Исламские финансы

Этика в исламских финансах

Ислам является полноценным руководством для жизни, уделяя большое внимание этическим ценностям и моральным аспектам. Аллах говорит в Священном Коране:

«… Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам …» (5:3)

Определение этики

Этика произошла от греческого слова «ethos», что означает «характер». Она представляет собой совокупность моральных принципов, которые различают истинное от ложного. Также этика используется для описания морали.

Определение деловой этики

Деловая этика – это часть этики, распространяющаяся на правила и принципы деятельности экономических институтов. В целом деловая этика определяет, что такое хорошо и плохо, а также сущность справедливости в бизнесе.

Цель деловой этики

Основная цель деловой этики – позволить индивидуумам сделать выбор между путями поведения, а также определить норму поведения, определяющую нравственные действия.

Основы исламской деловой этики

1. Правдивость.

Ислам призывает к правдивости в коммерческой деятельности. Последний Пророк Всевышнего, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Честный, правдивый бизнесмен будет (в Раю) среди пророков, искренне верующих и мучеников». (Тирмизи)

Также он, мир ему и благословение Аллаха, упомянул:

«Торговцы будут воскрешены в День Суда, как грешники, кроме тех, кто проявлял религиозную сдержанность, был благочестивым и правдивым». (Тирмизи)

2. Свобода предпринимательства.

Ислам провозглашает свободу экономического предпринимательства, получения прибыли и частной собственности в определенной степени. Тем не менее Ислам установил определенные экономические ограничения и правила, которые позволяют установить дистрибутивную справедливость, экономическую равномерность, предотвращая монополизацию и другие экономические злоупотребления.

3. Надежность.

Надежность – это фундаментальный элемент деловой этики. Без доверия люди не могут участвовать в деятельности коммерческих предприятий и различного рода партнерствах. Ислам поощряет доверие. Всевышний Аллах говорит:

«… Не предавайте доверенного вам …» (8:27)

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Оправдывайте доверие тех, кто поверил вам, и не предавайте тех, кто предал вас». (Тирмизи)

4. Великодушие и снисходительность.

Великодушие и снисходительность являются фундаментальными основами социально и морально сплоченного общества. Также эти качества являются неотъемлемыми элементами хорошего характера. В частности, Ислам призывает кредиторов предоставлять отсрочку своим должникам. В этом отношении Всевышний говорит:

«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится …» (2:280)

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в этом отношении отметил:

«Аллах любит того, кто снисходителен, когда продает, покупает и требует своего (платежа)». (Тирмизи)

Также он, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Кто дает отсрочку человеку, испытывающему трудности, или прощает долг, Аллах укроет его в тени Своего Трона в день, когда не будет иной тени, кроме Его тени». (Тирмизи)

5. Выполнение обязательств.

Ислам уделяет большое значение выполнению и соблюдению контрактов и обещаний. Всевышний Аллах говорит:

«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам …» (5:1)

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в этом отношении сказал:

«Мусульмане связаны своими условиями». (Бухари)

6. Справедливые и честные рабочие отношения.

Правительства, законодательные органы и эксперты по правовым вопросам со всего мира стараются защитить рабочий класс от финансовой эксплуатации, социальной деградации и иных различных негуманных и аморальных практик. Ислам настоятельно побуждает работодателей выполнять свои религиозные обязанности и социально-моральные обязательства и обращаться с рабочими справедливо, честно и беспристрастным образом. Ислам поощряет братские отношения между работодателем и работником. Права работников ясно разъяснены в следующих хадисах:

«Аллах Всевышний сказал: «Я буду врагом троим … один из которых – человек, который нанял другого, и тот выполнил для него работу, но он не заплатил ему за это»». (Бухари);

«Отдавайте работнику его плату прежде, чем высохнет его пот». (Ибн Маджа)

7. Борьба с мошенничеством.

Мировой финансовый кризис по большей части стал следствием мошенничества финансовых брокеров путем введения в заблуждение клиентов. Все это привело к драматическому росту неблагоразумного кредитования.

Ислам, с другой стороны, запрещает все формы мошеннического поведения. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил в этом отношении:

«Если кто-то продаёт товар с дефектом, не обращая на это внимание покупателя, он будет пребывать под гневом Аллаха, или ангелы будут всё время проклинать его». (Ибн Маджа)

8. Запрет финансовой эксплуатации.

Финансовая эксплуатация или фидуциарное злоупотребление является нелегальным и неправильным использованием ресурсов другого человека для чьей-то персональной пользы и выгоды в неэтичной манере. Она охватывает широкий спектр действий. При этом существуют различные типы финансовой эксплуатации:

– обман;

– запугивание;

– принуждение;

– дезинформация.

Ислам запрещает любую форму несправедливой и неэтичной торговли и финансовой эксплуатации. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил ряд финансовых  и рыночных эксплуатационных практик, которые были распространены в до исламское время. Одной из таких практик являлась несправедливая эксплуатация сельских жителей, которые были безграмотными и не имели знаний о городской рыночной экономике. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил такую несправедливую и неэтичную практику. Также он не допускал вмешательство и перехват торговых караванов по аналогичной причине.

9. Запрет ценового сговора.

Ислам дозволяет свободную экономическую деятельность. Финансовые менеджеры, инвестиционные фирмы и розничные торговцы могут устанавливать любые разумные рыночные цены. Однако Ислам учитывает экономическое и финансовое благосостояние населения в целом и, следовательно, регулирует рыночную экономику, защищая от
несправедливого ценового сговора, финансовых злоупотреблений и финансовой эксплуатации. Одной из обязанностей регулирующих органов является контроль за этим.

Например, в 2007 году крупная межнациональная южно-африканская компания «Тайгер Брэндс» была оштрафована судебным решением на 98,8 млн рандов за ценовой сговор. Руководство компании «Тайгер Брэндс» признало сговор с конкурирующими компаниями на установку цены на хлеб. Этот штраф был равен 5,7 % годовой продажи хлеба этой организации.

Заключение

Деловая этика стала главной темой обсуждения среди мировых финансовых учреждений и финансовых регуляторов. Выдвинутые светскими западными принципами и правилами, эти моральные кодексы и этические нормы, как правило, были утилитарными, подавляющими, ситуативными и лишенными какой-либо духовной поддержки и силы. Исламская этика имеет решение для многих финансовых, социальных и моральных разложений, которые наблюдаются в настоящее время в мире.

Автор: Муфтий Исмаил Десаи аль-Ханафи
Из книги: «Краткое руководство по исламским финансам», стр 14-18

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *