Основной целью заключения брачных отношений является продолжение человеческого рода и воспитание детей. А это, в первую очередь, зависит от поведения отца. Насколько отец уделяет большое внимание воспитанию детей, насколько серьезно он подходит к этому вопросу, настолько дети вырастут благовоспитанными. Благодаря именно этому общество становится местом мира и согласия, где все люди живут в атмосфере любви и покоя.
Для нормального воспитания детей очень большое значение имеет морально-нравственная атмосфера семьи. И для создания такой атмосферы большая ответственность лежит на плечах главы семейства. Но, прежде всего, необходимо самым тщательным образом изучить жизнь Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), который тоже являлся главой семейства и отцом многочисленных детей. И именно его образу жизни мы должны неукоснительно следовать, чтобы достичь успеха и создать прекрасную семью.
- Любовь и милосердие к собственным детям и внукам
Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), посланный как милость мирам, питал глубокую любовь ко всему человечеству, ко всему сущему, но особенно сильно он любил детей. Дети периода джахилии были обделены лаской и любовью. Им были неведомы проявления милосердия. Но вместе с приходом Ислама дети заняли существенное место в деятельности Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям). Дети, которых до этого никто не ласкал, никто не гладил по головкам, которых никто с нежностью не целовал в щечки, стали объектами пристального внимания. На них теперь уже смотрели нежными глазами, их любили и ласкали. Увидев Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям), дети бежали к нему со всех сторон. Он никого не обходил, каждому уделял внимание, каждого расспрашивал о делах и нуждах. Тут же старался помочь им решить их проблемы. Часто бывало и такое, что он принимался шутить с ними.
Вот некоторые картины из вечного полотна жизни Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), на которых ярко видны его милосердие и любовь, которую он питал к детям.
Когда скончалась его родная дочь Умму Кульсум, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) лично сам совершил над ней погребальную молитву. Затем он посидел над изголовьем ее могилы, и вследствие чувства милосердия и любви к детям, которое переполняло его душу, он, не сдерживая своих слез, заплакал. (Ибн Са’д, 8/38-39; Ибн Хаджар, аль-Исаба, 4/489). Когда скончалась другая дочь по имени Рукайя (радыйаллаху анха), он также посидел возле ее могилы. Самая младшая дочь, Фатима, плача, подошла к нему и села рядом. Расчувствовавшись, переполненный любовью к младшей дочери, он краями своей одежды вытер ей слезы и успокоил ее. (Ибн Ханбаль, 1/335)
Когда в обычные дни Фатима (радыйаллаху анха), младшая дочь, входила в покои Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям), он вставал и, взяв ее за руки, целовал ее и сажал рядом с собой. На проявления нежности отца благородная Фатима отвечала ему тем же. (Абу Дауд, Адаб, 143-144). Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) питал к ней такую сильную любовь, что когда собирался куда-либо уезжать, он последней прощался с ней. А когда возвращался, первым делом заходил к ней и нежно целовал ее. (Абу Дауд, Тараджуль, 21)
Рассказывает Умму Саляма (радыйаллаху анха):
«В год завоевания мусульманами Мекки Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) позвал к себе Фатиму и отдельно побеседовал с ней. Фатима начала плакать. Затем они вновь начали разговор, но на этот раз Фатима (радыйаллаху анха) рассмеялась. После кончины Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) я спросила у Фатимы о причине ее плача и смеха. Она ответила таким образом: «Сначала Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) дал знать, что вскоре покинет этот мир, отчего я заплакала. Потом он сообщил мне, что я буду самой главной женщиной Рая после матери Пророка Исы (алейхиссалям) Марьям. Это меня сильно обрадовало, и я рассмеялась». (Тирмизи, Манакиб, 60)
По возвращении из путешествия Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) всегда встречали радостные дети. При этом он не забывал ни одного из них и всегда расспрашивал о тех, кто не пришел его встречать. Его дочь Рукайя переехала с мужем Усманом в Эфиопию. Долгое время от них не было вестей. Поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) стал каждый день выходить за пределы города и у каждого встречного, прибывшего с той стороны, расспрашивать о состоянии зятя Усмана и дочери Рукайи. Некая женщина-курайшитка прибыла из Эфиопии. Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сразу принялся расспрашивать у нее о своих близких. Женщина воскликнула:
– О, Абуль Касым (прозвище Пророка, саллаллаху алейхи уа саллям), я видела их!
– Какими ты их видела? Как они поживают? — спросил Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям).
Женщина ответила:
– Усман шел за ослом, на котором сидела Рукайя. Они куда-то направлялись.
Услышав эти слова, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) сильно обрадовался и помолился Господу, чтобы Он оказал им милость и не оставил их в беде. (Али аль-Мутакки, 13/63)
В тот момент, когда родился сын Ибрахим, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) был счастлив. Он взял его в свои объятия, понес его к Айше (радыйаллаху анха) и воскликнул:
«Посмотри на него! Как он похож на меня!» (Ибн Са’д, 1/137)
А Абу Рафии, который принес весть о рождении сына, он подарил невольника. (Ибн Абдильбарр, 1/54). На седьмой день рождения сына он принес в жертву барашка, затем обрезал волосы сыну и раздал милостыню беднякам. (Ибн Са’д, 1/135; Ибн Асир, Усдуль Габе, 1/49)
Анас бин Малик (радыйаллаху анху) рассказывал следующее:
«На свете я не видел человека милосерднее и добрее, чем Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям). Его сын Ибрахим был в одной деревушке, рядом с кормилицей. Когда Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) шел туда проведать сына, мы всегда сопровождали его. Он заходил в дом, брал сына на руки, целовал его и затем возвращался обратно». (Муслим, Фадаиль, 63)
При одном из посещений Ибрахима рядом с Мухаммадом (саллаллаху алейхи уа саллям) был его верный сподвижник Абдуррахман бин Ауф. Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) взял его за руки и пошел с ним в дом, находившийся среди пальмового сада. Войдя в дом, он взял Ибрахима на руки, поцеловал и стал нежно вдыхать его запах. В это время Ибрахим болел и был на последнем издыхании. От постигшего его горя из глаз Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) потекли слезы. Удивленный Абдуррахман бин Ауф спросил:
– О Посланник Аллаха! И ты плачешь? Разве ты не запрещал людям плакать на похоронах?
Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) дал ему такой ответ:
– О, ибн Ауф! Эти слезы есть следствие милосердия!
Затем опять из его глаз потекли слезы. Он прошептал:
«Глаза плачут, а сердце горюет, однако мы никогда не говорим ничего, кроме тех слов, которые обрадуют Аллаха! Клянусь Аллахом, о Ибрахим, мы очень огорчены расставанием с тобой!» (Бухари, Джанаиз, 44; Ибн Са’д, 1/138)
Похоронив Ибрахима, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) приказал сподвижникам принести небольшой камень и водрузил его над изголовьем. Таким образом, могилу Ибрахима пометили особо. Здесь же первый раз Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) побрызгал водой на могилу сына. (Ибн Са’д, 1/144; Ибн Абдильбарр, 1/59)
Внимание читателей потрясает милосердие и любовь Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) к сыну. Своему сыну, которого он воспринял как существо, данное ему Аллахом на временное хранение, он оказал достойное внимание и тем самым с честью выполнил свой отцовский долг. При этом он как отец, потерявший сына, не стал причитать и рыдать, а всего лишь прослезился. Он не потерял рассудка, как это делают многие в таких случаях. При этом он подчеркнул, что несмотря ни на что доволен волей Аллаха. Таким образом, он показал своим сподвижникам как нужно себе вести в такие сложные минуты.
Мы видим, что такую же глубокую любовь и милосердие, как к собственным детям, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) питал и к внукам. Несомненно, своими поступками он давал знать людям того времени, для которых было зазорным ласкать детей, каким образом нужно относиться к детям, учил правилам поведения с ними. Хаула бинти Хаким (радыйаллаху анха) рассказывала:
«В один прекрасный день дочь Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) Фатима (радыйаллаху анха) вышла из дома с двумя детьми. Одного она вела за руку, а второго держала на руках. При этом она приговаривала:
«Вот вы! Вот вы! Из-за вас родители начинают скупиться, бояться и постепенно становятся невежами. И в то же время вы есть дар Аллаха!» (Тирмизи, Бирр, 11)
Бара (радыйаллаху анху) рассказывает следующее:
«Я увидел Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям), который, посадив на плечи внука Хасана, говорил:
«О Аллах! Я люблю его, и Ты полюби его!» (Бухари, Фадаилуль Асхаб, 22)
Интересна история, переданная ибн Аббасом (радыйаллаху анху):
«Как-то Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) носил на плечах внука Хусейна. Некий человек, увидев это, сказал Хусейну:
– О, сынок, какое у тебя прекрасное средство передвижения!
Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) в ответ промолвил:
– Он тоже прекрасный всадник!» (Тирмизи, Манакиб, 30)
Мы видим, какую сильную любовь питал Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) к своим внукам. Своими словами он словно намекал на то, какое высокое положение они займут в будущем.
Любовь, которой было наполнено сердце Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), является образцовой для всех его последователей. Он носил своих детей иногда на плечах, а иногда на спине. Были моменты, когда он совершал намаз в мечети, а внуки лезли к нему на спину, но он при этом ничего им не говорил. Как рассказывает Абу Хурайра (радыйаллаху анху):
«Мы вместе с Пророком (саллаллаху алейхи уа саллям) совершали ночной (Иша) намаз. Как только Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) стал совершать саджду, внуки Хасан и Хусейн взобрались к нему на спину. Он поднял голову и потихоньку спустил их со спины. Когда Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) еще раз совершил саджду, они вновь забрались на спину. Так продолжалось до тех пор, пока Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) полностью не закончил намаз. Я подошел к нему и сказал:
– О Посланник Аллаха! Если вы желаете, я могу отвести их домой.
В это время что-то сверкнуло, и Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал внукам:
– Ну, давайте, идите к матери!
Что-то странное продолжало освещать округу, пока дети не добежали до дома». (Ибн Ханбаль, 2/513)
В другой раз Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) пришел к месту собрания сподвижников со своими внуками. При этом Хасан сидел на одном плече, а Хусейн на другом. (Ибн Ханбаль, 2/440)
Поступая таким образом, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) учил своих сподвижников любви к детям.
Рассказывает Анас бин Малик (радыйаллаху анху):
«Однажды я спросил:
– О Посланник Аллаха! Кого из своих домашних вы больше всех любите?
Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) ответил:
– Хасана и Хусейна!
Порой Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) приказывал своей дочери Фатиме: «Позови ко мне моих сыновей!» (Имеются в виду Хасан и Хусейн)
Когда они приходили к нему, он обнимал их и вдыхал их запахи». (Тирмизи, Манакиб, 30)
Как-то Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) шел вместе с группой сподвижников к кому-то в гости. В это время Хусейн (радыйаллаху анху) играл с детьми на улице. Заметив его, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) быстро прошел вперед и, раскрыв руки, хотел поймать Хусейна. Тот начал убегать в разные стороны. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям), смеясь, старался поймать его и, в конце концов, поймал любимого внука. Обнял его и принялся целовать. Затем он промолвил:
«Хусейн от меня, и я от него. Кто любит Хусейна, того любит Аллах!» (Ибн Маджа, Мукаддима, 11; Ибн Ханбаль, 4/172)
О таких поступках Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям), от которых веет любовью и милосердием, рассказывает Абу Хурайра (радыйаллаху анху):
«Вместе с Мухаммадом (саллаллаху алейхи уа саллям) я был как-то на одном рынке Медины. Спустя некоторое время он покинул рынок, потом ушел и я. Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), подойдя к дому дочери Фатимы, воскликнул:
– Где этот баловень? Позовите ко мне Хасана!
Когда Хасан подошел к нему, он раскрыл руки. Тот тоже раскрыл руки, и Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), обняв внука, поцеловал его. Затем он воскликнул:
«О Аллах! В действительности я очень люблю его. Люби его и Ты! Люби также тех, кто любит его!» (Бухари, Либас, 60)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) проявлял любовь к детям даже в те моменты, когда он был занят важными делами. Например, однажды он, взойдя на минбар, читал проповедь. Увидев внука, который, заплетаясь, засеменил по мечети, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) прервал свою речь и, сойдя вниз, заключил внука в свои объятия. Затем поднялся на минбар и продолжил свою речь. (Тирмизи, Манакиб, 30). Таким же образом, даже во время такого великого события, как взятие Мекки, он обнял внука Али, родившегося от Зайнаб, и посадил его на седло впереди себя. Таким образом он заехал в город. (Ибн Асир, Усдуль Габе, 4/126)
Нет никаких сомнений в том, что только Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) мог выказать огромное терпение, видя, как дети балуются или капризничают. Это является следствием любви, которую питал он к детям. Очень интересна история, рассказанная Анасом бин Маликом (радыйаллаху анху):
«Однажды ангел, отвечающий за такое природное явление, как выпадение дождя, с соизволения Господа пришел к Мухаммаду (саллаллаху алейхи уа саллям), который, увидев его, сказал жене:
– О, Умму Саляма! Закрой двери и никого не впускай сюда!
В это время прибежал Хусейн. Однако Умму Саляма, выполняя приказ Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям), не стал впускать его в дом. Но, невзирая на запрет, он силой забежал в дом и кинулся в объятия Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). Тот посадил его на плечи, затем на шею и поцеловал его». (Ибн Ханбаль, 3/242; Хайсами, 9/187)
Однажды Умму Фадль, кормилица Хасана и Хусейна, принесла внука к Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) и положила ребенка ему на руки. Внук пописал на него. Кормилица тут же взяла его обратно и легонько ударила ребенка по плечу. Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) воскликнул:
«Ты обидела моего внука! Пусть Господь смилостивится над тобой!»
Этими словами он хотел сказать, что нужно выказывать терпение в такие моменты. (Ибн Маджа, Табир, 10)
Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) любил не только Хасана и Хусейна. Он сильно любил и других внуков. Абу Катада (радыйаллаху анху) рассказывал следующее:
«Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) совершал намаз, взяв на плечи внучку Умаму, дочь Зайнаб. Когда он падал ниц, он медленно ставил девочку на землю, когда выпрямлялся, вновь сажал ее на плечи». (Бухари, Салят, 106; Муслим, Масаджид, 41)
Петух расклевал лицо любимого внука, сына Усмана, шестилетнего Абдуллаха. Лицо ребенка распухло, и он тяжело заболел. От этой болезни он не оправился и через несколько дней скончался. Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сам возглавил погребальную молитву над ребенком, а Усман опустил тельце ребенка в могилу. В это время Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) прослезился и промолвил:
«Всемогущий Аллах! Он всегда оказывает Свою милость добрым и душевным людям!» (Ибн Са’д, 3/53-54; Белазури, Ансаб, 1/401)
В книгах, повествующих о жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), можно найти множество примеров его любви к детям и внукам. Но хотелось бы подчеркнуть, что любовь его не ограничивалась только родственными связями. Он любил всех людей без ограничений, ибо этого требовала миссия, возложенная на его плечи. Мы, как истинные правоверные, обязаны идти по следам благородного Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям), и, исходя из того, что дети даны нам Господом как аманат (на хранение), мы должны уделять еще большее внимание их воспитанию. Чтобы они выросли прекрасными людьми и служили человечеству, мы должны окружить их облаком любви и милосердия.
Авторы: Доц. Др. Омер Челик, Др. Мустафа Озтурк, Др. Мурат Кая
Из книги: «Лучший Пример», том 3, стр. 65-73