Исламское вероучение. На основе Корана и мнений великих учёных. Часть 20

г. Джинн и шайтан

Слово «Джинн» является производным словом от арабского «джанна», которое имеет значение: спрятать, скрыть, сделать неясным. Во множественном числе слово «джинн» имеет форму «джинна». (Сура «Ан-Нас» 114/6). «Джанн» является синонимом слова «джинн». На языке фарси «джинн» звучит, как «дэв» и «пэри».

Еще до ниспослания Корана арабы верили в существование невидимых и неосязаемых существ и называли их джиннами.

В терминологии существуют два значения слова «джинн»:

•Слово «джинн», обозначающее любые существа, скрытые, недоступные для восприятия органами чувств человека, употребляется в противовес слову «инс», обозначающему род человеческий. По этому обобщающему определению и ангелы, и шайтаны относятся к миру джиннов, т.е. к скрытому миру. Только слово «ангел» соотносится со словом «джинн», как частное с общим, т.е. любого ангела можно было бы назвать джинном (скрытым), но любого джинна ангелом назвать было бы нельзя. Однако перейдем к точному определению:

•Джиннами называется один из трех существующих видов не видимых глазу существ. Рассмотрим их:

1. Ангелы – добродетельные, не грешащие, не вводящие человека в заблуждение, подчиняющиеся повелениям Аллаха создания из света.

2. Шайтаны – вводящие человека в заблуждение и направляющие его к совершению зла существа, имеющие ту же природу, что и джинны.

3. Джинны – находящиеся между двумя вышеуказанными группами, со свойственными им как добродетельными, так и порочными чертами существа, созданные Аллахом из огня. (См. Рагиб Аль-Исфахани «Аль-Муфрадат», стр. 138-139; Асым Афанди «Камус Тарджамаси», IV,581-582)

Поскольку джинны невидимы и неосязаемы, то источником сведений о них служит Священный Коран и достоверные хадисы. А здравый рассудок не видит противоречащих этому доводов и находит их существование возможным. То, что мы не видим джиннов, говорит лишь о том, что наши глаза созданы неспособными их видеть. В Священном Коране есть отдельная Сура «Аль-Джинн», повествующая о джиннах и состоящая из 28-и аятов. Джинны были созданы из огня раньше людей.

В Суре «Ар-Рахман» 55/15 сказано:

وَخَلَقَ الْجَانَّ مِن مَّارِجٍ مِّن نَّارٍ

«И создал джиннов из чистого огня».

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الإِنسَانَ مِن صَلْصَالٍ مِّنْ حَمَإٍ مَّسْنُونٍ وَالْجَآنَّ خَلَقْنَاهُ مِن قَبْلُ مِن نَّارِ السَّمُومِ

«Воистину, Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, из ила, отлитого в форме. А до того [Мы сотворили] джиннов из палящего огня». (Сура «Аль-Хиджр» 15/26-27)

Джинны подобно людям едят, пьют (Муслим «Салят», 33; Тирмизи «Тафсир», 47), сочетаются браком, размножаются, среди них есть представители мужского и женского пола, они рождаются, растут и умирают. Продолжительность их жизни гораздо длиннее человеческой. Джинны делятся на различные группы: некоторые из них – праведные мусульмане, некоторые не достигли еще этого уровня, но подавляющее их большинство составляют неверующие.

وَأَنَّا مِنَّا الصَّالِحُونَ وَمِنَّا دُونَ ذَلِكَ كُنَّا طَرَائِقَ قِدَداً وَأَنَّا ظَنَنَّا أَن لَّن نُّعجِزَ اللَّهَ فِي الْأَرْضِ وَلَن نُّعْجِزَهُ هَرَباً ۞ وَأَنَّا لَمَّا سَمِعْنَا الْهُدَى آمَنَّا بِهِ فَمَن يُؤْمِن بِرَبِّهِ فَلَا يَخَافُ بَخْساً وَلَا رَهَقاً ۞ وَأَنَّا مِنَّا الْمُسْلِمُونَ وَمِنَّا الْقَاسِطُونَ فَمَنْ أَسْلَمَ فَأُوْلَئِكَ تَحَرَّوْا رَشَداً ۞ وَأَمَّا الْقَاسِطُونَ فَكَانُوا لِجَهَنَّمَ حَطَباً ۞

«Среди нас есть и праведные и неправедные; и мы следовали разными путями. Мы знали, что мы не умалили силы Аллаха на земле и не спасемся от Него бегством. Когда же мы услышали [призыв] к истинному пути (т.е. Коран), то уверовали в него. А тому, кто верует в Господа своего, нечего бояться ни ущерба [себе], ни притеснения. Среди нас есть и мусульмане, и отступившиеся [от Ислама]. Те, кто покорны [Аллаху], встали на прямой путь. А отступившиеся же [от Ислама], — они топливо для Ада». (Сура «Ад-Джинн» 72/11-15)

Джинны-мусульмане попадут в Рай вместе с правоверными людьми, а джинны не мусульмане, вместе с неверующими из числа людей угодят в Ад. Джинны созданы так, что могут принимать различные виды и формы, а также выполнять трудную физическую работу. Когда Пророк Сулейман (алейхис салям) повелел перевезти трон царицы Балкис из Йемена, то произошло следующее:

قَالَ عِفْريتٌ مِّنَ الْجِنِّ أَنَا آتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن تَقُومَ مِن مَّقَامِكَ وَإِنِّي عَلَيْهِ لَقَوِيٌّ أَمِينٌ

«Некий ифрит из джиннов сказал: «Я принесу его тебе, до того как встанешь со своего места. Ведь я в этом силен и достоин доверия». (Сура «Ан-Намль» 27/39)

Пророк Сулейман (алейхис салям) в это время находился очень далеко от Йемена. Способность джинна в столь короткое время доставить трон издалека свидетельствует о наличии у них огромной силы и скорости. А то, что джинн беседовал с Пророком Сулейманом (алейхис салям), говорит о том, что они способны принимать облик, видимый человеком. Всевышний Аллах отдал джиннов в распоряжение Пророку Сулейману (алейхис салям). (Сура «Сад» 38/35-39; Сура «Саба» 34/12-13; Сура «Ан-Намль» 27/38-39). И Пророк Сулейман (алейхис салям) использовал их для выполнения сложных и тяжелых работ. (Сура «Саба» 34/12-13). Джинны не владеют знаниями о сокровенном. Однако так как они являются существами метафизическими, им доступно знать и видеть многое, конечно в той мере, которая позволена им Всевышним Аллахом. (Бухари «Салят»; «Анбийя», 40; Муслим «Масаджид», 8)

В Коране говорится о том, что джиннам неизвестно сокровенное:

فَلَمَّا قَضَيْنَا عَلَيْهِ الْمَوْتَ مَا دَلَّهُمْ عَلَى مَوْتِهِ إِلَّا دَابَّةُ الْأَرْضِ تَأْكُلُ مِنسَأَتَهُ فَلَمَّا خَرَّ تَبَيَّنَتِ الْجِنُّ أَن لَّوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ الْغَيْبَ مَا لَبِثُوا فِي الْعَذَابِ الْمُهِينِ

«Когда же Мы послали ему (т.е. Сулейману) смерть, то об этом догадался лишь древесный червь, который источил его посох. Когда же он свалился [с трона], уразумели джинны, что если бы им было ведомо сокровенное, то они не пребывали бы в унизительных мучениях». (Сура «Саба» 34/14)

Джинны, как и люди, созданы для выполнения определенных для них Всевышним дел.

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ اِلاَّ لِيَعْبُدُونِ

«Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне». (Сура «Аз-Зарийят» 51/56)

يَا مَعْشَرَ الْجِنِّ وَالإِنسِ أَلَمْ يَأْتِكُمْ رُسُلٌ مِّنكُمْ يَقُصُّونَ عَلَيْكُمْ آيَاتِي وَيُنذِرُونَكُمْ لِقَاء يَوْمِكُمْ هَـذَا قَالُواْ شَهِدْنَا عَلَى أَنفُسِنَا وَغَرَّتْهُمُ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا وَشَهِدُواْ عَلَى أَنفُسِهِمْ أَنَّهُمْ كَانُواْ كَافِرِينَ

«[Аллах скажет в Судный день]: «О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники [Аллаха] из ваших [братьев], которые пересказывали вам Мои аяты и предупреждали вас о наступлении Судного дня?» Они ответят: «Мы свидетельствуем против самих себя». Жизнь в этом мире обольстила их, и они признались в том, что были неверующими». (Сура « Аль-Ан‘ам» 6/130)

سَنَفْرُغُ لَكُمْ أَيُّهَا الثَّقَلاَنِ

«Скоро Мы займемся вами, о, вы, [люди и джинны], обремененные [грехами] (Сура «Ар-Рахман» 55/31)

Согласно мнению подавляющего большинства ученых-богословов, наш Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) был направлен с пророческой миссией не только к людям, но и к джиннам. Поэтому, нашего Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) называют «Расулюс-Сакалейн». Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) рассказывал об Исламе джиннам, часть которых приняла его, и благодаря этому попадет в Рай, а часть отвергла, из-за чего попадет в Ад. (Сура «Аль-Ахкаф» 46/29-32). Священный Коран передает нам известие о том, что джинны слушали, как наш Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) читал Коран:

قُلْ أُوحِيَ إِلَيَّ أَنَّهُ اسْتَمَعَ نَفَرٌ مِّنَ الْجِنِّ فَقَالُوا إِنَّا سَمِعْنَا قُرْآناً عَجَباً يَهْدِي إِلَى الرُّشْدِ فَآمَنَّا بِهِ وَلَن نُّشْرِكَ بِرَبِّنَا أَحَداً

«Скажи [о, Мухаммад!]: «Дано мне в откровении, что сборище джиннов подслушивало [чтение Корана] и они сказали: «Воистину, мы слышали дивный Коран, который наставляет на истинный путь. Мы уверовали в него, и мы не будем поклоняться никому, кроме Господа нашего». (Сура «Аль-Джинн» 72/1-2, отдельно см. Сура «Аль-Ахкаф» 46/29-30)

Сомнений в том, что джинны слушали Коран, читаемый нашим Пророком (саллаллаху алейхи уа саллям), нет. Однако существуют разногласия по поводу того, видел или не видел джиннов собственными глазами наш Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям). Согласно передаче Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) (умер 68 г. Хиджры/687 г. н.э.), Благородный Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) не видел воочию джиннов (Бухари «Тафсир», сура: 72; Муслим «Салят», 33; Ахмад бин Ханбаль, то же произведение, I, 252), согласно же мнению Ибн Масуда (радыйаллаху анху) (умер 32 г. Хиджры/653 г. н.э.), Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) их видел. (Муслим «Салят», 33; Тирмизи «Тафсир», 47)

Многобожники из ассирийцев, греков, римлян и арабов периода джахилии (невежества), возведя метафизические создания в степень Божества, поклонялись дэву, пэри, шайтану и джиннам, т.е. приписывали сотоварищей Аллаху. Кроме того, они занимались колдовством и изготавливали различного рода талисманы и амулеты.

وَجَعَلُواْ لِلّهِ شُرَكَاء الْجِنَّ وَخَلَقَهُمْ وَخَرَقُواْ لَهُ بَنِينَ وَبَنَاتٍ بِغَيْرِ عِلْمٍ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يَصِفُونَ

«Они поклонялись наряду с Аллахом и джиннам, — а ведь [именно] Он и создал джиннов. Они, ничего о том не ведая, утверждали, что у Него есть сыновья и дочери. Пречист Он и превыше того, что Ему приписывают». (Сура «Аль-Ан‘ам» 6/100)

وَجَعَلُوا بَيْنَهُ وَبَيْنَ الْجِنَّةِ نَسَباً وَلَقَدْ عَلِمَتِ الْجِنَّةُ إِنَّهُمْ لَمُحْضَرُونَ

«Они устанавливают родство между Ним и джиннами. А ведь джинны знают, что они предстанут перед Аллахом». (Сура «Ас-Саффат» 37/158)

Принимающие существование джиннов делятся на две группы в отношении сущности этих созданий. Одна из этих групп считает джиннов телесными существами, вторая же считает их самостоятельными субстанциями, не являющиеся объектами бестелесными существами, которые не могут воплощаться в телесную оболочку. (См. Языр, то же произведение, VII, 5381-5417)

Шайтан

Шайтан – это взбунтовавшийся, заблудший и сбившийся с истинного пути джинн.

وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلاَئِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ أَبَى وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ

«И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Все пали ниц, кроме Иблиса, который отказался, возгордился и стал неверующим». (Сура «Аль-Бакара» 2/34)

Этот аят не свидетельствует о том, что Иблис – ангел. Он является одним из джиннов. Благодаря его поклонению Аллаху он был возвышен и находился среди ангелов. Всевышний Аллах обратился с повелением ко всем присутствующим, большинство из которых составляли ангелы. (Тафтазани, то же произведение, стр. 305). Иблис, основываясь на том, что он был создан из огня, а Адам (алейхис салям) из глины (Сура «Аль-Араф» 7/12), а также на том, что он служил Всевышнему Аллаху еще задолго до появления Адама (алейхис салям), возгордился.

Иблис долгое время беспрекословно исполнял повеления Аллаха, но из-за того, что он не поклонился Адаму (алейхис салям), подвергся проклятию Господа и стал неверующим (Сура «Аль-Бакара» 2/34). Шайтан видел преимущество огня перед глиной, хотя на самом деле этого преимущества не существовало. Шайтан признавал, что и огонь, и глина были созданы Аллахом. Но он не хотел замечать, что Адам (алейхис салям) является наместником (халифом) Аллаха на земле, обладающим благородством, превосходством духа, различными талантами, способностями и другими добродетелями, дарованными ему Создателем.

Не истина двигала Иблисом, а его самолюбие. Поэтому он видел в Адаме (алейхис салям) лишь примитивный комочек глины, а себя – высоко взвивающимся пламенем. Таким образом, в нем проявилось высокомерие не только по отношению к Адаму (алейхис салям), но и к Самому Всевышнему Аллаху. Иблис превратился в непокорного, не выполняющего приказы Аллаха упрямца, претендующего на правоту в своих действиях и обладающего огромным самомнением. Так Иблис стал первым созданием, чье собственное поведение привело к печальному концу (Лютфи Чакан «Курани Кяримэ гере пейгамбэрлэр уэ таухид муджадэлеси», I, 19, Стамбул 1982 г.). Аллах изгнал Иблиса из Рая, отсрочив его наказание до Судного дня. А Иблис взялся сбивать с пути истины непокорных слуг Аллаха, превратив это в свою обязанность.

قَالَ فَاهْبِطْ مِنْهَا فَمَا يَكُونُ لَكَ أَن تَتَكَبَّرَ فِيهَا فَاخْرُجْ إِنَّكَ مِنَ الصَّاغِرِينَ۞ قَالَ أَنظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونََ ۞ قَالَ إِنَّكَ مِنَ المُنظَرِينَ ۞قَالَ فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي لأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ ْ ۞ ثُمَّ لآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَن شَمَآئِلِهِمْ وَلاَ تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَاكِرِينَنَ ۞ قَالَ اخْرُجْ مِنْهَا مَذْؤُوماً مَّدْحُوراً لَّمَن تَبِعَكَ مِنْهُمْ لأَمْلأنَّ جَهَنَّمَ مِنكُمْ أَجْمَعِينَ

«[Аллах] сказал: «Низвергнись отсюда! Негоже тебе кичиться в Раю. Изыди, ибо ты — из числа презренных». Иблис взмолился: «Дай мне отсрочку до того дня, когда будет воскрешен [род Адама]». [Аллах] сказал: «Воистину, ты в числе тех, кто получил отсрочку». [Иблис] сказал: «За то, что Ты отвратил меня [от пути истины], я буду мешать им [следовать] по Твоему истинному пути. Я непременно буду являться к ним спереди, сзади, справа и слева, и Ты убедишься, что большинство из них неблагодарны [Тебе]». [Аллах] сказал: «Изыди из Рая униженным, обесславленным! А теми, кто последует за тобой, Я заполню до отказа геенну огненную». (Сура «Аль-Араф» 7/13-18)

Иблис, обманув Пророка Адама (алейхис салям) и его супругу Хаву, стал причиной того, что они совершили ошибку и были высланы из Рая (см. Суры «Аль-Араф» 7/19-24 и «Аль-Бакара» 2/35-38)

Шайтан на протяжении всей истории человечества показывал все дурное в приукрашенном виде и делал все, что только мог, для удаления людей от истинного пути.

تَاللَّهِ لَقَدْ أَرْسَلْنَا إِلَى أُمَمٍ مِّن قَبْلِكَ فَزَيَّنَ لَهُمُ الشَّيْطَانُ أَعْمَالَهُمْ فَهُوَ وَلِيُّهُمُ الْيَوْمَ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Клянусь Аллахом, Мы до тебя направляли [посланников] к народам, но шайтан заморочил [им голову] соблазном. Он — их покровитель сегодня, и им уготовано мучительное наказание». (Сура «Ан-Нахль» 16/63)

Именно шайтаны раздувают пламя вражды и ненависти между людьми, между братьями, между мужем и женой, между индивидуумом и обществом. Их положение в глазах Иблиса тем выше, чем больше они способны на всякого рода козни и злодеяния.

Наш Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал: «Трон Иблиса стоит на воде… И, он посылает группами своих воинов. Самый приближенный по степени к нему тот, кто, больше других сеет вражду и ненависть, ссорит и клевещет. Вначале кто-то из его воинов подходит к Иблису и говорит о тех злодеяниях, которые он натворил. В ответ он слышит: «Ты не совершил ничего». Затем, подходит другой его воин и рассказывает ему о том, что он довел супругов до развода. Вот такого воина Иблис приближает к себе, одобряет его поступки и хвалит». (Муслим «Мунафикун», 16; Ахмад бин Ханбаль, то же произведение, III, 314)

Когда человек нарушает запреты Аллаха, удаляясь от пути истины, указанного Им, он радует шайтанов и облегчает их задачу.

وَمَن يَعْشُ عَن ذِكْرِ الرَّحْمَنِ نُقَيِّضْ لَهُ شَيْطَاناً فَهُوَ لَهُ قَرِينٌ وَإِنَّهُمْ لَيَصُدُّونَهُمْ عَنِ السَّبِيلِ وَيَحْسَبُونَ أَنَّهُم مُّهْتَدُونَ ۞ حَتَّى إِذَا جَاءنَا قَالَ يَا لَيْتَ بَيْنِي وَبَيْنَكَ بُعْدَ الْمَشْرِقَيْنِ فَبِئْسَ الْقَرِينُ ۞ وَلَن يَنفَعَكُمُ الْيَوْمَ إِذ ظَّلَمْتُمْ أَنَّكُمْ فِي الْعَذَابِ مُشْتَرِكُونَ ۞

«К тем, кто отвращается от упоминания Милостивого, Мы приставим шайтанов, которые станут их закадычными друзьями. И, воистину, они будут сбивать их с пути истины, хотя те и будут считать, что идут по истинному пути. Когда же они предстанут перед Нами, то [заблудший] скажет [шайтану]: «О, если бы между мной и тобой было расстояние от запада до востока! Плохой ты друг!» [Аллах скажет им]: «Сегодня, поскольку вы творили беззаконие на земле, ничуть не поможет вам то, что вы разделяете наказание». (Сура «Аз-Зухруф» 43/36-39)

Продолжающие заблуждаться и упорствовать безоговорочно становятся пленниками шайтанов. В Суре «Аль-Муджадаля» 58/19 говорится следующее:

اسْتَحْوَذَ عَلَيْهِمُ الشَّيْطَانُ فَأَنسَاهُمْ ذِكْرَ اللَّهِ أُوْلَئِكَ حِزْبُ الشَّيْطَانِ أَلَا إِنَّ حِزْبَ الشَّيْطَانِ هُمُ الْخَاسِرُونَ

«Шайтан овладел их [душами] и заставил предать забвению память об Аллахе. Они – последователи шайтана. О, да! Воистину, сторонники шайтана, понесшие урон».

Всевышний Аллах предупредил нас о том, что шайтан – это враг человека, а также предупредил о его коварстве, кознях, хитростях и обмане. В Суре «Фатыр» 35/6 говорится следующее:

إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوّاً إِنَّمَا يَدْعُو حِزْبَهُ لِيَكُونُوا مِنْ أَصْحَابِ السَّعِيرِ

«Воистину, шайтан – ваш враг и относитесь к нему как к врагу. Он зовет своих последователей к тому, чтобы они стали обитателями пылающего огня».

يَا أَيُّهَا النَّاسُ كُلُواْ مِمَّا فِي الأَرْضِ حَلاَلاً طَيِّباً وَلاَ تَتَّبِعُواْ خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ إِنَّمَا يَأْمُرُكُمْ بِالسُّوءِ وَالْفَحْشَاء وَأَن تَقُولُواْ عَلَى اللَّهِ مَا لاَ تَعْلَمُونَ ۞

«О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас — явный враг. Воистину, он повелевает вам только зло и мерзость и учит возводить на Аллаха то, чего вы не знаете». (Сура «Аль-Бакара» 2/168-169)

يَعِدُهُمْ وَيُمَنِّيهِمْ وَمَا يَعِدُهُمُ الشَّيْطَانُ إِلاَّ غُرُوراً

«Шайтан обещает [людям] и соблазняет их. Но его обещания не что иное, как обольщение». (Сура «Ан-Ниса» 4/120)

يَا بَنِي آدَمَ لاَ يَفْتِنَنَّكُمُ الشَّيْطَانُ كَمَا أَخْرَجَ أَبَوَيْكُم مِّنَ الْجَنَّةِ يَنزِعُ عَنْهُمَا لِبَاسَهُمَا لِيُرِيَهُمَا سَوْءَاتِهِمَا إِنَّهُ يَرَاكُمْ هُوَ وَقَبِيلُهُ مِنْ حَيْثُ لاَ تَرَوْنَهُمْ إِنَّا جَعَلْنَا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاء لِلَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ

«О, сыны Адама! Да не совратит вас шайтан, подобно тому, как он [совратил и стал причиной] высылки из Рая ваших родителей, лишив их одежд, чтобы представить им воочию их срамные части. Воистину, шайтан и его приспешники видят вас, тогда как вы их не видите. Воистину, Мы сделали шайтанов покровителями неверующих». (Сура «Аль-Араф» 7/27)

Шайтан, который в жизни отдаляет человека от истины и праведного пути, в Судный день оставляет человека наедине с его делами, говоря, что его не следует обвинять в грехах человека:

وَقَالَ الشَّيْطَانُ لَمَّا قُضِيَ الأَمْرُ إِنَّ اللَّهَ وَعَدَكُمْ وَعْدَ الْحَقِّ وَوَعَدتُّكُمْ فَأَخْلَفْتُكُمْ وَمَا كَانَ لِيَ عَلَيْكُم مِّن سُلْطَانٍ إِلاَّ أَن دَعَوْتُكُمْ فَاسْتَجَبْتُمْ لِي فَلاَ تَلُومُونِي وَلُومُواْ أَنفُسَكُم مَّا أَنَاْ بِمُصْرِخِكُمْ وَمَا أَنتُمْ بِمُصْرِخِيَّ إِنِّي كَفَرْتُ بِمَا أَشْرَكْتُمُونِ مِن قَبْلُ إِنَّ الظَّالِمِينَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«И сказал шайтан, когда дело уже свершилось: «Воистину, Аллах обещал вам доподлинно, и я обещал вам, но я не сдержал [данного] вам слова, так как у меня не было над вами иной власти, кроме как зазывать вас [обольщениями на путь лжи]. А вы послушались меня, так теперь порицайте не меня, а самих себя. Я не могу прийти вам на помощь, а вы не можете помочь мне. Я непричастен к тому, что вы прежде поклонялись мне [наряду с Аллахом]». Воистину, нечестивцам уготовано мучительное наказание». (Сура «Ибрахим» 14/22)

На каждого человека найдется один шайтан, пытающийся сбить его с праведного пути, подвигающий человека на нарушение запретов Аллаха. Для достижения своей коварной цели шайтан окутывает все злое, ложное и дурное пеленой таинственности и заманчивости.

وَكَذَلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نِبِيٍّ عَدُوّاً شَيَاطِينَ الإِنسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُوراً وَلَوْ شَاء رَبُّكَ مَا فَعَلُوهُ فَذَرْهُمْ وَمَا يَفْتَرُونَ

«И вот назначили Мы каждому Пророку врагов-шайтанов из числа людей и джиннов. Одни из них обращаются к другим с красивыми речами, обольщая [друг друга]. Если бы Господь твой захотел, они не стали бы так поступать. Так отвернись от них и не слушай их измышлений». (Сура «Аль-Ан‘ам» 6/112)

Благочестивая Айша (радыйаллаху анха) (умерла в 58 г. Хиджры/678 г. н.э.) в связи с этим, рассказала следующее: «Однажды, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) поздно вечером вышел из дома. Я почувствовала ревность. Чуть позднее он (саллаллаху алейхи уа саллям) вернулся и, заметив мою ревность, спросил у меня:

— Что с тобой, Айша? Уж не приревновала ли ты меня?

Я ответила:

— Разве я могу такого человека, как ты, не ревновать?

Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал мне:

— Тебя, наверное, посетил твой шайтан.

Я спросила:

— О, Посланник Аллаха, разве рядом со мной присутствует шайтан?

Он (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал:

Да.

— И что же, рядом с любым смертным находится шайтан?

— Да, находится.

Я снова спросила:

— И даже рядом с тобой, Посланник Аллаха?

И услышала следующий ответ:

Да, но мне Мой Господь помог, и он покорился мне». (Муслим «Мунафикун», 11; Ахмад бин Ханбаль, 115, VI)

У людей искренне верующих, совершающих богослужения и не нарушающих запретов Аллаха, нет причины опасаться влияния шайтанов.

فَإِذَا قَرَأْتَ الْقُرْآنَ فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ إِنَّهُ لَيْسَ لَهُ سُلْطَانٌ عَلَى الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ ۞ إِنَّمَا سُلْطَانُهُ عَلَى الَّذِينَ يَتَوَلَّوْنَهُ وَالَّذِينَ هُم بِهِ مُشْرِكُونَ

«Когда ты читаешь Коран, то ищи прибежища от побиваемого камнями шайтана у Аллаха. Воистину, ему (т.е. шайтану) неподвластны те, которые уверовали и уповают на Аллаха. Воистину, подвластны ему (т.е. шайтану) те, которые признают его своим покровителем или которые ради него стали многобожниками». (Сура «Ан-Нахль» 16/98-100)

إِنَّ الَّذِينَ اتَّقَواْ إِذَا مَسَّهُمْ طَائِفٌ مِّنَ الشَّيْطَانِ تَذَكَّرُواْ فَإِذَا هُم مُّبْصِرُونَ

«Воистину, если богобоязненным людям предстанет наваждение от шайтана, то они вспоминают [его козни], и распознают его». (Сура «Аль-Араф» 7/201).

Всевышний Аллах упомянул в Священном Коране лишь один раз о состояниях человека, когда он после совершения грехов, не испытывает сожаления и угрызений совести (Нафс аммара), и когда после совершения грехов он сожалеет о содеянном (Нафс лаввама) (Сура «Юсуф» 12/53; Сура «Аль-Кыйама» 75/2). Однако Он многократно предупреждает о происках шайтана, призывает людей остерегаться его наущений и учит защите от него. Поэтому каждый, кто идет дорогой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) имеет преимущество перед шайтаном. Ибо когда человек предупрежден и следует всем предписаниям Аллаха, он может достичь, как и праведный халиф Умар (радыйаллаху анху) (умер в 23 г. Хиджры/644 г. н.э.) такой степени благочестия и набожности, когда сам шайтан будет бояться встрече с ним.

Наш Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал следующее в связи с этим: «О, сын Хаттаба Умар! Тебе не дано встретиться с шайтаном. Ибо когда ты идешь своей дорогой, он, увидев тебя, непременно свернет с твоего пути и пойдет другой дорогой». (Бухари «Фадаилюль-Асхаб», 6; Муслим «Фадаилюс-Сахаба», 2; Ахмад бин Ханбаль, I, 171, 182)

Ученые-богословы усматривают сокровенный смысл создания шайтана Всевышним:

  • Аллах создал вещи вместе с их противоположностями, чтобы людям была заметнее разница между ними. Шайтан был создан, как противоположность чистому и почтенному созданию – ангелу, наставляющему рабов Аллаха на совершение праведных и богоугодных дел.
  • Чтобы Имена Всевышнего Аллаха Карающий, Побеждающий, Сокрушающий, Справедливый, Уничтожающий, Возвышающий и подобные им совершенные Имена стали очевидными, необходимо существо, через которое они проявятся. Если бы люди и джинны были по своей природе подобны ангелам, то тогда вышеперечисленные Имена не проявились бы.
  • Если бы шайтан не был создан, то тогда такие совершенные Атрибуты Аллаха, как Прощение грехов, Снисходительность к Своим рабам, их сохранение и оберегание, не были бы проявлены и не стали бы очевидными. Наш Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) лаконично высказался об этом следующим образом: «Если бы вы не совершали грехов, то тогда Аллах, непременно, устранив вас, создал бы людей, которые, согрешив, просили бы у Него прощение своих грехов». (Муслим «Тауба», 2; Тирмизи «Джаннат», 2, «Даават», 98; Ахмад бин Ханбаль, I, 289, II, 309)
  • Если бы шайтан не был создан, то не было бы того, кто сбивает людей с пути служения и послушания Аллаху, а, значит, не было бы экзамена для человека. Ибо совершение молитв, послушание, добро и красота могут быть оценены по достоинству лишь в сравнении со злыми и мерзкими поступками людей, которым указывает путь шайтан.

Автор: Шейх Ахмед Саим аль-Ханафи
Из книги: «Исламское Вероучение», стр. 163-175

Print Friendly, PDF & Email

Recommended Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *