Акыда

Исламское вероучение. На основе Корана и мнений великих учёных. Часть 19

В. СВЕДЕНИЯ О НЕВИДИМОМ

  1. Вера в Ангелов

Суннитские Богословы тему «Вера в Ангелов» обычно рассматривают среди вопросов, посвященных пророчеству. Ибо именно Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сообщил нам о существовании ангелов.

Эта тема занимает важное место среди столпов веры. В Священном Коране есть аяты, свидетельствующие о том, что верить в ангелов  является  обязательным для мусульманина.

آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مِن رَّبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ كُلٌّ آمَنَ بِاللَّهِ وَمَلآئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ

«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, в Его Ангелов, Его Писания, Его Посланников…» (Сура «Аль-Бакара» 2/285)

وَلَـكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَالْمَلآئِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ

«Благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Судный день, в Ангелов, Писание, Пророков…

أُولَـئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا وَأُولَـئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ

…Это те, которые правдивы, и те, которые богобоязненны». (Сура «Аль-Бакара» 2/177)

Человек, не верящий в существование ангелов, является неверующим (кяфиром), ибо он отрицает истинность приведенного выше Священного аята.

Всевышний Аллах в Суре «Аль-Бакара» 2/98 сказал следующее:

مَن كَانَ عَدُوّاً لِّلّهِ وَمَلآئِكَتِهِ وَرُسُلِهِ وَجِبْرِيلَ وَمِيكَالَ فَإِنَّ اللَّهَ عَدُوٌّ لِّلْكَافِرِينَ

«Если кто является врагом (веры в) Аллаха и Его Ангелов, Посланников, Джибриля, Микаиля, [то пусть знает], что сам Аллах — враг таким неверующим».

وَمَن يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاًَ بَعِيداً

«Тот, кто не верует в Аллаха, Его Ангелов, Его Писания, Его Посланников и в Судный день, впал в глубокое заблуждение». (Сура «Ан-Ниса» 4/136)

Неверие в ангелов содержит в себе непризнание Божественного Откровения, Пророка, принесенной Пророком Книги и точности оповещения о предписаниях религии. Ибо религиозные предписания были донесены до Пророков посредством ангелов.

Ангелы – это невидимые глазом, не воспринимаемые органами чувств, тонкие духовные (метафизические) создания, сотворенные из света. Поэтому, о них мы можем узнать лишь из Божественных Откровений, аятов и достоверных хадисов. Мы должны без сомнения довольствоваться этими знаниями.

То, что ангелы являются нематериальными, невидимыми и не ощущаемыми созданиями не означает то, что мы должны отрицать их существование. Естественные науки не могут выдвинуть точных доказательств или опровержений существования ангелов. Ангелы – создания метафизические, которые находятся за пределами объектов изучения естественных наук, опирающихся на наблюдения и эксперименты.

Однако человек, обладающий здравым рассудком, не может признать невозможным существование ангелов, более того, его разум подсказывает, что это реально и возможно. Что же касается нас, то мы верим в ангелов, и признаем их существование, ибо нам известно о них из Священных аятов и хадисов.

В Священном Коране нет сведений о том, из какого вещества были созданы ангелы. Однако, наш Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) в одном из своих хадисов, переданном Айшой (радыйаллаху анха), сказал:

«Ангелы созданы из света, джинн (и шайтан) из огня, Адам же из глины».(Муслим «Зухд», 10; Ахмад бин Ханбаль «Муснад», VI, 168)

Из аятов Священного Корана, мы понимаем, что ангелы были созданы раньше людей: Всевышний Аллах сообщил ангелам о том, что Он создаст человека и сделает его наместником (халифом) на земле.

وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلاَئِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الأَرْضِ خَلِيفَةً قَالُواْ أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاء وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ

«И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле наместника». Они спросили: «Поставишь ли Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и превозносим Твое совершенство?» Аллах ответил: «Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо». (Сура «Аль-Бакара» 2/30)

а. Свойства ангелов

Свойства, отличающие ангелов от других созданий таковы:

1. Ангелы, будучи сотворенными из света, являются светлыми духовными (метафизическими) созданиями. Им не присущи такие характерные для людей качества, как сон, потребность в еде, питье, усталость, пресыщение, скука, молодость, старость. Они не принадлежат ни к женскому, ни к мужскому полу, и не сочетаются браком. В Священном Коране говорится:

وَمَنْ عِندَهُ لَا يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَلَا يَسْتَحْسِرُونَ ۞ يُسَبِّحُونَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لَا يَفْتُرُونَ

«Те, кто находится у Него (ангелы), не пренебрегают поклонением, и это им не в тягость. Они славят [Аллаха] и днем и ночью без устали». (Сура «Аль-Анбийя» 21/19-20).

فَاسْتَفْتِهِمْ أَلِرَبِّكَ الْبَنَاتُ وَلَهُمُ الْبَنُونَ ۞ أَمْ خَلَقْنَا الْمَلَائِكَةَ إِنَاثاً وَهُمْ شَاهِدُونَ ۞ أَلَا إِنَّهُم مِّنْ إِفْكِهِمْ لَيَقُولُونََ۞ وَلَدَ اللَّهُ وَإِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ

«[О, Мухаммад!] спроси их, почему это у твоего Господа только дочери, а у них – сыновья. Разве Мы сотворили ангелов женщинами? И разве они были свидетелями этому? Нет же! Они утверждают это по своей лживости: «Аллах породил». Ведь они просто лгут». (Сура «Ас-Саффат» 37/149-152, отдельно см. Суру «Аз-Зухруф»  43/19)

إِنَّ الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِالْآخِرَةِ لَيُسَمُّونَ الْمَلَائِكَةَ تَسْمِيَةَ الْأُنثَى ۞ وَمَا لَهُم بِهِ مِنْ عِلْمٍ إِن يَتَّبِعُونَ إِلَّا الظَّنَّ وَإِنَّ الظَّنَّ لَا يُغْنِي مِنَ الْحَقِّ شَيْئاً

«Воистину, те, которые не веруют в будущую жизнь, нарекают ангелов женскими именами. Они не ведают об этом ничего и следуют только догадкам, но догадка не может быть заменой истины». (Сура «Ан-Наджм» 53/27-28)

2. Ангелы всегда повинуются Аллаху и безропотно выполняют обязанности, для исполнения которых были созданы. Они заняты служением Аллаху и постоянно прославляют Его. В Коране в связи с этим сказано:

يَخَافُونَ رَبَّهُم مِّن فَوْقِهِمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ

«Они боятся своего Господа, который (властвует) над ними, и совершают то, что им ведено». (Сура «Ан-Нахль» 16/50)

وَقَالُوا اتَّخَذَ الرَّحْمَنُ وَلَداً سُبْحَانَهُ بَلْ عِبَادٌ مُّكْرَمُونََ۞ لَا يَسْبِقُونَهُ بِالْقَوْلِ وَهُم بِأَمْرِهِ يَعْمَلُونَ۞ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يَشْفَعُونَ إِلَّا لِمَنِ ارْتَضَى وَهُم مِّنْ خَشْيَتِهِ مُشْفِقُونَ

«Да ведь они — почитаемые рабы. Они не говорят ни единого слова до того, как скажет Он, и действуют целиком по Его указаниям. Он ведает о том, что случилось до них и что будет после них. Они могут заступиться только за тех, кем доволен Аллах, и сами они содрогаются от страха перед Ним». (Сура «Аль-Анбийя» 21/26-28)

وَتَرَى الْمَلَائِكَةَ حَافِّينَ مِنْ حَوْلِ الْعَرْشِ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ

«И увидишь ты ангелов, стоящих сонмами вокруг Трона, прославляющих хвалой и возвеличивающих совершенство своего Господа». (Сура «Аз-Зумар» 39/75)

لاَ يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ (مَلَائِكَةٌ)

«…ангелы…, которые не отступают от повелений Аллаха и выполняют то, что им велено». (Сура «Ат-Тахрим» 66/6)

إِنَّ الَّذِينَ عِندَ رَبِّكَ لاَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَيُسَبِّحُونَهُ وَلَهُ يَسْجُدُونَ

«Воистину те, кто служит у твоего Господа, не отказываются в гордыне от служения Ему, а славят и превозносят Его совершенство и поклоняются Ему». (Сура «Аль-Араф» 7/206)

3. Ангелы обладают крыльями. Они стремительны в своих действиях. Это сильные и могучие существа, способные в мгновение ока с небес достичь земли. В Священном Коране о них сказано:

الْحَمْدُ لِلَّهِ فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ جَاعِلِ الْمَلَائِكَةِ رُسُلاً أُولِي أَجْنِحَةٍ مَّثْنَى وَثُلاَثَ وَرُبَاعَ يَزِيدُ فِي الْخَلْقِ مَا يَشَاءُ إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, назначившему посланцами ангелов, обладающих двумя, тремя и четырьмя крыльями. Он увеличивает в (Своем) творении то, что хочет. Воистину, Аллах – Всемогущий над всем». (Сура «Фатыр» 35/1)

Мы верим в то, что у ангелов есть крылья, но не станем говорить об их сути ничего. Крылья ангелов – не подобны крыльям птиц, самолетов или каких-либо других летательных аппаратов. Сущность их ведома лишь Аллаху и Пророкам, которым довелось увидеть ангелов в их подлинном виде. Количество крыльев демонстрирует их степень значения перед Аллахом. Большое их количество необходимо для скорейшего выполнения приказаний Аллаха и оповещения о том, что они – посланники Аллаха.

В одном из славных аятов, повествующих о Судном дне, сказано:

وَالْمَلَكُ عَلَى أَرْجَائِهَا وَيَحْمِلُ عَرْشَ رَبِّكَ فَوْقَهُمْ يَوْمَئِذٍ ثَمَانِيَةٌ

«Ангелы воспарят по краю небес, и восемь [ангелов] понесут Трон Господа твоего над собой». (Сура «Аль-Хакка» 69/17).

«Трон» (Аль-Арш) – это самое большое тело, сотворенное Аллахом. То, что он будет находиться на плечах этих ангелов, говорит о том, что они являются созданиями, в высшей степени сильными и могучими.

Ангелы за короткое время могут преодолевать очень большие расстояния. Но их действия не похожи на действия людей. Аллах, по Воле которого молния в мгновение ока достигает земли, может позволить ангелам обойти все небеса и земли, так быстро, как только Он этого захочет. В одном из аятов говорится о том, какой скоростью они обладают:

تَعْرُجُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ إِلَيْهِ فِي يَوْمٍ كَانَ مِقْدَارُهُ خَمْسِينَ أَلْفَ سَنَةٍ

«Ангелы и Дух (т.е. Джибриль) подымаются к месту получения повелений за день, равный по земным меркам пятидесяти тысячам лет». (Сура «Аль-Мааридж» 70/4)

4. Ангелы могут принимать разные обличия и форму по указанию и с разрешения Аллаха. К примеру, Джабраиль (алейхис салям) иногда представал перед нашим Пророком (саллаллаху алейхи уа саллям) в облике сахаба  Дыхья, а однажды, в облике неизвестного никому человека. Так же, как рассказывается в аяте, он показался в облике человека перед благочестивой Марьям.

وَاذْكُرْ فِي الْكِتَابِ مَرْيَمَ إِذِ انتَبَذَتْ مِنْ أَهْلِهَا مَكَاناً شَرْقِيّاً ۞ فَاتَّخَذَتْ مِن دُونِهِمْ حِجَاباً فَأَرْسَلْنَا إِلَيْهَا رُوحَنَا فَتَمَثَّلَ لَهَا بَشَراً سَوِيّاً

«(О, Мухаммад!) Вспомни и расскажи то, что сказано в Коране о Марьям, о том, как она ушла от своих родных в восточном направлении (от дома) и укрылась от них за завесой. Мы послали к ней Нашего Духа (Джибриля), и он воплотился пред ней в пригожего человека». (Сура «Марьям» 19/16-17)

Группа ангелов, принесших Пророку Ибрахиму (алейхис салям) весть о том, что у него родится сын, предстала перед ним в облике людей. Он же, подумав, что это гости, приготовил для них пищу:

وَلَقَدْ جَاءتْ رُسُلُنَا إِبْرَاهِيمَ بِالْبُـشْرَى قَالُواْ سَلاَماً قَالَ سَلاَمٌ فَمَا لَبِثَ أَن جَاء بِعِجْلٍ حَنِيئذًٍ۞ فَلَمَّا رَأَى أَيْدِيَهُمْ لاَ تَصِلُ إِلَيْهِ نَكِرَهُمْ وَأَوْجَسَ مِنْهُمْ خِيفَةً قَالُواْ لاَ تَخَفْ إِنَّا أُرْسِلْنَا إِلَى قَوْمِ لُوطٍ

«Наши посланцы (т.е. ангелы) пришли к Ибрахиму с радостной вестью, сказали: «Мир!» Он ответил: «Мир!» — и, не мешкая, принес жареного ягненка. Увидев, что они не тронули еды, он догадался, что они — не гости, и ему стало боязно перед ними. Посланцы сказали: «Не бойся, воистину, мы посланы к народу Лута». (Сура «Худ» 11/69-70)

Этот аят дает нам еще и сведение о том, что ангелы ничего не едят и не пьют.

5. Ангелы невидимы для глаз. Но это не говорит о том, что ангелы не существуют: наши глаза созданы так, что мы не можем их видеть. Если бы Всевышний Аллах, изменив Свои законы природы, существующие сейчас, создал бы человеку глаза, способные видеть ангелов, то тогда бы мы увидели их.

Пророки могут видеть ангелов в их подлинном виде. Через Ангела Джабраиля (алейхис салям) им ниспосылались откровения от Аллаха. Коран именно таким образом был передан Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи уа саллям).

Их могут увидеть и другие люди, когда ангелы, сменив свой вид, принимают другой материальный облик, например, человека. В хадисе, известном под названием «Хадис Джибриля», в котором рассказывается о столпах веры, Исламе и ихсане, Джибриль (алейхис салям) предстал в облике обычного человека. (См.: Бухари «Иман», 37; «Тафсир», сура: 31; Муслим «Иман»,1; Абу Дауд «Сунна»,15; Тирмизи «Иман», 4; Ибн Маджа «Мукаддима», 9)

Наша неспособность видеть ангелов, не может являться причиной отрицания их существования. Ибо мы принимаем такие вещи, как душа, ум, интеллект, радость, печаль, хотя и не видим их глазами. И ангелы также невидимы для глаз, как наши души и разум.

6. О сокровенных знаниях ведает только Всевышний Аллах, ангелам они неизвестны. Они знают ровно столько, сколько им сообщил Всевышний. В Священном Коране в связи с этим сказано следующее:

وَعَلَّمَ آدَمَ الأَسْمَاء كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلاَئِكَةِ فَقَالَ أَنبِئُونِي بِأَسْمَاء هَـؤُلاء إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ۞ قَالُواْ سُبْحَانَكَ لاَ عِلْمَ لَنَا إِلاَّ مَا عَلَّمْتَنَا إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُْ۞ قَالَ يَا آدَمُ أَنبِئْهُم بِأَسْمَآئِهِمْ فَلَمَّا أَنبَأَهُمْ بِأَسْمَآئِهِمْ قَالَ أَلَمْ أَقُل لَّكُمْ إِنِّي أَعْلَمُ غَيْبَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَأَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ

«И Аллах научил Адама всем именам, затем спросил о них ангелов и велел им: «Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни». Ангелы ответили: «Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты — Всеведущий, Мудрый». Аллах сказал: «О, Адам! Разъясни им [суть] имен». Когда Адам разъяснил ангелам [суть] имен, Аллах сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?» (Сура «Аль-Бакара» 2/31-33)

Кроме того:

وَعِندَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لاَ يَعْلَمُهَا إِلاَّ هُوَ

«И у Него ключи к сокровенному! Знает о них только Он». (Сура «Аль-Ан’ам» 6/59)

قُل لاَّ يَعْلَمُ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ الْغَيْبَ اِلاَّ اللَّهُ

«Скажи: «Из тех, кто на небесах и на земле, только Аллах ведает сокровенное». (Сура «Ан-Намль» 27/65)

Из этих аятов становится понятно, что ангелам неведомы знания о сокровенном.

б. Количество ангелов и их виды

Точное количество ангелов известно лишь Аллаху. В Священном Коране и хадисах нет никаких сведений по этому поводу. Мы знаем только то, что количество их очень велико. Ангелы, по месту пребывания делятся на земных, небесных и находящихся при Троне (Аль-Арш).

Земные – это те ангелы, что находятся главным образом в пределах земли. Небесные же – это ангелы, пребывающие на небесах. Это о них говорится в Суре «Марьям» 19/64:

وَمَا نَتَنَزَّلُ اِلاَّ بِأَمْرِ رَبِّكَ

«[Ангелы сказали]: «Мы нисходим [на землю] только по велению Господа твоего».

Большинство ангелов находится на небесах. С точки зрения обязанностей, их можно перечислить следующим образом:

  • Джабраиль (алейхис салям). Это первый из Главных ангелов. На него возложена обязанность передавать Божественное Откровение. У него также есть такие имена: Абдуллах — Раб Аллаха, Джабруллах, Джабарутуллах – Сила Аллаха. Таким образом, имя «Джабраиль» означает непобедимую мощь этого ангела и его высокое положение при Всевышнем Аллахе. Следующий аят подтверждает это обстоятельство:

إِنَّهُ لَقَوْلُ رَسُولٍ كَرِيمٍ۞ ذِي قُوَّةٍ عِندَ ذِي الْعَرْشِ مَكِينٍ

«Воистину, это (т.е. Коран) — слова посланца величественного, обладателя силы при Властителе Трона, могущественного». (Сура «Ат-Таквир» 81/19-20)

У Джабраиля (алейхис салям) есть и другие имена, которые упоминаются в Священном Коране. Это: Руху’ль-Амин (Сура «Аш-Шуара» 26/193); Руху’ль-Кудс (Сура «Аль-Бакара» 2/ 87; Сура «Аль-Маида» 5/ 110; Сура «Ан-Нахль»16/102); Рух (Сура «Марьям» 19/17; Сура «Аль-Мааридж» 70/ 49; Сура «Аль-Кадр» 97/4); Расулюн Кярим (Сура «Ат-Таквир» 81/19); Джибриль (Сура «Аль-Бакара» 2/97-98; Сура «Ат-Тахрим» 66/4) и Намус Акбар. (См.: Бухари «Баду’ль-Вахий», 3; «Аль-Анбийя» , 21; Муслим «Иман»,252; Ахмад бин Ханбаль, то же произведение, VI, 223, 233)

Поскольку Джибриль (алейхис салям) занимает высочайшее положение среди ангелов и является самым близким к Аллаху, его назвали «Сайиду’ль-Маляикя» (Господин ангелов). В Священном Коране сообщается , что тот, кто становится врагом Джибрилю, который по Воле Аллаха, донес до Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) Божественное Откровение, становится врагом Самого Аллаха. (Сура «Аль-Бакара» 2/97-98)

  • Микаиль (алейхис салям). Второй из Главных ангелов. Он управляет природными явлениями, а также распределением хлеба насущного (ризык) среди всех живых существ.
  • Исрафиль (алейхис салям). Третий из Главных ангелов. Его обязанность – трубить в Сур (Трубу). Этот Сур прозвучит дважды. Когда он прозвучит в первый раз, то все, что есть на земле и небесах будет объято ужасом (нафхаи фаза) и падет замертво (нафхаи саик), кроме тех, кого Всевышний Аллах избавит от этого. Когда же он прозвучит во второй раз, все умершие воскреснут и, встав из своих могил, устремятся к месту сбора (нафхаи кыям).
  • Азраиль (алейхис салям). Это четвертый из Главных ангелов. Он забирает души в момент смерти. Поэтому его называют «Малякуль-Мавт» — «ангел смерти».

قُلْ يَتَوَفَّاكُم مَّلَكُ الْمَوْتِ الَّذِي وُكِّلَ بِكُمْ ثُمَّ إِلَى رَبِّكُمْ تُرْجَعُونَ

«Отвечай [о, Мухаммад!]: «Ангел смерти, приставленный к вам, упокоит вас, а потом вы вернетесь к своему Господу». (Сура «Ас-Саджда» 32/11)

У Азраиля (алейхис салям) есть помощники, на которых возложена обязанность забирать души. Забирая душу чистых, безгрешных людей, они приветствуют их, говоря:

سَلامٌ عَلَيْكُمُ ادْخُلُواْ الْجَنَّةَ بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

«Мир вам и спокойствие! Войдите в рай [в воздаяние] за то, что вы совершали». (Сура «Ан-Нахль» 16/32).

  • Кираман Кятибин («Благородные писари»)

Это два ангела, находящиеся по правую и левую сторону от человека. Ангел, находящийся справа, записывает все его добрые дела и поступки, а находящийся слева записывает все плохие.

В Священном Коране об этих двух ангелах сказано следующее:

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ وَنَعْلَمُ مَا تُوَسْوِسُ بِهِ نَفْسُهُ وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ ۞ إِذْ يَتَلَقَّى الْمُتَلَقِّيَانِ عَنِ الْيَمِينِ وَعَنِ الشِّمَالِ قَعِيدٌ ۞ مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ

«Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему его нафс, и Мы более близки к нему, чем яремная вена. [Помни], что два ангела сидят [у человека] справа и слева и записывают [его деяния]. [Человек] не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж». (Сура «Каф» 50/16-18)

وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ ۞ كِرَاماً كَاتِبِينَ۞ وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ

«Воистину, к вам приставлены наблюдатели – достойные писцы, которые знают обо всех ваших деяниях». (Сура «Аль-Инфитар» 82/10-12)

Этих ангелов еще называют ангелами, записывающими деяния:

أَمْ أَبْرَمُوا أَمْراً فَإِنَّا مُبْرِمُونَ ۞ أَمْ يَحْسَبُونَ أَنَّا لَا نَسْمَعُ سِرَّهُمْ وَنَجْوَاهُم بَلَى وَرُسُلُنَا لَدَيْهِمْ يَكْتُبُونَ

«Приняли ли они (т.е. неверующие) какое-либо решение [о непризнании Мухаммада]? Мы [также] принимаем решение [о наказании их]. Или же они полагают, что Мы не ведаем их тайн и скрытых переговоров? Напротив, [Мы внимаем им], и Наши посланцы (т.е. ангелы) находятся среди них и записывают [их беседы]». (Сура «Аз-Зухруф» 43/79-80)

Ангелы Кираман Кятибин в Судный день во время отчета за все совершенное людьми, явятся свидетелями их деяний.

وَنُفِخَ فِي الصُّورِ ذَلِكَ يَوْمُ الْوَعِيدِ ۞ وَجَاءتْ كُلُّ نَفْسٍ مَّعَهَا سَائِقٌ وَشَهِيدٌ

«И вострубят в трубу: «Это и есть обещанный день!» Придет [на ристалище Суда] каждый человек, а вместе с ним — ангел погоняющий и ангел-свидетель». (Сура «Каф» 50/20-21)

  • Мункар и Накир

Это два ангела, на которых возложена обязанность допрашивать людей после их смерти в могилах. Они получили эти имена, потому что они покажутся умершему в невиданном и неслыханном доселе виде. Они спросят у него: «Кто твой Господь? Кто твой Пророк?» И в зависимости от деяний и ответов человека они будут обращаться с ним либо хорошо, либо плохо. (См.: Тирмизи «Джанаиз», 70; Ахмад бин Ханбаль «Муснад», III, 126, IV, 140)

  • Хамаля-и арш

Это ангелы, которые держат Трон (Аль-Арш). В Священном Коране сказано, что в Судный день Трон будут нести восемь ангелов.

وَالْمَلَكُ عَلَى أَرْجَائِهَا وَيَحْمِلُ عَرْشَ رَبِّكَ فَوْقَهُمْ يَوْمَئِذٍ ثَمَانِيَةٌ

«Ангелы воспарят по краю небес, и восемь [ангелов] понесут Трон Господа твоего над собой». (Сура «Аль-Хакка» 69/17).

Вокруг Трона очень много ангелов. Их количество точно известно лишь Аллаху. В Коране так говорится о них:

الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَيُؤْمِنُونَ بِهِ

«Те, которые переносят Трон, и те, которые окружают его, возносят хвалу Господу своему, веруют в Него». (Сура «Аль-Му’мин» 40/7)

Этих ангелов еще называют «Карубийин» — приближенные.

  • Хазана-и Джаннат ва Джаханнам

Это ангелы, ответственные за действия, происходящие в Раю и Аде. Количество ангелов Рая весьма велико, они обслуживают правоверных мусульман.

В одном аяте говорится:

وَالمَلاَئِكَةُ يَدْخُلُونَ عَلَيْهِم مِّن كُلِّ بَابٍ ۞ وسَلاَمٌ عَلَيْكُم بِمَا صَبَرْتُمْ فَنِعْمَ عُقْبَى الدَّارِ

«Войдут к ним (в Рай) ангелы через все врата [и скажут]: «Мир вам и спокойствие за то, что вы были терпеливы». (Сура «Ар-Рад» 13/23-24)

Главного ангела – хранителя Рая зовут Ридуан.

Ангелы Ада — забани встречают неверующих – кяфиров и подвергают их наказанию. Главного ангела – хранителя Ада зовут Малик. (Сура «Аз-Зухруф» 43/ 77). В Суре «Ат-Тахрим» 66/6 так описываются ангелы Ада:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَاراً وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ عَلَيْهَا مَلَائِكَةٌ غِلَاظٌ شِدَادٌ لاَ يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ

«О, вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашими семьями Огня, топливом для которого служат люди и камни. К нему приставлены ангелы — суровые, сильные, которые не отступают от повелений Аллаха и выполняют то, что им велят».

وَمَا أَدْرَاكَ مَا سَقَرُِ ۞ لَا تُبْقِي وَلَا تَذَرُ ۞ لَوَّاحَةٌ لِّلْبَشَرًِ ۞عَلَيْهَا تِسْعَةَ عَشَرََ ۞ ُ وَمَا جَعَلْنَا أَصْحَابَ النَّارِ اِلاَّ مَلَائِكَةً

«А откуда тебе знать, что такое Адское пламя, [ничего] не щадящее и не оставляющее, сжигающее кожу людей? А [истопников] для него — девятнадцать [ангелов]. Истопниками при адском пламени Мы приставили только ангелов». (Сура «Аль-Мудассир» 74/27-31)

•Мукаррабун или приближенные ангелы

Это в высшей степени самые почетные ангелы.

لَّن يَسْتَنكِفَ الْمَسِيحُ أَن يَكُونَ عَبْداً لِّلّهِ وَلاَ الْمَلآئِكَةُ الْمُقَرَّبُونَ

«Ни Мессия (Иса), ни приближенные ангелы не считают для себя зазорным быть рабами Аллаха». (Сура «Ан-Ниса» 4/172)

Кроме вышеперечисленных, есть еще и другие ангелы, которые выполняют следующие обязательства:

•Некоторые ангелы вдохновляют людей и внушают им понятия о справедливости и истине.

Наш Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) в одном из своих хадисов сказал так:

«В человеке присутствуют, как внушения и вдохновения ангела, так беспокойство и подозрения, вызванные шайтаном. Шайтан запугивает человека, угрожая злом, клевеща на истину и справедливость. Ангел же советует человеку добро и благие деяния, утверждает истину и справедливость. Человек, в ком присутствуют вдохновения и внушения ангелов, пусть знает, что это от Аллаха. И такой человек должен благодарить Аллаха. Если же человек обнаружит в себе беспокойство и подозрения, вызванные шайтаном, то пусть он ищет спасения и защиты у Аллаха, чтобы сохранить себя от его происков». (Тирмизи «Тафсир», 3)

•Часть ангелов совершает молитвы в честь правоверных мусульман:

وَيَسْتَغْفِرُونَ لِلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا وَسِعْتَ كُلَّ شَيْءٍ رَّحْمَةً وَعِلْماً فَاغْفِرْ لِلَّذِينَ تَابُوا وَاتَّبَعُوا سَبِيلَكَ وَقِهِمْ عَذَابَ الْجَحِيمِ

«(Ангелы)… молят о прощении верующим, [говоря]: «Господи наш! Ты объемлешь все сущее Милостью и Знанием. Прости же тех, которые раскаялись и ступили на Твой путь, и сохрани их от наказания Адом». (Сура «Аль-Му’мин» 40/7)

  • Есть ангелы, которые после прочтения Суры «Аль-Фатиха» вместе с совершающими молитву (намаз), произносят слово «Аминь». (Бухари «Азан», 111, 112, «Даават», 63; Муслим «Салят», 18; Тирмизи «Салят», 71; Насаи «Ифтитах», 33)
  • Некоторые ангелы всегда присутствуют во время утреннего и предвечернего намаза. (Бухари «Мавакит», 16; «Тавхид», 23, 33; Муслим «Масаджид», 37)
  • Некоторая часть ангелов, спускается на землю во время чтения Корана. (Бухари «Фадаилю’ль-Коран, 15; Муслим «Мусафирун», 36)
  • Часть ангелов ищет и находит собравшихся для восхваления Аллаха. (Бухари «Даават»,66; Муслим «Зикр», 8; Тирмизи «Даават», 130)
  • Есть ангелы, которые просят милости у Аллаха для верующих и в особенности для ученых Ислама. (Сура «Аль-Ахзаб» 33/43). (Тирмизи «Ильм», 19)
  • Некоторые ангелы внушают стойкость правоверным мусульманам.

إِذْ يُوحِي رَبُّكَ إِلَى الْمَلآئِكَةِ أَنِّي مَعَكُمْ فَثَبِّتُواْ الَّذِينَ آمَنُواْ

«[Вспомни, о, Мухаммад!], как твой Господь внушил ангелам, [посланным в помощь мусульманам]:Воистину, Я- с вами. Так окажите же поддержку уверовавшим!» (Сура «Аль-Анфаль» 8/12)

  • Также существуют ангелы, которые радуют мусульман вестью о Рае, а неверующим – кяфирам бросают прямо в лицо:

وَذُوقُواْ عَذَابَ الْحَرِيقِ

«Вкусите теперь муки и страдания Ада». (Сура «Аль-Анфаль» 8/50), (отдельно см. Сура «Ан-Нахль» 16/28).

в. Степени превосходства, существующие среди ангелов и людей

  • Пророки, выбранные из числа людей, выше по степени Пророков из ангелов (главных ангелов). Ибо Всевышний Аллах назвал человека «халифом», продемонстрировав его превосходство над ангелами. (Сура «Аль-Бакара» 2/30). Аллах приказал ангелам поклониться Адаму (алейхис салям). Также, когда Аллах, показал ангелам все вещи Вселенной, и попросил назвать их, то они не смогли этого сделать. А Пророк Адам (алейхис салям) назвал все вещи по их именам. (Сура «Аль-Бакара» 2/31-34). Кроме того, служба ангелов Аллаху и их праведные дела, не связаны с их личной волей, они подобны непроизвольным действиям человека, таким как кровообращение и дыхание. Человек же, преодолевая многочисленные барьеры и препятствия, служит Аллаху, совершает богоугодные дела. Все это показывает, что по своим качествам Пророки из людей выше Пророков из людей (главных ангелов). И более того, человек вообще по своей природе выше ангела.
  • Главные ангелы выше обычных людей, не являющихся Пророками.
  • Благочестивые, набожные, шахиды, праведники, придерживающиеся абсолютно точно всех религиозных предписаний и избегающие запретов, ученые Ислама – эти люди выше по степени ангелов, не являющихся Пророками (главными).
  • Ангелы, не являющиеся Пророками, выше по степени людей неверующих, лицемеров, идолопоклонников, неправильно верующих, идущих по пути ошибок и заблуждений, бездеятельных, аморальных и не избегающих совершения больших грехов. (Для более полной информации см.: Тафтазани «Шархуль-Акаид», стр. 364-366)

Автор: Шейх Ахмед Саим аль-Ханафи
Из книги: «Исламское Вероучение», стр. 150-163

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.