Фетвы Фикх

Из Ханафитского фикха: Пятничный намаз

Джума намаз является фардом (обязательным) и его обязательность установлена далилем кат’и (категоричным доказательством). Пятничный намаз заменяет собой зухр для тех, для кого посещение джумы (пятничного намаза) обязательно.

«Джума и его условия»

  1. «Джума (пятничный) намаз необязателен, кроме как для:
  • Свободных;
  • Здоровых;
  • Жителей городов» (то есть они не являются путниками);

Также стоит отметить, что арабский язык указывает на то, что речь идёт о мужчинах, а не о женщинах (им посещать джума необязательно, а более того в основе порицаемо).

  1. «Джума (пятничный намаз) не выполняется кроме как в городе».

То есть если это деревня, то джума там не читается, более того она будет недействительна. В деревне читается только зухр намаз.

Также для действительности джумы необязательно совершать её в мечети, она может быть совершена в мусалле (небольшое помещение для намаза без купола и минарета). Поэтому если в городе нет мечети, то джума будет совершаться в мусалле, в этом нет проблем.

  1. (Как определить, что является городом, а что деревней? Здесь шейх даёт следующее определение:) «Если люди соберутся в самой большой мечети поселения, и она их не вместит, то это будет считаться городом».

Это то определение, которое даёт имам Мавсыли (рахимахуЛлах) и это определение его времени. В наши дни то, что считается городом, то и будет считаться городом, а то, что считается деревней, то и будет считаться деревней.

То есть это определяется урфом (обычаем – п.с.). Кто-то, например, определяет это как то, где есть кадий (судья) и где выполняются худуды (законы о наказании – п.с.). Всё это не может быть использовано в наши дни как условие определения города, ибо если в городе вообще нет мечети, то как определить вмещает ли она в себя людей или нет. Либо же это город, но там мало мусульман. То есть очевидно, что всё это не критерии для определения города. Поэтому то, что будет считаться у людей городом, там будет читаться джума, а то, что считается деревней, там будет читаться зухр.

  1. «Обязательно, чтобы было дозволение от султана» (чтобы либо султан, либо его заместитель выполняли джуму и чтобы устанавливал тех, кто это выполняет).

Это было актуально для того времени, не для нашего.

  1. «Время джумы – это зухр».
  1. «Джума недействительна без хутбы».

Хутба – это то, что имам читает с минбара на арабском, а не то, что предшествует хутбе, когда он стоит или сидит в михрабе (ниша в стене мечети, где стоит имам, когда ведёт коллективный намаз – п.с.) и делает наставления.

Зухр состоит из 4 ракаатов, а джума из двух и эти две хутбы как бы заменяют собой эти два ракаата, поэтому хутба необходима.

«Хутба»

  1. «Имам совершает две хутбы, разделяя между ними небольшим сидением».

То есть он на некоторое время садится для совершения дуа, а затем встаёт и совершает вторую хутбу.

  1. «Хутба – это зикр (поминание) Аллаха».

То есть если человек встанет и скажет альхамдулиЛлях, а затем сядет, то фард засчитается, и формально хутба будет считаться выполненной. Но обычно это какой-то зачитываемый текст на арабском языке. Обычно мы видим, что хутба читается на арабском языке, а наставления делаются на местном языке до самой хутбы.

Когда даётся второй азан, то имам встаёт на минбар и читает хутбу на арабском языке.

  1. «Более предпочтительно, чтобы человек читал хутбу стоя и в состоянии чистоты».

Потому что он будет делать намаз, а если он после хутбы пойдёт делать омовение, то это всех задержит.

Имам будет читать стоя, если может, потому что Усман (радыйаЛлаху анху) ближе к старости читал хутбу сидя, ибо ему было тяжело стоять.

«Ахкамы, связанные с джумой»

  1. «Необходим джама’аh (группа людей – п.с.) минимум из трёх человек, не считая имама».

Слово «джум’аh» происходит от корня «джама’а» – «объединять» и поэтому нужна джама’аh (группа людей), а джамаат это все, кто за имамом, следовательно, это минимум 3 человека или больше, не считая имама. Суммарно вместе с имамом будет минимум 4 человека. Если это число будет присутствовать, то джума будет засчитана.

  1. «Если человек пришёл на джуму, хотя она для него была необязательна (напр., человек болел или это женщина), то это засчитается за зухр».
  1. «Даже если человек, для которого джума необязательна, будет имамом, то это засчитывается».

Например, мусафиру (путник) предложили встать имамом в намазе, он прочитал хутбу и стал имамом в намазе, хоть джума для него и необязательно – джума засчитывается.

  1. «Тот, кто не пошёл на джуму без причины, хотя она была для него обязательна, и сделал вместо этого зухр, то это нежелательно».

Те, для которых джума необязательна, желательно делать зухр после окончания джумы.

  1. «Если человек сделал зухр, но потом он решил пойти на джуму (напр., совесть одержала над ним верх), то его зухр становится недействительным с момента, когда он пойдёт (направится) в мечеть».

То есть если он не дойдёт до джумы по объективным или необъективным причинам, то его зухр аннулируются и ему его нужно будет сделать заново. Как только он направится для совершения джумы (выйдет из дома и пойдёт), с этого момента его зухр становится недействительным.

  1. «Нежелательно людям, для которых джума необязательна, совершать коллективно зухр намаз в городе».

В деревне нет проблем собираться для коллективного зухр намаза, потому что в деревне нет джумы (джума в деревне будет недействительна, см. пункт 2 – п.с.).

Например, есть группа путников – для них джума необязательна, но всё равно нежелательно для них совершать зухр джамаатом (коллективно), потому что в этом они противоречат остальным, противопоставляют себя джамаату. Поэтому каждый из них (путников – п.с.) совершит намаз по отдельности.

  1. «Когда имам в пятничный день восходит на минбар, люди должны обратиться в его сторону, слушать его и молчать».

Разговор в этом момент является нежелательным (карахатом). Даже если ты не слышишь имама, то всё равно нужно молчать.

  1. «Нежелательно совершать намаз, когда имам читает хутбу».

Поэтому если ты пришёл в мечеть и увидел, что имам читает хутбу, то ты садишься и слушаешь, ты не будешь делать намаз.

Если ты делаешь 4 ракаатный суннат намаз перед зухром (напр., ты пришёл чуть позже), а имам встал на минбар и начал читать хутбу, что делать?

  • Если ты делаешь 4-х ракаатный намаз, то ты ограничишься двумя ракаатами и дашь салям;
  • Если ты уже сделал три ракаата и совершил в нём саджда (земной поклон), то ты дочитаешь эти 4 ракаата до конца.
  1. «Когда прозвучит первый азан, то направиться в сторону джумы (пятничного намаза) является ваджибом» (обязательным).

Это важно для тех, кто, например, живёт рядом с мечетью. Как только прозвучит азан, и даже если человек живёт в пяти минутах от мечети, он должен встать и направиться в мечеть – это является ваджибом. Многие не знают этого, пренебрегают этим и приходят непосредственно к моменту, когда имам встаёт на минбар.

Если человеку нужно больше времени для этого, то он, соответственно, должен рассчитать время и выйти пораньше. Если же человек живёт близко к мечети, то как только прозвучит первый азан, нужно направиться в сторону мечети.

  1. «Имам заходит на минбар, садится, затем муаззин делает второй азан и когда хутба заканчивается, люди встают и имам, который был хатыбом (читал проповедь – п.с.) встаёт и совершает два ракаата намаза».

Такова вкратце процедура совершения джумы.

Автор: Имам Абдуллах аль-Маусыли
Из книги: «Аль-Мухтар ли-ль-Фатва»
Пояснения: Муфтий Абу Али аль-Ашари

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *