Исламские финансы

Исламские финансовые принципы

Каждая экономическая система основана на фундаментальных элементах и основополагающих принципах, формирующих основу финансовой системы, которую они представляют. Таким же образом исламские финансы основываются на фундаментальных элементах и неотъемлемых принципах, которые составляют основу и базу любого банковского продукта, функционирующего в рамках Шариата. Перечислим основные из них.

1. Запрет ростовщичества (риба)

Риба – это арабское слово, означающее «увеличить, расширить или добавить». В соответствии с Шариатом риба определяется, как «любая надбавка, которая должна быть уплачена должником кредитору сверх основной суммы долга будучи условием займа или для продления его срока погашения».

Запрет ростовщичества не ограничивается только Исламом. Большинство мировых религий, как Христианство, Иудаизм и Индуизм, солидарны в этом вопросе.

Хорошо известно, что ростовщичество запрещено в Исламе. Коран и хадисы предупреждают об этом. Всевышний Аллах говорит:

الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا فَمَن جَاءَهُ مَوْعِظَةٌ مِّن رَّبِّهِ فَانتَهَى فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ وَمَنْ عَادَ فَأُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Те, которые пожирают [берут] рост [ростовщическую прибыль], восстанут (в День Воскрешения из своих могил) только такими же, как восстает тот, кого повергает сатана своим прикосновением [как одержимый бесом]. Это [такое воскрешение] (будет им) за то, что они сказали: «Ведь торговля тоже подобна ростовщичеству. Но Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество». («Корова», 2:275)

Данный аят ясно указывает на запрет ростовщичества.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проклял получателя и плательщика ссудного процента, а также оформляющего такую сделку и ее свидетеля. (Муслим)

Виды ростовщичества

Специалисты в исламском праве классифицируют ростовщичество на две категории: риба аль-фадль и риба аль-насиa.

а. Риба аль-фадль

Фадль – это арабское слово, означающее «превышение, избыток». Согласно Шариату риба аль-фадль подразумивает избыток при любом обмене двух товаров. Риба аль-фадль также известна как риба аль-хадис, так как эта форма ростовщичества была установлена непосредственно из хадиса.

Несмотря на тот факт, что в хадисе упомянуто только шесть видов товара, специалисты в исламском праве включили в список различные объекты торговли посредством правовой аналогии (кыяс) на основе выявления характеристик каждого из шести видов товара, называемых «амваль рибавия». Каждый мазхаб интерпретировал такие характеристики по-своему.

Для понимания приведем следующие примеры:

– Зайд, владелец овощного магазина, хочет обменять 1 000 мешков высококачественной картошки на 1 500 мешков низкокачественной картошки Амра. Данная сделка недопустима, так как избыточное количество от Амра считается ростовщичеством;

– Имран только что купил новую машину «Mercedes Benz», однако он не доволен приобретением и хочет обменять его на поддержанную машину «БМВ» 5-ой серии. Данная сделка допустима, так как товары разные.

б. Риба аль-насиa

Насиa – это арабское слово, означающее «кредит, откладывать, задержка». Шариатские ученые определяют риба аль-насиa, как «вид займа, где конкретный срок погашения и премиальная сумма сверх капитала заранее определена». Не имеет никакой разницы, является ли надбавка фиксированной или переменной ставкой процента от основной суммы долга или же это абсолютная сумма, подлежащая к оплате авансом или по истечению срока займа. Риба аль-насиa также называют риба аль-джахилия или риба аль-куран, так как этот вид риба ясно упомянут в Коране.

2. Наличие ясных условий в контракте

Любой контракт, который содержит условия, которые предполагают возможность возникновения спорных ситуаций в будущем (муфди илал муназаа), не соответствует Шариату. Возможно множество факторов, которые могут привести к возникновению споров в будущем. Для понимания приведем следующие примеры:

– компания профессионального программного обеспечения «ABC Technologies», решила продать продвинутую банковскую систему исламскому банку «BPS Shariah Bank». При этом «ABC Technologies» хочет реализовать технологию без каких-либо спецификаций от исламского банка. Эта сделка не соответствует Шариату, так как она может повлечь за собой разногласия в будущем из-за существенной неопределенности и неясности в контракте;

– компания «BHM Financial Advisory» договорилась с исламским банком «BPS Shariah Bank» о проведении ежегодного шариатского и финансового аудита. Однако, сроки, масштаб проверки, шариатский перечень вопросов и другие важные аспекты не были определены. Такое соглашение не является допустимым в Шариате, так как есть возможность возникновения конфликта между сторонами в будущем.

3. Запрет наличия неопределенности (гарар) в контракте

Гарар – это арабское слово означающее «неопределенность». Шариатские ученые определяют гарар, как будущую договорную неопределенность. Гарар относится к продаже:

– товаров или продуктов, которые не имеются в наличии;

– когда ее последствия неизвестны:

– имеющей такой риск, что невозможно определить будущее существование этого товара в принципе.

Когда существенный элемент любого контракта является неопределенным, тогда такое соглашение считается не соответствующим Шариату.

4. Распределение прибыли и убытка между участниками

Распределение прибыли и убытка между участниками основано на важном принципе – запрет дохода без наличия риска. Исламские финансовые институты получают прибыль в ходе непосредственного участия в капитале. Один из фундаментальных принципов исламского банка – право на получение дохода связан с ответственностью за убыток.

5. Обеспеченное активами финансирование

Исламские банки получают прибыль с фактических долей в капитале, а не просто в результате операций с финансовыми бумагами. Например, исламские банки ставят на баланс актив или берут на себя имущественный риск до совершения таких трансакций, как иджара уа иктина или же мушарака мунтакиса.

6. Этика взаимоотношений

Социальное нравственное поведение имеет ключевое и решающее значение в Исламе. Торговля, покупка и продажа мертвечины, алкоголя, свинины и подобного является недопустимым согласно Шариату. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Аллах и его Посланник сделали запретным и незаконным торговлю опьяняющими напитками, мертвечиной, свининой и идолами». (Бухари)

Автор: Муфтий Исмаил Десаи аль-Ханафи
Из книги: «Краткое руководство по исламским финансам», стр 19-22

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.