Акыда

Исламское вероучение. На основе Корана и мнений великих учёных. Часть 13

в. Вера в судьбу

(Предопределение и его Исполнение – Кадар и Када)

Лексическое значение слова «кадáр» — мера, количество, а также создание чего-либо согласно определенным критериям. Терминологическое же значение — извечное Знание Всевышнего Аллаха обо всех тех вещах, которые будут созданы Им, их времени, месте, особенностях, свойствах (Предопределение). Как видно из этого определения, «Кадар» – это вопрос, напрямую имеющий отношение к Атрибуту Всевышнего Аллаха Знание. «Кадар» – это Божественный закон, управляющий Вселенной, а также находящимися в ней всякого рода созданиями, согласно определенному порядку и критериям. В связи с этим в Священном Коране сообщается:

وَكُلُّ شَيْءٍ عِندَهُ بِمِقْدَارٍ

«И все сущее имеет у Аллаха свою меру». (Сура «Ар-Рад» 13/8).

وَإِن مِّن شَيْءٍ إِلاَّ عِندَنَا خَزَائِنُهُ وَمَا نُنَزِّلُهُ إِلاَّ بِقَدَرٍ مَّعْلُومٍ

«Нет мирских благ, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только по определенной мере». (Сура «Аль-Хиджр» 15/21).

إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь по предопределению». (Сура «Аль-Камар» 54/49).

وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيراً

«Он сотворил все сущее и придал ему [должную] меру». (Сура «Аль-Фуркан» 25/2).

Лексическое значение слова «кадá» — повеление, закон, создание. Терминологическое же значение – создание  Аллахом чего-либо, сообразно Своей извечной Воле и Могуществу в определенное Им время в соответствии со Своим извечным Знанием (Исполнение Предопределения). Таким образом «Када» является вопросом, напрямую имеющим отношение к Атрибуту Аллаха Создание (Таквин). Эти объяснения принадлежат школе матуридия.

Согласно мнению аш’аритов, значения «Кадар» и «Када» имеют обратный смысл, т.е. Када — это извечное Знание Всевышнего Аллаха времени, места, особенностей, свойств всех тех вещей, которые будут созданы Им (Предопределение). Кадар же, означает создание каждой вещи с наступлением ее срока, согласно извечному Знанию и Предопределению Аллаха, в форме предопределенной, Самим Аллахом (Исполнение Предопределения).  

Вера в Предопределение и его Исполнение (Кадар и Када) означает веру во Всезнание Всевышнего Аллаха, в то, что всё происходит по Его Воле и Могуществу, и в то, что Создателем всего является только Он. Выражаясь другими словами, тот, кто  верит в эти Атрибуты Аллаха, тот верует и в Судьбу (Кадар и Када).

В таком случае верить в Судьбу означает верить в то, что не существует никакого другого Создателя, кроме Творца – Аллаха, а также в то, что все существующее: добро и зло, хорошее и плохое, сладость и горечь, одушевленное и неодушевленное, – все было создано Всевышним Аллахом. Это еще и вера в то, что формы, виды, особенности и свойства, присущие вещам, были созданы Аллахом по Его Знанию, Воле и Предопределению.

Вера в Судьбу не упоминается в аятах Сур «Аль-Бакара» 2/177,285; «Ан-Ниса» 4/136, сообщающих нам о столпах веры. Но в упомянутых нами ранее аятах сказано о том, что всё в этом мире связано с Предопределением. Наш Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) также в некоторых известных хадисах объяснял, что вера в Судьбу является одним из столпов веры. В хадисе известном, как хадис Джибриля, говорится о том, что Ангел Джабраиль (алейхис салям) спросил у нашего Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям): «Что такое вера?» На что Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) ответил:

«Верить в Аллаха, в  Его: Ангелов, Писания, Пророков, в Судный день, в Предопределение добра и зла». (Муслим «Иман»,1; Абу Дауд «Сунна»,15; Ибн Маджа «Мукаддима», 9)

Все, что существует в этом мире, было создано по Знанию, Воле и Предопределению Всевышнего Аллаха, а значит у всякой вещи, у всего созданного есть своя судьба. То, что у всего есть своя судьба, и то, что все было создано Всевышним Аллахом по Его Знанию и Воле, по мнению имама Матуриди (умер в 333г. Хиджры/944 г. н.э.) означает следующее:

«Знание Аллахом всего того, что будет выбрано людьми, обладающими свободой воли, а также места и вида выбранных вещей, согласно этому Знанию, желание Аллахом этого и, согласно этому желанию, предопределение судьбы этих вещей и создание их, когда наступит определённое им время, согласно выбору Его рабов». (Матуриди «Тавиляту’ль-Коран», стр. 200; М. Саим Йепрем, то же произведение, стр. 319)

Следовательно, Знание Аллаха о чем-либо в извечности не оказывает принудительного, насильственного влияния на волю и предпочтение раба, а только имеет связь с выбором раба. Иными словами Аллах извечно знает о том, что мы будем совершать. В связи с этим можно привести различные примеры для объяснения изложенного:

Мы можем заранее узнать, когда состоится солнечное или лунное затмение благодаря ряду астрономических и метеорологических наблюдений. А теперь ответьте на такой вопрос: «Произойдет ли солнечное затмение лишь только потому, что мы знаем о нем?» Нет. Мы знаем о нем лишь потому, что затмение должно произойти.

Следующий пример:

Некий человек знает о том, что его сын умен, трудолюбив, относится ответственно к выполнению заданий, что он обладает способностью к запоминанию и сообразительностью. Однако в какой степени знание человека о том, каким является его сын, может повлиять на успехи сына? Сколько существует отцов, знающих своих сыновей такими, но, однако, они не успешны в учебе?!

Следовательно, знание об объекте зависит от объекта (происходящего), а сам объект не зависит от информации о нем.

Как видно из сказанного выше, согласно системе взглядов школы матуридия: «Человек обладает судьбой, которую ему определил Аллах согласно выбору самого человека».

Мутазилиты же считают, что «человек сам определяет себе судьбу». Поэтому некоторые суннитские учёные-богословы, обвиняли их в неверии или характеризовали их, как вносящих нововведения.

Однако не следует забывать о том, что суть Предопределения – есть тайна, которой владеет лишь Всевышний Аллах. Беспомощный, ограниченный ум человека не способен  разрешить эту проблему. Ибо мозг человека, основывающийся на неотделимом для него понятии «время», в состоянии воспринимать Божественное Знание, Волю и Могущество, но не обладает способностью и силой постижения и усвоения их вне зависимости от времени. Вот почему, наш Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сделал выговор своим сподвижникам, спорившим по поводу Судьбы. Он (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал им следующие слова:

«Разве  вам было велено это? Или я был  направлен к вам для этого? Жившие до вас были  уничтожены, как только заспорили на эту тему. Остерегайтесь спорить на эту тему когда-либо». (Тирмизи «Кадар»,1)

Верить в Судьбу (Кадар и Када) – есть обязанность каждого правоверного мусульманина. Однако людям не удастся избавиться от своей ответственности, сославшись на судьбу. Также как человек не совершает грехов, ссылаясь на то, что «так предопределил Аллах», точно также и, согрешив, он не должен считать себя невинным и безгрешным, оправдываясь: «Что же я могу поделать? Такова моя судьба, так распорядился Аллах». Ибо человек не освобождается от ответственности за действия, были ли они совершены им раньше или позже. Аллах создал эти действия, извечно зная все о человеке и о его выборе.

 Однажды наш Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) вошел в комнату к Али (радыйаллаху анху) (умер 40г. Хиджры /661г.н.э.) после совершения им обязательного ночного намаза, и увидев, что тот готовится ко сну, спросил у него: «Разве ты не совершаешь намаз-тахаджуд?» (Этот добровольный ночной намаз считается очень похвальным и благим). Али (радыйаллаху анху) ответил Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) так: «О, Посланник Аллаха! Жизнь наша во власти Аллаха. Если Он хочет, то даст, если не хочет, то не даст (Если Аллах пожелает меня разбудить, то разбудит)». На что, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям), хлопнув своей благословенной рукой по колену, сказал: «Насколько же человек бывает поспешным (в своих выводах)!» (См.: Бухари «Тахаджуд», 5, «Тавхид», 31; Муслим «Мусафирун», 28)

Он (саллаллаху алейхи уа саллям) остался не удовлетворен ответом Али ибн Абу Талиба (радыйаллаху анху), который без действий уповал на судьбу и удалился из его комнаты.

А вот еще один случай:

Вора, совершившего кражу, привели к халифу Умару (радыйаллаху анху) (умер 23г. Хиджры/644г. н.э.). На вопрос халифа (радыйаллаху анху), почему он совершил кражу, вор ответил: «Так предопределил Аллах». В ответ халиф Умар (радыйаллаху анху) сказал: «Тридцать ударов плетьми (камчой), а затем отрубить ему руку!» Когда же вор спросил о причине такого сурового наказания, Умар (радыйаллаху анху) ответил: «Тому, кто совершил воровство, отрубают руку. Того, кто лжет на Аллаха, бьют плетьми». (За то, что вину, связанную с воровством, он хотел переложить на судьбу и этим снять с себя ответственность за совершенный грех). (См.: «Аль-Акаиду’ль-Исламийя», стр. 98, Бейрут)

Как было сказано выше, сущность Предопределения – есть великая тайна. Никто, кроме  Всевышнего Аллаха точно не знает обо всех тонкостях Предопределения. За дело, совершенное нами согласно нашему выбору и желанию и которое извечно предопределено Аллахом по Его Знанию, мы сами ответственны, так как направили свои выбор и волю в ту или иную сторону и явились причиной того, что судьба предстала перед нами в том или ином виде. Было бы неверно, уповая на судьбу, забросить работу вместо того, чтобы рьяно взяться за нее, используя ее, как причину дарованного нам успеха. Ибо, Всевышний Аллах все связал с целым рядом причин. И если человек исполнит их, то Аллах создаст следствие этих причин. Таков Божественный закон.

Автор: Шейх Ахмед Саим аль-Ханафи
Из книги: «Исламское Вероучение (акыда)», стр. 94-98

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *