Исламская цивилизация Исламская этика

Ислам и окружающая среда

Всевышний Аллах сообщает, что все окружающее нас сотворено для человечества. Чтобы как следует возблагодарить Его за эти блага, нужно подходить ко всему с чувством ответственности и осознанием того, что все это представляет собой аманат (вещь, оставленная на временное хранение).

Загрязнение окружающей среды, разрушение ее и расточительство природных богатств является ничем иным, как проявлением черной неблагодарности, которая обернется против нас самих. В Коране сообщается:

ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ أَيْدِي النَّاسِ لِيُذِيقَهُمْ بَعْضَ الَّذِي عَمِلُوا لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ

«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь». (Ар-Рум, 30/41)

А ведь Аллах ранее повелел:

وَالسَّمَاءَ رَفَعَهَا وَوَضَعَ الْمِيزَانَ أَلَّا تَطْغَوْا فِي الْمِيزَانِ

«Он возвысил небо и установил весы, что-бы вы не преступали границы дозволенного на веса». (Ар-Рахман, 55/7-8)

Но люди не вняли предупреждениям и теперь пожинают плоды того, что посеяли собственными руками.

Мусульманин свое умиротворение и красоту своей души проецирует и на природу, хорошо относясь к людям, животным, растениям и даже к неживым существам. Он старается не обижать ни одно существо. Как-то рядом с Пророком (саллаллаху аляйхи уа саллям) прошла похоронная процессия. Он заметил:

– Этот обрел покой или же избавил от себя.

Сахабы спросили:

– О, Посланник Аллаха! Что вы имели в виду, говоря: «Этот обрел покой или же избавил от себя»?

Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи уа саллям) пояснил:

Когда умирает верующий раб, он, обретя покой после мирских забот и проблем, удостаивается милости Аллаха. Когда же умирает грешник, люди, селения, растения и животные обретают покой, избавившись от его зла. (Бухари, «Рикак», 42; Насаи, «Джанаиз», 48; Ахмад, V, 296,302, 304)

Значит, даже существа, которые мы считаем неживыми, имеют разум. Одним из доказательств этому является следующее сообщение. Абдуллах бин Масуд (радыяллаху анху) рассказывает:

«Одна гора, обращаясь к другой горе, спрашивает: «Эй, такая-то! Сегодня к тебе приходил кто-нибудь, кто поминал Аллаха?»

Другая гора отвечает: «Да, приходил!»

И тогда вторая гора радуется этому».

Аун бин Абдуллах, который передал это сообщение Абдуллаха бин Масуда (радыяллаху анху), добавляет следующее:

«Если горы слышат лживые слова, неужели они не услышат хорошие? Приятные и добрые речи они слушают с еще большим удовольствием. О том, что горы слышат плохие слова, в Коране сообщается следующее:

وَقَالُوا اتَّخَذَ الرَّحْمَنُ وَلَدًا لَّقَدْ جِئْتُمْ شَيْئًا إِدًّا تَكَادُ السَّمَاوَاتُ يَتَفَطَّرْنَ مِنْهُ وَتَنشَقُّ الْأَرْضُ وَتَخِرُّ الْجِبَالُ هَدًّا أَن دَعَوْا لِلرَّحْمَنِ وَلَدًا وَمَا يَنبَغِي لِلرَّحْمَنِ أَن يَتَّخِذَ وَلَدًا إِن كُلُّ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَنِ عَبْدًا

“Они говорят: ‘Милостивый взял Себе сына’. Этим вы совершаете ужасное злодеяние. Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться, а горы готовы рассыпаться во прах от того, что они приписывают Милостивому сына. Не подобает Милостивому иметь сына! Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба”». (Cура Марьям, 19/88-93. Байхаки, «Шуаб», 1/453; Табарани, «Кабир», 9/103)

В таком случае человек должен всегда и везде избегать всего, что доставляет неудобство людям. Загрязнение города, поселка и деревни, где мы живем, загрязнение воздуха и природы, разбрасывание мусора – все эти поступки не к лицу человеку. Мы должны принимать во внимание как свои интересы, так и интересы других.

Мусульмане думают о том, что загрязнение земли причинит неудобство другим людям и испортит красоту природы. И поэтому считают признаком веры и совершенства выполнение следующих правил: не выкидывать шелуху от семечек, ореховую скорлупу, бутылки, консервные банки, бумагу и пакеты на улицу и не оставлять на месте отдыха. Ибо Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи уа саллям) считал, что убрать с дороги мешающую прохожим ветку или даже одну колючку – это часть веры (Муслим, Иман, 58). Он сообщал, что Аллах не любит того, кто причиняет боль людям.

Муаз бин Анас (радыяллаху анху) рассказывает: «Вместе с Пророком (саллаллаху аляйхи уа саллям) мы вышли в поход. Воины сузили место привала и перекрыли дорогу. Мухаммад (саллаллаху аляйхи уа саллям) отправил к ним одного сабаха и приказал сделать среди воинов следующее объявление:

Кто сузит место или перекроет дорогу (или причинит неудобство верующему), у него нет джихада (т.е. не примется)!’» (Абу Дауд, «Джихад», 88/2629; Ахмад, 3/441)

В данном случае Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи уа саллям) объявил людям, что сужение участков земли и перекрытие дорог без острой на то необходимости, причинение неудобства рабам Аллаха является грехом, и те, кто поступает таким образом, лишатся сауабов (награды от Аллаха). С учетом этого нужно избегать таких поступков, которые доставляют неудобства людям, не разбрасывать мусор в любом месте, не плевать на улице, не парковать машину в неположенном месте, не заставлять проходы предметами, мешающими прохожим. В другом хадисе Мухаммад (саллаллаху аляйхи уа саллям) говорил:

«Избегайте совершать намаз на дороге и останавливаться там на привал, ведь это места, которые пересекают змеи и хищные животные. Избегайте справлять нужду на дорогах, ибо такие поступки навлекают на человека проклятия». (Ахмад, 3/305, 381)

«Избегайте совершения трех поступков, из-за которых вы можете навлечь на себя проклятия: справлять нужду возле источника с водой, посередине дороги и в тенистых местах, где отдыхают люди». (Абу Дауд, «Тахарат», 14/26; Ибн Маджа, «Тахарат», 21)

В этом великолепном наставлении Пророка (саллаллаху аляйхи уа саллям) видно, что он воспринимал не только человека, но всю природу как единое целое, причем Посланник Аллаха старался сохранить эту гармонию, чутко и внимательно заботясь об охране окружающей среды и дикой природы.

Мусульмане старались не причинять неудобства не только людям, но и другим живым существам, относясь к ним как к творениям Аллаха. Известный французский писатель Монтень писал: «Мусульмане-турки учредили вакфы (благотворительные фонды) и больницы даже для животных». Французский адвокат Гуир, который в XVII веке путешествовал по Османской империи, рассказывал, что в Сирии существуют больницы, где лечат больных собак и кошек.

Касательно этих вакфов профессор Сибаи сообщает: «Согласно традициям прежних вакфов, в них отводили специальные места для лечения больных животных. В старые времена Зеленый луг (сейчас это место в Дамаске используется как городской стадион) был выделен для выпаса и кормления слабых животных, которые остались без владельцев и пищи. Эти животные до самой смерти оставались там. Среди вакфов Сирии были такие, где кормили кошек, и где они жили. Сотни кошек, не обременённых заботой о поиске пропитания, были символом этих мест».

Ислам, который придает такую ценность живым существам, большое внимание уделяет деревьям и зеленым насаждениям. Мухаммад (саллаллаху аляйхи уа саллям) говорил:

«Если даже наступает Судный день, а вы в руке держите росток, если сможете посадить его до Судного дня, сделайте это!» (Ахмад, 3/183)

Абу Дарда (радыяллаху анху), один из знаменитых сахабов, сажал деревья. Некто подошел к нему и, не скрывая своего удивления, спросил:

– Ты, являясь другом Мухаммада (саллаллаху аляйхи уа саллям), сажаешь деревья?

Абу Дарда (радыяллаху анху) дал ему следующий ответ:

– Постой, не спеши делать такие выводы относительно меня. Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи уа саллям) говорил:

«Если человек посадит дерево, и плоды этого дерева поест человек или какое-либо из творений Аллаха, это будет считаться садака (милостыней) для того, кто посадил его». (Ахмад, 6/444; Муслим, «Мусакат», 7)

Также Пророк (саллаллаху аляйхи уа саллям) говорил:

«Если кто-то срубит аравийскую вишню (без надобности), то Аллах удлинит его голову до Ада». (Абу Дауд, «Адаб», 158-159)

«На земле нет растения, чтобы не было бы ангела, который, распростерев крылья, не охранял бы его. И это продолжается до времени сбора урожая. Кто раздавит это растение, ангел начнет проклинать его». (Али аль-Муттаки, «Канз», 3/905)

Наряду с Меккой объявив заповедными районы Медины и Таифа, Пророк (саллаллаху аляйхи уа саллям) запретил там рубить деревья, уничтожать зеленый покров и охотиться на животных (Абу Дауд, «Манасик», 96). При этом он сказал:

«Деревья, которые находятся под защитой Посланника Аллаха, нельзя бить палкой, их нельзя рубить. Но если нужно покормить животных, можно мягко слегка потрясти деревья, что-бы упали листья». (Абу Дауд, «Хадж», 95-96)

Касательно пастбищ, принадлежавших племени Бани Харриса, он сказал следующее:

«Кто срубит здесь одно дерево, пусть обязательно вместо него посадит другое!» (Балазури, «Футухуль бульдан», стр. 17)

Абу Душум аль-Джухани передал следующие слова своего отца, а тот передал со слов своего деда: «Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи уа саллям) заметил бедуина, который сбивал палкой листья с деревьев, чтобы накормить ими своих животных. Он приказал товарищам:

– Приведите ко мне этого бедуина. Только отнеситесь к нему мягко, не пугайте его!

Когда привели бедуина, он сказал ему:

– Эй, бедуин! Сбивай листья не ударами, а мягко покачивая дерево.

У меня до сих пор перед глазами этот бедуин, на голове которого были осыпавшиеся листья». (Ибнуль Асир, «Усдуль габа», Бейрут 1417, 6/378)

То есть Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи уа саллям), при каждой возможности наставляя людей охранять окружающую природу и делать ее прекрасной, воспитал общество, которое проявляло уважение ко всему живому.

Одним из свидетельств этого является речь, которую первый халифа Абу Бакр (радыяллаху анху) произнес, обращаясь к выходящей в поход армии:

«Не проявляете вероломства, не крадите трофеи, не творите зло, не обезображивайте трупы врагов (речь идет о «мюсле» – обычае обезображивать трупы врагов, отрезая такие органы, как уши, нос), не убивайте детей, стариков и женщин! Не рубите с корнями финиковые пальмы и не жгите их! Не рубите фруктовые деревья! Не режьте баранов и коров за исключением тех, которых вы выделили для употребления в пищу! Если вы встретите людей, которые уединились в монастырях и предались поклонению, оставьте их в покое!» (Байхаки, «Ас-Сунанул кубра», 9/85; Али аль-Муттаки, № 30268; Ибн Асир, «аль-Камиль», 2/200)

Не скрывая своего изумления Клод де Бонневаль, который заметил эту тонкость и деликатность мусульман, сказал: «В государстве османов можно встретить людей, которые готовы пожертвовать деньги на то, чтобы платить работникам за ежедневный полив не приносящих плоды деревьев, чтобы те не засохли».

Автор: Проф. Мурат Кая ат-Турки
Из книги: «Последняя божественная религия Ислам», стр. 135-144

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.