Шейх аль-Ислам Мухаммад Такы Усмани аль-Ханафи (хафизахуЛлах) пишет:
«Ша’бан – один из тех ценных месяцев, в отношении которых имеются особые инструкции из жизни пророка (салляллаху алейхи уа саллям). В достоверном хадисе сообщается, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) постился бо́льшую часть данного месяца. Данные дни поста не были для него обязательными, но Ша’бан – это месяц, непосредственно предшествующий рамадану. Поэтому пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:
Анас (радиаллаху анху) рассказывал, что пророка (салляллаху алейхи уа саллям) однажды спросили:
– Какой пост наиболее ценен после поста рамадана?
– Дни поста Ша’бана в честь рамадана, – ответил он. (Передано Тирмизи)
Усама ибн Зейд (радиаллаху анху) сообщал, что он как-то раз спросил пророка (салляллаху алейхи уа саллям):
– Пророк, я видел тебя постящимся в месяц Ша’бан так часто, как ни в какой другой месяц.
– Это месяц между раджабом и рамаданом, которым многие пренебрегают, – ответил он.
– И это месяц, в котором расчет поступков людей представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост. (Насаи. Сунан)
Аиша (радиаллаху анха) говорила, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) имел обыкновение поститься весь Ша’бан. Она спросила его:
– Пророк, Ша’бан – твой самый любимый месяц для поста?
– В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. И я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост. (Передал Абу Ягля с надежной цепочкой рассказчиков. Мунзири. Таргиб уа тархиб, т.2, стр. 240)
В другом хадисе она рассказывала, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) иногда начинал поститься беспрерывно, и люди начинали даже думать, что он никогда не прекратит поститься. А иногда он начинал проводить дни без поста, и люди начинали думать, что он никогда не будет поститься. Аиша (радиаллаху анха) говорила, что никогда не видела пророка (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся в течение всего месяца, за исключением рамадана, и никогда не видела его постящимся чаще, чем в Ша’бан. (Бухари. Сахих; Муслим. Сахих)
В другом хадисе она говорит, что никогда не видела пророка (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как в месяц Ша’бан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней без поста, то есть постился почти весь месяц. (Тирмизи. Сунан)
Умм Саляма (радиаллаху анха) говорила, что никогда не видела пророка постящимся на протяжении двух месяцев подряд, кроме месяцев Ша’бан и рамадан. (Хасан-хадис, Тирмизи. Сунан)
Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц Ша’бан, хоть и необязателен, является столь ценным, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не любил пропускать его.
Но следует иметь в виду, что дни поста Ша’бана – только для тех людей, которые способны соблюдать их без ущерба для обязательного поста рамадана. Поэтому, если человек боится, что после дней поста Ша’бана он потеряет силу для постов в рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в рамадан, ему не следует поститься в Ша’бан, поскольку пост в рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в Ша’бан. Поэтому пророк (салляллаху алейхи уа саллям) запрещал мусульманам поститься один-два дня Ша’бана, непосредственно предшествующие рамадану. Кроме того, Абу Хурейра передавал следующие слова пророка (салляллаху алейхи уа саллям):
«Не поститесь после того, как прошла первая половина Ша’бана». (Абу Дауд)
Согласно другому хадису, пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Не предваряйте месяц рамадан одним-двумя днями поста». (Бухари)
Смысл приведенных хадисов в том, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) имел обыкновение поститься бо́льшую часть месяца Ша’бана, поскольку не боялся слабости и усталости перед началом рамадана. А другим он велел не поститься после 15-го Ша’бана из-за опасения, что они утратят силу и бодрость перед началом рамадана и не смогут с воодушевлением его встретить.
Ночь Бара’ат
Еще одной значимой особенностью Ша’бана является наличие в нем ночи, которая обозначена в исламе как «ночь Бара’ат» (ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-м и 15-м днями Ша’бана (с 24 на 25 февраля). Существуют определенные хадисы в пользу того, что это особая ночь, в которую милость Аллаха посещает людей Земли. Некоторые из этих хадисов приводятся ниже:
1. Сообщается, что Аиша (радиаллаху анха) рассказывала:
«Однажды пророк (салляллаху алейхи уа саллям) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в столь продолжительном земном поклоне, что я забеспокоилась, не умер ли он. Я встала с постели и подвигала его большой палец, чтобы убедиться, что он жив. Палец сдвинулся, и я вернулась на свое место. Затем я услышала, как он говорил в земном поклоне:
أَعُوذُ بِعَفْوِكَ مِنْ عِقَابِكَ وَأَعُوذُ بِرِضَاكَ مِنْ سَخَطِكَ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْك لا أُحْصِي ثَنَاءً عَلَيْكَ، أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْتَ عَلَى نَفْسِكَ
– Ищу помощи у Твоего прощения от Твоего наказания, ищу помощи у Твоего довольства от Твоего недовольства, ищу Твоей помощи от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.
После этого он поднял голову и завершил намаз. Далее он обратился ко мне:
– Аиша, ты думала, что пророк предал тебя?
– Нет, пророк, но боялась, что твою душу забрали из этого мира, твой земной поклон был очень долгим.
– Знаешь, что это за ночь?
– Аллах и Его Посланник знают лучше.
– Это ночь половины Ша’бана. Всемогущий Аллах смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и дает Свою милость тем, кто молит о ней. Но сохраняет тех, кто имеет злой умысел против мусульманина, такими же и не прощает их, пока они не освободятся от злобы». (Передано Байхаки. Мунзири. Таргиб уа тархиб, т.2, стр. 232)
2. В другом хадисе госпожа Аиша (радиаллаху анха) сообщала, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ يَنْزِلُ لَيْلَةَ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا فَيَغْفِرُ لِأَكْثَرَ مِنْ عَدَدِ شَعْرِ غَنَمِ كَلْبٍ
«Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб». (Хадис передали ат-Тирмизи, ИбнуМаджа, имам Ахмад, Ибну Абу Шайба, аль-Байхаки, аль-Багави, Исхак бин Рахавих, ад-Дайлями)
Кальб представляло собой большое племя, у которого было очень много овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом.
3. Еще в одном хадисе Аиша (радиаллаху анха) передала, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Это срединная ночь Ша’бана. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем шерстинок, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, приписывающего Ему напарников, и на того, кто растит злобу в сердце против кого-нибудь, и на того, кто порывает родственные связи, и на человека, оставляющего свою одежду свисающей ниже щиколоток (как знак гордыни), и на того, кто ослушивается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино». (Передано Байхаки. Мунзири. Таргиб уа тархиб, т.2, стр. 241)
4. Господин Муаз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передавал следующие слова пророка (салляллаху алейхи уа саллям):
يطلع الله على خلقه في ليلة النصف من شعبان فيغفر لجميع خلقه إلا لمشرك أو مشاحن
«Всевышний обращается в ночь середины месяца шаабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему». (Хадис передал аль-Байхаки в «Шуабуль-иман», № 3674; ат-Табрани в «аль-Му’джам аль-кабир», № 215 и в «аль-Му’джам аль-авсат», № 6967; и Ибну Хиббан в «аз-Зауаид»)
Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает определенными малыми техническими недостатками, но, если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает убедительными достоинствами, и отношение к этой ночи как к священной не является безосновательным измышлением, как представляют себе некоторые современные теологи, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения.
Более того, определенные хадисоведы считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других хадисов рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно хадисоведению, устраняются при наличии множества путей передачи.
Поэтому мусульмане ранней эпохи ислама проводили эту ночь в богослужении и молитвах и относились к ней как к ночи особых достоинств.
Что следует делать в эту ночь?
В ночь Бара’ат следует бодрствовать так долго, насколько это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в богослужении и молитве. Но если кто-то не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-то существенную часть этой ночи (желательно, ее вторую половину) и совершать следующие богослужения:
(а) Намаз. Это самое предпочтительное действие для исполнения в данную ночь. Нет какого-то определенного количества ракаатов, которое необходимо исполнить, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза (стояние, поясной поклон, земной поклон) исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.
(б) Чтение Корана. Это другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза (или в любое иное время) следует произнести из Корана столько аятов, сколько человек в состоянии прочитать.
(в) Зикр (поминание Аллаха). Особенно полезен следующий зикр:
سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ ، وَاَللَّهُ أَكْبَرُ، وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّه
«СубханаЛлахи уальхамдулиЛляхи уа ля иляха илляЛлаху уаЛлаху Акбару уа ля хауля уа ля къуууата илля биЛлях».
Нужно по многу раз произносить салауат в адрес пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Зикр можно проговаривать также во время ходьбы, лежа на кровати и в другие часы работы и отдыха.
(г) Мольбы к Аллаху. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, – это мольбы к Аллаху. Есть надежда, что все мольбы, даст Аллах, в эту ночь будут приняты нашим Господом. Мольба сама по себе является богослужением. Аллах не только удовлетворяет нужды молящего, но и вознаграждает его за каждую просьбу. Даже если то, о чем просили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за мольбу, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Мольбы также укрепляют отношения человека с Всемогущим Аллахом, что является главной целью всех богослужений.
Человек может молить обо всем, что пожелает. Но лучшие мольбы – те, что совершал Пророк. Их смысл столь глубок, что наш разум едва способен сполна осознать их величие. И они настолько всеобъемлющи, что покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и того света.
На тему мольб пророка (салляллаху алейхи уа саллям) имеются книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха в соответствии с ними, произнося мольбы на арабском или же их смысловой перевод на своем языке.
(д) Есть люди, у которых нет возможности исполнить дополнительный намаз или прочитать побольше Корана (вследствие болезни, слабости или занятости иными необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует совершать следующие действия:
- Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с мусульманами в мечети или, если человек болеет, дома.
- Следует постоянно произносить зикр, особенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.
- Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.
(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, салауат и обращаться к Аллаху с любой желаемой просьбой на любом языке. Они также могут произносить арабские мольбы, приведенные в Коране или хадисах с намерением мольбы (без намерения произнесения аятов Корана).
(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, пророк (салляллаху алейхи уа саллям) был в эту ночь на кладбище Баки, где молил Аллаха о мусульманах, похороненных там. В связи с этим некоторые правоведы считали рекомендуемым (мустахаб) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это не является обязательным, и это не следует совершать так же регулярно, как обязательные действия.
Чего в эту ночь делать не следует
1. Как говорилось выше, Ночь Бара’ат — ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.
2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бара’ат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бара’ат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.
3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.
4. Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.
Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.
Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радиаллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.
Пост 15-го Ша’бана
В день, следующий за ночью Бара’ат, то есть 15-го Ша’бана (25 февраля), рекомендуется (мустахаб) держать пост. Сообщалось, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) настоятельно рекомендовал его. (Передал Ибн Маджа. Мунзири. Таргиб уа тархиб, т.2, с. 242–243)
Хотя у некоторых хадисоведов имеются определенные сомнения в достоверности этого хадиса, однако, но, как мы уже писали, пост в первую половину Ша’бана имеет особые достоинства, и пророк (салляллаху алейхи уа саллям) постился бо́льшую часть Ша’бана. Многие мусульмане ранней эпохи ислама держали пост 15-го Ша’бана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.
Поэтому рекомендуется поститься 15-го Ша’бана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек при этом сможет получить пользу от достоинств поста этого дня». (См.: Мухаммад Таки Усмани. «Исламские месяцы», с. 44-53)
Возвращаясь к ночи Бара’ат, нужно отметить, что даже шейх Ибн Таймия, который отвергал многие благочестивые традиции, однако писал об этой ночи:
لكن الذي عليه كثير من أهل العلم، أو أكثرهم، من أصحابنا وغيرهم -على تفضيلها، وعليه يدل نص أحمد، لتعدد الأحاديث الواردة فيها، وما يصدق ذلك من الآثار السلفية
«Однако то, на чем множество из обладающих знанием или (даже) большинство из них из числа наших асхабов (ханбалитов) и из числа других — это предпочтение этой ночи. И на это указывают прямые слова Ахмада ввиду многочисленности хадисов переданных относительно неё и то, что подтверждает это из саляфитских преданий». (См.: «Иктида ас-Сырат аль-Мустаким», 2/137)
إذا صلى الإنسان ليلة النصف وحده أو في جماعة خاصة كما كان يفعل طوائف من السلف فهو أحسن. وأما الاجتماع في المساجد على صلاة مقدرة. كالاجتماع على مائة ركعة بقراءة ألف: قل هو الله أحد دائما. فهذا بدعة لم يستحبها أحد من الأئمة. والله أعلم
«Если человек будет молиться ночь середины один или в личном джамаате, как это делали группы из саляфов, то это является лучше. А что касается собрания в мечетях для молитвы определённого размера, как постоянное собрание для ста ракаатов с чтением قل هو الله أحد ста раз, то это является бид’а, и никто из имамов не считал это желательным. А Аллах знает лучше». (Ибн Таймия, «Маджму’ аль-Фатауа» 23/131)
«Существует так много хадисов и рассказов о преимуществах этой ночи, что я вынужден признать ее некоторые достоинства. Некоторые из праведных предшественников специально посвящали эту ночь совершению намазов». (См.: «Файдуль Къадир», т.2, с. 317)
Также, один из мухаддисов саляфитов, Абдуррахман аль-Мубаракфури пишет в своем комментарии на хадисы имама Тирмизи: «Огромное количество хадисов об этой ночи служит свидетельством против тех людей, которые опровергают превосходство этой ночи». (См.: «Тухфатуль-ахвази», т.2, с. 53)
Великий имам аш-Шафии, сказал:
وبلغنا أنه كان يقال: إن الدعاء يستجاب في خمس ليال في ليلة الجمعة، وليلة الأضحى، وليلة الفطر، وأول ليلة من رجب، وليلة النصف من شعبان
«До нас дошло, что мольба раба принимается в пять ночей: в пятничную ночь, в ночь на праздник “ид аль-фитр” и в ночь на “ид аль-адха”, в первую ночь месяца раджаб и срединную ночь месяца шаабан». (См.: «аль-Умм», 1/264; «Мугниль-мухтаджиляма’рифатиальфазиль-минхадж», 4/130)
Выдающийся мухаддис Анвар Шах Кашмири, пишет: «Особое значение ночи Бара’ат можно считать доказанным. Нет никаких доказательств, что повествования о ее достоинствах слабые и неприемлемые, как упомянуто в некоторых книгах». (См.: «Аль-Арфус-шази», с. 156)
Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали, сказал:
فينبغي للمؤمن أن يتفرغ في تلك الليلة لذكر الله تعالى ودعائه بغفران الذنوب وستر العيوب وتفريج الكروب وأن يقدم على ذلك التوبة فإن الله تعالی يتوب فيها على من يتوب
«В эту ночь (Бара’ат) верующему следует посвятить себя поминанию Аллаха, мольбе к Нему о прощении грехов, сокрытии своих недостатков и избавлении от печали, предварительно покаявшись пред Ним, потому что Аллах принимает покаяние этой ночью у тех, у кого пожелает». (См.: «Латаиф аль-Маариф» с. 163)
Итак, в вышеприведенных хадисах сказано, что на протяжении всей этой ночи Аллах оказывает особое внимание Своим созданиям и прощает тех, кто кается и ищет Его прощения. Поэтому каждый мусульманин должен ценить эту ночь.
Обратитесь ко Всевышнему с искренним сожалением и раскаянием в своих грехах и обещайте больше не повторять их. Просите прощения за всех мусульман, живых и умерших. Имейте твердую надежду на то, что Аллах Та’аля окажет всем просящим у Него милость.
Однако из хадисов ясно, что некоторые несчастные люди будут лишены в эту ночь прощения Аллаха. К ним относятся:
• идолопоклонники и неверующие люди,
• те, кто держит в душе вражду против своих братьев,
• те, кто употребляет алкоголь,
• кто не повинуется своим родителям (в дозволенных вещах),
• кто удлиняет свою одежду (из гордости),
• кто разрывает родственные узы,
• кто совершил убийство.
Вследствие этого нужно осознать тяжесть этих грехов и отказаться от них на будущее.
В итоге, особыми достоинствами этой ночи являются:
1. В отличие от обычных ночей, когда особая милость Аллаха спускается на землю только в последнюю треть ночи, на протяжении всей этой ночи до рассвета нисходит на землю милость и прощение Аллаха.
2. Во время этой ночи Аллах прощает грехи большого количества людей (кроме тех, кто упомянут выше). Кроме того, во время этой ночи Всевышний принимает просьбы огромного множества людей. (Хафиз Зайнуддин Иракы, Файдуль-Кадир, т.2, стр. 317)
Исходя из выше сказанного, настоятельно рекомендуем (в ночь Бара’ат, да и вообще каждую неделю) совершать намаз ат-Тасбих (молитва восхваления Аллаха), и читать некоторые азкары не считая их обязательными.
Шейх Абдулазиз Дарини сказал: «Тасбих-намаз – то, в чём были постоянны праведные люди».
Ата ибн Ясар говорил: «После ночи Лайлят уль-Кадр нет ночи лучше, чем ночь середины шабана – это ночь, когда принимается мольба».
Достоинства намаза ат-Тасбих
Муфтий Ибрахим Десаи (рахимахуЛлах) пишет:
«Намаз ат-Тасбих – это молитва, приносящая совершающему ее великую награду. Абдуллах ибн аль-Мубарак (да смилуется над ним Аллах) сказал, что солят ат-тасбих – это такая молитва, совершение которой должно войти в привычку, и нам не следует забывать о ней.
Прежде чем научить своего дядю, как совершать этот намаз, наш Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал ему:
يَا عَبَّاسُ، يَا عَمَّاهُ، أَلَا أُعْطِيكَ، أَلَا أَمْنَحُكَ، أَلَا أَحْبُوكَ، أَلَا أَفْعَلُ بِكَ عَشْرَ خِصَالٍ، إِذَا أَنْتَ فَعَلْتَ ذَلِكَ غَفَرَ اللَّهُ لَكَ ذَنْبَكَ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ، قَدِيمَهُ وَحَدِيثَهُ، خَطَأَهُ وَعَمْدَهُ، صَغِيرَهُ وَكَبِيرَهُ، سِرَّهُ وَعَلَانِيَتَهُ (سنن أبي داود، باب صلاة التسبيح
«О дядя! Разве я не воздам тебе? Разве я не одарю тебя? Разве я не награжу тебя? Разве я не проявляю [милость] к тебе тем, что, когда ты сделаешь эти десять вещей, Аллах простит твои грехи будущего и прошлого, новые и старые, нечаянные и намеренные, большие и малые, скрытые и явные?»
В конце этого хадиса Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) заметил:
إِنِ اسْتَطَعْتَ أَنْ تُصَلِّيَهَا فِي كُلِّ يَوْمٍ مَرَّةً فَافْعَلْ، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِي كُلِّ جُمُعَةٍ مَرَّةً، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِي كُلِّ شَهْرٍ مَرَّةً، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِي كُلِّ سَنَةٍ مَرَّةً، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ، فَفِي عُمُرِكَ مَرَّةً
«Если ты можешь совершать этот намаз каждый день, делай это. А если не можешь – то раз в неделю. Если не можешь – раз в месяц. Если не можешь – то раз в год. Если не можешь [и этого], то [хотя бы] раз в жизни». (Абу Дауд. Сунан)
Как совершать салят ат-Тасбих
Салят ат-тасбих – это четырехракаатный желательный намаз, в котором человек читает следующий тасбих 75 раз в каждом ракаате, то есть всего 300 тасбихов за четыре ракаата:
سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ ، وَاَللَّهُ أَكْبَرُ
«СубханАллахи уальхамдулиЛляхи уа ля иляха илляЛлаху уаЛлаху Акбар»
Дальше, говоря «тасбих», мы будем иметь в виду этот тасбих.
Есть два способа совершения намаза ат-тасбих. Можно выбрать любой из них.
Первый способ
1) Совершить намерение на четыре ракаата желательного (нафль) намаза и начать, как обычно, с произнесения «сана» (дуа вступления в намаз):
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تَعَالي جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ
2) Прочитать тасбих 15 раз.
3) Продолжить намаз, как обычно, произнесением та’аввуза (أعوذ بالله من الشيطان الرجيم), тасмия (بسم الله الرحمن الرحيم), суры «Аль-Фатиха» и затем любой другой суры.
4) Прочитать тасбих 10 раз.
5) Перейти к поясному поклону (руку’) и прочитать в нем обычный тасбихат для руку’.
6) Прочитать тасбих 10 раз.
7) Произнести тасми’ (سمع الله لمن حمده), выпрямиться и произнести тахмид (ربنا لك الحمد), как в обычном намазе.
8) Прочитать тасбих 10 раз.
9) Совершить земной поклон (саджда). Прочитать в саджда обычный тасбихат для земного поклона.
10) Прочитать тасбих 10 раз.
11) Сесть, как обычно (джальса).
12) Прочитать 10 раз тасбих в сидячем положении.
13) Совершить второй земной поклон. Прочитать обычный тасбихат для земного поклона.
14) Прочитать тасбих 10 раз.
15) Повторить то же самое в следующих трех ракаатах. Однако, в отличие от первого ракаата, последующие три будут начинаться с 15-ти тасбихов вместо сана, та’аввуза и тасмия.
Второй способ
Второй способ совершения намаза ат-тасбих похож на первый, но с некоторыми отличиями:
1) НЕ ЧИТАЙТЕ тасбих в начале каждого ракаата. Читайте его 15 раз (вместо 10) ПОСЛЕ чтения суры «Аль-Фатиха» и еще одной суры.
2) В конце каждого ракаата (после второго земного поклона) примите обычное сидячее положение (джальса) и прочитайте тасбих 10 раз. В конце первого и третьего ракаата, прежде чем встать на следующий ракаат, произнесите такбир («Аллаху Акбар») один раз, чтобы перейти из суджда в сидячее положение, то есть нет нужды повторять такбир снова, чтобы встать на второй или четвертый ракаат.
3) Сидя в конце второго и четвертого ракаата, читайте тасбих перед ташаххудом (ат-тахият).
Несколько важных примечаний касательно намаза ат-тасбих
1) Лучше сложить руки вместе, когда стоишь после руку’.
2) Если забыл прочитать тасбих или прочитал не столько раз, сколько нужно, можно восполнить пропущенные тасбихи перед тасбихами следующего ракаата.
3) Не считайте тасбихи вслух – считайте их, слегка нажимая на подушечки пальцев и отпуская.
4) Можно читать не сокращенный вариант тасбиха (который мы привели выше), а тасбих полностью:
سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ ، وَاَللَّهُ أَكْبَرُ، وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّه
«СубханаЛлахи уальхамдулиЛляхи уа ля иляха илляЛлаху уаЛлаху Акбару уа ля хауля уа ля къуууата илля биЛлях».
5) После суры «Аль-Фатиха» можно читать любые суры, однако передается, что читают следующие суры: сура «Ат-Такасур» в первом ракаате, сура «Аль-‘Аср» во втором, сура «Аль-Кафирун» в третьем и сура «Аль-Ихляс» в четвертом». (http://daruliftaa.net)
Кто не может совершить этот намаз, пусть прочтет два ракаата если пожелает, а кто хочет ещё совершить поклонение, пусть прочтёт:
100 раз — سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ ، وَاَللَّهُ أَكْبَرُ، وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّه
«СубханаЛлахи уальхамдулиЛляхи уа ля иляха илляЛлаху уаЛлаху Акбару уа ля хауля уа ля къуууата илля биЛлях».
100 раз — أستغفر الله العظيم الذي لا إله إلا هو الحيَّ القيومَ وأتوب إليه
«Астагъфируллах аль-Азим аллязи ля иляха илля хууа аль-хаййуль къаййум уа атубу илейх».
Перевод смысла: «Я прошу прощения Аллаха, Всемогущего, помимо которого нет Бога, Всегда Живого, Вечного, и я каюсь Ему»
100 раз — «Салауат Шариф» (молитвы благословения);
اللّهُـمَّ صَلِّ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّد، كَمـا صَلَّيـتَ عَلـىإبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهـيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد ، اللّهُـمَّ بارِكْ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّـد، كَمـا بارِكْتَ عَلـىإبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـي
«Аллахумма салли ´аля Мухаммад уа ´аля aали Мухаммад, Камяа салляйта ´аляа Ибрахим, уа аляа a´али Ибрахим, Иннакя хамидyм маджид. Аллахумма бярик ´аляа Мухаммад, уа аляа a´али Мухаммад, Камяа бяракта ´аляа Ибрахим, ´аляа a´али Ибрахим, Иннакя хамидyм маджид».
Перевод смысла: «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!»
Можно любой салауат читать, это самый лучший поэтому и привели, а так можно и по короче, например:
«Аллахумма салли уа саллим гъала набийна Мухаммад».
Перевод смысла: «О Аллах, благослови и да приветствуй Пророка Мухаммада».
Да примет Аллах наше поклонение, и сделает из числа муIминов, которые получат книгу своих деяний с правой стороны, и увидят Аллаха в раю. Аминь
Подготовил: Хадис аль-Ханафи