‘Улум аль-Кур’ан

Корановедение: Разделение текста Корана на части

Для удобства чтения текст Корана условно разделяли на части:

  1. Разделение на семь частей.

Среди сподвижников и их последователей был распространен обычай прочтения всего Корана за неделю. В день они читали одну седьмую часть. Такие ежедневные порции текста называли хизбами или манзилями. Всего получалось семь хизбов. Господин Аус ибн Хузейфа рассказывал, что спрашивал сподвижников о том, на сколько частей они разделяют Коран. Они ответили, что первый хизб состоит из трех глав, второй – из пяти, третий – из семи, четвертый – из девяти, пятый – из одиннадцати, шестой – из тринадцати, а последний начинается с главы «Каф» и длится до конца Корана.[1]

  1. Разделение на тридцать частей.

В настоящее время Коран обычно делят на тридцать частей (джузов). Такое разделение не имеет отношения к значению текста Корана, а лишь преследует цель обучения детей Корану тридцатью равными частями. Поэтому мы видим, что некоторые джузы заканчиваются на незаконченном утверждении. Сложно сказать о том, кто ввел такое разбиение. Некоторые люди полагают, что во время составления экземпляра Корана господин Усман (да будет доволен им Аллах) записал его в тридцати частях, а значит, такое разделение произошло впервые именно тогда.[2] Но в работах теологов ранней эпохи ислама нам не удалось найти никаких подтверждений данной теории. Шейх Бадруддин Заркяши сообщал, что разбиение на тридцать частей было весьма распространенным и обычно встречалось в тех экземплярах Корана, которые использовались в школах. Похоже, что такое разделение произошло уже после эпохи сподвижников для облегчения обучения Корану. А Аллах знает лучше.

  1. Разделение по пять и десять аятов.

Еще одними знаками, используемыми в рукописях Корана ранней эпохи ислама, были خ (или خمس) после каждых пяти аятов и ع (или عشر) после каждых десяти аятов. Первый вид знаков обозначали термином «ахмас» (اخماس), а второй – понятием «агшар» (اعشار).[3] Некоторые теологи ранней эпохи ислама признавали такие знаки дозволенными, а другие считали их порицаемыми.[4] Имеются различные мнения о том, кто первым начал ставить такие знаки. Есть сообщение о том, что это осуществил Хаджадж ибн Юсуф. Согласно другому сообщению, это было сделано по велению аббасидского халифа Мамуна.[5] Но оба мнения не представляются верными, поскольку, похоже, об агшарах было известно и во времена сподвижников. В сборнике «Мусаннаф» Ибн Аби Шайба писал:

عن مسروق عن عبد الله انه كره التعشير في المصحف

«Масрук говорил, что Абдулла ибн Масуд считал порицаемым проставление знака «агшар» в тексте Корана».[6]

Отсюда видно, что об агшарах было известно и во времена сподвижников.

  1. Разделение на части для чтения в намазе.

Еще один знак, вошедший позднее в употребление и до сих пор встречающийся, – это знак «руку». Его расстановка зависит от значений аятов и осуществляется символом ع на полях текста. Несмотря на все наши старания, нам не удалось найти никаких достоверных сообщений о том, кто и когда впервые ввел этот знак. Некоторые люди полагают, что это было осуществлено во времена господина Усмана (да будет доволен им Аллах)[7], но в хадисах нет никаких достоверных подтверждений этому. Впрочем, можно с уверенностью сказать, что целью данного знака является обозначение среднего количества текста, которое можно прочесть в течение одного цикла (ракаата) намаза. Само слово «руку» означает поклон во время намаза, и этот поклон совершается как раз по окончании чтения части Корана в намазе. В сборнике «Фатава Аламгирия» говорится:

أن المشايخ — رحمهم الله تعالى — جعلوا القرآن على خمسمائة وأربعين ركوعا وأعلموا ذلك في المصاحف حتى يحصل الختم في ليلة السابع والعشرين

«Шейхи разделили Коран на 540 секций «руку» и расставили в тексте знаки так, чтобы чтение Корана можно было завершить в 27-ю ночь (рамадана в таравих-намазе)».[8]

Примечание

[1] Заркяши. «Доводы в корановедении». – Том 1, стр. 250.

[2] Абдус-Самад Сарим. «История Корана».

[3] Заркани. «Источники познания коранических дисциплин». – Том 1, стр. 403.

[4] Суюти. «Овладение кораническими науками». – Том 2, стр. 171.

[5] Заркяши. «Доводы в корановедении». – Том 1, стр. 251.

[6] Ибн Аби Шайба. «Мусаннаф». – Индия, Декан: Улюм шаркыя пресс, 1387 г. х. – Том 2, стр. 497.

[7] Абдус-Самад Сарим. «История Корана». – Стр. 81.

[8] «Фатава Аламгирия». – Том 1, стр. 94.

Автор: Шейх аль-Ислам Мухаммад Таки Усмани
Из книги: «Корановедение», стр. 189-191

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *