Акыда

Комментарий к «Аль-Акыда ат-Тахавийя». Часть 1

 بسم الله الرحمن الرحيم 

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха 

Введение 

قال العلامة حجة الإسلام أبو جعفر الوراق الطحاوي بمصر رحمه الله: 

Великий теолог, «Довод ислама» Абу Джафар Варрак ат-Тахавийа (милость ему Аллаха), находясь в Египте, говорил: 

هذا ذكر بيان عقيدة أهل السنة والجماعة على مذهب فقهاء الملة أبي حنيفة النعمان ابن ثابت الكوفي ، وأبي يوسف يعقوب بن إبراهيم الأنصاري ، وأبي عبد الله محمد بن الحسن الشيباني ، رضوان الله عليهم أجمعين ، وما يعتقدون من أصولِ الدين ، ويدينون به لرب العالمين 

Данная книга раскрывает убеждения Общины Пути и Коллектива1 в соответствии с подходом теологов этой религии – Абу Ханифы Нугмана ибн Сабита Куфи2, Абу Юсуфа Якуба ибн Ибрахима Ансари3 и Абу Абдуллы Мухаммада ибн Хасана Шайбани4 (да будет доволен ими Аллах), – и представляет основы религии5, в которых члены этой Общины убеждены, и на которых они основывают свое послушание Господу миров. 

Единственность Аллаха

نقول في توحيد الله معتقدين بتوفيق الله 

Мы говорим в отношении единственности Аллаха, веруя с Его помощью, следующее: 

إن الله واحد لا شريك له 

Воистину, Аллах6 един7. Нет у него напарников8. 

ولا شىء مثله 

Он бесподобен9. 

ولا شىء يعجزه 

Ничто не может превозмочь Его10. 

ولا إله غيره 

И нет иного бога11. 

Примечание 

1. Община Пути и Коллектива («Ахлюс-Сунна валь-джамаа», «сунниты») обозначает мусульман с традиционными и общепринятыми воззрениями. Под Путем подразумевается путь пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), а под Коллективом – сподвижники Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), их последователи и следующие поколения, представленные основной группой мусульман каждой эры. 

Сообщается, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: 

عن أبي هريرة أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال تفرقت اليهود على إحدى وسبعين أو اثنتين وسبعين فرقة والنصارى مثل ذلك وتفترق أمتي على ثلاث سبعين فرقة 

– Иудеи разделяются на 71–72 группы. Христиане – тоже. А моя община разделится на 73 группы. (Тирмизи) 

В другом сообщении добавляются следующие слова: 

كلها في النار إلا ملة واحدة فقيل له : ما الواحدة ؟ قال : ما أنا عليه اليوم وأصحابي 

– И все эти группы – в адском огне, за исключением одной. 
– Что это за группа? – спросили сподвижники. 
Те, кто следует по пути моему и моих сподвижников, – ответил Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). (Хаким. Мустадрак) 

В сообщении, передаваемом Ибн Маджей, говорится, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ответил: 

الجماعة 

– Коллектив (то есть те, кто следует по пути сподвижников и твердо придерживается их убеждений). 

2. Абу Ханифа Нугман (сын Сабита) из Куфы жил до 150 г. х. Абу Дауд называл его имамом, а в целом в исламском мире он известен как «величайший имам» («имам-агза́м»). Из всех имеющихся четырех методологий Ахлюс-Сунны его методология исламского права имеет наибольшее количество последователей. Из четырех основателей данных методологий он является самым первым. Кроме того, он – единственный из них, кто относится к поколению последователей сподвижников. Он видел таких сподвижников, как Анас ибн Малик, Абдулла ибн Аби Ауфа, Сахль ибн Саад Сагиди, Абу Туфейль и Амир ибн Василя. 

3. Абу Юсуф Якуб Ансари (сын Ибрахима) из Куфы жил до 182 г. х. и был одним из самых известных учеников имама Абу Ханифы. Занимал пост верховного судьи при аббасидском халифе Харуне Рашиде. Абу Юсуф написал «Книгу о налогообложении», являющуюся базовым трудом по государственным финансам в исламском праве. 

4. Абу Абдулла Мухаммад Шайбани (сын Хасана, внук Фаркада) родился в г. Васит в 132 г. х., а вырос в Куфе. Был учеником имама Абу Ханифы и учителем имама Шафии. Умер в г. Рей в 189 г. х. 

5. Под основами религии («усу́ль-уд-ди́н») подразумеваются догматы веры. Теологическую дисциплину, занимающуюся вопросами веры, именуют одним из следующих названий: «ильм усу́ль-ид-ди́н» (наука основ религии), «ильм-уль-ака́ид» (наука догматов веры), «ильм-ут-таухи́д вас-сыфа́т» (наука единобожия и Божьих качеств) и «ильм-уль-каля́м» (наука рассуждений). 

Данной теологической дисциплине дают следующее определение: «изучение догматов веры из несомненных источников». 

Также ее определяют как «науку, рассматривающую имена Бога, Его качества и действия, а также состояния творений (ангелов, пророков, праведников, лидеров), начало и конец сотворения и направленную на создание убежденности в истинной вере и развеивание сомнений». 

Предметом данной дисциплины является все, что известно и связано с утверждением догматов веры. 

Цель изучения данной дисциплины – укрепление веры и убежденности в Божьем законе для достижения процветания как в этом мире, так и в будущей вечной жизни. 

6. Первой обязанностью Божьих рабов является вера в существование Бога в качестве Единственного Творца всего созданного. К убежденности в данном принципе приходят посредством размышлений над миром и его иллюзорным содержимым. Каждому временному творению («мумкин-уль-вуджу́д»), для того чтобы стать существующим, обязательно нужен Тот, чье существование безусловно и абсолютно («ва́джиб-уль-вуджу́д»). 

Вера в Коран и слова Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) исходит из веры в Творца сущего и Его Посланника (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). 

В Коране Всевышний Аллах говорит нам: 

سَنُرِيهِمْ آيَاتِنَا فِي الْآفَاقِ وَفِي أَنفُسِهِمْ حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُ الْحَقُّ 

«Мы покажем им Наши знамения по всей земле и в них самих, пока им не станет ясно, что это – истина». (Коран, 41:53) 

Данный метод логических рассуждений использовали все прежние пророки, а также мусульманские теологи ранней эпохи ислама (см. Коран, 11:28, 11:32, 6:76–83, 21:58, 2:258, 16:125). Аллах Сам велит нам использовать наш разум для размышлений о Его знамениях, чтобы развеять все сомнения, которые могут возникнуть. Теологическая дисциплина «ильм-уль-калям» преследует ту же самую цель. 

Однажды с великим имамом Абу Ханифой встретились атеисты, желавшие убить его. Имам спросил, что они скажут о человеке, который заявит, будто видел, как корабль плыл от одного берега к другому, его груз сам по себе загружался и разгружался по достижении берега, а сам корабль плыл без единого матроса, сам себе находя путь. Атеисты ответили, что ни один разумный человек не может принять на веру такую глупость. На это имам сказал: 

– Горе вашему разуму! Если даже простой корабль не может хорошо плыть без рулевого, то как же может вся эта вселенная столь идеально функционировать без Рулевого? 

Услышав эти слова, они пришли в полное замешательство и тут же приняли ислам. 

А имама Малика однажды попросили привести доказательство существования Творца. Имам указал на свое лицо и сказал, что, несмотря на весьма небольшой размер человеческого лица, оно состоит из двух глаз, носа, двух ушей, языка, щек, губ и др., и при этом во всем мире не найти двух людей с одинаковыми чертами лица. И даже голос, характер, манеры, привычки у каждого человека абсолютно уникальны. И это – доказательство того, что за всем этим стоит Высший Творец.

بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ 

«Он – Создатель небес и земли». (Коран, 6:101)

До начала XX века физики полагали, что вселенная постоянна и существовала всегда. Однако современные исследования показали, что у вселенной было начало, и существовать она стала в результате события, известного как «Большой взрыв»: в этот момент вселенная появилась из ничего. Современные физики говорят о том, что Большой взрыв является единственным рациональным и доказываемым объяснением того, как вселенная начала существовать. До Большого взрыва ничего не существовало: ни время, ни энергия, ни вещество. Из такого небытия, которое можно описать лишь метафизическим образом, было создано вещество, энергия и время. Факт, открытый современной физикой лишь недавно, был объявлен нам Кораном 1400 лет назад. (Сотворение вселенной) 

Абдуль-Халим Махмуд писал: «Представьте дом, комнаты которого снабжены роскошной мебелью и который стоит на высокой горе, окруженной густым лесом. В дом входит человек, но никого внутри не обнаруживает. Поэтому он решает, что горные камни сами по себе разбросались и приняли форму этого каменного дворца со всеми его комнатами, коридорами и пр., и деревья сами образовали из себя доски и превратились в двери, стулья и столы, заняв свое место во дворце, и растения и шерсть овец сами соткали из себя скатерти, ковры, подушки и разлетались по комнатам, и люстры сами попали в этот дворец, аккуратно укрепившись на его потолках. Разве можно человека с такими мыслями назвать разумным? 

А что же тогда говорить о дворце, чьим потолком служат небеса, полом – земля, столбами – горы, украшениями – растения, люстрами – звезды, луна и солнце? Как можно считать такой Дворец менее значимым, чем каменный дом на горе? Не разумнее ли объяснить это Живым и Самодостаточным Творцом, который создал этот Дворец, придал ему форму, определил существование творений и указал им истинный путь? 

Если человеку дать миллионы напечатанных букв, одним лишь их случайным тасованием он не сможет составить литературный или научный труд. Востоковед Давид Сантиллана приводил этот пример и говорил, что даже если из поколения в поколение передавать эти буквы, то и за сотни лет ничего из этой затеи не выйдет – останутся все те же разрозненные буквы. Как же тогда можно думать, что вселенная, части которой гармонично и идеально взаимодействуют друг с другом, появилась саама по себе, посредством случайных передвижений частиц в бесконечном пространстве, как заявляют материалисты? Как говорил Аристотель, «за всяким порядком кроется разум». 

Известный немецкий философ Иммануил Кант считал данный довод яснейшим и сильнейшим доказательством существования Бога. (Абдуль-Халим Махмуд. Кредо ислама) 

7. Единственность является одним из качеств Всевышнего Аллаха. Она отрицает любую множественность в Его отношении – как в Его Сущности, так и в качествах и действиях: 

– Единственность и Единство Его Сущности подразумевает отсутствие иных богов и то, что Аллах не состоит из частей; 

– Единственность Его качеств означает то, что ни у каких из творений нет качеств, подобных Божьим качествам, и каждое Божье качество единственно; 

– Единственность Его действий означает невозможность кому бы то ни было сделать что бы то ни было без участия Бога и то, что никто, кроме Бога, не участвует в Его действиях. 

8. а) У Всевышнего Аллаха нет напарников в Его Сущности, Его именах, качествах, а также в том, чтобы быть достойным поклонения. Зороастрийцы полагали, что у вселенной имеется несколько творцов. Аравийские многобожники признавали Аллаха единственным Творцом, но поклонялись не только Ему, но и другим, называя их «богами». 

أَمِ اتَّخَذُوا مِن دُونِ اللَّهِ شُفَعَاءَ ۚ قُلْ أَوَلَوْ كَانُوا لَا يَمْلِكُونَ شَيْئًا وَلَا يَعْقِلُونَ 

«И они берут себе заступников помимо Аллаха! Скажи: «А если они бессильны и лишены понимания?»». (Коран, 39:43) 

б) У Аллаха нет напарников и в Его действиях. Он действует независимо от кого бы то ни было. 

أَمْ لَهُمْ إِلَٰهٌ غَيْرُ اللَّهِ ۚ سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يُشْرِكُونَ 

«Или же у них есть другой бог наряду с Аллахом? Аллах пречист и далек от тех, кого они приобщают Ему!». (Коран, 52:43) 

9. Подобие – это то, что может заменить оригинал, или во всех аспектах сходное с ним. Исключительность Всевышнего Аллаха, о которой мы уже говорили, означает невозможность существования чего бы то ни было подобного Богу. 

Всевышний Аллах говорит: 

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ 

«Нет никого подобного Ему. Он – Всеслышащий, Всевидящий». (Коран, 42:11) 

Данный аят имеет однозначный, ясный смысл и формирует основу для корректного понимания всех иных аятов Корана и сообщений о Пророке (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), которые при беглом ознакомлении могут создать впечатление о подобии Аллаха творениям. 

10. Ничто не может пересилить Всевышнего Аллаха, сделав Его неспособным на осуществление того или иного возможного («мумкин») события. 

Неспособность является прямой противоположностью силы («кудра»), то есть качества, которым Аллах обладает абсолютно и неограниченно. Существование чего бы то ни было, кроме Него, происходит исключительно благодаря тому, что Он приводит это к существованию. Он сотворил все. А бессильное существо не может творить. 

11. Довод, который приводится в Коране в отношении отсутствия иных богов, теологи называют «бурха́н-ут-тама́ну’». Он следует из двух аятов, приводимых далее: 

لَوْ كَانَ فِيهِمَا آلِهَةٌ إِلَّا اللَّهُ لَفَسَدَتَا 

«Если б на небесах и земле были иные божества, то вся система небес и земли пришла бы в беспорядок». (Коран, 21:22) 

وَمَا كَانَ مَعَهُ مِنْ إِلَٰهٍ ۚ إِذًا لَّذَهَبَ كُلُّ إِلَٰهٍ بِمَا خَلَقَ وَلَعَلَا بَعْضُهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ 

«И нет наряду с Ним иного бога, ведь иначе каждый бог отозвал бы сотворенное им, и они бы поднялись друг против друга». (Коран, 23:91)

Но мы видим, что в функционировании небес и земли нет перебоев и беспорядка. Эта совершенная система указывает на то, что никаких богов, кроме Всевышнего Аллаха, нет. 

Вселенная и ее составляющие – галактики, звезды, планеты, астероиды, Солнце, Земля, Луна, миллиарды иных небесных тел – взаимодействуют и функционируют удивительно гармоничным образом. Если проанализировать весь этот мир с астрономической, физической, биологической, химической точек зрения, мы увидим, что вселенная самым удобным образом на макро- и микроуровне приспособлена для человеческой жизни на земле. 

И бесчисленное множество различных показателей и состояний – от коэффициента расширения вселенной до расположения Земли в Солнечной системе, от процентного соотношения газов в атмосфере до свойств солнечного света – все оказывается в каждую секунду, каждый миг именно в том состоянии, которое необходимо для существования человека. Все во вселенной подчиняется безупречной мудрости Аллаха, проявляющего Свою мощь и умение. 

لَا الشَّمْسُ يَنبَغِي لَهَا أَن تُدْرِكَ الْقَمَرَ وَلَا اللَّيْلُ سَابِقُ النَّهَارِ ۚ وَكُلٌّ فِي فَلَكٍ يَسْبَحُونَ 

«Солнцу не настигнуть луны, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите». (Коран, 36:40) 

Автор: Абу Джафар Ахмад ибн Мухаммад ат-Тахави аль-Ханафи
Примечание: Шейх Фахим Хусен
Из книги: «Вероучение Тахави», стр. 6-11

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *