И. Большой грех (кабира, фиск)
1. Определение
Большие грехи (кабаир) – это тяжкие проступки, об опасности которых предупреждают аяты и хадисы. Они являются причиной для наказания в земной и последующей вечной жизни тех, кто их совершил. Также к большим грехам относятся и другие, неупомянутые в хадисах и аятах Священного Корана поступки и деяния, которые по своей тяжести подобны большим грехам, упомянутым в хадисах и аятах. Самые большие грехи, которые не прощаются Аллахом, — это неверие и многобожие. Ибо Всевышний Аллах — Единственный Бог и нет другого Бога, кроме Него. (Сура «Ан-Ниса» 4/48,116).
2. Количество
Количество больших грехов оспаривалось. Причина этому – различные передачи хадисов. В одном из своих хадисов наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал следующее:
«Хотите, я сообщу вам о том, какие грехи являются наиболее тяжкими?… Это многобожие, непочтительное отношение к родителям и лжесвидетельство». (Бухари «Адаб», 6; Муслим «Иман», 38; Тирмизи «Тафсир», 5; Дарими «Дият», 9).
В другом же хадисе говорится:
«Остерегайтесь семи страшных, губительных грехов: придание сотоварища Аллаху, колдовство, убийство невинного человека, неправомерное использование имущества сирот, занятие ростовщичеством, дезертирство с поля боя, обвинение целомудренной мусульманки в прелюбодеянии». (Бухари «Васайя», 23; Муслим «Иман», 38; Абу Дауд «Васайя», 10).
Таким образом, было определено семь величайших грехов. Согласно передаче Абу Дауда (умер в 275 г. Хиджры/889 г. н.э.) количество больших грехов достигает девяти. К упомянутым выше семи грехам было добавлено еще два: непослушание родителей и совершение какого-либо запрещенного действия в главной Мечети «Аль-Харам». (Абу Дауд «Васайя», 10).
В книге Хафиза Захаби (умер в 748 г. Хиджры/1347 г. н.э.) «Китабуль-Кабаир» количество упомянутых больших грехов достигает 70-ти, а в книге Хайтами (умер в 974 г. Хиджры/1566 г. н.э.) «Аз-Заваджир ан иктирафи’ль-кабаир» (Египет 1390 г. Хиджры/1970 г. н.э.) их насчитывается 467.
3. Положение (хукм) того, кто совершил большой грех
Совершившего большой грех (кабира, фиск) называют «муртакиби кабира» или «фасик». Согласно мнению мутазилия и других течений, считающих, что вера состоит из утверждения сердцем (тасдик), словесного заявления о своей вере (икрар) и деяний, большой грешник – фасик не является верующим, а находится на ступени между верой и неверием. Если такой человек умрет, не покаявшись, то он будет обречен на вечные муки Ада, если же покается, то умрет верующим. Хариджиты же считали больших грешников-фасиков полностью неверующими. Согласно мнению суннитов, человек, совершивший большой грех, но по каким-либо причинам не раскаявшийся в нем, все равно является верующим (так как, по мнению богословов-суннитов, действие не является частью веры). Однако он будет наказан за совершенный им грех. У него также есть возможность покаяться в грехе. Всевышний Аллах, если пожелает, может простить его в последующей вечной жизни (ахира) или дать разрешение на заступничество за него, а если захочет, то может и воздать ему по его грехам. Но поскольку в сердце у человека есть вера, то в итоге, Аллах позволит ему войти в Рай. Существуют аяты, которые доказывают, что люди, совершившие большие грехи, за исключением грехов многобожия и неверия, являются людьми верующими. Например:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِصَاصُ فِي الْقَتْلَى
«О, вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых вами». (Сура «Аль-Бакара» 2/178).
В этом аяте об убивавших говорится, как о людях верующих.
В Суре «Аль-Худжурат» 49/9 говорится так:
وَإِن طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их».
Как видно из этого аята мусульман, воюющих друг с другом, называют верующими.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا تُوبُوا إِلَى اللَّهِ تَوْبَةً نَّصُوحاً عَسَى رَبُّكُمْ أَن يُكَفِّرَ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ
«О, вы, которые уверовали, обращайтесь к Аллаху с искренним раскаянием, может быть Ваш Господь простит вам ваши грехи». (Сура «Ат-Тахрим» 66/8).
В этом аяте Всевышний Аллах обращается к уверовавшим людям, совершившим большие грехи «О, вы, которые уверовали», призывая их к покаянию. Есть еще упомянутый нами ранее хадис, переданный от Абу Зарра аль-Гифари (радиаЛлаху ‘анху) (умер в 35 г. Хиджры/652 г.н.э.), который также является доказательством того, что верующий, совершивший большой грех, является грешным мусульманином, но не неверующим. Того, кто совершил большой грех, даже, если он не имеет никакого оправдания в религии, все равно принято считать мусульманином. По таким людям совершаются погребальные молитвы, а также испрашиваются у Аллаха прощение их грехов. И так продолжается до наших дней, начиная со времен «века благоденствия».
Автор: Шейх Ахмед Саим аль-Ханафи
Из книги: «Исламское Вероучение (акыда)»