Одежда Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), как и все, с ним связанное, всегда вызывала огромный интерес со стороны его сподвижников и многочисленных последователей. Поэтому они всегда расспрашивали о том, что он обычно носил, как одевался и какую одежду он рекомендовал мусульманам.
Чалма
В основном, Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) на голову надевал головной убор под названием «калансува», вокруг оборачивал чалму, два конца которой перекидывал через плечи. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) постоянно носил чалму и при этом говорил, что и ангелы носят чалму. Во время чудесного вознесения на небеса, Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) видел многих ангелов в чалмах. (Хайсами, V, 120)
Обычно Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) носил чалму белого цвета. При этом он и своим последователям советовал носить одежды из белой материи. (Тирмизи, Адаб, 46). Однако, судя по некоторым сообщениям, во время завоевания Мекки и речи, произнесенной после взятия города, его голова была обернута черной чалмой. (Муслим, Хадж, 451). Изредка бывало, что он окрашивал свою чалму в желтый цвет. (Ибн Сад, I, 452; Ибн Шайба, V, 160)
Одежда
Одежда нашего любимого Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обычно состояла из двух частей. Та часть, которая покрывала верхнюю часть туловища, называлась «рида», а часть, прикрывающая нижнюю часть тела, называлась «изар». (Ибн Сад, I, 452). В хадисах эту одежду Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) называли еще «савбаном» (двумя кусками ткани). (Абу Дауд, Либас, 19). Однако больше всего он любил носить одежду, называемую «камис», представлявшую из себя длинное платье. (Абу Дауд, Либас, 3). При необходимости сверху этого платья он надевал халат типа плаща или накидки. (Ибн Сад, I, 450, 451, 453, 461)
Кроме этого, как рассказывали его сподвижники, иногда Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) носил «сирвал», наподобие наших современных брюк. (Хайсами, V, 121). Еще у Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) имелись специальные одежды для праздников. На праздничные молитвы и по пятницам, при встрече различных посланников из других государств, он надевал красный халат и специальную одежду, сотканную в далеком Хадрамуте. (Ибн Сад, I, 451, 458). Также Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), наряду с повседневной одеждой, имел одежду и для отдыха.
Что касается материала, из которого были сшиты одежды благородного Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), то они, в зависимости от назначения, были сотканы из хлопка или шерсти. Были еще одежды, связанные из волосков домашних животных. (Абу Дауд, Либас, 5). В его гардеробе в основном преобладали белые, черные, желтые и красные цвета. Материалы, из которых были сшиты его одежды, были самых разных узоров и оттенков. (Ибн Сад, I, 449-456). Но он предпочитал белый цвет. Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сам носил белые одежды и советовал своим сподвижникам. Как сказано в одном хадисе:
«Носите белые одежды! Так как белые одежды чище и хорошо смотрятся. Своих покойников тоже заворачивайте в белые саваны!» (Тирмизи, Адаб, 46)
Как следует из хадиса, Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) желал, чтобы не только живые, но и мертвые мусульмане были одеты в белое. Кроме того, необходимостью для мусульманина Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) считал содержать одежду в чистоте.
Он не любил, когда одежды дурно пахли. Как-то он вспотел и, заметив, что его накидка стала испускать запах шерсти, сразу же снял ее. Айша (радыйаллаху анха), сообщившая нам об этом, говорила, что Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) очень любил красивые и нежные запахи. (Абу Дауд, Либас, 19)
Однако следует подчеркнуть, что Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) избегал носить такие одежды, которые сильно выделялись или же могли привести человека к похвальбе и заносчивости. Однажды он облачился в роскошный наряд, присланный императором Византии. Одежда была красивой и сразу бросалась в глаза. Но, когда один из сподвижников спросил у него: «Эта одежда тебе прислана с небес?», Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) снял это и больше никогда не надевал. В конце концов, он отправил ее в качестве подарка абиссинскому королю Наджашию Асхаме. (Ибн Сад, I, 456,457)
Сначала Пророк Мухаммад (саллаллаху алейх васаллам) сам носил шелковые одежды, но затем перестал носить их и запретил своим последователям. Согласно рассказу Али (радыйаллаху анху), как-то Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), в правую руку взяв шелковую одежду, а в левую кусок золота, возвестил слушателям:
«Вот эти две вещи категорически запрещаются мужчинам-правоверным!» (Абу Дауд, Либас, 11)
С другой стороны, у Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) никогда не было желания скинуть с себя старые одежды и облачиться в новые. Часто он носил как выгоревшие на солнце, так и поблекшие одежды. Порой его можно было увидеть в одежде с заплатками. Одна из женщин-сподвижниц по имени Кайле бинти Махраме (радыйаллаху анха), говорила:
«Когда я увидела Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), он был одет в две одежды, окрашенные в желтый цвет, которые, к тому же, начали линять». (Тирмизи, Адаб, 50)
Согласно воспоминаниям Айши (радыйаллаху анха), в момент кончины Пророк Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был одет в две одежды, одна из которых была вся в заплатках, а вторая была сшита из грубого материала. (Муслим, Либас, 35; Тирмизи, Либас, 10)
Обувь и чулки
По возможности, Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), всегда носил такую обувь и надевал такие чулки, которые соответствовали климатическим условиям. (Абу Дауд, Тахарат, 62; Тирмизи, Тахарат, 74)
Он носил обувь, которая называлась «налайн», похожую на сандалии, и ичиги из мягкой кожи, называемые «хуффайн». Бурайда (радыйаллаху анху), рассказывал, что король Абиссинии Хабаш Наджаши прислал Пророку Мухаммаду (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в подарок пару простых, без всяких узоров, ичигов. Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) надел их в состоянии ритуальной чистоты, а затем, в процессе омовения, лишь только проводил влажными кончиками пальцев по носкам ичигов. (Абу Дауд, Тахарат, 60)
Ближайший соратник Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) по имени Дихяутль Калби (радыйаллаху анху) однажды подарил ему пару ичигов и халат. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) носил их до самой смерти. (Тирмизи, Либас, 60)
Обувь, которую Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) называл «хуфф», была изготовлена из толстой кожи, и носил он ее в качестве обыкновенной обуви в повседневной жизни. Масихи, которые носят наши современники, спустя некоторое время приобрели нынешнюю форму и были призваны заменить ичиги времен Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Их одевают, словно носки, но при этом их невозможно носить вместо обыкновенной обуви.
Что касается второго вида обуви Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), она называлась «налайн», и, согласно описаниям, подошвы этой обуви были изготовлены из дерева, а к ноге прикреплялись сыромятным ремнем. На носках был подшит кусочек кожи, закрывающий ногу спереди. Он был изготовлен из выделенной, дубленой кожи и назывался «икал».
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) дал следующее описание обуви Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
«Налайны Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) имели две полоски из кожи, которые продевались через средние пальцы ноги. А также подъем ноги обвивали два ряда «кайса» (сыромятной кожи)». (Ибн Маджа, Либас, 27)
Абдуллах ибн Умар (радыйаллаху анху), рассказывал:
«Наш Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) носил обувь из гладкой кожи, и однажды я видел, как он совершал омовение, не снимая ее. Поэтому я тоже люблю носить такую обувь». (Бухари, Либас, 37; Муслим, Хадж, 25)
Перстень Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)
После переезда из Мекки в Медину Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) собрал всех мусульман под единым знаменем и, образовав политический союз, на шестом году по Хиджре решил послать послов к правителям различных государств с призывом принять Ислам. На что некоторые сподвижники возразили: «О Посланник Аллаха! Иностранные правители, увидев письма без печати, не обратят на них особого внимания». Поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) заказал себе печать. (Бухари, Либас, 50)
Печать имеет и другое название — «хатам». Это же слово имеет значение «перстень», так как эту печать Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) носил на руке вместо перстня. Этот перстень, который называли «хатаму Расулюллах», был изготовлен из серебра и имел красивую оправу. (Бухари, Либас, 48). На оправе была надпись: «Мухаммад Расулюллах!» Надпись была сделана по кругу снизу вверх и имела следующий вид: «Мухаммад, Расуль, Аллах». (Бухари, Либас, 55)
Некоторые сподвижники захотели было сделать себе такие же перстни, но Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) запретил им это делать, сказав при этом следующее:
«Пусть никто из вас не заказывает перстень с такими же надписями, какие имеются на моем!» (Ибн Ханбаль, III, 290)
Причина этого запрета объяснялась очень просто: печать была государственным символом. После смерти Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) этот перстень по очереди переходил от одного халифа к другому, то есть сначала к Абу Бакру (радыйаллаху анху), потом к Умару (радыйаллаху анху), и затем к Усману (радыйаллаху анху), но на шестом году правления Усман (радыйаллаху анху) этот перстень уронил в колодец Эрис и, как не старались найти его, все попытки оказались тщетными. (Бухари, Либас, 50)
Средства для сохранения чистоты
Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) уделял огромное значение не только чистоте одежды, но и поддержанию чистоты вообще. Он был очень опрятным, и при необходимости сразу же вынимал расческу и расчесывал волосы, которые прикрывали кончики ушей и густую бороду. Свои прекрасные волосы Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) иногда окрашивал хной и смазывал оливковым маслом. (Тирмизи, Шамаиль, 18-27). Благородный Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) также следил за чистотой зубов и очень часто чистил зубы мисваком. Кроме того, перед сном он всегда сурьмил под глазами (Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сам пользовался и своим сподвижникам советовал постоянно пользоваться сурьмой под названием «исмид», так как эта сурьма имела много полезных качеств и обладала лечебными свойствами). Но особое место в личной жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) занимали благовония, они были из тех трех вещей, которые он любил из мирского. Анас (радыйаллаху анху), проведший рядом с ним девять лет, рассказывал:
«У Посланника Аллаха был небольшой сосуд с благовониями, запахом которых он часто наслаждался». (Абу Дауд, Тараджуль 2)
Наряду с применением всех способов содержания тела в чистоте, Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не одобрял слишком длительное просиживание за подобными занятиями. При этом он подчеркивал, что как чистота, так и простота в одежде диктуется религиозными положениями и является одной из составляющих веры. (Абу Дауд, Тараджуль, 1)
У него было не очень много приспособлений для ухода за телом и волосами, это были следующие предметы: зеркало, расческа, ножницы, мисвак (типа зубной щетки), коробочка с сурьмой и сосуд с ароматами. (Ибн Сад, I, 484)
Во время путешествия Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обязательно возил эти вещи с собой. (Ибн Сад, I, 484)
Верховые животные
У Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) было несколько верховых животных. Среди них самой знаменитой является верблюдица по кличке Касва, которая удостоилась такого почетного занятия, как перевозка Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). У него был еще конь по кличке Сакб, на котором он участвовал в битве при горе Ухуд. Кроме этого, Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) имел еще нескольких верховых животных, подаренных ему сподвижниками. Среди них известны два животных: мул Дулдуль и осел Яфур. (Ибн Сад, I, 489-492)
Вооружение и оснащение
Как воин, наряду с повседневной одеждой Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), имел и воинское снаряжение, у него были кольчуга, меч, шлем и др. Ведь он был не только правителем мусульманского государства, но и командующим армии во время военных действии.
Кольчуга Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) представляла собой жилетку, состоящую из железных пластинок, которые должны были защитить тело от ударов железных предметов. Известно, что Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) пользовался кольчугой во время битв при горе Ухуд и при Хайбаре. (Ибн Сад, I, 430). Его кольчуги имели следующие названия: Затуль фудуль, Судиййе, Фыдда, Батра и Харнак. (Захаби, ас-Сира, I, 430). В момент кончины Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) одна из этих кольчуг была заложена некоему иудею в обмен на небольшую меру овса. (Бухари, Джихад, 169)
Во время вхождения в город при захвате Мекки на благородной голове Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был прекрасный шлем. (Бухари, Джихад, 169)
Кроме того, у Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) из вооружения имелось множество мечей под названиями Зульфикар, Калаи, Баттар, Хатф. (Ибн Сад, I, 485). Из этих мечей самым знаменитым является Зульфикар, который был захвачен в качестве трофея в битве при Бадре. Поэтому среди мусульман стали поговоркой слова: «Если меч, то он должен быть как Зульфикар. Если джигит, то он должен быть подобен Али (радыйаллаху анху)». (Аджлуни, II, 506)
Наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) имел три копья и три лука. В хрониках отмечается, что луки назвались Равха, Байда и Сафра. Наряду с этими видами вооружения, у Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был еще щит с изображением архара, но, так как ему не нравился рисунок, он позже приказал убрать это изображение. (Ибн Сад, I, 479)
Все, что касается одежды, домашней утвари и вооружения, мы описали в этой главе.
Подытоживая, можно сказать, что Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) одевался скромно и просто. Хотя он обладал для этого возможностями, он вовсе не походил на царей и правителей, предпочитая вести скромный образ жизни.
Авторы: Доц. Др. Омер Челик, Др. Мустафа Озтурк, Др. Мурат Кая
Из книги: «Лучший Пример», том 1, стр. 360-369