Джума намаз является фардом (обязательным) и его обязательность установлена далилем кат’и (категоричным доказательством). Пятничный намаз заменяет собой зухр для тех, для кого посещение джумы (пятничного намаза) обязательно.
«Джума и его условия»
- «Джума (пятничный) намаз необязателен, кроме как для:
- Свободных;
- Здоровых;
- Жителей городов» (то есть они не являются путниками);
Также стоит отметить, что арабский язык указывает на то, что речь идёт о мужчинах, а не о женщинах (им посещать джума необязательно, а более того в основе порицаемо).
- «Джума (пятничный намаз) не выполняется кроме как в городе».
То есть если это деревня, то джума там не читается, более того она будет недействительна. В деревне читается только зухр намаз.
Также для действительности джумы необязательно совершать её в мечети, она может быть совершена в мусалле (небольшое помещение для намаза без купола и минарета). Поэтому если в городе нет мечети, то джума будет совершаться в мусалле, в этом нет проблем.
- (Как определить, что является городом, а что деревней? Здесь шейх даёт следующее определение:) «Если люди соберутся в самой большой мечети поселения, и она их не вместит, то это будет считаться городом».
Это то определение, которое даёт имам Мавсыли (рахимахуЛлах) и это определение его времени. В наши дни то, что считается городом, то и будет считаться городом, а то, что считается деревней, то и будет считаться деревней.
То есть это определяется урфом (обычаем – п.с.). Кто-то, например, определяет это как то, где есть кадий (судья) и где выполняются худуды (законы о наказании – п.с.). Всё это не может быть использовано в наши дни как условие определения города, ибо если в городе вообще нет мечети, то как определить вмещает ли она в себя людей или нет. Либо же это город, но там мало мусульман. То есть очевидно, что всё это не критерии для определения города. Поэтому то, что будет считаться у людей городом, там будет читаться джума, а то, что считается деревней, там будет читаться зухр.
- «Обязательно, чтобы было дозволение от султана» (чтобы либо султан, либо его заместитель выполняли джуму и чтобы устанавливал тех, кто это выполняет).
Это было актуально для того времени, не для нашего.
- «Время джумы – это зухр».
- «Джума недействительна без хутбы».
Хутба – это то, что имам читает с минбара на арабском, а не то, что предшествует хутбе, когда он стоит или сидит в михрабе (ниша в стене мечети, где стоит имам, когда ведёт коллективный намаз – п.с.) и делает наставления.
Зухр состоит из 4 ракаатов, а джума из двух и эти две хутбы как бы заменяют собой эти два ракаата, поэтому хутба необходима.
«Хутба»
- «Имам совершает две хутбы, разделяя между ними небольшим сидением».
То есть он на некоторое время садится для совершения дуа, а затем встаёт и совершает вторую хутбу.
- «Хутба – это зикр (поминание) Аллаха».
То есть если человек встанет и скажет альхамдулиЛлях, а затем сядет, то фард засчитается, и формально хутба будет считаться выполненной. Но обычно это какой-то зачитываемый текст на арабском языке. Обычно мы видим, что хутба читается на арабском языке, а наставления делаются на местном языке до самой хутбы.
Когда даётся второй азан, то имам встаёт на минбар и читает хутбу на арабском языке.
- «Более предпочтительно, чтобы человек читал хутбу стоя и в состоянии чистоты».
Потому что он будет делать намаз, а если он после хутбы пойдёт делать омовение, то это всех задержит.
Имам будет читать стоя, если может, потому что Усман (радыйаЛлаху анху) ближе к старости читал хутбу сидя, ибо ему было тяжело стоять.
«Ахкамы, связанные с джумой»
- «Необходим джама’аh (группа людей – п.с.) минимум из трёх человек, не считая имама».
Слово «джум’аh» происходит от корня «джама’а» – «объединять» и поэтому нужна джама’аh (группа людей), а джамаат это все, кто за имамом, следовательно, это минимум 3 человека или больше, не считая имама. Суммарно вместе с имамом будет минимум 4 человека. Если это число будет присутствовать, то джума будет засчитана.
- «Если человек пришёл на джуму, хотя она для него была необязательна (напр., человек болел или это женщина), то это засчитается за зухр».
- «Даже если человек, для которого джума необязательна, будет имамом, то это засчитывается».
Например, мусафиру (путник) предложили встать имамом в намазе, он прочитал хутбу и стал имамом в намазе, хоть джума для него и необязательно – джума засчитывается.
- «Тот, кто не пошёл на джуму без причины, хотя она была для него обязательна, и сделал вместо этого зухр, то это нежелательно».
Те, для которых джума необязательна, желательно делать зухр после окончания джумы.
- «Если человек сделал зухр, но потом он решил пойти на джуму (напр., совесть одержала над ним верх), то его зухр становится недействительным с момента, когда он пойдёт (направится) в мечеть».
То есть если он не дойдёт до джумы по объективным или необъективным причинам, то его зухр аннулируются и ему его нужно будет сделать заново. Как только он направится для совершения джумы (выйдет из дома и пойдёт), с этого момента его зухр становится недействительным.
- «Нежелательно людям, для которых джума необязательна, совершать коллективно зухр намаз в городе».
В деревне нет проблем собираться для коллективного зухр намаза, потому что в деревне нет джумы (джума в деревне будет недействительна, см. пункт 2 – п.с.).
Например, есть группа путников – для них джума необязательна, но всё равно нежелательно для них совершать зухр джамаатом (коллективно), потому что в этом они противоречат остальным, противопоставляют себя джамаату. Поэтому каждый из них (путников – п.с.) совершит намаз по отдельности.
- «Когда имам в пятничный день восходит на минбар, люди должны обратиться в его сторону, слушать его и молчать».
Разговор в этом момент является нежелательным (карахатом). Даже если ты не слышишь имама, то всё равно нужно молчать.
- «Нежелательно совершать намаз, когда имам читает хутбу».
Поэтому если ты пришёл в мечеть и увидел, что имам читает хутбу, то ты садишься и слушаешь, ты не будешь делать намаз.
Если ты делаешь 4 ракаатный суннат намаз перед зухром (напр., ты пришёл чуть позже), а имам встал на минбар и начал читать хутбу, что делать?
- Если ты делаешь 4-х ракаатный намаз, то ты ограничишься двумя ракаатами и дашь салям;
- Если ты уже сделал три ракаата и совершил в нём саджда (земной поклон), то ты дочитаешь эти 4 ракаата до конца.
- «Когда прозвучит первый азан, то направиться в сторону джумы (пятничного намаза) является ваджибом» (обязательным).
Это важно для тех, кто, например, живёт рядом с мечетью. Как только прозвучит азан, и даже если человек живёт в пяти минутах от мечети, он должен встать и направиться в мечеть – это является ваджибом. Многие не знают этого, пренебрегают этим и приходят непосредственно к моменту, когда имам встаёт на минбар.
Если человеку нужно больше времени для этого, то он, соответственно, должен рассчитать время и выйти пораньше. Если же человек живёт близко к мечети, то как только прозвучит первый азан, нужно направиться в сторону мечети.
- «Имам заходит на минбар, садится, затем муаззин делает второй азан и когда хутба заканчивается, люди встают и имам, который был хатыбом (читал проповедь – п.с.) встаёт и совершает два ракаата намаза».
Такова вкратце процедура совершения джумы.
Автор: Имам Абдуллах аль-Маусыли
Из книги: «Аль-Мухтар ли-ль-Фатва»
Пояснения: Муфтий Абу Али аль-Ашари