- Вера в Судьбу (предопределение)
а. Действия человека
Действия человека делятся на два вида:
- Добровольные действия, совершаемые человеком согласно его воле и выбору (например: чтение, письмо, сидение и т.п.).
- Непроизвольные действия, возникающие помимо его воли (например: вдохи, биение сердца, работа желудочно-кишечного тракта и т.п.).
Все исламские богословско-правовые школы придерживаются единого мнения о том, что при возникновении создаваемых Аллахом непроизвольных (рефлекторных) действий воля человека вообще не участвует. Но добровольные действия возникают согласно нашей воле – нашему желанию. Мы приобретаем свое право на получение воздаяния – наказания или вознаграждения – именно через эти добровольные действия.
Согласно мнению суннитов Всевышний Аллах создал и нас, и оба вида наших действий. Однако действия, которые мы совершаем осознанно, используя свою волю и силу, принадлежат нам, из-за того что мы предпочли их. Именно поэтому мы и несем ответственность. За непроизвольные же действия ответственности мы не несем, так как они совершаются без участия нашей воли и выбора.
б. Воля и ее роль в поступках человека
Люди в своих поступках обладают возможностью свободного выбора. Человек может наблюдать эту истину на своем примере и убедиться, что он свободен в совершаемых им действиях. Когда мы говорим «человек свободен», это означает осознание этой свободы самим человеком и его веру в нее.
Всевышний Аллах предопределил людям быть существами, обладающими возможностью свободного выбора, которые могут поступать согласно ему, а также создал им волю и силу для этого. Поэтому люди свободны совершать или не совершать что-либо согласно своему выбору. Они могут выбрать одно из двух направлений, отдав ему предпочтение. Ответственность за совершение добровольных действий, как и право на воздаяние (наказание или вознаграждение), дается именно по причине возможности свободного выбора. Однако Создателем действий является Всевышний Аллах, который изначально знал поступки и устремления своих рабов и предопределил их.
Всевышний Аллах Сам создает добровольные действия Своих рабов согласно их выбору. Это не означает, что создание действий людей является Его обязанностью. Таковы естественные законы природы, установленные Аллахом, называемые нами «адатуллах» или «суннатуллах», установленные Аллахом. Следовательно, на долю человека выпадают выбор и приобретение действий (кясб), а Всевышний Аллах, зная изначально поступки и стремления Своих рабов, предопределил их и создает (халк) их, т.е. человек – приобретающий, а Всевышний Аллах – Создающий.
За совершенное добро человек будет вознагражден, а за совершенное им зло он будет отвечать: или будет подвергнут наказанию или же будет прощен Всевышним Аллахом. Существуют аяты, свидетельствующие о наличии у человека возможности свободного выбора, а также об ответственности за совершенные им дела, согласно своему выбору.
وَنَفْسٍ وَمَا سَوَّاهَا۞ فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا
«Клянусь душой [человеческой] и Тем, Кто ее сотворил и придал ей соразмерность, Кто дал возможность выбрать ей и ее грехи, и ее благочестие». (Сура «Аш-Шамс» 91/7-8).
إِنَّا هَدَيْنَاهُ السَّبِيلَ إِمَّا شَاكِراً وَإِمَّا كَفُوراً
«Воистину, Мы наставили его на путь [истины], хочет, будет благодарным (верующим), хочет – неблагодарным (неверующим)». (Сура «Аль-Инсан» 76/3).
وَهَدَيْنَاهُ النَّجْدَيْنِ
«Разве Мы не повели его по двум путям [добра и зла]?» (Сура «Аль-Баляд» 90/10).
قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّاهَا ۞ وَقَدْ خَابَ مَن دَسَّاهَا
«Преуспел тот, кто очистил (от грехов) душу. Понес урон тот, кто укрыл (грехи) в душе». (Сура «Аш-Шамс» 91/9-10).
كُلُّ نَفْسٍ بِمَا كَسَبَتْ رَهِينَةٌ
«Каждый человек — в ответе за свои деяния». (Сура «Аль-Муддассир» 74/38).
مَنْ عَمِلَ صَالِحاً فَلِنَفْسِهِ وَمَنْ أَسَاء فَعَلَيْهَا وَمَا رَبُّكَ بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيدِ
«Тот, кто совершает добро, [поступает] лишь на пользу себе. Тот, кто совершает зло, [поступает] во вред себе. А Господь твой не притесняет [Своих] рабов». (Сура «Фуссылят» 41/46).
Таким образом, по мнению богословов-суннитов, Аллах изначально зная действия своих рабов, предопределил их, и создает. Раб же, только выбирает, и данной ему волей и силой приобретает действия. Подтверждением этому служат следующие аяты Священного Корана:
اللَّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ
«Аллах — Создатель всего». (Сура «Аз-Зумар» 39/62).
أَفَمَن يَخْلُقُ كَمَن لاَّ يَخْلُقُ
«Разве можно сравнить (уподобить) Создающего и не создающего?» (Сура «Ан-Нахль» 16/17).
Здесь Всевышний Аллах говорит о том, что именно Он является Создателем всего. Если бы Создание не было Атрибутом Аллаха, то Он не сообщал бы о нем.
وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ
«Аллах создал вас, и ваши поступки». (Сура «Ас-Саффат» 37/96).
В этом аяте подчеркивается, что Аллах – Создатель действий человека.
أَ لاَ يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
«Неужели не ведает Тот, Кто создал, ведь Он – Сведущий обо всех тонкостях и сути созданного Им?!» (Сура «Аль-Мульк» 67/14).
Всемогущий Аллах является Единственным Творцом и знает обо всех тонкостях создаваемых вещей еще до их создания. Человеку же неведомы все тонкости и детали совершаемых им действий. В таком случае человек, обладая возможностью свободного выбора (из имеющегося), совершает свой выбор и приобретает действие. Аллах же, зная о выборе человека ещё до создания, согласно Своему извечному Знанию, предопределил выбранное действие, и создает его.
В истории Ислама определились четыре точки зрения по поводу воли человека и ее роли в формировании добровольных действий.
Джабрия (полная зависимость)
Согласно точке зрения течения джабрия (джахмия), основателем которого был Джахм бин Сафван (умер 128г. Хиджры/745г. н.э.), человек не свободен, потому что абсолютно лишен возможности свободного выбора, воли и силы.
Человек вынужден совершать действия, которые Всевышний Аллах определил для него заранее. Он играет роль марионетки, не совершая никаких, исходящих лично от него, действий. Он влачится, точно лист дерева под порывами ветра, завися от его направления.
Согласно точке зрения джабритов, все действия, возникающие у человека, полностью создаются Всевышним Аллахом, а у человека есть лишь кажущаяся ему возможность свободного выбора, у него нет ни воли, ни силы. Существует лишь формальная связь между рабом и его действием, в действительности же это действие Аллаха.
Течение джабрия в качестве аргументов для доказательства своей точки зрения использовало следующие аяты, превратно их истолковав:
اللَّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ
«Аллах — Создатель всего». (Сура «Аз-Зумар» 39/62).
وَكُلُّ شَيْءٍ عِندَهُ بِمِقْدَارٍ
«И все сущее имеет у Аллаха свою меру». (Сура «Ар-Рад» 13/8).
إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ
«Воистину, Мы сотворили каждую вещь по предопределению». (Сура «Аль-Камар» 54/49).
وَلاَ يُنفِقُونَ إِلاَّ وَهُمْ كَارِهُونَ
«И они жертвуют только вынужденно». (Сура «Ат-Тауба» 9/54).
مَن يَهْدِ اللَّهُ فَهُوَ الْمُهْتَدِي وَمَن يُضْلِلْ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ
«Тот, кому указывает путь Аллах, идет истинным путем. Те же, кого Аллах сбивает с пути, становятся заблудшими». (Сура «Аль-Араф» 7/178).
وَمَا تَشَاؤُونَ اِلاَّ أَن يَشَاءَ اللَّهُ
«Но вы не захотите этого, если этого не хочет Аллах». (Сура «Аль-Инсан» 76/30).
На самом же деле эти аяты доказывают наличие у человека возможности свободного выбора и воли. Богословы-сунниты и мутазилиты подвергли критике точку зрения течения джабрия, которые видели в человеке безвольного, бессильного, немощного и вынужденного исполнителя Божественного Предопределения.
Если бы человек был бы принужден лишь исполнять определенные действия, как об этом говорят джабриты, это означало бы, что он не несет ответственности за свои поступки и не имеет права на воздаяние (вознаграждение или наказание). В действительности же Аллах повелел людям совершать определенные поступки и действия, а также сообщил им о том, что в случае нарушения запретов они понесут наказание. Если бы раб Божий нес ответственность за действия, возникающие у него вне зависимости от его устремлений, воли и силы, то это было бы жестоко и несправедливо, что абсолютно не присуще Всевышнему Аллаху. И об этом гласит аят из Суры «Фуссылят» 41/46:
مَنْ عَمِلَ صَالِحاً فَلِنَفْسِهِ وَمَنْ أَسَاء فَعَلَيْهَا وَمَا رَبُّكَ بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيدِ
«Тот, кто совершает добро, [поступает] лишь на пользу себе. Тот, кто совершает зло, [поступает] во вред себе. А Господь твой не притесняет [Своих] рабов».
Кадария — мутазилия (абсолютная свобода)
Согласно мнению мутазилитов человек абсолютно свободен. Люди сами создают свои действия благодаря данной им Аллахом и постоянно присутствующей у них воле и силе для создания. В дальнейшем в возникновении этих действий Аллах не принимает никакого участия. Если вместо свободной воли раба действия выбраны и созданы Самим Аллахом, то воздаяние за них будет несправедливостью и угнетением. А между тем, Аллах – Справедлив и Ему не присуще угнетение.
Согласно мнению мутазилитов, действия человека возникают только по его воле и силе. Они пытались доказать свою точку зрения, опираясь на некоторые Суры Священного Корана, такие как:
مَن يَعْمَلْ سُوءاً يُجْزَ بِهِ
«Тому, кто совершит зло, воздастся тем же». (Сура «Ан-Ниса» 4/123).
قَالاَ رَبَّنَا ظَلَمْنَا أَنفُسَنَا
«Они сказали: «Господи наш! Мы угнетали сами себя». (Сура «Аль-Араф» 7/23).
وَمَا أَلَتْنَاهُم مِّنْ عَمَلِهِم مِّن شَيْءٍ كُلُّ امْرِئٍ بِمَا كَسَبَ رَهِينٌ
«Мы ничего не убавим из их деяний. Каждый муж в ответе за то, что он вершил». ( Сура «Ат-Тур» 52/21).
إِنَّا هَدَيْنَاهُ السَّبِيلَ إِمَّا شَاكِراً وَإِمَّا كَفُوراً
«Воистину, Мы наставили его на путь истины, хочет, будет благодарным (верующим), хочет – неблагодарным (неверующим)». (Сура «Аль-Инсан» 76/3).
Однако они, превратно истолковав эти аяты, исказили их смысл. Ибо эти аяты как раз сообщают о том, что все возникает только благодаря Воле Аллаха. Утверждения мутазилитов, что раб, наделенный волей и силой для создания, есть инициатор и создатель собственных поступков, а также, что не существует никакой связи между Аллахом и возникающими по воле людей действиями, были подвергнуты критике учеными Ахли Сунна. Ибо в Священном Коране Сам Аллах сообщает о том, что Он является Единственным Создателем:
اللَّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ
«Аллах — Создатель всего». (Сура «Аз-Зумар» 39/62).
هَلْ مِنْ خَالِقٍ غَيْرُ اللَّهِ
«Разве есть другой Создатель кроме Аллаха?!» (Сура «Фатыр» 35/3).
لا إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ
«Нет Бога, кроме Него — Создателя всего». (Сура «Аль-Ан’ам» 6/102).
А человек ответственен не за создание действия, а за его приобретение согласно своему выбору.
Аш’ария
Согласно мнению школы Ахли Сунна – аш’ария, занимающей среднее положение между двумя крайними мнениями – полной зависимостью и абсолютной свободой, – у человека возникает воля и сила, которые создаются в момент их применения и абсолютно не влияют на создание действия. Аллах создает действие человека согласно Своему вечному Знанию о его выборе, и создает ему волю и силу, для приобретения им этого действия (кясб). Таким образом, Аллах создает действие, а человек приобретает выбранное им действие. Создание осуществляется без использования каких-либо средств, а приобретение же осуществляется именно посредством данных нам Создателем приспособлений и средств. Поэтому Аллах – Создающий, а раб – приобретающий.
Связь между рабом и действием заключается в том, что раб является объектом действия. Поэтому точку зрения ашаритов, считающих, что в человеке воля и сила присутствуют непостоянно, появляясь и исчезая согласно Божественной Воле, называют«серединой, близкой к полной зависимости».
Матуридия
Школе Ахли Сунна – матуридия присущ взгляд называемый «серединой, близкой к абсолютной свободе». Согласно этому взгляду Единственным Создателем является Аллах, а раб же – лицо приобретающее. Однако по мнению школы матуридия, в человеке постоянно присутствуют потенциальные воля и сила, с помощью которых он сможет совершить возможные действия. Воля человека делится на два вида. Одна из них – Общая (потенциальная) воля, данная Аллахом и постоянно присутствующая у Его раба, с помощью которой человек может выбрать из множества возможностей какое-либо действие, а какое-то отвергнуть (возможность свободного выбора). Другая – это Частная воля, которая непосредственно направляется на то действие, которое человек выбрал через свою Общую волю. Частная воля – это состояние, которое не существует за границей разума, и не является чем-либо, т.е. объектом. Поэтому ее невозможно описать критериями созданных. Всемогущий Аллах дает возможность Своему рабу действовать сообразно своей воле, чтобы он нес ответственность за содеянное, и поэтому Его Воля соблюдает волю раба.
Как мы видим, в вопросе свободы воли школа матуридия ближе других к мнению течения мутазилия. Но в вопросе создания действий они кардинально разошлись во взглядах с мутазилитами, говоря, что Единственным Создателем всего является только Аллах. (Подробнее см.: Сабуни «Аль-Бидайя», стр. 139-142; Тафтазани «Шархуль-Акаид», стр. 190-201; Харпути «Танкихуль-Калям», стр. 240-242)
Мутазилиты, оправдывая себя, говорили что под словами: «раб – создатель своего действия», имеется в виду «создание из имеющегося, при помощи данной рабу Аллахом силы». В то время как Аллах создает из ничего. Они пришли к такому определению слова «создание», приняв в качестве довода следующие аяты Священного Корана из Суры «Аль-Маида» 5/110, который звучит так:
وَإِذْ تَخْلُقُ مِنَ الطِّينِ كَهَيْئَةِ الطَّيْرِ بِإِذْنِي
«По Моему соизволению ты создаешь подобие птицы».
Или же, аят из Суры «Аль-Муминун» 23/14:
فَتَبَارَكَ اللَّهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ
«Благословен Аллах, наилучший из создателей!»
По их мнению, в этих аятах создание приписывается рабу Всевышнего.
Богословы-сунниты же считают, что упомянутое в этих аятах слово «создание», применительно к человеку имеет значение «приобретение действия, созданного Аллахом», считая, что употребление слова «создание» по отношению к рабу вызывает ассоциации с существованием сотоварища Аллаху, ибо Создателем является только Он. (Сабуни «Аль-Бидайя», стр. 142; Тафтазани «Шархуль-Акаид», стр. 193).
Автор: Шейх Ахмед Саим аль-Ханафи
Из книги: «Исламское Вероучение (акыда)», стр. 87-94