Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) как глава семьи
Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), сказал:
«Самый благородный из вас тот, кто лучше всех относится к своим женам». (Тирмизи, Рада, 11)
В священном Коране о том, что Пророки, с целью быть образцами для подражания, создавали семьи и имели детей, сообщается следующее:
«И до тебя посланников Мы ниспосылали, и им супруг давали и потомство». («Рад», 13/38)
Так же, как и другие Пророки, Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), являясь смертным человеком, заводил семьи. Он вел такой образ жизни, который во всех аспектах был примером для подражания. Его семьи были идеальными во всех отношениях. Своим поведением Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) показал, каким должен быть муж, как он обязан относиться к своей супруге, каким должен быть отец, и как он должен обращаться с детьми. Кроме того, он разработал и практически показал способы и виды внутрисемейных отношений. Следующее правило, которое изрек из своих благородных уст Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), представляет собой краеугольный камень не только для устроения счастливой семьи, но и основу образцового общества.
«Самый совершенный верующий – это тот, кто обладает прекрасным характером. Самый благородный из вас тот, кто лучше всех относится к своим женам». (Тирмизи, Рада, 11; Абу Дауд, Сунна, 15)
Муавия бин Хайда рассказывал следующее: «Однажды я спросил у Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
– О Посланник Аллаха! Какими правами обладают наши супруги?
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) дал такой ответ:
– Кормить их тем же, что едите сами, одевать их так, как одеваетесь сами. Их нельзя бить по лицу и говорить им о том, что они и их поступки некрасивы. И если возникает необходимость удалять их от супружеского ложа, то это делать только дома! (Абу Дауд, Никах, 40-41; Ибн Маджа, Никах, 3)
Здесь хотелось бы отметить, что наряду с почетной ролью отца и мужа, на мужчинах лежит огромная ответственность. Если как следует не выполнять свои обязанности, супруги и дети могут попасть в затруднительное положение. Можно сказать, что почти невозможно дать прекрасное воспитание тем детям, родители которых по тем или иным причинам были вынуждены развестись. Поэтому глава семейства никогда не должен забывать о той огромной ответственности за сохранение семейного очага и установление в доме мирной и спокойной обстановки, которая на него возложена. А для этого мы должны всегда идти по стопам Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Мы выявили и определили следующие, наиболее важные, моменты из семейной жизни Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
Любовь к супругам
«Мне полюбились прекрасные запахи (духи) и женщины. А намаз является светом моих очей». (Насаи, Ишратун Ниса, 1)
Чтобы выделить то место, которое женщины занимают перед Всевышним, Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:
«Женщины – рабы Аллаха!» (Абу Дауд, Никах,42)
Он особенно подчеркивал, что женщины даны мужчинам на хранение, то есть для того, чтобы они оберегали их. Наряду с этим, говоря: «Мне полюбились прекрасные запахи и женщины. Но намаз является светом моих очей», Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) признавал, что источником любви к женщинам является милость Аллаха.
В качестве примера достаточно привести любовь Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), которую он испытывал к благородной Хадидже (радыйаллаху ‘анха). Она была всегда рядом, когда мусульмане на заре зарождения истинной религии вместе с Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) переживали тяжелые времена. Рассказывает Айша (радыйаллаху ‘анха):
«Из всех благородных супруг Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ни к одной я не испытывала чувства зависти, которое испытывала к Хадидже. Хотя я даже не видела никогда ее. Однако Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) часто вспоминал о ней. Порой он приказывал зарезать овечку, а мясо отправлял ее ближайшим родственникам. Однажды я заметила:
– Словно на свете нет ни одной такой женщины, как Хадиджа!
Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) мгновенно возразил мне:
– Разве можно найти такую женщину? Она была такая и такая-то….! Она родила мне моих детей!»
Впоследствии Айша (радыйаллаху ‘анха) говорила:
«Я про себя подумала: «После этого я больше никогда не стану отрицательно высказываться о Хадидже». (Бухари, Манакибуль Ансар, 20; Никах, 108; Муслим, Фадаилус Сахаба, 73)
Однажды младшая сестра покойной Хадиджи (радыйаллаху ‘анха) по имени Хала бинти Хувайлид (радыйаллаху ‘анха) попросила Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) принять ее. Он сразу узнал ее голос и взволнованно воскликнул:
– О Аллах! Это же дочь Хувайлида Хала!
Айша (радыйаллаху анху) не выдержала этой сцены и тут же заспорила:
– Ты все так же продолжаешь вспоминать о старой женщине из рода Курайшитов, зубы которой давно выпали от старости, и которая давно покинула сей мир? Ведь Аллах дал тебе вместо нее лучшую женщину! (она имела в виду себя).
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не стерпел и дал ей следующий ответ:
– Нет! Господь вместо нее не дал мне лучшей женщины. Никто из людей не поверил мне, а она поверила. Все считали меня лжецом, а она подтверждала все, сказанное мною. Никто мне ничего не давал, а она меня материально поддержала. В дополнение к этому, волей Аллаха, она родила мне детей!» (Ибн Ханбаль, 4/118)
Хадиджа (радыйаллаху ‘анха) была для Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не просто супругой, а источником покоя и умиротворения, она была ему верной помощницей и соратницей. Смерть Хадиджы (радыйаллаху ‘анха) и смерть его дяди Абу Талиба сильно потрясли Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Поэтому он как-то с горечью промолвил:
«Я не знаю, какому из этих двух печальных событий, обрушившихся на плечи этого народа, больше огорчаться». (Якуби, 2/35; Табари, Тарих, 2/229)
Выказывая столь крепкую верность и любовь к покойной супруге, Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сильно любил и Айшу (радыйаллаху ‘анха). Весьма примечательно свидетельство Шурайха бин Хани. Однажды он спросил у Айши (радыйаллаху ‘анха)
– Может ли женщина в период месячных сидеть за одним столом со своим мужем?
Благочестивая Айша:
– Да! Когда у меня были месячные, Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) приглашал меня, и мы с ним вместе обедали. Во время приема пищи он протягивал мне кость с мясом и настойчиво просил, чтобы я отведала первой. Я брала кость и, откусив немного, отдавала его обратно. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) начинал, есть именно с того места, которое я надкусила. Когда ему хотелось чего-нибудь выпить, он клятвенно уверял меня, что сначала должна отпить я. Я отпивала и протягивала чашу ему. И в этом случае он притрагивался губами именно к тому месту, где пила я. (Насаи, Тахарат, 177)
Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) придавал большое значение усилению и укреплению любви и дружбы между благородными супругами. Следующая история, которую мы приводим, всегда вызывала невольную улыбку у слушателей.
Когда Абу Бакр (радыйаллаху анху) подошел к дому Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и попросил разрешения войти в дом, он услышал, как его дочь Айша (радыйаллаху ‘анха) разговаривает с Мухаммадом (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в повышенном тоне. Войдя в комнату, он набросился на дочь и хотел тут же поколотить ее, говоря:
– Да как ты смеешь так разговаривать с Посланником Аллаха?
Однако Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) помешал ему это сделать, и он вышел из дома разгневанным. Обернувшись к Айше, Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал ей:
– Видишь, как я спас тебя от рук твоего отца?
Спустя некоторое время Абу Бакр (радыйаллаху анху) вновь пришел к дому Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и попросил разрешения войти в дом. Войдя в дом, он заметил, что его дочь и Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) помирились. Он тут же сказал им:
– Так же, как вы вынудили стать посредником во время ссоры, возьмите меня и во время мира!
Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
– Мы принимаем тебя и включаем в число своих домашних. (Абу Дауд, Адаб, 84)
В различные периоды своей жизни Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) часто бегали наперегонки с Айшой (радыйаллаху ‘анха). В первое время благочестивая Айша постоянно обгоняла его, но в последующие времена, когда она немного располнела, стал выигрывать Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). В такие моменты он в шутку говорил своей благородной супруге:
«Это реванш за мои поражения в прошлом!» (Абу Дауд, Джихад, 61; Ибн Маджа, Никах, 50)
Следующие рассказы ярко свидетельствуют о нежности и любви, проявляемой Мухаммадом (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) к остальным супругам. Он с пониманием относился к сценам ревности, которые порой устраивали его некоторые супруги и, стараясь успокоить их, проявлял терпение и упорство.
Рассказывает Анас (радыйаллаху анху):
«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) находился в покоях одной из своих супруг. Другая прислала им приготовленную пищу. Супруга, возле которой находился Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), ударила по чаше и разбила ее. Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спокойно сел и, приложив две разбитые половины чаши, стал собирать пищу и приговаривать:
«Вашу маму охватила ревность, подходите и угощайтесь!»
Присутствующие стали есть эту пищу. А Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) до тех пор держал в руке разбитые половины чаши, пока супруга, разбившая ее, не принесла другую и не отдала своей сопернице. И после этого он оставил осколки чаши в комнате этой супруги». (Насаи, Ишратун Ниса, 4)
Мавляна указывал, что к женщинам нужно относиться хорошо, ибо им нравится нежное и тонкое обхождение. Чтобы подчеркнуть это, он в своем знаменитом произведений «Маснави» писал следующее:
«Вода с точки зрения силы гораздо сильнее огня. При необходимости вода «кидается» на огонь и гасит его. Однако если воду поместить в посуду, то от жара огня она закипает. Так же, как на первый взгляд вода сильнее огня, так и ты кажешься сильнее женщины, но на самом деле ты находишься в ее власти, ибо ты желаешь ее. Такая особенность есть только у людей. У животных мало любви, что говорит о неполноценности и большом недостатке.
Женщины часто одерживают верх над умными и добрыми людьми, но невежественные люди всегда властвуют над женщинами, ибо они грубы и жестоки.
У грубых мужчин мало нежности, тонкости и чуткости, ибо с самого рождения над ними преобладают животные страсти. Любовь, нежность, чувство сострадания присущи настоящим людям. Злость и низменные страсти присущи животным, и поэтому являются животным атрибутом». (Маснави, стих, 2429-2436)
Благородная супруга Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) Сафия (радыйаллаху ‘анха) рассказала следующую историю.
«Однажды мы вместе с Мухаммадом (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) путешествовали ночью. Я сидела на верблюде у него за спиной. В пути у меня стали закрываться глаза, и я стала засыпать. В этот момент он с одной стороны дотрагивался до меня рукой, а с другой стороны восклицал:
– О! О, дочь Хувая! О, Сафия!» (Ибн Хаджар, аль-Маталиб, 2/417)
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) всегда старался поднять настроение своим супругам и с этой целью часто шутил и любовно подтрунивал над ними. Даже незадолго до своей кончины, когда он тяжело болел, он старался подбодрить своих супруг. Как рассказывает Касым бин Мухаммад, как-то Айша (радыйаллаху ‘анха) заболела и стала стонать, приговаривая:
– О, моя голова! Я умираю!
Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) стал шутить над ней:
– Если бы твоя голова разболелась в тот момент, когда я был здоров, то я бы обязательно попросил Аллаха простить твои прегрешения и помолился бы за тебя!
В ответ Айша (радыйаллаху ‘анха) воскликнула:
– Горе мне! Клянусь Аллахом, ты желаешь моей смерти. Я сегодня умру, а ты останешься наедине с одной из своих супруг.
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сразу сменил тон и промолвил:
– Совсем наоборот, это я умираю и мне надо причитать: «Горе мне!» (Бухари, Ахкам, 51; Муслим, Фадаилус Сахаба, 11)
Следующие слова Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) свидетельствуют о той нежной любви, которую он питал к своим благородным супругам:
«О Аллах! Я хочу, чтобы каждая моя супруга в Раю была со мной! Окажи мне эту милость!» (Хаким, 3/148; Хайсами, 10/17)
Как видим, Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) с успехом использовал эликсир любви, и благодаря этому в его семьях всегда царила атмосфера счастья. Он всегда старался не видеть недостатки и промахи своих супруг, и поэтому никаких ссор и размолвок в его семьях не происходило.
Авторы: Доц. Др. Омер Челик, Др. Мустафа Озтурк, Др. Мурат Кая
Из книги: «Лучший Пример», том 3, стр. 11-18