История Ислама Хадис

Месяц Рамадан — Время обратить внимание на свою жизнь

Да будет благословен месяц Рамадан — месяц великой милости Всевышнего. Это месяц, который дает возможность восполнения упущенного, возмещения долгов, исправления ошибок и недостатков, возможность обновления жизни. 

Время — самое большое богатство человека. Есть такие периоды, когда божественная Милость и прощение, словно долгожданный дождь, нисходят на человека. Тогда для верующего открывается особая возможность заслужить множество бесценных духовных богатств, приобрести неповторимый духовный опыт. Сосуд его души заполняется чистотой, добром и верой.

Без сомнения, одним из периодов, щедрых на такие духовные дары, является Священный Рамадан. Пророк Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) называл этот месяц изобильным и драгоценным благом (баракат). В последний день месяца Ша’бан (предшествующего Рамадану) он говорил:

«О люди! К вам уже приблизился свет благословенного и великого месяца. Это месяц, в котором заключена ночь, которая благословеннее тысячи ночей. Это месяц, в который Всевышний Аллах сделал «фардом» (обязательным) соблюдение поста. Это месяц, когда за ночное поклонение предписано вознаграждение. Тому, кто в этот месяц посредством благих деяний сможет выразить близость к Всевышнему, будет засчитано, как за выполнение «фардов» в другие месяцы. Тому же, кто в этом месяце совершит один «фард», будет засчитано, как за совершение семидесяти «фардов» в другие месяцы. Этот месяц — месяц терпения. А за терпение обещана награда — Рай. Это месяц, когда несчастья и беды других переживаются, как свои. Это месяц, когда удел (ризкъ) «му’мина» увеличивается. Если в этом месяце кто-то накормит «ифтаром» постящегося, ему будут прощены грехи. Также это послужит причиной его освобождения от наказания Ада и сохранения, а не уменьшения того, что он имеет. Также он получит награду (сауаб), как за соблюдение еще одного дня поста». (Али аль-Муттаки, VIII, 477/23714).

Священный Рамадан облечен множеством духовных благ. В этом благословенном месяце был ниспослан Священный Коран — руководство к истинному пути. Именно в этом месяце предписан мусульманам пост, исключительное по совершенству и духовной насыщенности поклонение. Ночи этого месяца освящены благом и милостью «ифтаров», намаза «тарауих», «сахуров».

Среди ночей Рамадана сокрыта священная Ночь Предопределения, которую Всевышний Аллах сделал ценнее тысячи ночей. Людей, которые переживают трудные испытания, находятся в нужде и тяготах, в этот месяц ожидает радость и надежда.

В месяц Рамадан мусульмане выплачивают «закят», «фитр-садака», дают милостыню, чтобы по возможности облегчить положение тех, чьи лица давно не озаряла счастливая улыбка, а глаза потухли от жизни в постоянной нужде и страданиях.

В месяц Рамадан закрываются врата Ада. Шайтаны и всякое зло будут связаны усилением богобоязненности благочестивых «му’минов». Верующие будут еще более стараться избегать грехов, освобождаться от вредных привычек. Рамадан открывает «му’минам» врата вечного счастья…

Как наилучшим образом использовать это время своей жизни?

Пророк (салляллаху аллейхи уа салям) часто повторял:

«О мой Аллах, я надеюсь на твою Милость, не оставь меня один на один с моим «нафсом» и с моими желаниями даже на то мгновение, когда я закрываю и открываю глаза! Дай мне прощение в любом моем состоянии! Исправь меня! Без сомнения, нет бога, кроме Тебя!» (Абу Дауд, «Адаб» 100—101).

Так молился Посланник Аллаха (салляллаху аллейхи уа салям), который использовал каждый момент, чтобы служить Всевышнему. Днем и в определенные часы ночи он совершал намаз так долго, что опухали его благословенные ноги. Когда благочестивая Айша (радыйаллаху анха) спрашивала, почему он так усердствует в молитве, в то время как все его прошлые и будущие грехи прощены, он отвечал:

«О Айша, а разве мне не следует быть благодарным рабом?» (Муслим, «Мунафикун», 79).

Это означает, что кем бы ни был человек, на каком бы духовном уровне ни находился, он обязан быть благодарным рабом Аллаха. До последнего вздоха человек обязан соблюдать законы Всевышнего, поэтому «‘арифы» (познавшие Всевышнего) всю свою жизнь подчиняли повелению Аллаха, которое выражено в следующих аятах Священного Корана: 

«Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто совершает сажда. Поклоняйся Господу твоему, пока смерть не явится к тебе». («аль-Хиджр», 15/ 98— 99). 

Искренние рабы Аллаха жили так, чтобы укрепить свои стопы на истинном пути и усердствовали на пути служения. Ведь основная причина того, что человеку дарована жизнь — его предназначение быть рабом Аллаха. Поэтому в основе всех наших целей и идеалов должно быть намерение использовать свою жизнь так, как использовали ее «познавшие Всевышнего».

Представьте, что наша жизнь — канва, по которой мы вышиваем узор. Если мы наполним жизнь прекрасным и истинным содержанием, чистотой и добродетелью, то узор нашей жизни будет ровным и красивым внешне, глубоким и благим по содержанию. Если мы будем вышивать узор нашей жизни, вкладывая в него хаос, запрещенное и мерзкое, то он получится запутанным, уродливым и рваным и оборвется тревожно и трагически…

Человек, для того чтобы наилучшим образом использовать свою жизнь, должен найти главное, а не спотыкаться на второстепенном. Но и этого недостаточно. Когда человек знает о главном, то воплощать его в жизнь следует со вниманием. Особым условием для этого является безупречно выполненная работа. Например, пчела. Когда она строит соты и наполняет их медом, разве она это делает как-то лениво или с недостатками? Нет, порядок, аккуратность и точность соблюдены во всем. Если бы было иначе, то, возможно, мед не был бы для нас целебным, а был бы вредным. В таком случае, разве человеку, который создан в наилучшем образе среди всех творений, не нужно быть в своих действиях, делах и поступках еще совершеннее и тщательнее, чем пчела? Ему следует наполнить свою жизнь верой, познанием, искренностью, богобоязненностью, чтобы привести в порядок свою душу. Известно, что человек имеет душу и тело, и владеет имуществом. Его обязанности начинаются с того, что свое тело он должен пропитать обязан разрешенной пищей и использовать на пути Аллаха, имущество и деньги тратить на Его пути, а душу украсить нравственными качествами. Если он будет стараться выполнять это безупречно, то укрепится в состоянии «ахсан-и таквим» — в образе прекраснейшего создания Всевышнего.

Для укрепления в вере и нравственности существует множество путей, главное – знать их и выполнять искренне. Перечислим некоторые из них:

— Изучать основы ислама, углубляться в понимании явной и скрытой сути вещей и происходящих событий.

— Приближать свою нравственность к нравственности Пророка (салляллаху алейхи уа саллям).

— Очищаться от дурных привычек и качеств. Брать примером для себя праведников «Эпохи благоденствия», нравственность сподвижников Пророка (салляллаху алейхи уа саллям).

— Не просто читать Коран, а изучать, стараться прочувствовать и осмыслить.

— Быть стойким на пути истины, выполнять обещанное, держать слово, не нарушать клятву.

— Быть привязанным к поклонению.

— Размышлять о смерти.

— Совершать ночную «ибаду» (поклонение).

— Быть в окружении благочестивых людей, находиться рядом с праведниками.

— Любить братьев по вере.

— Избегать осуждений и сплетен.

— Правильно использовать заработанное, избегать расточительства и не быть жадным.

— Помогать нуждающимся, давать садака.

— Стремиться достичь умения быть довольным.

— Быть добрым и щедрым.

— Внимательно относиться к правам других.

— Быть внимательным, к тому, что ты ешь, следить за тем, чтобы пища была разрешенной.

— Служить людям ради Всевышнего. Жить, соблюдая принцип: «Казаться таким, каков ты есть, и быть таким, каким кажешься»…

Без сомнения, месяц Рамадан — великолепная возможность для тренировки навыка и опыта обретения всех этих качеств. Рамадан — это месяц, когда Милость Аллаха Тааля проявляется с великой силой. Весь Рамадан от начала до конца — это обильный дождь «бараката» (блага) и «фейза» (божественной энергии). Пророк Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) так говорил об этом:

«У Рамадана начало — милость, середина — прощение, завершение — освобождение от Ада». (Ибн-и Хузайма, Сахих, III, 191). 

Чтобы суметь достойно воспользоваться благами Рамадана, нужно уделить особое внимание безупречному соблюдению условий поста, поклонениям, совершению намаза в предрассветное время. Молитва перед рассветом откроет сердцу невиданные ранее просторы и горизонты. Мауляна Джалалетдин Руми сказал: 

«Проснись ночью и направь свое сердце к Всевышнему. Ночь введет тебя в страну тайн и будет тебе наставником. Ночью откроются окна души, и придет удел из неведомого. Но эти состояния будут скрыты от чужих глаз (от тех, кому это не доступно)». 

Возобновление ночного поклонения может явиться особой причиной для прощения. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил: 

«Тому, кто, веруя и ожидая награды от Аллаха, проведет в пробужденном состоянии и молитве ночи Рамадана, простятся грехи прошлого». (Бухари, «Тарауих», 46). 

Как сообщает Айша (радыйаллаху анха), в месяц Рамадан Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) еще усерднее и старательнее погружался в поклонение. 

«В последние десять дней Рамадана он полностью посвящал себя поклонению, с еще большим желанием проводил ночи в молитве, будил членов своей семьи, чтобы они тоже совершали поклонение». (Бухари, «Фадлю Ляйлятиль- Кадр», 5). 

За 1,5 года до «хиджры» намаз стал «фардом», а «фардом» намаз был объявлен во время Ми’раджа. Повеление совершать намаз было передано Пророку (салляллаху аллейхи уа саллям) напрямую от Аллаха без посредничества Джибриля (алейхис-саллям). О том, как должен совершаться намаз, в Книге Аллаха содержится много наставлений. 

Важнейшее условие при совершении намаза — выполнение его в состоянии хушу. Если намаз будет совершен так, как велит Аллах Тааля, то станет спасением от зла, защитой. Мауляна Д. Руми говорит о тех, кто постоянен в намазе, что они все время находятся состоянии молитвы, то есть «даимун» – и во время совершения намаза, и после его завершения. Быть «даимун» — значит, быть в постоянном намазе, жить в постоянном приближении к Аллаху. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил: 

«Будьте стойкими на истинном пути, ведь вы не знаете, какое благо заключает в себе стойкость. И знайте, что самое лучшее из ваших деяний — это намаз». (Мууатта, «Тахарат», 6). 

Спустя 3,5 года после того, как намаз стал «фардом», на 2-ой год хиджры, и пост становится «фардом». Держать пост — значит воспитывать сердце на всех уровнях. Во время поста утончаются чувства и духовные переживания. Так, когда пророк Йусуф (алейхис-саллям) стал визирем и был назначен распределителем казны, то раздавал пищу, будучи голодным, чтобы понять состояние испытывающих голод и нужду.

Однажды Абу Умама (радыйаллаху анху) просил совета у Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) в том, как заслужить одобрение Всевышнего. И Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал ему:

«Я могу посоветовать тебе соблюдение поста, так как ничто не сравнится с ним». (Насаи, «Сыям», 43).

В другом хадисе передается, что он говорил мусульманам:

«Каждое богоугодное дело человека имеет свойство увеличиваться. Одно благородное деяние записывается как десять дел, но может быть увеличено до семисот раз. Однако один день поста имеет особое значение, ибо Всевышний Аллах повелел: «Пост является исключением из правил: он соблюдается ради Меня, поэтому Я награжу человека так, как пожелаю. Мой раб ради Меня отказывается от пищи и питья, ради Меня отказывается от желаний плоти». «Постящегося человека ожидают две радости: наступление ифтара (времени разговения) и радость от встречи с его Господом. Запах, который исходит изо рта постящегося, приятнее для Аллаха, чем запах мускуса». (Муслим, «Сыям», 164).

То есть, пост для раба — это великое очищение, подобное шлифовке, это обретение тонкости и чувствительности души, прохождение сердца через фильтр, оживление и волнение сердца…

Да будет благословен месяц Рамадан — месяц великой милости Всевышнего. Это месяц, который дает возможность восполнения упущенного, возмещения долгов, исправления ошибок и недостатков, возможность обновления жизни.

Пусть Всевышний Аллах поможет нам достойно провести месяц Рамадан и приобрести блага и дары из его сокровищницы духовности. Аминь!

Автор: Шейх Осман Нури аль-Ханафи
Из русского издания журнала «Altınoluk» — «Золотой Родник»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *