Шейх Абу Магали (Его звали Азизи ибн Абдиль-Малик. Это был шафиитский теолог, проживший до 494 г. х. Его книга «Доводы в коранических вопросах» неоднократно цитировалась имамами Заркяши и Суюти) перечислил пятьдесят пять названий священного Корана. (См.: Суюти. «Овладение кораническими науками», Каир: 1368 г. х, том 1, стр. 51). Некоторые теологи приводили более девяноста наименований, но такая цифра достигалась посредством того, что различные характеристики Корана считались его обозначениями. В действительности же, имеется лишь пять названий Корана:
1) Коран (Чтение),
2) Фуркан (Критерий),
3) Зикр (Увещевание),
4) Китаб (Книга),
5) Танзиль (Откровение). (См.: Заркани. «Источники познания коранических дисциплин», Иса Баби Хальби, 1372 г. х, том 1, стр. 2)
В самом священном Коране эти слова используются в качестве имени собственного для него. (Фуркан – см. Коран 3:1; Зикр – 3:58, 15:6, 38 и др.; Китаб – 2:2, 16:64, 16:89 и т. д.; Танзиль – 36:5, 56:80, 69:43). Наиболее популярным из них является наименование «Коран»: Всевышний Аллах использовал его не менее чем в 61 месте. (См.: Гильми Задах Хасани. «Дар Всемилостивого изучающему аяты Корана». Бейрут: Ахлия Пресс, 1223 г. х, стр. 358–359)
Слово «Коран» происходит от арабского корня «кораа/якрау» (قرأ يقرأ), буквальный смысл которого – «собирать» (См.: Рагыб Исфахани. «Словарь редких терминов Корана». Карачи: Исхаль Матабги, 1380 г. х, стр. 411), но впоследствии это слово стало использоваться в значении «чтение», поскольку при чтении слова и буквы собирают вместе. Отглагольные существительные, образованные от данного корня, имеют следующий вид: قراءة и قرءان. Аллах говорит:
إِنَّ عَلَيْنَا جَمْعَهُ وَقُرْآنَهُ
«Мы гарантируем его сбор и чтение». (Коран, 75:17)
Кроме того, в арабском языке отглагольное существительное иногда используется в значении причастия страдательного залога, то есть Коран – «читаемая Книга». (Есть и некоторые иные мнения о происхождения данного слова, однако на их счет имеются сомнения. См.: Суюти. «Овладение кораническими науками», том 1, стр. 52; а также Заркани. «Источники познания коранических дисциплин», том 1, стр. 7)
Имеются различные мнения о причинах, по которым Коран получил свое название. Наиболее приемлемым из них является то, что это произошло для опровержения слов аравийских неверующих, которые говорили:
لَا تَسْمَعُوا لِهَٰذَا الْقُرْآنِ وَالْغَوْا فِيهِ
«…Не слушайте этот Коран и шумите, когда его читают…» (Коран, 41:26)
Поэтому название «Коран» стало объявлением невозможности погубить Послание такими нелепыми методами. Книга ниспослана, чтобы ее читали, и читать ее будут вплоть до Последнего дня. Поэтому мы сейчас видим, что священный Коран бесспорно является самой читаемой книгой мира.
Если говорить о традиционном определении Корана, то оно имеет следующий вид:
المنزل على الرسول المكتوب في المصاحف المنقول الينا نقلاً متواترا بلا شبهة
«Слова Аллаха, ниспосланные Его Посланнику, записанные в книгах и многократно и абсолютно достоверно переданные от него». («Тальвихь» и «Таудихь». Египет: Мустафа пресс баби, том 1, стр. 26)
Это определение единодушно принимается всеми образованными теологами.
1. Божье откровение
Поскольку Коран был ниспослан благородному пророку Мухаммаду (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) посредством Божьего откровения, нам необходимо разъяснить некоторые его аспекты.
Потребность в откровении
Каждый мусульманин знает, что Аллах послал на этот свет человека для его испытания. После того как людям были вменены определенные обязанности, они получили в услужение весь мир. В результате с появлением на этом свете человек должен выполнять две миссии. Первая заключается в правильном использовании окружающего мира. А вторая – в том, чтобы помнить при этом о велениях Аллаха и не делать ничего вопреки Его воле.
Для исполнения данных миссий нужны определенные знания. Если человек не понимает сущности этого мира, не ведает, каким образом и для чего можно использовать имеющиеся здесь ресурсы, он не сможет употребить их. Кроме того, не зная, что угодно и что противно Богу, человек просто не сможет жить в довольстве Аллаха.
Поэтому при создании человека Бог наделил его тремя особенностями, посредством которых он мог бы познать то, о чем говорилось выше:
1) пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание;
2) разум;
3) Божье откровение.
В результате человек узнает много полезного посредством своих органов чувств, а также при помощи интеллекта. А то, что невозможно познать на основе разума и чувств, передается через Божье откровение.
Эти три источника знаний составлены так, что у каждого из них имеются свои определенные рамки, за пределами которых они не функционируют. Поэтому информация, извлекаемая посредством чувств, не может быть познана на основе одного лишь интеллекта. Например, если перед нами сидит человек, мы узнаем об этом с помощью глаз, которые также сообщают нам о цвете его кожи и волос, чертах лица и многом другом. Отказавшись от использования органов чувств и закрыв глаза, мы не сможем одним лишь разумом понять, каков цвет кожи у сидящего перед нами человека, узнать его телосложение и т. п.
То же самое можно сказать и об использовании интеллекта: информация, выдаваемая им, не может быть получена лишь посредством чувств. Например, мы знаем, что у этого человека должна быть мама, и что у него есть Создатель. Хотя мы не видим перед собой его матери и Творца, но разум подсказывает нам, что этот человек сам по себе на свет не появился. Если попытаемся узнать об этом посредством органов чувств без использования интеллекта, это окажется невозможным, ведь мы не видели, как он был создан, и как был рожден.
Поэтому в поле действия пяти органов чувств ум не может нам помочь, но зато он начинает действовать за рамками их функционирования. Впрочем, даже интеллектуальные возможности не безграничны, и на определенном уровне они оказываются бессильными. Есть немало вещей, которые не поддаются познанию ни с помощью чувств, ни посредством разума. Так, если вернуться к примеру сидящего перед нами человека, наш интеллект подсказал, кто создал этого человека, но почему он был сотворен, какие обязанности возложены на него Создателем, какие из его поступков любимы Аллахом, а какие презираются Им, – на такие вопросы не дадут ответ ни наши чувства, ни разум, даже если объединить их усилия. Для ответа на такие вопросы Аллах выделил особый канал познаний, называемый Божьим откровением. Он открывается определенным людям, которых Аллах избрал в качестве своих посланников. Это высший источник знаний, который дает ответ на вопросы о жизни.
Это к тому же показывает нам, что одни лишь наши наблюдения и умозаключения недостаточны для правильной жизни. Здесь неизбежно требуется нечто большее. И это – Божье откровение. Потребность в нем возникает там, где оказывается бессилен разум. Не все, что связано с Божьим откровением, способен полностью осознать человеческий интеллект. Подобно тому, как узнавание цвета осуществляется чувствами и не входит в поле действия ума, так же и передача знаний о многих религиозных убеждениях – это уже сфера действия Божьего откровения. Отказываться от него, полагаясь на один лишь интеллект, просто неразумно. (Мы лишь вкратце затронули тему потребности в Божьем откровении, подробнее см.: Абу Шакур Салими. «Введение…», стр. 3–72; Шамсуль-Хакк Афгани. «Корановедение». Пакистан, Бахавалпур: изд-во медресе «Фарукия», 1389 г. х, стр. 3–18)
Значение откровения
А теперь задумаемся о сущности и сути Божьего откровения. Два арабских слова, его выражающих (وحي и إيحاءٌ), в словарях переводятся как «быстрое обозначение» посредством загадочного явления, метафоры, бессмысленного звука, жеста, надписей или письма. Слова покрывают все данные варианты. (Зубайди. «Корона невесты». Ливия, Бенгази: Дар-уль-Ливия, 1386 г. х, том 1, стр. 384; Рагыб Исфахани. «Словарь редких терминов Корана»). И священный Коран использует это понятие в том же самом смысле, когда описывается случай, произошедший с Закарией:
فَخَرَجَ عَلَىٰ قَوْمِهِ مِنَ الْمِحْرَابِ فَأَوْحَىٰ إِلَيْهِمْ أَن سَبِّحُوا بُكْرَةً وَعَشِيًّا
«Он вышел из молельни к своему народу и дал им жестами понять, чтобы они прославляли (своего Господа) утром и вечером». (Коран, 19:11)
Очевидно, что значение таких жестов – в донесении до аудитории определенного послания. И два данных слова (وحي и إيحاءٌ) использовались в данном значении: мы видим это на примере ряда аятов священного Корана. Например:
وَأَوْحَىٰ رَبُّكَ إِلَى النَّحْلِ أَنِ اتَّخِذِي مِنَ الْجِبَالِ بُيُوتًا
«Твой Господь внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах…» (Коран, 16:68)
Более того, данное слово использовалось в Коране даже для обозначения дьявольских внушений:
وَكَذَٰلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نَبِيٍّ عَدُوًّا شَيَاطِينَ الْإِنسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَىٰ بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُورًا
«И также Мы определили для каждого пророка врагов – дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу приукрашенные слова обольщения». (Коран, 6:112)
وَإِنَّ الشَّيَاطِينَ لَيُوحُونَ إِلَىٰ أَوْلِيَائِهِمْ لِيُجَادِلُوكُمْ
«Воистину, дьяволы постоянно внушают своим товарищам препираться с вами». (Коран, 6:121)
И Аллах обращается к ангелам со словом إيحاءٌ:
إِذْ يُوحِي رَبُّكَ إِلَى الْمَلَائِكَةِ أَنِّي مَعَكُمْ
«Вот твой Господь внушил ангелам: «Я – с вами…»» (Коран, 8:12)
Все, что Аллах внушает тем, кто не является пророком, тоже обозначается данным словом:
وَأَوْحَيْنَا إِلَىٰ أُمِّ مُوسَىٰ أَنْ أَرْضِعِيهِ
«Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью…»» (Коран, 28:7)
Но все это является буквальным выражением данного слова. В религиозной же терминологии откровение وحي определяется следующим образом:
كلام الله المنزل على نبي من أنبيائه
«Слова Аллаха, ниспосланные любому из Его пророков». (Бадруддин Айни. «Умдат-уль-Кари»: комментарий к сборнику «Сахих» Бухари. Стамбул: Дар-ут-Таба Амира, 1308 г. х, том 1, стр. 18)
Само слово وحي (откровение) стало использоваться в данном значении столь часто, что его употребление по отношению к любому, кто не является пророком, некорректно. Шейх Анвар Шах Кашмири (милость ему Аллаха) говорил, что «вахы» (وحي) и «иха» (إيحاءٌ) – это два разных слова, значения которых несколько отличаются друг от друга. Слово «иха» (إيحاءٌ) имеет более общий смысл и обозначает не только откровения пророкам, но и внушения тем, кто не является таковым. Поэтому данное слово используется в отношении и пророков, и других людей. А «вахы» (وحي) употребляется только для обозначения Божьего откровения пророкам. Священный Коран тоже использовал слово «иха» (إيحاءٌ) в отношении и пророков, и других людей, но «вахы» (وحي) применялось исключительно по отношению к пророкам. (Анвар Шах Кашмири. «Богатство Творца». Каир: Матбах Хиджази, 1357 г. х, том 1, стр. 19)
Поэтому откровение («вахы») – это канал, посредством которого Аллах ниспосылает Свои слова тому или иному избранному Божьему слуге. И уже через этого посланника Аллах доводит данные слова до всех остальных людей. Поскольку откровение является особой наставительной связью между Богом и Его творениями и ощущается исключительно лишь пророками (мир им), истинное познание данной связи – не под силу людям. Но Коран и хадисы (сообщения о Пророке, саллаллаху ‘алейхи уа саллам) передали определенную информацию о видах откровения. Соответственно, лишь об этом мы можем рассказать на страницах данной книги.
Знания, передаваемые откровением
Посредством откровения люди узнают о том, что не могли бы изучить с помощью одних лишь чувств и интеллекта. Это может касаться как религиозных вопросов, так и обычных потребностей этого мира. Откровение пророков, как правило, касается первой указанной темы, но при необходимости через него передавались и мирские знания. Так, Нуху (мир ему) было велено построить ковчег:
وَاصْنَعِ الْفُلْكَ بِأَعْيُنِنَا وَوَحْيِنَا
«Воздвигни корабль у Нас на глазах и по откровению Нашему». (Коран, 11:37)
Здесь сообщается, что основы судостроения были переданы ему посредством Божьего откровения. Аналогичным образом Дауд (мир ему) был обучен оружейному делу. Адам (мир ему) получал знания о свойствах вещей тоже посредством откровения. И как гласит одно из сообщений, базовые медицинские познания тоже были ниспосланы через Божье откровение. (Абдуль-Азиз Фархари. Светило: к «Комментарию к «Исламским убеждениям»». Амритсар, 1318 г. х, стр. 427-428)
Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани
Из книги: «Корановедение», стр. 14-23