3. Обязательные Атрибуты (Ас-Субути)
Всевышний Аллах, чье существование необходимо, описал Себя обязательно присутствующими у Него Атрибутами, которые называются обязательными. Эти Атрибуты являются неизменными, вечными без начала и конца. Он – Обладатель бесконечно совершенных Атрибутов.
Согласно мнению суннитских богословов, в названии обязательных Атрибутов Аллаха, можно использовать как слова, являющиеся именами прилагательными, такие как Живой, Знающий, Могущественный, так и отглагольные имена существительные (масдары), такие как Жизнь, Знание, Могущество.
Однако мутазилиты разделяют на две группы обязательные Атрибуты Аллаха, принятые суннитскими богословами. В первую группу, по их мнению, входят такие слова, как Живой, Знающий, Могущественный, являющиеся атрибутивными, производными именами прилагательными. Мутазилиты приняли их в качестве обязательных Атрибутов Аллаха и дали им название «Атрибуты Ма’неви». Во вторую же группу входят слова, составляющие основу «Собственных Атрибутов», такие как, например, Жизнь, Знание, Могущество, являющиеся отглагольными именами существительными (масдарами). Они их называли «Риторическими Атрибутами». Мутазилиты не относят их к Атрибутам Аллаха. Исходя из этого, мутазилиты принимают утверждение, что «Аллах – Знающий», но утверждение, что «Аллах – Обладатель Знания» не принимают. Согласно мнению мутазилитов, если, вместо того, чтобы сказать что Аллах в Сущности Знающий, сказать, что Аллах – Обладатель Знания и что существует Его вечный без начала Атрибут Знание, то получается, что кроме Сущности Аллаха присутствует еще и «Знание», в виде некоего самостоятельного риторического понятия. И тогда, принятое в качестве Атрибута Аллаха, это понятие будет вечным без начала, как и Сущность Аллаха. В таком случае получится, что кроме Сущности Аллаха, вечно без начала будут существовать и риторические понятия, что в результате приведет к увеличению вечных без начала существований (Тааддуд-и кудама). Что является явным противоречием принципу Единобожия религии Ислам.
Как выясняется, между суннитскими богословами и мутазилитами нет разногласий по поводу «Атрибутов Ма’неви» Аллаха. Разногласия же начинаются, вокруг использования по отношению к Аллаху «Риторических Атрибутов».
Суннитские богословы приняли такие атрибуты, как Жизнь, Знание, Воля, Могущество, Видение, Слышание, Речь, Создание, как вечные без начала обязательно присутствующие у Аллаха Атрибуты. Ибо:
- Всевышний Аллах назвал Себя в Священном Коране: Живым, Могущественным, Знающим. Эти преобразованные арабскими языковедами слова, являются наименованиями, имеющими определенное значение. Когда эти наименования адресованы личности, то и корни этих слов также относятся к этой же личности. Говоря, что «Али – знающий», мы подразумеваем под этим, что у Али есть признак знания. Говоря же об Аллахе, что «Аллах Знающий», мы доказываем наличие у Него Атрибута Знание.
- Что же касается утверждения мутазилитов относительно так называемого увеличения вечных без начала существований (Тааддуд-и кудама), то если принять, как считают они, наличие«Риторических Атрибутов», как существующих, вечно без начала, отдельно от Сущности Аллаха, то в таком случае получается, что количество вечных без начала существований будет возрастать.
Говорить о двух вещах, что они существуют независимо друг от друга, являясь, по сути, разными вещами, означало бы, что существуют две сущности. Однако Атрибуты неотделимы от Сущности. Поэтому в выражении «Обладатель Знания» одно слово подразумевает само существование Сущности, а второе – его Атрибут (а не другую сущность).
- Эти Атрибуты и Сущность Аллаха не идентичны. Ибо, идентичность означает, что две сущности и по смыслу и по обозначению являются одним и тем же. По этой причине, с точки зрения суннитов Атрибуты Аллаха не являются ни идентичностью Его Сущности, и ни чуждые Ей. То есть эти Атрибуты представляются в сознании человека отдельно от Сущности Аллаха (не идентичны Сущности). Но во внешнем мире невозможно их представить как отдельные от Сущности Аллаха другие независимые существа (не чуждые Сущности).
А теперь рассмотрим обязательные Атрибуты Аллаха по отдельности.
1. Жизнь (Аль-Хайят)
Означает «быть живым». Всевышний Аллах Живой, и Он дарует жизнь всему, даже сухой, мертвой земле. Он – Обладатель вечной без начала и без конца Жизни. Жизнь – это Атрибут совершенства Всевышнего Аллаха. Ибо совершенное существование возможно только Живым. Обладатель таких Атрибутов, как Знание, Воля, Могущество, должен быть Живым. Противоположность жизни – смерть. Абсурдно и невозможно применять это понятие по отношению к Аллаху. Аят из Суры «Аль-Фуркан» 25/58 гласит:
وَتَوَكَّلْ عَلَى الْحَيِّ الَّذِي لاَ يَمُوتُ وَسَبِّحْ بِحَمْدِهِ
«И полагайся на Вечно Живого, который не умирает, и воздавай Ему хвалу».
А аят Суры «Та ха» 20/111 гласит так:
وَعَنَتِ الْوُجُوهُ لِلْحَيِّ الْقَيُّومِ
«И поникнут лица людей (в Судный день) перед Вечно Живым, Сущим…»
2. Знание (Аль-‘Ильм)
Означает «знать». Аллах – это Тот, Кто ведает абсолютно обо всем. Он знает о прошлом и будущем, о скрытом и явном. Знание Аллаха не похоже на знания Его творений. Оно не увеличивается и не уменьшается. Аллах извечно знает обо всем, не оказывая принудительного влияния на совершение нами определенных действий. Вечное Знание включает в себя все, в том числе и будущее. Такой Атрибут, как Знание обязателен для Аллаха, а невежественность, являющаяся противоположностью знанию невозможна и нелепа в отношении Всевышнего Аллаха. В Священном Коране говорится:
وَعِندَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لاَ يَعْلَمُهَا إِلاَّ هُوَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَمَا تَسْقُطُ مِن وَرَقَةٍ إِلاَّ يَعْلَمُهَا
«У Аллаха – все ключи сокровенного. Никто не знает сокровенного, кроме Него. Ему известно все, что имеется на суше и на море, и ни один лист не упадет без Его ведома». (Сура «Аль-Ан‘ам» 6/59).
А аят Суры «Аль-Муджадаля» 58/7 гласит о следующем:
أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ
«Разве ты не знаешь, что Аллах знает все, что на небесах и на земле?!»
Самым большим и неопровержимым доказательством бесконечности и безграничности Знания Создателя служит чудесная гармония и порядок во Вселенной, ее безукоризненное устройство. Атрибут Всевышнего Аллаха – Знание имеет отношение ко всему, вне зависимости существует оно или нет. Ему ведомо обо всем «необходимом», «возможном» и «абсурдном». Знание Аллаха не изменяется и не обновляется. Оно постоянно и вечно.
3. Воля (Аль-Ирада)
Означает «хотеть, желать». Всевышнему Аллаху присуще изъявлять желание. Он выбирает: какой вещи быть, а какой не быть, определяет ее время и место, где и когда ей быть и где и когда не быть. То, что Аллах хочет, будет, а то, что не хочет, не будет. Противоположностью своеволия (абсолютной независимости в своих желаниях) является принужденность (неволя, зависимость), которая неприменима в отношении Всевышнего Аллаха. Слово «машийя» имеет такое же значение, как и слово «ирада». Для Атрибута Аллаха Могущественность, осуществление или, напротив, не осуществление того или иного события, а также время, место и обстоятельства, сопровождающие это событие в случае его осуществления, равны и адекватны. Атрибутом Воли Аллах делает выбор среди многочисленных вариантов, являющихся для Него равными и адекватными. Атрибут Воли имеет отношение только к допустимым вещам — «возможному», но не относится к «обязательному» и «абсурду». Ибо «обязательное» и «абсурд» соответственно необходимо существует и не существует. Вдумаемся в строки Священного Корана:
قُلِ اللَّهُمَّ مَالِكَ الْمُلْكِ تُؤْتِي الْمُلْكَ مَن تَشَاء وَتَنزِعُ الْمُلْكَ مِمَّن تَشَاء وَتُعِزُّ مَن تَشَاء وَتُذِلُّ مَن تَشَاء
«Скажи: «О, мой Господь – Обладатель Власти! Ты даруешь богатство и власть, кому хочешь, и забираешь богатство и власть у кого хочешь, возвеличиваешь кого хочешь, и унижаешь кого хочешь». (Сура «Али Имран» 3/26).
لِلَّهِ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ
«Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит все, что хочет». (Сура «Аш-Шура»42/49).
Это всего лишь несколько доказательств существования Атрибута Воли у Всевышнего Аллаха. У Всевышнего Аллаха есть два вида Воли:
а) Воля создающая (Таквиний ирада).
Этот вид Воли объемлет все создания. Если этот вид Воли будет иметь отношение к какой-нибудь вещи, то она тотчас возникает. В Суре «Ан-Нахль»16/40 выделен именно этот вид Воли:
إِنَّمَا قَوْلُنَا لِشَيْءٍ إِذَا أَرَدْنَاهُ أَن نَّقُولَ لَهُ كُن فَيَكُونُ
«Когда Мы хотим появления чего-либо, стоит Нам лишь сказать «Будь», и это тотчас осуществляется».
б) Воля законодательная (Ташрий ирада)
Это любовь и довольство Всевышнего Аллаха чем-либо, одобрение и принятие этого. Одобрение чего-либо этой Волей не делает необходимым появление этого. Пример этого вида Воли можно увидеть в Суре «Ан-Нахль»16/90:
إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالإِحْسَانِ وَإِيتَاء ذِي الْقُرْبَى
«Поистине, Аллах повелевает (и одобряет) справедливость, благодеяние и преподношение даров близким».
Воля создания имеет отношение к добру и злу, покорности и неповиновению. Законодательная Воля же относиться лишь к добру и повиновению.
4. Могущество (Аль-Кудра)
Означает, что Всевышний Аллах является Обладателем бесконечного Могущества и Силы. Этим Атрибутом Он властвует над Вселенной, влияет, изменяет, оберегает ее. Антоним слова «могущество» – «беспомощность» неприемлемо по отношению к Аллаху. Во Вселенной нет ничего, на что не распространялось бы Могущество Аллаха. Все во Вселенной проистекает благодаря Могуществу Аллаха.
يُقَلِّبُ اللَّهُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَعِبْرَةً لِّأُوْلِي الْأَبْصَارِ۞ وَاللَّهُ خَلَقَ كُلَّ دَابَّةٍ مِن مَّاء فَمِنْهُم مَّن يَمْشِي عَلَى بَطْنِهِ وَمِنْهُم مَّن يَمْشِي عَلَى رِجْلَيْنِ وَمِنْهُم مَّن يَمْشِي عَلَى أَرْبَعٍ يَخْلُقُ اللَّهُ مَا يَشَاءُ إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Аллах сменяет дни и ночи. Поистине, во всем этом для обладающих знаниями есть назидание. Аллах сотворил всякое животное из воды. Одни из них передвигаются на брюхе, некоторые ходят на двух ногах, а некоторые ходят на четырех. Воистину, творит Аллах то, что хочет. Ведь, Аллах над каждой вещью могущественен!» (Сура «Ан-Нур» 24/ 44-45).
Атрибут Могущество так же, как и Атрибут Воля, имеет отношение только к «возможному». Школы матуридия и аш’ария пришли к согласию по поводу того, что Могущество – вечный без начала Атрибут. Однако, согласно точке зрения аш’аритов Могущество – это Атрибут, влияющий на осуществление создания возможных существ из небытия. Ибо у Могущества есть два состояния, одно из них – вечное без начала, а другое — возникающее. По вечному без начала Могуществу, вещи становятся готовы к созданию, а через возникающее – они создаются. Согласно матуридия у Атрибута Могущество есть только одно состояние. Оно вечное без начала и не влияет на создание возможных вещей из небытия в бытие. Ибо это уже сфера Атрибута Создание.
5. Слышание (Ас-Сами‘)
Означает «слышать». Аллах – Слышащий. Он слышит сказанное шепотом, громко, открыто, скрытно. Все, что бы ни говорилось, Аллах всегда слышит. Для Аллаха нет никаких препятствий для одновременного восприятия всего того, о чем говорится. Аллаху не требуется никакого органа для того, чтобы слышать. Глухота и невозможность слышать – это вещи, несовместимые с Аллахом.
6. Видение (Аль-Басар)
Означает «видеть». Аллах — Видящий. Ничто не укроется от Видения Всевышнего Аллаха. Тайное, явное, свет, тьма, – все, что есть на свете, Аллах видит. Невозможность видеть для Аллаха – это абсурд. В Священном Коране есть много аятов, дающих нам сведения о том, что Аллах видит и слышит все. Один из этих аятов звучит так:
يَعْلَمُ خَائِنَةَ الْأَعْيُنِ وَمَا تُخْفِي الصُّدُورُ.وَاللَّهُ يَقْضِي بِالْحَقِّ وَالَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِهِ لاَ يَقْضُونَ بِشَيْءٍ إِنَّ اللَّهَ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
«Аллах знает лживые взоры очей и тайны, скрытые в сердцах. Аллах выносит решения и приговоры по справедливости. А те, кому они поклоняются, кроме Аллаха, не судят ни о чем, ибо они не могут этого делать. Воистину, Аллах Слышащий, Видящий». (Сура «Аль-Му`мин» 40/19-20).
7. Речь (Аль-Калям)
Означает «говорить». Этим Атрибутом Аллах передал Пророкам Писания, а с некоторыми из них даже говорил. Этот Атрибут Всевышнего Аллаха вечный без начала и без конца. Поскольку этот Атрибут подчеркивает совершенство, он является обязательно присутствующим у Аллаха. Антиподы слова «говорить» – «хранить молчание» и «немота» не соотносимы с Сущностью Аллаха и поэтому абсурдны. Нам не дано знать суть Атрибута Речь. Она не состоит из звуков и букв. Атрибут Всевышнего — Речь также, имеет такое же отношение к «обязательному», «возможному» и «абсурду», к бытию и к небытию, как и Атрибут Знание. Всевышний Аллах этим Атрибутом повелевает, запрещает и оповещает. В Священном Коране говорится:
وَلَمَّا جَاء مُوسَى لِمِيقَاتِنَا وَكَلَّمَهُ رَبُّهُ
«Когда Муса явился в положенное для него время, Господь сказал ему Свое Слово». (Сура «Аль-Араф»7/143).
قُل لَّوْ كَانَ الْبَحْرُ مِدَاداً لِّكَلِمَاتِ رَبِّي لَنَفِدَ الْبَحْرُ قَبْلَ أَن تَنفَدَ كَلِمَاتُ رَبِّي وَلَوْ جِئْنَا بِمِثْلِهِ مَدَداً
«Скажи: «Для того, чтобы записать Слова моего Господа, понадобилось бы столько чернил, сколько воды вмещают в себя все моря, и если бы прибавить еще столько же, то все равно бы Слова моего Господа не были бы исчерпаны, а моря бы обмелели и высохли». (Сура «Аль-Кахф» 18/109).
Все школы пришли к единому мнению относительно того, что Всевышний Аллах является Говорящим, однако, они вошли в разногласия по поводу Корана, свидетельствующего о Его Речи, споря о том, был или не был Коран сотворенным.
Согласно мнению саляфитов, Коран – это Речь Аллаха и он не является сотворенным. Он существует вечно без начала, также как и Аллах и извечно присущ Ему. Коран состоит не только из букв, слов или только из значений. Он состоит, как из букв, также и из значений. Поэтому и буквы, и слова Корана не являются сотворенными.
Мутазилиты же утверждают, что Коран, состоящий из звуков, букв, аятов, сур и джузов (30 частей) является произведением, имеющим такие признаки сотворенного, как упорядочение, преобразование, ниспослание и поэтому они считали Коран сотворенным для посредничества между Аллахом и людьми. Согласно точке зрения мутазилитов, говорить об Аллахе, как о Говорящем означает «создание Аллахом Слова в Джабраиле, в Пророке (саллаллаху ‘алейхи уа саллям), в Книге Судеб и в человеке, во время чтения им Корана».
Между тем, согласно точке зрения богословов-суннитов, Аллах является Говорящим не потому, что Он создал Речь, а потому, что Он изначально обладает Атрибутом Речь. Ибо, если бы утверждение мутазилитов было бы верно, то тогда Аллах характеризовался бы всем, что сотворил, например, поскольку Он создал белый цвет, его должны были бы называть «Белым». А на самом деле, Аллаху это не присуще. Суннитские богословы, придерживаясь середины, между взглядами саляфитов и мутазилитов разделили Речь на Собственную Речь и Словесную Речь (возникшие ниспосланные произношения). Собственная Речь обязательно присуща Всевышнему Аллаху. Она вечная без начала и ее сути нам не понять. Аллах, обладая этим Атрибутом, является Говорящим. Словесная Речь, свидетельствующая о существовании Собственной Речи, является словами Корана, состоящими из звуков и букв, и не является вечной без начала. Ибо они обладают особенностями, присущими созданным.
Согласно мнению имама Аш’ари (умер в 324 г. Хиджры/936 г. н.э.) Собственную Речь, являющуюся вечным без начала Атрибутом Всевышнего Аллаха можно слышать. Ибо то, что существует, можно и услышать. Всевышний Аллах в Священном Коране велит следующее:
وَإِنْ أَحَدٌ مِّنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلاَمَ اللَّهِ
«(О, Мухаммад!) Если кто-то из многобожников обратился с просьбой о помощи, то (огради его от опасностей, дай ему приют и) помоги ему: пусть он услышит Речь Аллаха». (Сура «Ат-Тавба» 9/6).
Согласно мнению школы матуридия, Собственную Речь Аллаха невозможно услышать. Выражение «пусть он услышит Речь Аллаха», упомянутое в аяте означает следующее: «Пусть он услышит свидетельство Речи Аллаха (т.е. Словесную Речь)».
8. Создание (Ат-Таквин)
Означает «создавать что-то из ничего, из небытия». Синонимами слова «Таквин» являются такие слова, как «Фиия», «Халк», «Тахлик», «Иджад», «Ихдас», «Ихтира». Всевышний Аллах является Единственным Творцом и Создателем. Зная Своим вечным без начала Знанием, желая этого Своей Волей, Он создает это Своим безграничным Могуществом. Во Вселенной нет ничего, что было бы создано не Им. Обладая Атрибутом Создание, Аллах творит, придает форму, наделяет пищей, милостями и благами, дает и забирает жизнь, ниспосылает страдания. В Суре «Аль-Хашр» 59/24 сказано:
هُوَ اللَّهُ الْخَالِقُ الْبَارِئُ
«Он – Аллах, Творец, Создатель…»
Создание – это вечный без начала Атрибут Всевышнего Аллаха и также, как и другие обязательно присущ Ему. Он отличается от таких Атрибутов, как Знание, Воля и Могущество. Ибо, благодаря Знанию имеется информация о том, что произойдет, благодаря Могуществу осуществляется или, наоборот, не осуществляется «возможное» действие, благодаря Воле выбирается или его осуществление или его не осуществление. Создание этого действия происходит благодаря Атрибуту Создание. Способность же создавать имеет непосредственное отношение к Могуществу и Воле. Согласно школе матуридия, Создание является обязательно присущим Аллаху, вечным без начала Атрибутом.
Согласно школе аш’ария, которые ближе всего в этом вопросе к школе матуридия, Атрибут Создание, не подобен Атрибутам Знание и Могущество. Он является Атрибутом Божественных Деяний, которые необязательны для Аллаха, а возможны. Роль Атрибута Создание – это творить, создавать. Однако из-за соединения Атрибутов Могущества и Воли получился такой же результат. И потребность в выделении отдельного атрибута отпала. Аш’ариты не вводят в обязательно присущие Аллаху Атрибут Создание, т.к. по их мнению, если принять Создание за вечный без начала Атрибут, то тогда и созданное также будет вечным без начала.
Представители школы матуридия же, считают сам Атрибут Создание вечным без начала, а созданное им – возникшим, не вечным. То, что Создание является вечным без начала, обязательно присущим Аллаху Атрибутом, они пытаются доказать следующим образом:
1. Если принять Атрибут Создание за возникший атрибут, то тогда бы утверждалось, что возникший атрибут неотрывно связан с Сущностью Аллаха, что совершенно невозможно и абсурдно.
2. Всевышний Аллах назвал Себя в Своей вечной без начала Речи – Создателем. Если бы Аллах не был вечным без начала Творцом, то Он либо говорил неправду, либо было бы необходимо, оставив истинное значение слова «Создатель», придти к носящим метафорический, иносказательный смысл утверждениям типа: «Аллах – Создатель в будущем» или же «Аллах имеет способность и силу, чтобы создавать». Все эти предположения в отношении Аллаха неприемлемы.
3. Если Атрибут Создание был бы появившимся, то тогда он должен был бы быть создан другим создателем. А это может привести нас к ложному, пустому образованию непрерывной безрезультатной цепи, отчего, получилось бы, что Вселенная не должна была бы существовать. Или же результатом было бы существование творения без участия Творца, не нуждающегося в чем-либо для своего существования. Это, в свою очередь, привело бы нас к абсурдной мысли о том, что Вселенная может возникнуть без участия ее Создателя – Аллаха!?
4.Такие обязательные Атрибуты, как Знание, Воля и Могущество, о которых мы уже упоминали ранее, имеют связь с созданными вещами. К примеру, почему Атрибутам Знание и Воля, которые имеют отношение к известным и к желаемым нами вещам, вовсе не обязательно быть возникшими? И почему, когда это относится к Атрибуту Создание, то он становится возникшим? Ведь по логике, и он не должен быть возникшим.
Автор: Шейх Ахмед Саим аль-Ханафи
Из книги: «Исламское Вероучение (акыда)», стр. 72-81