Фетвы Фикх

Када (возмещение) намазов

Выполнение намаза после наступления установленного времени называется «Када». Если намаз не выполнен, его необходимо возместить. Возмещение пропущенного намаза называется «када», а сам пропущенный намаз – «фаита», форма множественного числа – «фаваит».

Возмещение пропущенного намаза, если этот намаз из числа обязательных, является фардом, если же это намаз уитр, то возмещение его – уаджиб. Что касается сунн, которые необходимо возместить, то их мало. Например, если утром не был выполнен намаз субх, через 50-55 минут после восхода солнца и до вхождения солнца в зенит вместе с фардом нужно возместить и сунну этого намаза. Если не было никакой возможности совершить этот намаз в это время, то после обеда совершают только фард утреннего намаза. Имам Мухаммад также считает, что, если не смогли совершить эту сунну своевременно, то можно выполнить ее до обеда.

Если кто-то, чтобы успеть присоединиться к джамаату для выполнения намаза зухр, не станет совершать 4-ракаатную начальную сунну этого намаза, после фарда должен сразу возместить этот намаз до совершения завершающей сунны. Тем самым, эта сунна не будет два раза подряд оставлена на более позднее время. Это мнение послужило основой для разработки фетвы по этому вопросу. Но, несмотря на это, можно пропущенную начальную сунну намаза зухр совершить и после совершения завершающей сунны.

Некоторые учёные считают этот подход наиболее приемлемым, так как в этом случае не меняется дважды последовательность намаза. Данное положение имеет силу и в случае не совершения начальной сунны намаза джума.

Что касается других намазов-сунн, то возмещение их не требуется. Но если, начав выполнение намаза сунны или нафиль, затем прервали их по какой-то причине, то в этом случае требуется их возмещение. Например, если кто-то, чтобы не опоздать на намаз джаназа, прервал совершение завершающей сунны намаза зухр, ему нужно эту сунну обязательно возместить.

Повторное совершение какого-либо намаза, прерванного в силу различных обстоятельств или выполняемого с грубыми нарушениями, называется «йяда». Повторное выполнение намаза, совершенного с нарушениями, относящимися к разряду «тахриман макрух», в течение определенного времени является уаджибом (обязательным). Если же время вышло, то совершение таких намазов является мандубом (желательным). С другой стороны, если ошибка допущена из-за откладывания какого-либо фарда или же из-за невыполнения какого-либо уаджиба, вполне достаточно, если в конце намаза сделать «сажда саху». Если не стали делать сажда саху, намаз в любом случае считается действительным, хотя подобное отношение к намазу крайне неодобрительно. Откладывание выполнения намаза без всякой уважительной причины является большим грехом, ибо Аллах в Коране повелевает:

فَإِذَا قَضَيْتُمُ الصَّلَاةَ فَاذْكُرُوا اللَّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَى جُنُوبِكُمْ فَإِذَا اطْمَأْنَنتُمْ فَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَّوْقُوتًا

«А когда вы закончите молитву, то вспоминайте Аллаха – стоя, сидя и на своих боках. А когда вы успокоитесь, то выстаивайте молитву. Поистине, молитва для верующих – предписанное в определённое время». (Сура ан-Ниса, 4/103)

Поэтому, если кто-то без всякой уважительной причины не совершил намаз, должен не только возместить его, но и искренне раскаяться.

Если же намаз не совершен по уважительной причине, то это не порицается. Среди этих причин можно назвать страх перед врагами или дежурство врача-акушера возле роженицы, когда вероятна гибель или ребенка, или матери. Известно, что во время битвы «Хандак» Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) не совершил вместе со своими сподвижниками несколько намазов и отложил их выполнение на более позднее время. Об этом случае Абдуллах ибн Мас’уд (радыйаллаху анху) рассказывал:

«Когда шли бои у рва, язычники помешали Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) совершить четыре намаза. Когда наступила часть ночи, известная самому Аллаху, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) приказал Билялю читать азан. Биляль прочитал азан и икамат. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) возглавил совершение намаза зухр. После его завершения Биляль еще прочитал икамат, и Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) возглавил намаз аср. Затем Биляль еще раз прочитал икамат, и Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) возглавил намаз магриб. После этого Биляль прочитал икамат и Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) возглавил намаз иша». (Тирмизи, Мавакыт, 18; Ахмад бин Ханбаль, 1/375. Тирмизи отмечал, что в иснаде этого хадиса нет ни одного передатчика, чья личность вызвала бы сомнение, см. Зайлаи, Насбур-Рае, 2/164-166).

Кто намеренного или из-за лени не совершит своевременно какой либо намаз, впадает в большой грех, и ему небходимо обязательно возместить этот намаз. По этому поводу Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), обращаясь к своим последователям, говорил:

«Если кто-либо из вас из-за беспечности, или же проспав время намаза, не совершит намаз своевременно, пусть выполнит его, как только вспомнит об этом, ибо Аллах повелел: «Выстаивайте намаз, чтобы вспомнить обо Мне!» (Муслим, Масаджид, 316; Малик, Муватта, Вукут, 26; Ахмад бин Ханбаль, 3/184, 216).

По этому вопросу в сборнике Бухари имеется следующий хадис:

«Если кто-то забудет совершить намаз, пусть совершит его, когда вспомнит. Кроме этого, для возмещения пропущенного намаза не существует других путей». (Бухари, Мавакыт, 37; Муслим, Масаджид, 314; Абу Дауд, Салят, 11; Ахмад бин Ханбаль, 3/219).

В хадисе, приведенном как в сборнике Имама Бухари, так и у Имама Муслима, говорится:

«Если кто-то, проспав время намаза или по забывчивости не смог совершить намаз, пусть совершит его, как только вспомнит об этом». (Тирмизи, Салят, 16; Насаи, Мавакыт, 53; ибн Маджа, Салят, 10).

Как следует из смысла всех хадисов, причины не совершения намазов могут быть две: сон и забывчивость. Некоторые ученые, считая, что кроме этих двух причин не может быть других, пришли к выводу, что в случае намеренного или случайного не совершения намаза можно впоследствии не возмещать его. Как они утверждают, такой человек может только раскаяться и попросить прощения у Аллаха. К этим ученым относится и ибн Хазм.

Однако большинство ученых, среди которых и ханафиты, считает, что если из-за сна или по другой причине, когда человек не контролирует себя, нужно обязательно возместить пропущенный намаз, то в случае намеренного не совершения намаза возмещение требуется в первую очередь. (аль-Майдани, 1/88; аш-Ширбини, Мугниль-Мухтадж, 1/127; аш-Ширази, 1/5; ибн Кудама, ‘аль-Мугни, 2/108; ибн Рушд, 1/175; аз-Зухайли, 2/130).

Человек, пропустивший намаз из-за сна или по какой-то другой причине, не считается грешником, так как Абу Катада (радыйаллаху анху) рассказывал: «Когда некоторые мусульмане обратились к Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) с жалобой на то, что не смогли своевременно совершить намаз, он ответил им так:

«Если кто-либо, проспав время намаза или по забывчивости не смог совершить намаз, пусть совершит его, как только вспомнит об этом». (Муслим, Масаджид, 311; Абу Дауд, Салят, 11; Тирмизи, Мавакыт, 16; Насаи, Мавакыт, 53).

Однако каждый мусульманин должен предпринять все необходимые меры, чтобы проснуться на утренний намаз.

Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи
Из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 511-514

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *