “Пойди к такому-то и проведи с ним ночь!” После этого он не прикасался к ней до тех пор, пока не становилось ясно, что она беременна от человека, с которым была. Когда же становилось ясно, что она беременна, муж прикасался к ней, если желал. Он поступал так, стремясь иметь ребенка от человека благородного происхождения. Это называлось браком пользования (никах аль-истибда‘). Третий вид: собирались несколько мужчин — меньше десяти — и входили к одной женщине, причем каждый из них вступал с ней в половую связь. Она беременела, а после родов посылала за ними, и никто из них не мог отказаться прийти. Когда они собирались у нее, она говорила: “Все вы знаете, что сделали, и я родила, и это твой сын, о такой-то!” — при этом она называла по имени, кого желала, и ребенок считался его сыном, и он не мог отказаться от него. Четвертый вид: собиралось много мужчин, и все они входили к женщине, и она не отказывала никому из них. Это были блудницы, и они вешали над своими дверями флажок, который служил знаком для мужчин, и к ним входил любой желающий. Если одна из них беременела, то после родов все они приходили к ней и приглашали людей, умеющих определять родство по внешности, и ребенок считался сыном того, на кого они указывали. Он забирал его, и тот назывался его сыном, и он не отказывался от него».

[14] Аль-Алюси. «Рух аль-маани».

[15] Всё началось со скачек. Были устроены состязания между Дахисом — конём Кайса ибн Зухайра — и аль-Габрой — лошадью Хузайфы ибн Бадра. Последний велел одному человеку встать в долине и задержать Дахиса, если он начнёт побеждать. И он действительно ударил лошадь по храпу. Она попала в воду, и победила аль-Габра. Это привело к убийству. Потом родственники убитого начали мстить, и в результате началась война между племенами ‘Абс и Зубьян.

[16] Бу‘ас — местечко, расположенное в трёх с лишним километрах от Медины, где в доисламские времена произошло сражение между племенами аль-Аус и аль-Хазрадж.

Автор: Шейх Рагыб аль-Ханафи ас-Сирджани

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *