Введение
Совершенство нашей религии Ислам заключается в том, что она охватывает все аспекты человеческой жизни – от правил очищения и ритуальной молитвы до правил торговли, брака и законов наследования. В Исламе нет принципа деления жизни на светскую и духовную стороны, наоборот, Ислам требует соблюдения всего спектра своих учений – от основных положений вероучения (акыда) и поклонения (ибадат) до правил совершения финансовых операций (муамалят), социального этикета (муашара) и моральных принципов (ахляк).
Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا ادْخُلُوا فِي السِّلْمِ كَافَّةً وَلَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ ۚ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُبِينٌ
«О верующие! Принимайте Ислам полностью и не идите по стопам шайтана. Поистине, он для вас — явный враг». (Сура «Аль-Бакара», 2:208)
В наши дни очень распространено заблуждение, что религия Ислам ограничена лишь конкретными формами поклонения, и она не содержит руководства относительно общественных отношений, брака, развода, политики, экономики и тому подобных сфер жизни. Однако даже беглое знакомство с Шариатом показывает, что существует значительная часть исламского права, посвященного именно этим вопросам.
Сборники пророческих хадисов, а также труды по исламскому праву (фикх) включают в себя обширные главы на эти темы. Из четырех томов знаменитого классического ханафитского руководства по фикху «Аль-Хидая» только первый объясняет правила поклонения, остальные три тома разбирают правила торговли, брака, развода, уголовного права, пищевые законы, вопросы наследования имущества и др.. То же самое касается известных сборников хадисов, где большая часть также посвящена вопросам, отличным от вопросов чистого поклонения.
Из этого следует, что мусульманин, который ограничивает свою практику Ислама исключительно поклонением, упускает большую часть учений Корана и Сунны. Поэтому мусульмане обязаны изучать весь спектр исламских учений и претворять их в жизнь, и плодом этого будет блаженная, мирная и успешная жизнь в этом и следующем мире.
Наш любимый Посланник ﷺ — это свет, указывающий путь к тому, что приносит пользу в обоих мирах, и образец совершенства даже для мирских реалий повседневной жизни. Имам Муслим (да смилуется над ним Аллах) передаёт в своём «Сахихе» от сподвижника Сальмана аль-Фариси (да будет доволен им Аллах), что некоторые многобожники обратились к нему, сказав:
«Ваш Пророк научил вас всему, даже способу испражнения».
Сподвижник ответил:
«Да, он запретил нам испражняться, сидя лицом или спиной к кыбле, очищать себя после испражнения правой рукой, подтираться менее чем тремя камнями, а также использовать для очищения навоз или кости». («Сахих» Муслима, №262 и «Сунан» Абу Дауда, №7, хадис передан в формулировке от Абу Дауда)
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Поистине, я вам как отец, и я учу вас [то есть, сообщаю обо всех моментах жизни без всякой стыдливости]. Если кто-то из вас собирается облегчиться, ему не следует садиться лицом или спиной к кыбле и не должен очищать себя правой рукой». («Сунан» Абу Дауда, №8)
Как мы видим, Ислам не пренебрегает ни одним из частных моментов жизни человека, включая интимные отношения между мужем и женой. Подробные и четкие решения о сексуальном поведении можно найти в Коране, Сунне и трудах классических ученых. Многие ученые посвятили обширные главы этой деликатной, но важной теме. Имам Абу Хамид аль-Газали в «Ихья улюм ад-дин», имам Ибн Кайим аль-Джаузи в «Ат-Тыбб ан-Набави», имам Ибн Кудама в «Аль-Мугни», имам Насаи в «Ишрат ан-Ниса», имам Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи в «Саид аль-Хатыр», шейх Абдуль-Кадир аль-Джиляни в «Гунья ат-Талибин» и бесчисленные другие классические труды рассматривают этот вопрос во всех подробностях. В основных справочных трудах всех четырех суннитских школ исламского права (мазхабах) также обсуждаются многие аспекты сексуальных отношений и то, что дозволено и запретно между супругами.
Здоровые сексуальные отношения являются абсолютно необходимыми в браке. На сегодняшний день ученые единогласны в том, что одна из главных причин неудачных браков – это неустроенность сексуальной жизни. Основной причиной семейного раздора часто является сексуальная неудовлетворенность, когда проблемы в спальне ведут к несчастьям, разочарованию, и, порой, даже к разводу.
Одной из целей брака является законное удовлетворение сексуальных потребностей, и если один из супругов не получает удовлетворения, соблазн поискать его в другом месте становится непреодолимым. Часто кто-то из супругов отказывается участвовать в той или иной форме сексуальной активности, ошибочно считая ее запретной, что также нарушает гармонию в браке. Поэтому для супружеских пар очень важно узнать основные моменты учения Ислама о сексуальном поведении. Получив базовое образование по этому вопросу, можно вести здоровую сексуальную жизнь и избегать супружеских конфликтов.
Вторая, но не менее важная причина для подробного изложения этой темы — зацикленность современного мира на сексуальности. Эта тема вошла в школьную программу под лозунгом «сексуального воспитания», где детей обучают тому, что некоторые могут счесть постыдными и грязными действиями. Кроме того, на мусульман оказывает влияние всё более широкое распространение сексуальных образов: всё большее число людей пристращаются к порнографии и другим незаконным способам сексуального удовлетворения.
В таких условиях крайне важно представить исламскую позицию по этому вопросу, иначе мусульмане будут вынуждены узнавать о нём из неисламских источников, что нанесет ущерб их характеру, духовности и физическому здоровью.
Некоторые могут ошибочно считать любой разговор о сексе оскорбительным, идущим вразрез с религиозными приличиями (адаб) и скромностью (хайя), не зная того, что сам Посланник Аллаха ﷺ разъяснял эту тему весьма подробно. Во многих хадисах передается, что Посланник Аллаха ﷺ обучал и мужчин, и женщин вопросам, касающимся половой жизни, многие из которых будут рассмотрены далее в этой книге.
Имамы Бухари и Муслим (да помилует их Аллах) передали в своих сборниках «Сахих» хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором Пророк ﷺ обучал своих сподвижников правилам ритуального омовения (гусль), говоря:
«Когда мужчина садится посреди ее (женщины) четырех частей (тела), а затем совокупляется с ней, ритуальное омовение (гусль) становится для него обязательным». («Сахих» Бухари, №287 и «Сахих» Муслима, №348, формулировка Муслима)
В этом хадисе, Посланник Аллаха ﷺ прямо описывает, как мужчина может вступить в половую связь со своей женой так, что это потребует совершить ритуальное омовение. Существует множество других примеров, которые показывают откровенность, с которой Пророк ﷺ обсуждал эти вопросы.
Сподвижники также не стеснялись задавать Посланнику Аллаха ﷺ вопросы сексуального характера. В известном хадисе передается, что, когда Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка ﷺ о дозволенности сношения со своей женой сзади, т.е. во влагалище, а не в задний проход, Пророк ﷺ вовсе не упрекал его за такой нескромный вопрос, а подождал, пока Сам Всевышний Аллах ниспошлет аяты, чтобы ответить на его вопрос. («Сунан» ат-Тирмизи, 2980)
Примечательно, что женщины также находили в себе силы задать Посланнику Аллаха ﷺ вопросы сексуального характера без какого-либо нежелания или стеснения. И Посланник Аллаха ﷺ не уклонялся от ответа на них, несмотря на то, что был застенчив по своей природе.
Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) передает:
«Однажды Умм Сулейм (да будет доволен ею Аллах) пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и спросила: «О, Посланник Аллаха, воистину, Аллах не стыдится истины. Нужно ли женщине искупаться, если ей снится возбуждающий сон?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Да, если она замечает мани» (жидкость, выходящая при возбуждении). Умм Саляма закрыла лицо и спросила: «О, Посланник Аллаха! У женщины тоже бывают мани?» Он ответил: «Да, пусть ваша правая рука будет в пыли [арабское выражение, выражающее порицание], разве сын не будет похожим на мать?». («Сахих» аль-Бухари, №130)
Здесь женщина не стесняется спрашивать Посланника Аллаха ﷺ о такой интимной вещи как влажный сон. Утверждение Умм Сулайм «Аллах не стыдится истины» является явным признаком того, что стеснение неуместно, когда речь идет об обучении вопросам религии. Посланник Аллаха ﷺ сам использовал эту фразу, когда сказал о запретности анального секса:
«Аллах не стыдится истины, не входите в женщин через их задний проход». («Сунан» Ибн Маджа, №1924, «Муснад» Ахмада, и другие)
Таким образом, очевидно, что нет ничего плохого в обсуждении этих вопросов с целью получения знаний, когда это делается в рамках пристойности. На самом деле, будет считаться ошибкой уклоняться от учений Всевышнего Аллаха и Посланника ﷺ, даже тех, которые касаются сексуальных вопросов.
Имам аль-Бухари передает от Муджахида, который сказал:
«Знание по религии (‘ильм) не получит высокомерный или чрезмерно застенчивый человек». («Сахих» Бухари, №1:60)
Точно такие же слова передаются от Айши (да будет доволен ею Аллах), которая сказала:
«Как прекрасны женщины ансаров! Стыдливость никогда не мешала им познавать свою религию». (См. там же)
Скромность, без сомнения, есть одно из основополагающих элементов нашей религии, но когда речь идёт о религиозных вопросах, она не должна мешать нам в получении знаний. В современном мире вопросы сексуальности обсуждаются открыто, зачастую в непристойном виде, так почему же мы должны стыдиться узнавать о чистом и достойном учении Ислама на эту тему?
Тем, кто считает содержание этой книги слишком откровенным, следует иметь в виду слова Всевышнего Аллаха, Его Посланника ﷺ и его сподвижников:
وَاللَّهُ لَا يَسْتَحْيِي مِنَ الْحَقِّ
«Воистину, Аллах не стесняется [излагая] правду». (Коран 33:53, Сахих аль-Бухари, №130 и Сунан Ибн Маджа, №1924)
Все, что обсуждается в этой книге, основано непосредственно на Коране, Сунне, высказываниях сподвижников, трудах классических ученых, справочных работах по каждой из четырех суннитских школ исламского права, а также на аутентичных работах некоторых современных ученых.
В свете двух вышеупомянутых причин, а именно: сексуальных проблем в отношениях между супружескими парами, которые являются одной из причин семейного разлада; а также современной зацикленности на сексе и её сильного влияния на мусульман; необходимость ознакомить мусульман с исламским учением, касающимся сексуальных вопросов, очевидна.
Третья причина заключается в том, что многие мусульмане просто не знают исламских правил и этикета сексуальных отношений; некоторые из них даже не знают, что секс во время менструации категорически запрещен. Есть также много тех, кто желает жить в гармонии с исламским учением и стремятся к знаниям, но чувствуют неловкость, спрашивая ученого непосредственно. Для таких людей эта книга окажется бесценным источником информации, ин шаа Аллах.
Наконец, некоторые мусульманские пары могут совершать действия, которые полностью разрешены, но они находятся под ложным впечатлением, что они крайне нежелательны или запрещены. Однажды я встретил человека, который считал, что целовать тело своей жены запретно, но, тем не менее, делал это. Несмотря на то, что он не совершал греха, для его духовности было пагубно практиковать действие, которое он считал незаконным, несмотря на то что оно было вполне законным.
Люди, оказавшиеся в подобной ситуации, должны быть осведомлены о том, что разрешено, чтобы у них не возникало чувства вины за совершение этого действия. Более того, совершение действий, которые человек считает запретными, даже если они совершенно дозволены, в конечном счете прививает его сердцу небрежное отношение к исламскому праву, что неизбежно приведет к действиям, которые на самом деле являются запретными. Поэтому абсолютно необходимы чёткие указания, чтобы проинформировать мусульман о дозволенном и предохранить их от совершения запрещенных действий.
Намерение (ният) является основным средством превратить обычные мирские дела в весьма благие деяния, за которые предусмотрено большое вознаграждение. Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Каждое действие оценивается по намерениям, и каждый получит (вознаграждение) за то, на что он намеревался». (Сахих Бухари, №1)
Имам Ибн Нуджейм (да смилуется над ним Аллах) упоминает широко известное правило фикха (каида фикхия), которое гласит:
«Нет вознаграждения без намерения». («Аль-Ашбах ва н-Назиль», стр. 19)
Имам Абдуллах ибн Мубарак (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Как часто ничтожное действие становится великим вследствие своего намерения, и как часто великое действие становится ничтожным из-за своего намерения». («Сияр ‘алям ан-нубаля», 8/400)
Следовательно, очень важно делать все с правильным намерением. Чтобы наши действия соответствовали Сунне Посланника Аллаха ﷺ и заслужили довольство Всевышнего Аллаха, необходимо иметь намерение совершать их ради Аллаха, в противном случае они так и останутся обыденной привычкой.
Сексуальные отношения не являются исключением, они также должны сопровождаться правильными намерениями и целями (макасид), а именно:
Намерения на супружескую близость
1) Увеличение уммы Посланника Аллаха ﷺ посредством произведения благочестивого потомства, которое будет служить Исламу.
فَالْآنَ بَاشِرُوهُنَّ وَابْتَغُوا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَكُمْ
«Теперь вступайте в близость с ними (женами) и стремитесь к тому, что Аллах вам предписал». (Сура «Аль-Бакара», 2:187)
Великий толкователь Корана (муфассир) имам Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) передаёт от многих сподвижников, их последователей (табиинов) и других классических толкователей Корана (муфассиров), таких как Абу Хурейра, Абдуллах ибн Аббас, Анас ибн Малик, Икрима, Муджахид, Саид ибн Джубейр и других (да будет доволен ими Аллах), что слова Аллаха «и стремитесь», относятся к произведению потомства. («Тафсир аль-Куран аль-Азым», 1/300)
Великий толкователь Священного Корана и мухаддис, живший на Индийском субконтиненте в 19-м веке, шейх Шаббир Ахмад Усмани, пишет в своем известном толковании Корана на языке урду:
«Вступая в сексуальные отношения со своими женами, вам следует стремиться к воспроизведению потомства, которое предписано вам в Хранимой Скрижали (Аль-Ляух аль-Махфуз). Простое удовлетворение страсти и сексуального желания не должно быть целью». («Тафсир и-Усмани», 1/130)
Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Брак — это моя Сунна. Кто не соблюдает мою Сунну [из пренебрежения], тот не от меня. Так что женитесь [и размножайтесь], ведь поистине, благодаря вашей многочисленности я превзойду другие общины». («Сунан» Ибн Маджа, №1846)
Как следует из этого текста, деторождение и воспроизведение праведного потомства являются подлинными целями супружеских отношений. Посланник Аллаха ﷺ призывал своих последователей вступать в брак для получения того, что Аллах дарует посредством прекрасного союза мужчины и женщины.
2) Защита от прелюбодеяния и других запретных действий, таких как мастурбация, просмотр порнографических материалов и бросание похотливых взглядов на противоположный пол.
Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«О, юноши! Те из вас, кто имеет возможность, пусть женятся, поскольку это оберегает взоры и интимные органы. Тем же из вас, кто не может жениться, следует поститься, ибо это сдерживает желания». («Сахих» аль-Бухари, №4779)
Джабир (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Когда кого-либо из вас привлекает [какая-либо] женщина и пленяет его сердце, то ему следует пойти к своей жене и вступить с ней в близость, поскольку это отобьёт то, что он чувствует [т.е. сексуальное желание]». («Сахих» Муслима, №1403)
Следовательно, одна из основных целей супружеских отношений — это целомудрие и удовлетворение своих сексуальных желаний дозволенным образом, благодаря чему человек сможет сторониться запретных действий.
3) Исполнение прав супруга дозволенным образом, поскольку удовлетворение сексуальных потребностей каждого из супругов является обязанностью в браке, что мы более детально обсудим позже, ин шаа Аллах.
4) Выведение жидкости из организма, которая в противном случае может привести к болезням и ухудшению здоровья. (См. «Ат-Тыбб ан-Набави», 178)
Обратите внимание, что все медицинские утверждения, приведённые в этой книге, взяты из книг классических и современных мусульманских ученых; некоторые из них получили медицинское образование на основе греческой медицины, поэтому их медицинские взгляды и понимание тела могут быть взяты из греческой медицины, а не из пророческой. Несмотря на то, что пророческая медицина, конечно, никогда не может быть опровергнута или отвергнута, в греческой медицине есть таковые [опровергнутые] аспекты. Поэтому мнения врачей, изложенные в этой книге, могут отличаться от выводов и подходов современной западной медицины, а некоторые из них сегодня могут быть не совсем точными. Читателю рекомендуется помнить об этом при чтении книги.
5) Наслаждение этим великим даром, который Всемилостивый даровал человечеству. Нет ничего плохого в намерении получить наслаждение и сексуальное удовлетворение, вступая в сексуальные отношения со своим супругом. Секс — это вовсе не грязное дело, а скорее то, что практиковалось бесчисленными пророками и праведными рабами Всевышнего Аллаха. Поэтому наслаждение этим актом дозволенным образом ни в коей мере не противоречит скромности или благому нраву.
Иногда секс воспринимается как нечто нечистое и как что-то, чем следует заниматься лишь по нужде, подобно тому, как нужно облегчиться. Люди, придерживающиеся этого ошибочного представления, вступают в близость неохотно и считают любое удовольствие, полученное во время неё, чем-то постыдным и аморальным. Они совершенно не понимают сути дела. Дозволенный секс — это акт поклонения, и им следует наслаждаться как можно больше.
Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Каусари
аль-Ханафи
Из книги: «Интим в Исламе — подробный разбор сексуальных
отношений»