Пророк ﷺ
وأن محمدا صلى الله عليهِ وسلم عبده المصطفى ، ونبيه اﻟﻤﺠتبى ، ورسوله المرتضى
И мы говорим[1], что Мухаммад[2], мир ему и благословение Аллаха, – Его избранный раб[3], избранный пророк и посланник[4].
وأنه خاتم الأنبياء ، وإمام الأتقياء ، وسيد المرسلين ، وحبيب رب العالمين
Он – последний из пророков[5], лидер набожных[6], глава посланников[7] и любимец Господа миров[8].
وكل دعوة نبوة بعد نبوته فغي وهوى
Любое притязание на пророчество после него – ложь и обман.[9]
وهو المبعوث إلى عامة الجن وكافة الورى بالحق والهدى وبالنور والضياء
Он – тот, кто был послан ко всем джиннам и людям[10] с истиной и руководством, светом и озарением[11].
Комментарии
[1] Завершив разъяснение аспектов веры в отношении Единственности Всевышнего Аллаха и Его качеств, автор переходит к описанию пророческой миссии, чтобы дать представление о двух базисах веры (единобожии и пророческой миссии).
[2] Это – наиболее известное из его благородных имен, число которых составляет, по разным оценкам, тысячу, триста или девяносто девять. Значение имени «Мухаммад» – «чрезвычайно восхваляемый». Имя ему было дано по вдохновению от Всевышнего Аллаха его дедом Абдуль-Мутталибом на седьмой день после рождения.
Сообщается, что Пророк ﷺ сказал:
إن لي أسماء أنا محمد ، وأنا أحمد ، وأنا الماحي ، يمحو الله بي الكفر، وأنا الحاشر، الذي يحشر النّاس عَلى قدمي وأنا العاقب، والعاقب الذي ليس بعده نبي
«У меня много имен. Я – Мухаммад, Ахмад, Махы («Стирающий»), которым Аллах стирает богохульство, Хашир («Собирающий»), за которым собираются люди, Акыб (последний из пророков)». (Бухари)
[3] Быть рабом, слугой Всевышнего Аллаха – это почетное звание. Это один из самых любимых Всевышним Аллахом титулов, и Он неоднократно использует его в Коране в отношении Пророка ﷺ.
Например, говоря о чудесном ночном путешествии Пророка ﷺ в Иерусалим, Коран сообщает:
سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَىٰ بِعَبْدِهِ لَيْلًا مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الْأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا
«Слава Тому, кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в Дальнюю, окрестности которой Мы благословили». (Коран, 17:1)
Звание раба Аллаха четко показывает различие между статусом Творца и творения. Богом и Попечителем может быть только лишь Всевышний Аллах. Пророк ﷺ, несмотря на свой высокий статус, является рабом перед Богом-Попечителем.
Тем не менее, Всевышний Аллах дает некоторым из своих рабов возможность продемонстрировать такие чудеса, как воскрешение из мертвых, излечение слепых и т. д., но при этом нужно четко осознавать разницу между рабом и Господом. Христиане впали в заблуждение, когда размыли эту границу и стали восхвалять пророка Исы (Иисуса, мир ему) до уровня божества из-за имевших место чудес с ним. Имам Тахави выбрал качество «раб» по отношению к Пророку ﷺ, чтобы подчеркнуть это различие.
Пророк ﷺ сказал:
لا تطروني كما أطرت النَّصارَى ابن مريم ، إنما أنا عبدٌ ، فقولوا عبد الله ورسوله
«Не перехваливайте меня, как христиане сделали это по отношению к Иисусу, сыну Марии. Я – лишь раб. Так, называйте меня рабом Аллаха и Его посланником!» (Бухари)
[4] Теологи давали разное определение терминам «пророк» и «посланник». Шихаб ибн Хаджар определял пророка как свободного человека мужского пола, являющегося получателем Божьего закона, хотя он мог и не получить веления о его передаче; а посланника – как свободного человека мужского пола, которому ниспосылается Божий закон, и которому было велено передать его другим, – независимо от того, обладает ли он ниспосланным ему (или кому-то до него) священным Писанием или нет.
То есть пророк – более широкое понятие, чем посланник, и принципиальная разница между ними касается получения веления о передаче Божьего послания.
[5] Коран гласит:
مَّا كَانَ مُحَمَّدٌ أَبَا أَحَدٍ مِّن رِّجَالِكُمْ وَلَٰكِن رَّسُولَ اللَّهِ وَخَاتَمَ النَّبِيِّينَ
«Мухаммад не приходится отцом кому-то из ваших мужчин, а является посланником Аллаха и последним из пророков». (Коран, 33:40)
Пророк ﷺ сказал:
وإنه سيكون من أمتي كذابون ثلاثون ، كلهم يزعم أنه نبي وأنا خاتم النبيين لا نبي بعدي
«В моей общине будет тридцать самозванцев: каждый из них будет называть себя пророком, хотя я – последний из пророков. После меня пророков не будет». (Муслим)
[6] Набожность («таква») означает оберегание себя от неверия и всех форм непослушания Аллаху. Пророку ﷺ, лидеру этой общины и всех прежних пророков, дан титул «лидер набожных».
[7] Сообщается, что Пророк ﷺ сказал:
أنا سيد ولد آدم يوم القيامة
«Я буду лидером потомков Адама в Судный день». (Муслим)
[8] Пророк ﷺ сказал:
أنا حبيب الله
«Я – любимец Аллаха». (Тирмизи, Дарими)
[9] Поскольку установлено, что Мухаммад ﷺ – последний пророк, любой, кто объявит себя пророком, будет явно отвергать абсолютно достоверный текстовый довод, имеющийся в 33-й главе Коране и процитированный нами ранее. Такое отрицание может быть лишь заблуждением и ложью.
[10] Например, обратите внимание на следующий аят:
قُلْ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُمْ جَمِيعًا
«Скажи: «О, люди! Я – посланник Аллаха ко всем вам…»» (Коран, 7:158)
Также см. с первого по тринадцатый аяты 72-й главы «Джинны».
[11] Под истиной здесь имеется в виду цель сотворения небес и земли: указание на Единственность их Творца и необходимость служения творений Ему. Руководство означает тот курс действий, который позволяет достигнуть истины. Под светом и озарением подразумевается Божий закон и религия, подкрепленные явными доказательствами.
وَكَذَٰلِكَ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ رُوحًا مِّنْ أَمْرِنَا ۚ مَا كُنتَ تَدْرِي مَا الْكِتَابُ وَلَا الْإِيمَانُ وَلَٰكِن جَعَلْنَاهُ نُورًا نَّهْدِي بِهِ مَن نَّشَاءُ مِنْ عِبَادِنَا ۚ وَإِنَّكَ لَتَهْدِي إِلَىٰ صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ
«И так Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) по Нашему велению. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его (Коран) светом, посредством которого ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь». (Коран, 42:52)
Автор: Имам Абу Джафар ат-Тахави аль-Ханафи
Комментарии: Шейх Фахим Хусен аль-Ханафи
Из книги: «Вероучение Тахави», стр. 21-23