Биографии Фикх

Имам Джамалуддин Юсуф аль-Багдади: Предпочтение верного мазхаба (7)

Глава седьмая: Его мазхаб более объемлющ и прост

Выводы его мазхаба больше соответствуют административному управлению, чем выводы других.

Приведем примеры:

Если у кого-либо из зиммиев есть земля, но он не способен оплачивать ее харадж (налог за владение плодородными землями) и не способен ее обрабатывать, то по мнению Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах) глава имеет право сдать эту землю в аренду, и взимать харадж с арендной платы, если же не будет желающих арендовать эту землю, то глава имеет право продать эту землю, и часть денег направить на выплату хараджа. Другие же высказались в пользу того, что главам не предоставляются подобные права.

Если военачальник захватил какой-либо населенный пункт, принадлежащий неверным, силой, то он имеет право освободить их от джизьи и оставить не тронутым их имущество, не зависимо от пожеланий воинов, участвовавших в штурме. Другие же ученые сказали, что военачальник обязан либо получить разрешение воинов, либо разделить между ними имущество жителей города.

Имам Абу Ханифа разрешает захват имущества неверных, убитых в битве только в том случае, если военачальник объявит: «Кто убил неверного, тот может взять его имущество». Другие же ученые сказали, что они имеют право забирать имущество убитых неверных, не спрашивая разрешения имама.

Если кто-либо, совершив преступление, будет подвергнут уголовному наказанию (тагзир, более слабое наказание, чем хадд), во время которого случайно умрет, то по мнению Абу Ханифы глава не несет никакой ответственности за это, а по мнению других ученых, глава должен выплатить возмещение.

Если кто-либо, без разрешения главы окультурил не плодородные земли, то по мнению Абу Ханифы, несмотря на это он не признается владельцем этой земли. Другие же сказали, что он не нуждается в разрешении главы и становится хозяином этой земли.

По мнению Абу Ханифы, если раб совершил прелюбодеяние, или употребил алкогольный напиток, или украл, то только глава имеет право применить к нему уголовное наказание, хозяин такого права не имеет. Другие же ученые сказали, что хозяин имеет право применить к нему уголовное наказание, даже не спрашивая разрешения главы.

По мнению Абу Ханифы, если хозяин свободно пасущихся животных самовольно выплатит закят неимущим, то глава имеет право потребовать от него повторную выплату закята. По мнению других ученых он такого права не имеет.

По мнению Абу Ханифы человек, преднамеренно убивший подкидыша, должен быть привлечен к уголовному наказанию, а по мнению других имамов он не привлекается к ответственности.

По мнению Абу Ханифы, если на похоронах мусульманина одновременно присутствуют его ближайший родственник и глава администрации, то глава имеет больше прав возглавить погребальную молитву. А по мнению других ученых, больше прав имеет его родственник.

Выводы его мазхаба более просты для исполнения

Например: 

Раздел «Очищение»

Как известно, большинство людей при совершении большого и малого омовения не совершают намерения, но согласно ханафитского мазхаба такое омовение считается правильным. Кроме этого имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) допускает посещение бань, что же касается имама аш-Шафиги (да смилуется над ним Аллах), то он признает их оскверненными.

Абу Ханифа допускает использование глиняных, обожжённых сосудов для питья и омовения, что же касается имама аш-Шафиги, то он признает их нечистыми, поскольку их коснулся пепел при обжиге. Имам аш-Шафиги не допускает использование навоза в качестве топлива при выпечке хлеба и приготовлении пищи, поскольку считает, что при этом хлеб и пища становятся нечистыми, что же касается имама Абу Ханифы, то он считает, что они остаются чистыми.

Кроме этого, имам аш-Шафиги считает шкуру, кости и рога мертвечины нечистыми, а имам Абу Ханифа допускает их использование и изготовление из них сита, рукоятей для ножей и дуршлагов.

Имам аш-Шафиги обязывает молящегося при совершении начального такбира иметь намерение, но, как известно, это может быть затруднительным, поэтому имам Абу Ханифа не ставит это в качестве условия.

То же самое касается сделок купли-продажи, имам аш-Шафиги (да смилуется над ним Аллах), в отличие от Абу Ханифы, не допускает сделок купли-продажи ребенка, продажу отсутствующего товара, как например, орехов, арбузов, гранатов, огурцов и прочего, хотя мусульманам часто приходится сталкиваться с подобными сделками. Также и пшеница согласно имаму аш-Шафиги является нечистой и ее следует омыть.

Во всех этих случаях Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) предлагает более простые решения, ведь Аллах в Коране сказал:

وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ

«и не наложил на вас в [исполнении обрядов] религии никакого затруднения». (22:78) 

Автор: Имам Абу аль-Мазфар Джамалуддин Юсуф бин Фаргал бин Абдулла аль-Багдади аль-Ханафи, внук Абу аль-Фараджа ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (ум. 654 г/х).
Из книги: «Аль-Интисар уа ат-тарджих лил-мазхаб ас-сахих».

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *